Главная страница
Навигация по странице:

  • Все вы — просто стадо .

  • Вечное возвращение .

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • 5 . Что называет Ницше волей к власти 6 . Что есть добро и зло в учении Ницше Что, с его точки зрения, является хорошим, а что - плохим

  • 7 . Что говорил Ницше о сверхчеловеке Как он относился к религии 8

  • З игмунд Фрейд

  • Зигмунд Фрейд перевернул все представления человечества о созна­нии, создав новую теорию бессознательного. Бессознательное

  • Тайные желания.

  • Эти стадии сменяют друг друга под действием двух принципов, кото­рые наиболее сильно влияют на нашу психику: принципа удовольствия и принципа реальности

  • Трагичное начало.

  • У мальчиков, по его словам, Эдипов комплекс

  • Однако многие мужчины сталкиваются с трудностями при прохождении этой стадии.

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница22 из 42
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   42

    Фридрих Ницше(1844-1900) был разносторонне одаренным человеком: он проявил себя не только как философ, но и как поэт, пи­сатель, музыкант.

    Родился в христианской семье, отец его был пастором. Отца Ницше фактически не помнил, поскольку тот умер, когда Фридриху было 5 лет. Детство Ницше отличается необычным началом: до трех лет он не говорил ни слова, а потом сразу начал говорить так, как говорят обычные дети. С детства его преследовали жестокие головные боли. Очевидно, задержкой умственного развития он не страдал, просто в этом выразилась некоторая особенность его психики. Учился Ницше в гимназии, с 14 лет — в элитарном интернате, где изучал древние языки и мечтал посвятить себя изучению древнего мира. Увлекался музыкой и дружил с Вагнером, с которым потом разошелся. Отправился добровольцем в армию, но тяжело заболел и после этого вынужден был отказаться от преподавательской деятельности. Болезнь усиливалась, но несмотря на страшные головные боли, Ницше продолжал писать свои труды. Как знаток античной культу­ры, Ницше уже в возрасте 24 лет становится профессором классиче­ской филологии в Базельском университете (в Швейцарии). В 1879 г. ему пришлось оставить работу в университете в связи с ухудшением здоровья. В 1889 г. душевная болезнь окончательно сразила его.

    В хронологическом порядке следуют работы Ницше - «Несвоевременные размышления» (здесь Ницше впервые проявляет себя как самостоятельный мыслитель), «Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения», «Странник и его тень», «Утренняя заря», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Случай Вагнера», «Сумерки кумиров», «Антихрист» (или «Антихристианин») и «Ecce homo» [Се человек] — автобиография, в которой он рассказывает о своем творческом пути. Сам Ницше говорит, что лучшая его работа — это «Сумерки идолов», хотя, по общему мнению, самой лучшей его работой является «Воля к власти» — собрание фрагментов, изданных посмертно.

    Ницше относят к философии жизни— иррационалистическому течению, сформировавшемуся во второй половине XIX в.

    Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

    Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

    Произведения Ницше — нечто среднее между литературой и философией. В них преобладают художествен­ные образы, а не систематическое изложение каких-либо идей. В основ­ном они представляют собой собрания афоризмов. В работах Ницше чувствуется явное желание эпатировать, шокировать читателя, потря­сти его неожиданными поворотами мысли, резкой критикой общепри­нятых представлений. Самая известная книга Ницше — «Так говорил Заратустра»31 — гениальное подражание стилю священных книг. Сре­ди других известных работ — «По ту сторону добра и зла», «К генеа­логии морали». Одной из основных считается книга «Воля к власти», но эта книга была подготовлена к печати не самим философом, а его сестрой, и, по мнению многих историков философии, представляет со­бой тенденциозную подборку рукописей Ницше. Именно сестра фило­софа поддерживала после его смерти активные контакты с национал-социалистами, что послужило основанием для утверждений о связи между философией Ницше и идеологией фашизма. На самом деле ника­кой прямой связи Ницше с фашизмом нет, хотя некоторые его идеи ис­пользовались идеологами национал-социализма, впрочем, как и многое другое из немецкой культуры.

    Ключевой фразой для понимания Ницше, с легкой руки Мартина Хайдеггера, является 125-й фрагмент из «Веселой науки» (в 1-м томе двухтомника Ницше). Суть его состоит в следующем: некий безумец выбегает с фонарем на улицы города. Люди в недоумении спрашивают его, что он собирается делать, и он отвечает: тот Бог, которому вы все поклоняетесь и поклонялись, на самом деле мертв (в другом переводе: умер). Почему он мертв? Потому что вы сами его убили. В этой странной мысли проявляется стремление Ницше к парадоксам, и эта парадоксальность разрешается тогда, когда станет понятно, что имел в виду Ницше, говоря, что Бог умер.

    Бог у Ницше — это не только Бог христианства или любой другой религии, а весь сверхчувственный метафизический мир. Он констатирует факт. Он не обвиняет, он просто говорит людям, что они убили Бога. Раньше они Ему поклонялись, теперь Его нет. Теперь не существует того сверхчувственного мира, одной из модификаций которого является и мир божественный.

    Почему так случилось, что люди убили Бога (говоря словами безумца)? Ответ на это Ницше дает в таких терминах, как нигилизм и декаданс. Это два ключевых термина, означающие закон развития человечества, закон развития истории. Во втором фрагменте «Воли к власти» Ницше пишет: «Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели, нет ответа на вопрос: зачем?».

    Как и Кьеркегор, Ницше верил в исклю­чительную важность индивида. Однако он считал, что личность нельзя никак определить, потому что всякое определение накладывает на нее границы. Он был убежден, что человек может развиться в нечто более совершенное, чем он есть сейчас и чем то, что мы о нем думаем. Это состояние он называл «сверх­человеком» (Űbermensch). Подобно Кьеркегору, который считал, что невоз­можно совершить усилие веры, которое открывает нам подлинную религию, основываясь на рационалистическом выборе, Ницше утверждал, что мы не мо­жем описать объективный путь к достижению состояния сверхчеловека.

    Ницше фактически стал калекой и сумасшедшим в результате заболевания, причиной которого была венерическая инфекция. Его состояние позволяет объяснить, почему он был так замкнут и так чуждался людей.

    До прихода Ницше в философию боль­шинство мыслителей рассматривали оши­бочные идеи, которые не являются «ис­тинными», как нечто объективно плохое. Ницше с этим соглашается, но утвержда­ет, что ошибочные идеи нам так же необ­ходимы, как и истинные. Нам необходимо иметь в виду некоторые ложные идеи, что­бы осмысливать эту в действительности изменчивую реальность. Наш вид выжил, потому что мы могли создавать новые идеи и организо­вывать с их помощью свою жизнь, свое сознание и общество. Согласно мнению Ницше, подлинная цель мышления заключается в том, чтобы на­ходить общий язык с этим миром, а не в том, чтобы искать истину, как это представляли себе многие западные философы. Он считал, что не существует ничего объективного, все только субъективно. «Нет фактов, есть только интерпретации». Положив это утверждение в основу своей теории, он предложил но­вую интерпретацию существующей дей­ствительности, сделав акцент на жизни. Идея сверхчеловека — это одна из этих новых идей. Процесс поиска интерпрета­ции Ницше называл переоценкой32. Перео­ценка происходит в тех случаях, когда мы даем новое значение старой идее. Приведем пример переоценки. Сексу­альные меньшинства и люди с нетради­ционным образом жизни иногда используют оскорбительные эпитеты и слова, направленные против них, изменяя их значение и делая его по­ложительным. Слово «странный» (queer),,которое использовалось для обозначения гомосексуалиста и носило уничижительный оттенок, бы­ло принято многими гомосексуалистами, включая активистов, и стало «торговой маркой» их отличия от остальных.

    Все вы — просто стадо. Сверхчеловека Ницше противопоставлял так называемому «стаду», то есть всем тем средним людям, которые любят сбиваться в кучу, дейст­вовать и думать одинаково. Они делают это, чтобы чувствовать себя в безопасности, но тем самым ограничивают свои жизненные возмож­ности. Стадо препятствует тому, чтобы индивиды создавали новые идеи и совершали независимые поступки.

    Сопротивляясь гнету стада, как считал Ницше, можно найти путь к сверх­человеку и тем самым осуществить новую возможность жизни. Но в то же самое время он осознавал, что сопротивление толпе связано с некоторым риском, который влечет, например, отказ от старых идей о добре и зле. Ницше очень многие критиковали за его отношение к морали. Он считал, что мнения о том, что хорошо, а что плохо, — это просто идеи толпы, кото­рые созданы для того, чтобы вести безопасное, тихое и скучное существо­вание. Такие эмоции, как сожаление и раскаяние, просто глупы, так как уводят в сторону от полной смысла существования жизни. По словам Ницше, если человек желает осознать силу своей жизни, то ему необхо­димо находиться «по ту сторону добра и зла». Следует выбрать собственные ценно­сти и отказаться от стадного чувства. Как личность, человек должен жить самостоя­тельно, по своим собственным представле­ниям. Следует избегать оценки со стороны Других и жизни по чьим-то ожиданиям.

    Ницше иногда обвиняют в том, что он был духовным отцом немецкого национализма, который позволил прийти к власти фашистам.

    Способ подлинно самостоятельной жизни состоит в контроле над ситуацией и в успехе, что делает жизнь счастливой. То, что приносит вам удовольствие, определяется не другими людьми, а лично вами. В некотором отношении взгляды Ницше на личность схожи с мнением Шопенгауэра. Оба считали, что индивид отличается своей собственной волей, сильной или слабой, и отделен от всех остальных людей. Но ме­жду Ницше и Шопенгауэром тем не менее есть важное различие. В то время как Шопенгауэр рассматривал волю как нечто плохое, как то, что никогда не удовлетворится и всегда приводит только к неприятностям, для Ницше воля была явлением положительным. Следовать своей воле — это благо; именно так человек может прожить наиболее полную жизнь.

    Вечное возвращение. Если вы подчинитесь своей воле, то будете счастливы во всем, что вы делаете, а также и в жизни в целом. Вы не будете ни о чем сожалеть и снова и снова будете получать удовлетворение. Ницше называл эту идею постоянного повторения того же самого «вечное возвращение». Некоторые произведения Ницше позволяют предположить, что вечное возвращение является своеобразным девизом, который может помочь нам прожить жизнь счастливо. В других произведениях он говорит, что мы на самом деле живем одну и ту же жизнь снова и снова. Неопределен­ность с этим понятием может быть следствием того, что Ницше скепти­чески относился к идее существования абсолютной истины. По его мне­нию, существуют только интерпретации, наши идеи о том, что нечто су­ществует. Ницше почти никогда не интерпретировал жизнь два раза одинаково. Едва ли можно сказать, во что он верил на самом деле. Этот философ часто очень конкретен, он высказывается очень опреде­ленно и недвусмысленно. Но, как ни странно, сам он считал, что никто ничего определенного знать не может!
    Философия Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше противостояла традиционной для нового времени философии сознания. Вместо раз­ума у иррационалистов выходят на первый план другие стороны чело­веческой натуры — эмоции, воля. Человек, таким образом, не сводится к познающему разуму, оказывается более сложным существом. В XX в. эти идеи были развиты в философии экзистенциализма, в философской герменевтике и ряде других направлений.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Какова основная идея Кьеркегора? Что такое экзистенция и экзистенциальная философия?

    2. Что такое воля в учении Шопенгауэра? Как он доказывает, что в основе мироздания лежит не разум, а воля?

    3. Каково воззрение Шопенгауэра на человеческую жизнь? Почему его учение можно назвать фатализмом?

    4. Как человек должен вести себя в жизни, с точки зрения Шопенгауэра?

    5. Что называет Ницше волей к власти?

    6. Что есть добро и зло в учении Ницше? Что, с его точки зрения, является хорошим, а что - плохим?

    7. Что говорил Ницше о сверхчеловеке? Как он относился к религии?

    8. Почему философские идеи Ницше были отчасти использованы идеологами нацистского Третьего рейха?


    Фрейдизм и его влияние на философию XX века

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский врач-психиатр, основоположник психоанализа — теории и техники лечения нервных и психических расстройств. Считал себя врачом и ученым, исходящим не из философских идей, а из клинического опыта. Тем не менее пси­хоанализ опирался на вполне определенные философские представле­ния о человеке и о сознании и оказал значительное влияние на филосо­фию XX в. Поэтому вопросы о философском содержании психоанализа Фрейда и о его влиянии на развитие философии должны быть рассмо­трены в курсе философии. В учебниках этому вопросу редко уделяется должное внимание.

    Зигмунд Фрейд перевернул все представления человечества о созна­нии, создав новую теорию бессознательного. Бессознательное — это часть вашего психического аппарата, которая мыслит и чувствует са­мостоятельно, безо всякого вмешательства и контроля со стороны соз­нания. Но вы с уверенностью можете сказать, что оно существует, по­тому что иногда оно позволяет появляться странным снам, например, о том, как вы бегаете на лужайке обнаженным с известными политика­ми. Согласно идее Фрейда, сны являются закодированными послания­ми, создаваемыми бессознательной частью ума.

    Тайные желания. У всех есть бессознательное, потому что люди желают того, чего, по их собственному мнению, они желать не должны. Так считает Фрейд. Вы не можете признаться (иногда даже себе), что у вас есть тайные жела­ния, потому что в некоторый период своего развития, обычно в детст­ве, вы поняли, что эти желания плохие. В результате вы начинаете их подавлять. Вы не обращаете на них внимания, даже отрицаете их, но они не уходят. Они скапливаются в бессознательном, ожидая возмож­ности вырваться на поверхность. В общем, все подавленные желания имеют отношение к сексуальности. Для Фрейда эта тема была самой важной.

    Он говорил, что на самом деле с самого рождения нами управляют сексуаль­ные желания и наша сексуальность развивается, проходя через определен­ные стадии. Вначале мы проходим через оральную фазу, во время которой мы получаем особенное удовольствие от того, что тащим в рот различные предметы, затем анальную фазу, и, наконец, ко времени достижения половой зрелости, генитальную фазу.

    Эти стадии сменяют друг друга под действием двух принципов, кото­рые наиболее сильно влияют на нашу психику: принципа удовольствия и принципа реальности. Принцип удовольствия говорит, что мы долж­ны получать удовольствие с самого момента рождения в форме физического удовлетворения. Принцип реальности утверждает, что мы не всегда можем получать то, чего хотим, и что для того, чтобы получить желаемое, нам необходимо вести себя определенным образом.

    Принцип удовольст­вия говорит, что все люди с самого рождения стремят­ся получать удовольствие в фор­ме физического или духовного удовлетворения. Принцип ре­альности утверждает, что эти же­лания не всегда достижимы по ви­не внешних обстоятельств.

    Тот факт, что мы постоянно хотим удо­вольствий и при этом нам необходимо од­новременно учиться их находить и обхо­диться без них, определяет наше развитие с самого рождения. Влияние этих принци­пов формирует нашу личность, вызывая подавление желаний. Согласно мнению Фрейда, даже несмотря на то, что мы не думаем о подавленных желаниях, они находят способы показать, что они на самом деле есть. Сны — это один из таких способов, другой — шутки. Иногда, когда ваши желания становятся непереносимы или очень силь­но подавляются, возможно, из-за травматического опыта в детстве, эти подавленные желания выходят на поверхность в форме странного по­ведения, оговорок, неврозов и приступов истерии.

    Трагичное начало. Хотя подавленные желания причиняют одним людям больше вреда, чем другим, они есть у всех, по крайней мере так утверждает Фрейд. В действительности Фрейд выделил целый комплекс подавленных жела­ний, который присутствует у всех мужчин, поскольку они являются со­циальными существами. Он назвал его Эдиповым комплексом по имени греческого царя Эдипа, который, не зная того, убил своего отца и же­нился на своей матери.

    У мальчиков, по его словам, Эдипов комплекс33 развивается в детстве в результате соревнования с отцом за внимание и любовь матери. В это время дети все еще зависят от своей мате­ри и не научились принимать авторитет отца. Согласно Фрейду, на этой стадии мальчики в целом должны пройти через серию переживаний, которая делает их из детей эмоционально и сексуально зрелы­ми взрослыми.

    Однако многие мужчины сталкиваются с трудностями при прохождении этой стадии.

    Они никогда не достигают неза­висимости от матери и никогда не при­нимают авторитет отца. Подчинение его власти — это цена, которую все мы платим за то, что живем в циви­лизованном обществе. Это не очень приятно, но всем нам предстоит пройти через это, несмотря на тот стресс, который накапливается в подсознании.

    Эдипов комплекс — это только один из примеров того, как Фрейд ин­терпретировал явления, в данном случае историю об Эдипе, в терминах сексуальности и ее подавления. Он также занимался толкованием сно­видений, шуток, историй, мифов и других рассказов подобным же об­разом. Его способ поиска скрытого значения фраз породил целую практику психоанализа, которая интерпретирует фразы, сказанные пациентом, для того, чтобы обнаружить его психологические проблемы.

    Возникновение общества связано по Фрейду с тем, что люди сами начинают запрещать себе то, что запре­щала им внешняя власть, с тем, что принуждение и запрет идут внутрь. В книге «Тотем и табу» (1913 г.) Фрейд представляет себе исходную си­туацию возникновения социальной организации следующим образом. Жестокий властный отец (вождь племени) подавляет и изгоняет сыно­вей и присвоил себе всех женщин племени. Он вызывал у сыновей как раз такие двойственные чувства — восхищение его силой и властью и ненависть. Братья объединились, убили и съели34 отца. После чего, ли­шившись внешней власти, они сами из чувства вины запретили себе все то, что запрещал он, т. е. инцест — половые связи с родственниками — и убийство. Без этих запретов нет общества и культуры, которые воз­никают тогда, когда внешние запреты становятся внутренними, считает Фрейд.

    Эдипов комплекс лежит и в основе религиозной веры. О религии речь идет в книге «Будущее одной иллюзии» (1927 г.). Ее корнями яв­ляются ощущение детской беспомощности и потребность в защите со стороны могущественного отца (небесного). Боги, по Фрейду, выпол­няют троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, судьбой, со смертью и лишениями, без которых невозможна жизнь в обществе, и санкционируют предписания культу­ры, придают им священный смысл. Фрейд убежден, что установления культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, т.к. люди не имеют инстинктивной любви к труду, доводы разума бессиль­ны против страстей и т.д. В общем значительная часть человечества всегда остается антисоциальной, требования совместной жизни для многих — тяжкое бремя. Прогресс и заключается в том, что внешнее принуждение усваивается (переходит в Сверх-Я) и начинает действо­вать изнутри, и религия помогает этому. Но Фрейд верит, что прогресс разума приведет к снижению потребности в религиозной вере. Культур­ные запреты (например, запрет убийства) нельзя ставить, считает он, в зависимость от веры. Люди в конечном счете должны понять, что это в их интересах, что культурные нормы и запреты рациональны и что нужно выполнять их не только из страха перед небесным отцом.

    В своем понимании будущего религии Фрейд выглядит классическим рационалистом, верящим в неограниченный прогресс разума. Для него психоанализ — это средство поставить Я туда, где было Оно — средство осознать свою природу и овладеть ею с помощью разума. Так что он вовсе не был сторонником безудержного раскрепо­щения. Нельзя подавлять свою природу, пытаться ее игнорировать, под­гонять себя под жесткие нормы и требования. Ее нужно познавать и на основе этого разумно ею овладевать. В этом можно видеть противоре­чие: именно Фрейд в своей концепции впервые обратил внимание на ту роль, которую играет бессознательное в человеческой жизни и в чело­веческом поведении, ограничил претензии сознания и разума на роль руководителей и управляющей инстанции нашего бытия, но при этом сам был рационалистом, надеявшимся на прогресс разума.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   42


    написать администратору сайта