философия. 1. Предмет философии. Структура и функции философского знания
Скачать 178.34 Kb.
|
Раскройте основные концепции развития общества в философии историиСреди множества концепций исторического развития можно выделить две. Сторонники унитарно-стадиальной точки зрения полагают, что реально существуют не только отдельные социоисторические организмы (народы, культуры) и различного рода их системы, но и человеческое общество как единое целое. Процессы развития отдельных социоисторических организмов и их систем вместе взятые образуют один единый процесс всемирной истории. плюралистической точки зрения, полагают, что суть истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно автономных социальных образований (культур или цивилизаций), каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Перечислите глобальные проблемы современности и покажите возможные пути их решения.Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. возможные пути их решения-различные уступки, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др. Отсталость развивающихся стран потенциально опасна: масштабная вынужденная миграция, распространение побежденными инфекционных заболеваний. Проблема бедности невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, Продовольственная проблема проблема в наиболее общем виде заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себяжизненно важными продуктами питания Решение продовольственной проблемы развивающихся стран связано с преодолением их экономической и научно-технической отсталости и лежит на путях радикальных социально-экономических преобразований, ликвидации отсталых форм землевладения и землепользования. Глобальная энергетическая проблема это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Экстенсивный путь решения энергетической проблемы предполагает дальнейшее увеличение добычи энергоносителей и абсолютный рост энергопотребления интенсивный путь решения энергетической проблемы, заключающийся прежде всего в увеличении производства продукции на единицу энергозатрат. Энергетический кризис 70-х гг. ускорил развитие и внедрение энергосберегающих технологий Проблема экологии и устойчивого развития это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду. Первостепенное значение для устойчивого развития мировой экономики приобретают технологии, направленные на сохранение экологических ресурсов планеты ужесточение мер по предотвращению загрязнения окружающей среды. создание экономичных продуктов, которые можно использовать повторно. создание чистых технологий. Основные подходы к проблеме сосуществования различных культур Современная культурология признает факт наличия множества культур, типологически распределенных в соответствии с теми или иными основаниями. Такое признание неизбежно порождает необходимость осмысления основных аспектов взаимодействия культур различных иерархических уровней, а также вопросов сосуществования культур одного уровня (типологического ряда). Данный блок вопросов, связанный с выработкой определенного взгляда на феномен множественности культур, условно обозначается как проблема взаимодействия культур. В мировой культурологии на этот счет выработано два принципиальных подхода. Во-первых, многие культурологи утверждают сущностную замкнутость (непроницаемость) культур, приходя к выводу об автономности их развития. Во-вторых, возможна альтернативная интерпретация культурной множественности: культуры уникальны, но при этом они не отгораживаются друг от друга, а наоборот, тяготеют к единству, создавая предпосылки для некоего культурного синтеза или общего основания. Первый подход принято называть партикуляризмом, второй – универсализмом. Партикуляризм – это направление культурологической мысли, которое придерживается установки на разъединение культур, видит в историко-культурной динамике явление культурной обособленности. Основной мировоззренческой парадигмой партикуляризма является представление о том, что культуры не в состоянии слышать друг друга, поскольку проходят в своем развитии определенные этапы, не совпадающие для разных культур на конкретном отрезке исторического времени. Таким образом, культуры развиваются каждая своим особым путем, а параллельное развитие невозможно. Основные идеи партикуляризма были заложены немецким историком Э.Мейером. Их дальнейшее развитие стало возможным благодаря немецкому культурфилософу Э.Трёльчу, который писал: «Запад, Ближний и Дальний Восток, культурные народы, народы с неполностью развитой культурой и примитивные народы настолько различны, что об общем содержании культуры современного человечества речь вообще не может идти…». Универсализм – это направление культурологической мысли, которое придерживается установки на культурный синтез, на всеобщность истории культуры, на принципиальную возможность «схождения» культур. Сторонники данного направления склонны к выработке понимания общности судьбы человечества. Они убеждены в том, что культурное многообразие не исключает наличия общей линии развития, ведущей к обретению единой общечеловеческой культуры. Истоки универсализма лежат в специфическом понимании человечества как некой соборности, а развитие этого направления стало возможным с формированием стадиального исторического мышления. В истории философии известно несколько вариантов универсалистского понимания истории человечества и истолкования перспектив его судьбы. Наиболее популярным в настоящее время является взгляд на человечество как на формирующееся единство, которое существовало не всегда, а сложилось постепенно с течением исторического времени. В соответствии с таким пониманием земные народы (культуры) постепенно входят в человечество (общечеловеческую культуру). Тем не менее, единство истории, воспринимаемое как полное единение человечества, никогда не завершится. История, в которой действует идея единства, всегда будет стремиться к своей цели. Ярким примером универсалистской концепции данного типа является система взглядов немецкого философа К.Ясперса. Охарактеризуйте место России в диалоге культур. Аспект сравнительного рассмотрения русской культуры с культурами иных цивилизаций с целью установления принципиального взаимодействия между ними, преодолевающего локалистский характер или даже шпенглеровскую “взаимонепроницаемость” замкнутых цивилизаций-культур. Сравнение возможно на трех уровнях: национальном (Россия и Франция, русская и немецкая культура и т. п.) цивилизационном (сопоставление России с цивилизациями Востока и западноевропейской “фаустовской” или “западно-христианской цивилизацией) типологическом (Россия в контексте Запада и Востока вообще). В национальном отношении русская культура — одна из национальных европейских культур, имеющая свое особенное “лицо”, наряду со всеми остальными, начиная с древних эллинов (греков), от которых и идет европейская цивилизационно-историческая традиция. Эта специфика — ее огромная территория и единое государство русского народа, а отсюда— совпадение нации и цивилизации. От восточных цивилизаций русскую отличает ее христианство (а отчасти — связь через греческую Византию с эллинской общеевропейской основой), от цивилизации западноевропейских народов — православный характер русской культуры и указанные выше геополитические моменты. Человек в условиях информационно-технической цивилизации: риски и новые возможности. 2.1. Экономические проблемы В современном обществе на передний план выходят информационные процессы, наука становится непосредственной производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер. Основой экономики информационной цивилизации стало получение избыточной прибавочной стоимости. Она возникает за счет снижения издержек производства на отдельной группе предприятий, на которых время, затрачиваемое на производство продукта, ниже, чем общественно необходимое (среднее), определяющее стоимость (либо выпускается уникальный продукт). Более высокая эффективность производства достигается, как правило, за счет применения новых технологий, а иногда за счет совершенствования методов организации производства, но как только научно-технические достижения становятся широко внедренными основной массой производителей, избыточная прибавочная стоимость исчезает. 2.2. Социальные проблемы До определенного момента возможности постиндустриального общества казались неограниченными. Но сверхсложная экономика характеризуется большим количеством взаимосвязей между предприятиями, что накладывает ограничения на количество выбираемых обществом возможных путей развития, создавая эффект “сужающегося тоннеля”. В эпоху информационного общества, наступающую после этапа индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, и после этапа финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется путем управления информационными ресурсами и информационными потоками. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию и управляющие вниманием и, как следствие, сознанием людей, становятся главным инструментом влияния. Для эффективного осуществления властных функций используются самые современные информационные технологии, которые превращают людей в объект направленной обработки, т.е. потребителей. Сознание такого человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые в немалой степени определяют его реакции, оценки и поведение. Это существенно нарушает устойчивость структуры общества. Социальными предпосылками новой системы образования являются требования воспитания человека, способного к жизни в постоянно меняющихся социальных условиях, адаптированного к современному обществу, адекватно воспринимающего окружающий мир, имеющего устойчивое целостное мировоззрение, утверждающее общечеловеческие ценности. 2.3. Экологические проблемы М.В. Рац, проанализировав экологическую ситуацию на рубеже тысячелетий, пришел к выводу о том, что «центр тяжести ситуации… смещается из области физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и мышления. Становится очевидным, что “разруха не в газетах, а в головах” (М. Булгаков), а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой организации систем деятельности. …Становится ясно, что суть экологической ситуации не в конфликте человека с природой, а в конфликте различных систем деятельности». Как следует из схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры (по Щедровицкому), социально-производственные ситуации (к числу коих относится и экологическая) суть, наряду с прочим, результат реализации культурных норм и образцов деятельности, живущих и транслирующихся в особом пространстве культуры, а потому какие бы мы усилия не применяли для перестройки представленной таким образом экологической ситуации и каких бы успехов мы не достигли – все это заранее обречено на неудачу, потому что в следующий раз сработают те же культурные нормы, и мы получим новый оттиск ситуации со старых культурных матриц. Если поместить эту схему на соответствующее место внутри схемы воспроизводства деятельности и в качестве новой схемы экологической ситуации рассматривать эту последнюю, тогда в границы экологической ситуации дополнительно попадут механизмы трансляции и реализации культуры, фиксации и использования опыта, а также содержание культурных норм и образцов. При таком способе действий оказывается, что экологический кризис – это не кризис в системе производства (как это принято считать), а кризис системы воспроизводства или кризис культуры, оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство нашего мира. 2.4. Культурные проблемы Как показывает опыт развитых стран, высокий уровень социально-экономического развития в настоящее время не предполагает и не создает предпосылок для разрешения сущностного кризиса. Как правило, кризис такого рода ведет к нарастанию индивидуальных и социальных проблем, воспринимаемых как все большее усложнение цивилизации, поскольку скорость возникновения проблем опережает нашу способность к их разрешению. В связи с тем, что отражением сущностных моментов жизни общества является культура, то возникает необходимость осознанно формируемого культурного бытия, невозможного без выявления причин кризиса и условий необходимого поворота в развитии цивилизации, осуществляемого через систему образования как систему воспроизводства культурного фонда цивилизации. Для современности характерно пренебрежение культурой, возникшее в результате прагматизма и иллюзии о полной адекватности естественнонаучной картины мира тому миру, в котором существует человек. Однако пренебрежение целым, включающим помимо рационального и иррациональное, не избавляет от иррационального. Синтез материального и духовного, иррационального и рационального в единое целое в рамках человеческого бытия осуществляется в рамках целостной картины мира, определяющей целостность культуры. Только в этом случае возможно устойчивое (инвариантное) бытие человека в процессуальном мире. 2.5. Психологические проблемы. Проблемы глобальной этики. Идеи разрушения цивилизации с переходом к информационному обществу 4. Подобное интеллектуальное развитие информационного общества пройдет прежде все-го через психику людей, через процесс психо-эмоциональной адаптации и осознание происходящего, изменяя духовный облик человека и его жизненные перспективы. Таким образом, реальностью остается факт, что развитые западные страны вследствие быстрого развития научно-технической революции совершают процесс трансформации техногенеза на новый уровень - уровень инфоноосферогенеза, социо-культурно изменяя человеческий материал, сознание и осознание индивидом этого глобального перехода. Не менее важной проблемой в подобной "открытой информационной цивилизации" станет проблема глобальной этики в системе межгосударственных и межличностных взаимоотношений. Необходимость глобальной этики в условиях глобальной информационной инфраструктуры будет диктоваться рядом обстоятельств. Прежде всего, глобальная информатизация сделает человечество глубоко контактным. Более того, глубина этих контактов будет определяться не столько наличием межгосударственных линий связи, сколько реальной человеческой связью. Это будет обусловлено тем, что не государство, а страна, этносы, люди являются более фундаментальным цивилизованным образованием и именно они представляют собой "единицу планетарной общности". Это во-первых. Во-вторых, актуальность глобальной этики будет диктоваться усилением процессов синергизма природы и человечества в планетарном масштабе. Усилится процесс интеграции нового гуманизма с новым натурализмом. Глобально информатизированный мир будет становиться все более органическим целым. Глобальная этика в видоизменяющемся мире станет не только жизненно необходимой, но и будет качественно видоизменяться, она поставит человечество перед выбором - разумного или нравственного, логического или внелогического. В связи с этим гуманитарная ценность глобальной этики будет заключаться в том, что она заставит человечество пересмотреть роль научного мировоззрения и нравственного чувства в симбиозе человека и природы и покажет человеку губительность технократического подхода к окружающей среде. Таким образом, инфоноосфера – это ступень к целостности мира, гармонии цивилизации. Глобальная этика способна показать, может ли человек стать "мерой всех вещей" в глобальном пространстве. Отсюда следует еще один вывод: с одной стороны, переход к информационному обществу ведет подрыву основ цивилизации в силу подавляющего влияния техники и растворения в ней личности человека, с другой – создание глобальной этики приводит к гармонизации цивилизации. Заключение Помимо экономических, экологических, социальных и др. проблем функционирования информационного общества, основной проблемой современного информационно-технического общества следует признать проблему подавления техникой личности человека, растворение индивидуальности человека в «творении рук своих» – это способно, по мнению многих философов, привести к распаду цивилизации при переходе к информационному обществу. Однако, в качестве некоторого «противовеса» разрушительному влиянию техники можно привести создание глобальной этики, способной консолидировать и гармонизировать современное информационно-техническое общество. Сопоставьте различные аспекты информационного общества, представленные в концепциях Д. Белла и Э. Тоффлера. Современное общество все чаще рассматривают как «информационное общество» (Масуда, А. Тофлер, Н. Моисеев). Однако существуют и другие мнения. Наиболее известные из них – «постиндустриальное общество» (А.Белл), «технотронное» (З. Бжезинский), «ноосферное общество» (В.И. Вернадский, «открытое общество» (К. Поппер) и т. д. К фундаментальным признакам информационного общества можно отнести следующие: рост интенсивности информационных коммуникаций в современном обществе; высокий уровень развития информационных технологий, обеспечивающих динамическое развитие общества; возможность всякого субъекта (человека, группы и т. д.) фактически в любое время получить любую информацию по интересующему вопросу; автоматизация и роботизация всех сфер и отраслей производства и управления; глобализация сознания и т. д. В развитии человечества принято выделять несколько революций (качественных скачков) в обработке информации. Первая информационная революция в истории человечества произошла 30 тыс. лет назад, когда впервые человек стал рисовать рисунки на скалах и деревьях. Так впервые информация была переведена на носитель информации (стена скалы, дерево). Вслед за рисунками появились буквы – возникла письменность, с помощью которой человек стал передавать потомкам все знания. Вторая информационная революция произошла с появлением ЭВМ в середине XX в. Информация стала храниться в электронном виде, что существенно увеличило легкость хранения и ее обработки. Третья информационная революция происходит уже сегодня у нас на глазах. Это появление и развитие всемирной компьютерной сети Internet. Она делает всю информацию, накопленную за всю историю развития человечества, доступной любому человеку из любой точки земного шара в считанные минуты. Тоффлер Вторая и третья информационные революции были бы невозможны без изобретения компьютеров. Принято считать, что первый компьютер был изобретен в 1943 г. в Великобритании. Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонент: в экономическом секторе — переход от производства товаров к расширению сферы услуг; в структуре занятости — доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меригократии»; осевой принцип общества — центральное место теоретических знаний; будущая ориентация — особая роль технологии и технологических оценок; принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии». «Третья волна» — книга Элвина Тоффлера. Впервые издана в 1980 году на английском языке под заголовком «The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow», в том же году книга вошла в список бестселлеров The New York Times.[1] В книге выделяются три основных стадии (волны) развития человечества — аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Очевидно сходство волновой теории с формационной теорией Маркса, однако волны, в отличие от формаций Маркса, сменяют друг друга в результате эволюции, а не революции. По Марксу революция — это локомотив истории, но, с точки зрения эволюционной теории, революции только затормаживают развитие. По Тоффлеру же, наоборот, главный двигатель истории — технический прогресс, и, хоть очередная волна приходит в результате качественного скачка и является грандиозным поворотом истории и величайшей трансформацией всех сторон общественной и личной жизни, эти изменения бескровны и носят эволюционный характер. Место и роль образования в информационном обществе. |