Главная страница

история. Концепции исторического развития. Периодизация всемирной истории


Скачать 265.48 Kb.
НазваниеКонцепции исторического развития. Периодизация всемирной истории
Анкористория
Дата27.06.2022
Размер265.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория.docx
ТипДокументы
#617411
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

  1. Концепции исторического развития. Периодизация всемирной истории.

1. Наиболее ранней является Христианская концепция.

- история развивается по божественному предначертанию;

- люди – простые исполнители божественного замысла; их разум и вера не способны изменить ход истории;

- исторический процесс – это постепенное продвижение человечества к царству вечной жизни.

С началом нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. В эпоху Просвещения появилась рационалистическая (всемирно – историческая) концепция, сутью которой стало определение истории, как поступательного (линейного) движения по пути прогресса. Эти идеи наиболее полно раскрыты в философии истории Г. Гегеля и К. Маркса. Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе.

Культурно-историческая концепция истории.

В основу культурно-исторической интерпретации легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполняемое самобытными регионально-культурными организмами (локальными цивилизациями). Каждая из них в своем развитии и существовании самобытна, проходит свою особую стадию рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

Цивилизационная концепция истории.

В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.

Так известный французский ученый XVIII в Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство. В данном понятии цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются

+доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Выделяют также постиндустриальную, или информационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй половине XX в.

Индустриалистическая концепция мировой истории получила развитие во второй половине XX века в работах ряда западных социологов, экономистов и футурологов: Д. Белла, О. Тоффлера, Дж Гэлбрейта, У. Ростоу, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турена и др.

Основу индустриалистического подхода составляет представление о стадиях поступательного развития общества, различающих уровнем техники и технологии, а также степенью развития труда и социальных связей. Применение этого критерия приводит к выделению исторических стадий, получивших название доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества. На первой из стадий основной сферой производства является сельское хозяйство, на второй – промышленность, на третьей – научно – информационное производство и сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои особые формы социальной организации, своя социальная структура, свои особенности духовной жизни.

2. Периодизация — это условное деление истории на отдельные хронологические периоды, которые отличаются друг от друга какими-то особенностями. Первые идеи о разделении прошлого на эпохи возникло еще в доисторические времена: люди и их предки выдвигали сотни идей.

1. Первая периодизация принадлежит греческому поэту Гесиоду (VIII-VII вв. до н.э.). Он выделил пять периодов, взяв в качестве критерия «качество жизни».

  • Первый век – золотой, когда люди были подобны богам и не знали ни в чем нужды.

  • Второй век – серебряный, когда люди уже заметно уступали прежним, были глупы и неразумны, не приносили жертвы богам.

  • Третий век – медный, люди которого вели непрерывные войны, в которых они и погибли.

  • Четвертый век – время полубогов и героев, также погибших в ходе многочисленных войн.

  • Пятый век – железный, современный Гесиоду, который характеризуется общим упадком человечества, в первую очередь нравственным.

2. Вторая периодизация принадлежит христианскому мыслителю Блаженному Августину.

Он выделил семь эпох, опираясь на Библию и историю еврейского народа.

  • Первый – от сотворения мира до Всемирного потопа.

  • Второй – от Ноя до Авраама.

  • Третий – от Авраама до Давида.

  • Четвертый – от Давида до вавилонского пленения.

  • Пятый – от вавилонского пленения до рождения Христа.

  • Шестой - начавшийся с рождением Христа.

  • Седьмой период – вечность.

3. Периодизация «четырех монархий».

Согласно ей, всемирная история – это последовательная смена четырех монархий: ассирийской, персидской, македонской и римской.

4.В эпоху Возрождения, ( XIV-XV вв.) возникло трехчленное деление всемирной истории. Авторы: Леонардо Бруни, Флавио Бьондо и Никколо Макиавелли. Современную им эпоху они назвали Новым временем, когда началось возрождение древней культуры. Период с VIII в. до н.э. до V в. н.э. Критерием здесь стало развитие культуры.

5.В XVIII в. итальянский мыслитель Джамбаттист Вико выделил три периода:

  • «век богов», когда считается, что события человеческой жизни непосредственно определяются волей божеств.

  • вторая эпоха – «век героев», господство аристократии.

  • третья эпоха – «век людей», когда люди начинают считать себя равными в их естественной природе.

6.Первая серьезная периодизация была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX в. и получила название «формационной».

Они опирались на периодизацию американского этнографа Л.Г. Моргана, который выделил три стадии.

Дикость (собирательство, охота)

Варварство ( земледелие, скотоводство)

Цивилизация (письменность, обработка металлов)

Маркс выделил четыре последовательных экономических формации, смена которых означает смену периодов мировой истории:

  • Эпоха первобытно-общинного строя – низкий уровень развития производственных сил, люди полностью зависели от природы и могли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления.

  • Переход к рабовладельческой формации – совершенствование орудий труда, появление возможности производства прибавочного продукта.

  • Феодальное общество – личная зависимость работников от собственников земли – феодалов ; крестьяне обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведённого продукта.

  • Капиталистическая эпоха – работник вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю, собственнику средств производства, который присваивает неоплаченную часть произведённого прибавочного продукта.

  • Коммунистическая эпоха – общество, где человек приобретёт подлинную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, станет хозяином своей жизни.

Именно такая периодизация легла в основу советской исторической науки. В СССР периодизация Маркса была наложена на уже ставшее традиционное деление истории.



  1. Общая характеристика первобытного общества. Археологическая периодизация. Характеристика основных этапов.

АНТРОПОГЕНЕЗ – ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. (Австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек неандертальский, человек разумный)

Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке.

Первобытное общество — период в истории, когда у людей не было письменности.

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности… И только около 40 тысяч лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем.

Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам.

Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Еда и охота. Они ели дикие ягоды, фрукты и яйца птиц. Охотиться они ещё не могли, поэтому отбирали добычу у хищных животных. И использовали для этого палки и дубинки. Прошло много лет и люди научились охотиться и делать деревянные копья с наконечниками из камня или кости. Мясо животных они ели, из шкуры делали одежду, а из костей орудия труда. Постепенно люди изобрели лук и стрелы. Им стало легче охотится за птицами. Кроме мяса, люди употребляли в пищу зерна дикорастущего ячменя и пшеницы. Но когда люди заметили, что упавшие за землю зерна дают всходы, они стали сеять зерно. Чтобы увеличить участок для посева они срубали деревья топорами из камня и вскапывали землю мотыгой из дерева. Для того, чтобы собрать урожай, они использовали серпы из костей животных. Из собранного урожая они научились готовить еду, а для этого нужна была посуда.

Жилища. Если первые австралопитеки жили на деревьях, то “люди умелые" начали обживать пещеры и даже пытались самостоятельно строить жилища. Места, где подолгу останавливались люди, археологи называют стоянками.

Антропологическая периодизация основана на критерии биологической эволюции человека. Данная периодизация выделяет три эпохи:

1) Эпоха архантропа (древнейшего человека).

2) Эпоха палеоантропа (древнего человека)

3) Эпоха неоантропа (современного человека).

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, основанная на эволюции материалов для изготовления орудий труда и технике их обработки. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют следующие периоды:

1)Каменный век → 3000000 – 4000 лет до н.э.

Каменный век - древнейший период в истории человечества, для которого характерно изготовление основных орудий труда из камня, дерева и кости. К концу каменного века распространяется использование глины для посуды, кирпичных построек и скульптуры.

а) Палеолит (древнекаменный век) → 3000000 – 10000 лет до н.э. люди впервые начали использовать огонь. Происходит разделение труда на муж. и жен.

б) Мезолит (среднекаменный век) → 10000 – 7000 лет до н.э. Исчезновение мамонтов. Использование составного оружия. Начало применения лука, саней, лодок.

в) Неолит (новокаменный век) → 7000 – 4000 лет до н.э. Изобретение мотыги с каменными наконечниками. Приручение и разведение животных. Зарождение ремесел.

2) Медный век → 4000 – 3000 лет до н.э.

2)Медный век послужил переходным периодом от каменного века к бронзовому. Он охватывает период 4-3 тыс. до н. э. и чаще всего включается в бронзовый век, но иногда считается и отдельным периодом. При распространении медных орудий по-прежнему преобладали каменные.

2)Бронзовый век → 3000 – 2000 лет до н.э.

Для периода характерна ведущая роль изделий из бронзы. Бронзовый век был второй фазой эпохи раннего металла, предшествовавшей железному веку. Окончание бронзового века на востоке Средиземноморья в XIII—XII вв. до н. э. связывают с историческим явлением под названием «бронзовый коллапс», когда почти синхронно разрушились все местные цивилизации.

Железный век → с 2000 года до н.э.

Железный век - период в истории первобытного общества, в котором активно распространяются металлургия железа и изготовление железных орудий.


