Главная страница
Навигация по странице:

  • В периоды раздробленности

  • Древняя Месопотамия Государство.

  • Экономика. 1. Сельское хозяйство Прежде всего, шумеры воспользовались благами рек Тигр и Евфрат для развития своей сельскохозяйственной деятельности.

  • Скифия в V - IV вв. до н.э. Скифы

  • . На рубеже V—IV веков до н.э. скифы активизировались на юго-западных рубежах Скифии.

  • Военное дело

  • Кносс

  • В 1480 году до н. э. произошло извержение вулкана Сантарин.

  • Гомеровский период или «темные века» (XI–IX вв. до н.э.)

  • история. Концепции исторического развития. Периодизация всемирной истории


    Скачать 265.48 Kb.
    НазваниеКонцепции исторического развития. Периодизация всемирной истории
    Анкористория
    Дата27.06.2022
    Размер265.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #617411
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Экономическое развитие. Своему процветанию Египет обязан ирригационному земледелию. Здесь выращивали виноград, финики, овес, огурцы и другие культуры.

    Египтяне занимались ремеслом. Они умели обрабатывать металлы, создавали изящную утварь. В Египте научились создавать папирус, стекло, обожженный кирпич. Большое разнообразие предметов, найденных в гробницах, доказывает, что египтяне умели с искусством обрабатывать золото, серебро, медь, они создавали замечательные украшения из драгоценных камней. Ювелирные изделия (кольца, браслеты, подвески, серьги) отличались невероятным совершенством. Применялись такие механизмы, как вертикальный ткацкий станок, гончарный круг, ножные меха. Начиная с эпохи Нового царства, египтяне воздвигали огромные каменные сооружения – пирамиды и храмы.

    В периоды раздробленности страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желавшая считаться с волей фараонов, создававшая деспотии в миниатюре. Отсутствие централизации сказывалось на экономическом благосостоянии страны: приходили в запустение оросительные каналы, начинался голод и беспорядки. А это снова вызывало острую необходимость в централизации. Именно времена централизованного управления страной совпадали в Египте с периодами его наивысшего расцвета и благополучия. В Египте сложилась сословная структура общества. Каждое сословие (жрецы, чиновники, крестьяне, ремесленники) выполняло определенную хозяйственную функцию в государственной системе.

    Жрецы участвовали в политической борьбе, все больше укрепляя свои позиции. Они представляли собой довольно сплоченную силу. Во главе их стоял верховный жрец храма бога Амона в Фивах – столице Египта.

    Рабы пленные становились коллективной собственностью общин, храмов, фараонов. В эпоху нового царства появляется индивидуальное владение рабами. Рабы трудились на строительстве, в сельском хозяйстве, использовались в качестве домашней прислуги. В Египте во II тысячелетии до н.э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

    В Древнем Египте не было денег. Товар обменивали на товар, стоимость которого была, по мнению торговцев, одинаковой.

    Народам Нубии, например, они отдавали свои сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия – пшеницу, лук, оружие, украшения в обмен на дерево, кожи, золото и слоновую кость. Из Аравии привозились пряности и благовония, Финикия поставляла древесину (кедр). Начиная с XVIII династии, египтяне завязывают достаточно выгодные деловые отношения со странами Евфрата и восточными островами Средиземного моря: медь, например, привозилась с Кипра.

    Позднее была разработана специальная система, согласно которой стоимость товара оценивалась в весовых единицах меди. Эта единица получила название дебен.

    Наибольшего расцвета Древний Египет достиг в XVI-XII вв. до н.э. когда были покорены Эфиопия, Палестина, Сирия и Ливия. Могущество Египта строилось на его экономическом процветании.
    Древняя Месопотамия

    Государство. В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси (“возглавляющий род”, “закладывающий храм”) или лугаль (“большой человек”, “хозяин”). Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителей, определяли объем их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.

    В результате победоносных войн роль правителей усиливалась и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.

    Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.
    Страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.

    Армия первоначально набиралась из лиц, зависимых от храма или лично от правителя. При Саргоне появилось постоянное войско из 5400 чел., сформированное из малоимущих земледельцев-общинников, получавших земельный надел. При Хаммурапи происходит отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воинам предоставляли наделы из царской земли, которая исключалась из оборота. Служба была “вечной”. Профессиональные воины исполняли и полицейские функции. Во время крупных походов созывалось общинное ополчение.

    Суд. До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.

    Религия. В каждом городе древней Месопотамии были построены роскошные храмы или целые храмовые комплексы, где жрецы регулярно пели гимны богам и приносили им в жертву материальные блага и продукты - "блюда для богов". Важно, что большинство религиозных обрядов имели право проводить только правители царств Месопотамии и жрецы, а для простого народа участие в религиозной жизни было ограничено пожертвованиями "на храм" и участием в ежегодных шествиях и праздниках в честь того или иного бога. Также в религии древнего Междуречья значительную роль играли идолы - статуэтки и изображения богов, которые в большом количестве были установлены во всех храмах.

    К жрецам в религии древнего Двуречья выдвигались особые требования - потенциальные служители богов должны были быть здоровыми, иметь высокий рост и белые здоровые зубы (чтобы внятно и четко произносить молитвы). В храмах богов мужского пола служили исключительно мужчины, а богинь чествовали жрицы - мужчины помимо царей в храмы женских божеств не допускались. Жители древней Месопотамии верили в огромное количество богов, причем больше всего божеств были связаны с космосом и со звездами. Многие исследователи считают, что астрология зародилась именно в Вавилоне и Ассирии, так как народы этих царств не только почитали богов космоса, но и пытались предсказывать судьбу по звездам. Наиболее почитаемыми богами на всей территории древнего Междуречья были:

    Ану - бог неба

    Кин - богиня земли

    Энлиль - бог воздуха

    Эа - бог воды и создатель первых людей

    Мардук - верховный бог и покровитель Вавилона

    Шамаш - бог солнца, судья богов и людей

    Син - бог луны

    Иштар - богиня любви, плодородия и смерти, отождествлялась с вечерней звездой и планетой Венерой

    Таммузу - бог весны, посевов и урожаев.

    Экономика.

    1. Сельское хозяйство

    Прежде всего, шумеры воспользовались благами рек Тигр и Евфрат для развития своей сельскохозяйственной деятельности. Расположение между этими двумя реками делало землю очень плодородной. Точно так же крестьяне наладили эффективные процессы орошения для своих культур.

    Все это способствовало получению обильных урожаев и выращиванию самых разнообразных урожаев. Среди его основных продуктов - злаки, оливковые деревья, финиковая пальма, кунжут, виноград, инжир и некоторые бобовые.

    2. Животноводство

    С другой стороны, животноводство было еще одним очень важным видом экономической деятельности. Это напрямую зависело от сельскохозяйственной деятельности. Они были посвящены выращиванию и уходу за овцами, козами и свиньями. Они особенно использовали мясо этих животных, но они также производили продукты, полученные из этих животных.

    3. Ремесла

    Точно так же ремесла были еще одной отраслью экономической деятельности в Месопотамии. Среди самых важных изделий кустарного промысла - ткани, сделанные из шерсти выращенных ими овец. Они делали деревянные скульптуры, дубили шкуры, изготавливали изделия из металла и керамики. Они сделали столы из обожженной глины, на которых были отпечатаны их записи.

    4. Торговля

    Несомненно, торговля играла очень важную роль в Месопотамии. У них были торговые пути, которые помогали им обмениваться с другими народами, особенно с Индией и Египтом. Вначале обмен осуществлялся через бартер. Но со временем стали использовать золотые и серебряные слитки. Они использовали денежное выражение, которое они назвали талантом.

    Естественно, у них были морские и сухопутные торговые пути, которые помогали им торговать со многими народами и регионами.

    5.Строительство

    Конечно, строительство было еще одним очень важным видом экономической деятельности. Его строительные работы способствовали развитию региона. Особо контролируемые оросительные системы, строительство дамб, каналов и дамб. Кроме того, они посвятили себя постройке парусных судов, которые использовались для транспорта и торговли. Они также делали плуги и инвентарь, которые использовали в своих сельскохозяйственных и животноводческих работах.


    1. Скифия в V-IV вв. до н.э.

    Скифы – древний полукочевой народ, существовавший и построивший свое царство в VIIІ веке до н. э. и которое просуществовало до IV века н. э. Их государство состояло из большого количества племен, создавших Скифское царство. Территория их государства простиралась от Дуная до Дона и называлась она в греческих источниках – Скифией.

    Пришли скифы на территорию современной Украины приблизительно в 8 веке до н. э. До этого, на этих землях проживали племена киммерийцев, но скифы смогли разрушить их военную мощь и сделали эти земли своими, большинство киммерийцев ассимилировались со скифами.

    Как говорят греческие источники, скифы господствовали в Передней Азии уже в 6 веке. Скифы имели тесные торговые отношения с греками, что способствовало расслоению скифского общества на классы. Сначала скифы создали союз племен, но довольно быстро их союз начал приобретать формы настоящего государства. Вскоре оно начало представлять собой раннефеодальную монархию, а во главе стоял царь. Царь передавал свою власть по наследству, а сама власть, как считалось, имела божественное происхождение.

    Господствовала в этой стране военная аристократия и жрецы. На рубеже V—IV веков до н.э. скифы активизировались на юго-западных рубежах Скифии. Во время войны с Фракией, царем Атеем, была объединена все Скифское царство под одним флагом. Царь Атей даже замыслил войну с македонским царем Филиппом II – отцом Александра Македонского. И в одной из битв с Македонией, Атей погиб, приблизительно это случилось в 339 году до н. э.

    Александр Великий послал одного из своих военачальников покорять Скифию, но те сумели разбить македонское войско.

    Культура

    Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы.

    Обычаи Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

    Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

    Искусство Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

    Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов.

    Религия

    В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины.

    Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

    Военное дело Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу.
    5. Периодизация истории древней Греции. Характеристика основных этапов.
    Минойская цивилизация

    Первой ранней цивилизацией на территории Древней Греции была Минойская. Она находилась на территории острова Крит. Свое название она получила от легендарного царя Миноса, который якобы объединил весь остров под своим началом. На территории Крита до 1700 года существовало множество независимых государств. Такие государства сохранились в виде городов, которые были их столицами: Кносс, Фест, Маллия. В каждом из таких поселений располагался царский дворец, который служил доказательством политической самостоятельности и независимости этих территорий вплоть до 1700 года до н. э. Каждое из этих государств было небольшим, однако довольно крепким как с политической, так и с экономической точки зрения. Около 1700 года до н. э. произошло мощное землетрясение. Оно привело к тому, что прежние города оказались разрушены. Землетрясение означало невероятный культурный упадок. Но после землетрясения Крит начинает постепенно объединяться. Центром объединения стал город Кносс, который располагался в центральной части острова Крит. Именно в городе Кноссе жил царь Минос, с именем которого греческая традиция связывает возникновение единого Критского государства. В Кноссе был обнаружен огромный дворец. Это было многоэтажное здание, широкие дворы, огромные световые колодцы, храмы, помещения для стражи, огромное количество комнат, коридоров. Характерной чертой Кносского дворца были водопровод и канализация, огромные терракотовые ванные, расписанные дельфинами.

    Прекрасно развитая система водоснабжения и канализации говорит о высоком уровне развития. Минойцы были жизнерадостным и артистическим народом. У них было превосходно развитое сельское хозяйство. Минойцы не только разводили скот и выращивали зерновые культуры, но и одомашнили пчёл, культивировали оливу и виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на диких кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья критского населения. Не последнюю роль в процветании минойской цивилизации играло письмо. Минойцам принадлежат самые древние из найденных на Крите иероглифов.

    Военного флота на Крите не было, торговый флот был настолько мощным, что противники боялись входить в воды Крита. Известно, что на своих кораблях критяне возили зерно и ремесленные изделия на территорию Древнего Египта. В Египте сохранились росписи, на которых изображены критские торговцы. В 1480 году до н. э. произошло извержение вулкана Сантарин. С природной стихией справиться невозможно, и в результате извержения вулкана Критская цивилизация серьезно ослабла. С экономической точки зрения потери были колоссальными.

    Вслед за разрушениями от вулкана пришла новая беда. С Севера на остров вторглись чужеземцы (племена ахейцев и микенцев). Они расселились по всему острову. В это время возникают многие города Греции: Микены, Аргос, Спарта, Фивы, Афины. К концу XIII — началу XII века микенская цивилизация переживает упадок. Ученые связывают это с климатическими изменениями. Последнее успешное мероприятие микенских царей — это знаменитая Троянская война 1190 года до н.э. Микенцы объединились, отправились в поход на Трою, долгое время осаждали город на берегу пролива Дарданеллы и захватили его. Троянская война окончательно подорвала силы микенских государств, и в XII веке микенские царства пали в результате вторжения дорийцев.

    Гомеровский период или «темные века» (XI–IX вв. до н.э.)

    Гомеровский период в  древнегреческой истории получил название в честь прославленного поэта Гомера.

    В XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита,. Они вытеснили оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства. Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов.

    В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта