Главная страница
Навигация по странице:

  • «Одно и то же есть мысль и бытие»

  • Разум

  • Случайность

  • «Я знаю, что я ничего не знаю»

  • Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика).

  • Эмпирия

  • Проблема познания в античной философии. Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Парменид Диоген Лаэртский Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. Одно и то же есть мысль и бытие


    Скачать 15.83 Kb.
    НазваниеПроблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Парменид Диоген Лаэртский Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. Одно и то же есть мысль и бытие
    Дата11.02.2022
    Размер15.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроблема познания в античной философии.docx
    ТипДокументы
    #358305

    Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

    Парменид

    Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка - это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.

    Разум играет главенствующую роль в процессе познания, а чувства – подсобную. Истина основана на рациональном познании, а на чувствах – лишь мнение, а не истинная сущность. Не доверяйте чувствам, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

    Демокрит

    Древнегреческая мифология: боги – как люди, которые правят как цари; но есть богини судьбы - мойры, их волю не в состоянии предотвратить даже боги.

    Случайность – это то, сущность чего мы не можем познать. Человек познает на уровне своих чувств (начало концепции сенсуализма) – это темное познание. От вещей истекают маленькие предметики, которые воздействуют на органы чувств. Но темное познание – это познание только мира случая (т.е. мира небытия). Светлое познание – это познание умомУм преодолевает темное познание, отталкиваясь от него для познания мира атомов.

    Субъект здесь созерцатель, обладающий темным и светлым познанием. Он познает космос, который находится вне него (сам человек не включен в этот космос). Если включен, то только путем редуцирования к этому миру. По существу, Демокрит дает каркас построения научной теории. Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.

    Сократ

    Внешний диалог стимулирует работу внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя». У человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и вынуждает двигаться дальше.

    Теория познания Платона

    Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

    П. подошел к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.

    Теория познания Аристотеля

    Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

    Уровни познания:

    5. Эмпирия - самый низший – опыт;

    6.      Техно – умение, обобщение на пальцах;

    7.      Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;

    8.      Софос - знание конечных причин, основания мира.


    написать администратору сайта