  1. Цивилизации древнего Египта и древней Месопотамии. Особенности государственного строя, социально-экономического развития, организации религиозной жизни.

Древний Египет

Государство. Во главе государства находился фараон, у которого была вся полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания.

Роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь). Его функции:

глава финансового ведомства

руководство общественными работами

градоправитель столицы и высшая полицейская власть;

глава высшей судебной инстанции

глава военной власти (в эпоху Нового царства).

В подчинении фараона и визиря находились руководители отдельных ведомств по различным отраслям управления (строительство, ремесло, внешняя и внутренняя торговля и т. д.), у которых в подчинении был огромный штат чиновников. В обществе высоко ценилась грамотность, т. к. должность писца являлась первым шагом в чиновничьей карьере. Помимо штатных чиновников существовали “послушные призыву” (из разных социальных слоев), которые выполняли отдельные приказы и поручения.

На уровне местного управления главной фигурой оставался номарх, у которого имелись те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.
Религия занимала важное место в жизни египтян. Они верили, что природными процессами и жизнью людей управляют всемогущие боги. Богов признавали творцами городов, законов, ремёсел и искусства. Однако некоторых богов египтяне почитали больше, чем других.

В честь богов, которым поклонялись, египтяне воздвигали величественные храмы, а также вытачивали каменные статуи и создавали глиняные фигурки. Считалось, что боги могут поселяться в этих предметах и управлять оттуда всеми событиями. По пути к храму обычно устанавливали скульптуры сфинксов — мифических существ с львиным телом и человеческой головой.

Богослужения и священные обряды в жилищах бога проводили жрецы — специальные люди, знающие молитвы. Чтобы стать жрецом, нужно было много и усердно учиться. Жрецы вели учёт храмового имущества, переписывали книги из библиотек и следили за возделыванием полей, принадлежащих храму.

Важнейшим местом в храме являлось святилище, где стояли каменные статуи богов. Перед статуями находились столы для жертвоприношений — подношений богам для получения от них различных милостей. В подарок богам египтяне обычно приносили животных, а также овощи и цветы. От фараонов храмы получали сокровища и драгоценности, которыми жрецы распоряжались по своему усмотрению. Египтяне поклонялись огромному количеству богов. Такая религия называется многобожием, или политеизмом. Самым почитаемым богом для египтян был бог солнца — Ра, поскольку солнце дарует людям тепло и свет и даёт жизнь природе. Все фараоны признавались сыновьями Ра. Египтяне верили, что этот бог плывёт по небу в ладье из золота. Когда Ра уплывает под землю — наступает ночь. В это время бог солнца воюет с богом тьмы, неминуемо побеждает его и возвращается на небо, которое в свою очередь олицетворяла богиня Нут. Многие природные явления пугали египтян, но особый ужас у них вызывала бесконечная пустыня, откуда приходили песчаные бури и нападали на мирных земледельцев грозные кочевые народы.

Смертоносную и враждебную пустыню жители Древнего Египта представляли в образе злого бога Сета, убившего своего родного брата Осириса — бога природы. Поклонялись жители Египта и богине — кошке по имени Бастет: кошки считались полезными животными, они охотились на грызунов и помогали спасти от них урожаи зерна. В Ниле, по представлениям египтян, жил бог Себек в виде крокодила. Люди верили, что если человека съел крокодил, значит, это бог Себек проявил к нему особую милость. В период разлива реки Нилу поклонялись, как богу, приносили ему жертву и читали молитвы. Особо почитался фараон. Египтяне верили, что он живой бог, обладающий двумя телами — человеческим и божественным, которое видят только боги. Полагалось, что именно по воле фараона разливается Нил и восходит солнце. Египтяне верили, что после смерти наступает загробная жизнь. Душа умершего направляется в подземное царство, где вершит свой справедливый суд бог Осирис. На этот суд людей провожал бог Анубис в образе человека с головой шакала. Души покойных судили, взвешивая их сердца на весах правды. Для сохранения бессмертия в загробном царстве египтяне подвергали тела умерших людей процедуре бальзамирования (мумификации). Тело погружали в соляной раствор, потом намазывали бальзамом, ароматическими смолами, маслами и благовониями. В конце процедуры останки покойного высушивали, обматывали тканями изо льна, а на лицо накладывали маску — получалась неразлагающаяся мумия человека, готовая к вечной жизни. Её клали в специальный гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и делали изображения богов, а дальше хоронили его в гробнице.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта