Главная страница
Навигация по странице:

  • Человек как предмет философских учений софистов и Сократа.

  • Философия Платона. Учения об идеях, о познании, о государстве. Согласно Платону

  • Платон

  • Метафизика Аристотеля. Аристотель как систематизатор достижений античной мысли.

  • Сопоставьте онтологический статус идей/форм в философии Платона и философии Аристотеля.

  • Этические учения стоиков и эпикурейцев: сравнительный анализ.

  • Патристика. Аврелий Августин: об отношении к античной философии, о человеке и смысле истории.

  • Об обществе и истории

  • философия. 1. Предмет философии. Структура и функции философского знания


    Скачать 178.34 Kb.
    Название1. Предмет философии. Структура и функции философского знания
    Анкорфилософия
    Дата18.01.2022
    Размер178.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_2018.docx
    ТипДокументы
    #334655
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Ранняя греческая философия. Мудрецы и философские школы

    досократиков
    Милетская школа.

    Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира. Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н. э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию. Анаксимен (546 – 526 гг. до н. э.) – ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, ка­мень и т. д.).
    Школа Гераклита Эфесского.

    Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).
    Гераклит вводит понятие меры – грань, которая определяет качественную самотождественность вещи, е неповторимость и самоопределенность. Эта мера определяется Логосом. Именно огонь определяет и обусловливает внутреннюю природу вещи, ее меру.

    Гераклит явился основоположником диалектики.

    Диалектика выступает и в роли теории развития, и как метод, способ познания и мышления, включающий целый ряд определенных принципов:
    Принцип противоречия как источника развития;

    Принцип конкретности познания истины (всесторонние раскрытие познания предмета);

    Принцип историзма (рассмотрение объекта в развитии).

    Элейская школа.

    Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие – ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.
    Школа пифагорейцев.

    Пифагорейцы – сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диа­лектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

    Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все собы­тия повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные каче­ства человека.
    Школа атомистов.

    Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопиче­ские частицы – «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп – это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа Демокрит (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
    весь материальный мир состоит из атомов;

    • атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;

    • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

    • атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);

    • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

    • атомы находятся в вечном движении;

    • существует круговорот атомов: веи, живые организмы сущест­вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира;

    • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.


    Таким образом, характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии.


    1. Человек как предмет философских учений софистов и Сократа.

    Впервые софисты от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Софисты обращаются к мышлению человека.

    Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ был софистом потому, что не признавал никакого внешнего авторитета, но он был и самым сильнейшим противником софистов. По мнению Сократа, природа создана богами, которые сотворили мир, чтобы удовлетворить все потребности человека. Поэтому единственным объектом знания может быть сам человек, а изучение природы - это вмешательство в дела богов Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового.

    Сократ: три довода о БЕССМЕРТИИ ДУШИ:

    1) Всё возникает из противоположного;

    2) Душа причастна миру вечных (божественных) идей;

    3) Душа обеспечивает знание путём анамнезиса. (Ана́мнесис — в христианстве часть молитвы, на которой вспоминаются дела истории спасения человечества.)

    1. Философия Платона. Учения об идеях, о познании, о государстве.

    Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.
    Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности.
    В философских представлениях Платона о космосе и вселенной чувствуется сильное влияние мифологии. Бог – зодчий вселенной – при её создании соединил в ней идеи с вещественной материей. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос.

    Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты.

     Государственная философия Платона.

    Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произведения умственного творчества следует подчинить строгому правительственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные, полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулироваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.



    1. Метафизика Аристотеля. Аристотель как систематизатор достижений античной мысли.

    Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

    • Теоретические: метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изучает состояние тел и определенные «материи»; математика - абстрактные свойства реальных вещей.

    • Практические: этика - наука о норме поведения людей; экономика; политика. Творческие науки, связанные с деятельностью творцов поэтов

    Аристотель делит сущности на низшие и высшие.

    Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность форма(идея). Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма(идея), согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности.

    Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель(Бог), который служит источником жизни и движения всего.

    Душа является формой по отношению к матери. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, ростаи размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.

    Разумной же душой обладает только человек.  Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.

    1. Сопоставьте онтологический статус идей/форм в философии Платона и философии Аристотеля.

    Платон был создателем идеализма, а ученик его, Аристотель, основатель реализма. Понятие «реализм», впрочем, здесь следует трактовать не в смысле «материализма», а, скорее, как позднейший европейский «позитивизм». Аристотель никогда не утверждал, что материя первична по отношению к идее. У него немало высказываний в прямо противоположном смысле.  

    • Платон считает понятия (идеи) сущностями, отдельными от явлений (вещей), имеющими самобытную реальность;

    • Аристотель сводит идеи из их отдельной области в мир явлений, считает их формами, посредством которых образуются из материи чувственные, действительно существующие предметы.

    • Платон стремится возвыситься над природою и берет содержание своей философии из области сверхчувственного, небесного.

    • Аристотель подвергает своему исследованию природу, землю, предметы, существующие на земле, систематизирует приобретаемые о них сведения и, путем ясных, строго логических выводов и доказательств, формулирует общие законы.

    • По учению Аристотеля, идея - только форма, охватывающая материю, из которой образует она предмет. Идея и явление существуют не отдельно друг от друга, а в сочетании между собою, и цель его исследований – определить идеи, действующие в явлениях.

    • По воззрению Платона, истинное бытие принадлежит только общим понятиям; они существуют отдельно от явлений, в особой области, в мире идей

    Оба они считают истинное знание высочайшею целью стремлений человека, важнейшим элементом счастья.

    • Но у Платона добродетель сливается со знанием истины, изучение философии ведет к обладанию не только умственным, но и нравственным совершенством.

    • Аристотель ставит философию в тесную связь с опытными знаниями. Таким образом, философия разделяется у Аристотеля на теоретическую и практическую. Задача теоретической философии, по его воззрению, – подводить данные опыта под единство понятия, и выводить из общих истин частные.



    1. Этические учения стоиков и эпикурейцев: сравнительный анализ.

    Этика Эпикура направлена против религиозных суеверий, которые, согласно Эпикуру, принижают достоинство человека. Для Эпикура критерий счастья - в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло - то, что порождает страдание. Обоснованием учения о пути, ведущем человека к счастью, должно быть устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, он они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение атомов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью. Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью.

    Учение стоиков. Это была школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды.

    Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.

    Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса.

    Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.

    Итоги. Вся физика и этика эпикурейцев направлены к тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков же необходимость ("судьба", "рок") непреложна. Свобода, как ее понимает Эпикур, для стоиков невозможна. Действия людей отличаются не по тому, свободно или не свободно они совершаются - все они происходят только по необходимости, - а лишь потому, добровольно или по принуждению исполняется неотвратимая во всех случаях необходимость.

    1. Патристика. Аврелий Августин: об отношении к античной философии, о человеке и смысле истории.

    Представитель латинской патристики Аврелий Августин, подчеркивает, что философия должна представить учение церкви в виде научной системы, обосновать и разработать его.

    Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

    Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

    Об обществе и истории

    Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

    Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

    Справедливое государство — христианское государство.

    Функции государства:

    • обеспечение правопорядка,

    • защита граждан от внешней агрессии,

    • помогать Церкви и бороться с ересью.

    Августин связать историю человечества с планами и намерениями Божества. .  история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к нравственному совершенству.

    В историческом процессе Августин выделял семь главных эпох

    • первая эпоха — от Адама до Великого потопа

    • вторая — от Ноя до Авраама

    • третья — от Авраама до Давида

    • четвёртая — от Давида до вавилонского пленения

    • пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа

    • шестая — началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.

    • седьмая — вечность


    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта