Главная страница
Навигация по странице:

  • Спор об универсалиях в средневековой философии: реализм и Номинализ

  • Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения

  • Антропоцентризм

  • Этапы развития

  • Основные черты философии эпохи Возрождения

  • Сопоставьте учения о вселенной Николая Коперника и Джордана Бруно

  • Научная революция второй половины XVI–XVII вв. и ее влияние на философию.

  • Охарактеризуйте учения о субстанции в метафизических концепциях Декарта, Спинозы и Лейбница

  • Сопоставьте взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта на методы научного познания.

  • Философия Просвещения о природе, человеке и обществе

  • Поль Генрих Дитрих Гольбах

  • Учение о познании И. Канта

  • Покажите отличие гипотетического императива И. Канта от категорического императива

  • Система и метод в философии Гегеля.

  • Раскройте специфику антропологического материализма Л. Фейербаха.

  • философия. 1. Предмет философии. Структура и функции философского знания


    Скачать 178.34 Kb.
    Название1. Предмет философии. Структура и функции философского знания
    Анкорфилософия
    Дата18.01.2022
    Размер178.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_2018.docx
    ТипДокументы
    #334655
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Основные проблемы средневековой схоластики. Фома Аквинский как систематизатор средневековой философии.

    Средневековая философия IX-XIV вв. получила наименование схоластики. В период средневековья схоластика сыграла позитивную роль, т. к. формировала уверенность человека в возможности рационального постижения веры, укрепляла его в мысли о гармонии веры и разума. Ее задача заключалась в систематизации основных положений христианского вероучения, рациональном их обосновании путем логического анализа понятий.

    Фома Аквинский(1225-1274). Объединил философию Аристотеля и догматы католической церкви. Душа чел. свое полное индив. воплощение получает только при соедин. с телом.

    Одна из главных проблем учения ФА, как и у его предшественников, - проблема соотношения знания и веры. Знание и вера не противоречат друг другу, а друг друга дополняют. Некоторые истины Откровения недоступны разуму, а являются предметом веры, например, триединство Бога (об этом писал еще Тертуллиан), номногие другие истины вполне доказуемы и поддаются анализу. Если разум ошибается, большего довериязаслуживают положения веры. Когда философские идеи противоречат Откровению, то значит, философы неправы (приоритет веры над знанием).

    Размышляя над проблемами универсалий, Фома Аквинский был сторонником умеренного реализма. Онпризнает троякое существование универсалий: в уме Бога (до конкретных вещей), в конкретных вещах, в умечеловека (после конкретных вещей).

    Что касается понимания природы человека, то она, согласно взглядам средневековья, является соединение материального тела и нематериальной души. Индивидуальная человеческая душа получает свое полное существление только при соединении с телом (может, в частности, обладать разумом – «могущественнейшейприродой человека»).

    1. Спор об универсалиях в средневековой философии: реализм и Номинализ

    Важное место в религиозно-философской мысли занимает проблема универсалий (общих понятий). Согласно христианскому вероучению Бог, как творец всего существующего, содержит в себе прообразы всех вещей. Каждая сотворенная единичная вещь отображает, копирует образец, вечно существующий в божественном уме, и несет в себе отпечаток божественного совершенства.

    Представители реализма полагали, что универсалии выражают сущность вещи и обладают реальным бытием. Более того, они предшествуют существованию единичных вещей и имеют свое высшее осуществление в божественном разуме. Противоположных воззрений на природу универсалий придерживался номинализм. Реально существуют лишь единичные вещи, а общие понятия есть слова, имена вещей(\\\ чтобы было легче понять представь что любое тело имеет душу даже у камня есть душа. Когда говорят про универсалии имеют ввиду душу). В процессе чувственного восприятия человек познает отдельные вещи и формирует понятия, которые существуют лишь в человеческом разуме как имена, звуки, знаки вещей и их свойств Номинализм отрицает существование универсалий не только в вещах, но и в Боге. Фома Аквинский(1225-1274) принадлежал к умеренному реализму – троякое существование универсалий: в уме Бога, в конкретных вещах, в уме человека.

    1. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения

    С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.

    Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

    Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

    Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

    Этапы развития гуманизма:

    – светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;

    – ценностно-моральный акцент философии и литературы.

    Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

    Основные черты философии эпохи Возрождения:

    – отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

    – использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

    – тесная связь с естествознанием;

    – исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

    1. Сопоставьте учения о вселенной Николая Коперника и Джордана Бруно

    Джордано Бруно (1548–1600), создав учение, враждебное средневековому теизму. Бруно на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник счтал, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.
    Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы — как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного — с другой.
    Учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

    1. Научная революция второй половины XVI–XVII вв. и ее влияние на философию.

    Открытие гелиоцентрической системы мира польским астрономом Николаем Коперником в середине XVI века положило начало научной революции, которая знаменует собой становление современной науки. Завершением научной революции стало создание механистической картины мира английским ученым И. Ньютоном (1687), в которой Вселенная предстает как механизм, в котором господствуют жесткие причинно-следственные связи, и космический порядок рассматривается как доказательств существования и могущества Бога.

    Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

    В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

    Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

    Крупными философами в Европе XVII в. являются:

    – Ф. Бэкон (Англия);

    – С. Гоббс (Англия);

    – Дж. Локк (Англия);

    – Р. Декарт (Франция);

    – Б. Спиноза (Голландия);

    – Г. Лейбниц (Германия).

    В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

    Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

    1. Охарактеризуйте учения о субстанции в метафизических концепциях Декарта, Спинозы и Лейбница

    Вопрос о субстанции представляет собой, главным образом, вопрос о бытии – ядро метафизики.

    Декарт высказывался в пользу многообразия субстанций. В «Основах философии» он определил субстанцию как «вещь, для существования которой не нужно ничего другого, кроме нее самой». Однако понимаемая так субстанция может быть только высшей реальностью, Богом. Тогда Декарт ввел второе понятие субстанции «поскольку является реальностью, нуждающейся для своего существования только в участии Бога». Двусмысленность Декартова решения очевидна, так как нельзя, будучи последовательным, утверждать, что:

    а) субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой;

    б) субстанция – это также и творения, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме помощи Бога.

    Формально эти два определения исключают друг друга.

    По Спинозе, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Бог является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что есть, существует в Нем, а без Бога ни одна вещь не может ни существовать, ни быть понятой», а также «все, что происходит, случается единственно по законам бесконечной Божественной природы и следует из ее необходимой сущности»

    Лейбница говорил следующее: «У Бога достанет умения создать машину в тысячи раз более хитроумную, чем механизм нашего тела, при помощи лишь нескольких довольно простых жидкостей, составленных так, чтобы обычных законов природы оказалось достаточно для необходимого дальнейшего развития организма с целью произвести такое восхитительное следствие. Истина же в том, что ничего этого не случилось бы, - не будь создателем Бог».


    1. Сопоставьте взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта на методы научного познания.


    Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений он выдвинул идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, определяющей строение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц

    Они признавали, что «чувства неизбежно обманывают», но если Р. Декарт в качестве преодоления этого обмана предлагал обратиться непосредственно к «свету разума», то Ф. Бэкон для этой цели предлагал использовать опыт.

    Отправной точкой для начала исследования Р. Декарт и Ф. Бэкон считают очищение от налета ложных мнений и спекуляций. Для этого они предлагали прибегнуть к конструктивному сомнению.

    Бэкон выделил ряд «идолов» под действием которых человек не может получить из проведенных исследований выводы, соответствующие истинной природе вещей. После устранения «идолов» или подавления их влияния, возможен корректный переход непосредственно к предлагаемому им эмпирико-индуктивному методу. Бэкон пытался создать подлинно индуктивный метод, позволяющий получать достоверные знания на основе возможно большего.

    В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел дедукции.

    Декарт считал, что единственно верным способом отыскания истины является использование математического аппарата. Как и в математике, он сначала искал интуитивную истину, очевидную для каждого, затем, основываясь на ней, стремился дедуктивным путем найти новую достоверную истину.


    1. Философия Просвещения о природе, человеке и обществе


    Родина идей Просвещения – Англия конца XVII в., но особого взлета они достигли во Франции в XVIII в. Эпоха Просвещения ознаменовала новую стадию в развитии европейской классической философской мысли XVII-XIX вв. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества. Отличая просвещенную элитарную часть общества от непросвещенной (народа), эти мыслители считали своей важнейшей заботой его просвещение и воспитание.
    Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Он страстно содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он был признанным вождем философско-социального движения. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова.

      Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723—1789) — французский философ-материалист. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду.

    Дидро. Он признавал объективность и материальность мира, считал материю и движение единственной существующей реальностью, отстаивал положение о материальном единстве мира. В материалистическую концепцию природы мыслитель внес ряд положений диалектического характера. В частности, он развивал идеи о вечной изменчивости природных форм, об эволюции живых существ.

    1. Учение о познании И. Канта


    Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знаний. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.
    В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике:

    Кант считал, что нужно взять за основу метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума.
    Кант ввел воображение в теорию познания. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений Кант добавляет: что человек это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. 


    1. Покажите отличие гипотетического императива И. Канта от категорического императива

    Императив — приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив)

    ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — термин Канта, относящийся к совету о действиях и имеющий следующую форму: Если Вы желаете достичь X, сделайте Y . Такой совет, основанный на эмпирическом доказательстве, является не обязательным, а факультативным.

    КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – термин Канта, обозначающий основной закон его этики. Имеет две формулировки:

    Первая формулировка выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, К.И. является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.

    Гипотетический императив всегда начинается с "если" и никогда не объективен, т.к. всегда чем-то обусловлен (индивидуальными желаниями).

    Категорические императивы не содержит "если", они говорят, что следует делать, без всяких условий. Все нравственные принципы выражаются только категорическими императивами. Они априорны (даны каждому изначально, как результат всей предыдущей истории природы и общества), общи всем разумным существам и никак не связаны с особенностями человеческой природы.

    Примеры.

    Гипотетический императив: "Чтобы избежать армии надо учиться и поступить в вуз".

    Категорический императив Ломоносова, который пешком пришел в Москву за знаниями – пример "автономного деятеля".

    Категорический императив: "Все нации имеют право на самоопределение".

    Гипотетический императив: "Если это не в наших сиюминутных интересах, это право не признаем."

    1. Система и метод в философии Гегеля.

    В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе.
    Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.
    В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.
    Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

    1. Раскройте специфику антропологического материализма Л. Фейербаха.

    Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.

    Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

    По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек — центр всей методологии. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и религия, но также и философия, логика, методология, наука и т.п. — все это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности.

    С точки зрения диалектического содержания в истории материализма Л. Фейербаху явно не повезло. Дело в том, что его материализм однозначно оценивается как сугубо и исключительно метафизический.

    Основное содержание и смысл философии Фейербаха - отстаивание материализма. В теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Религия рассматривается Фейербахом как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям.

    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта