Главная страница
Навигация по странице:

  • 63

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Биологические предпосылки сознания. Отражение и эволюция его форм

  • 2. Психика и сознание

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница30 из 42
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42

    2. Социокультурные факторы антропогенеза63

    Антропо-социо-культурогенез – происхождение человека, общества и культуры. При рассмотрении этой проблемы следует выделить три принципиальных подхода:

    во-первых, концепцию творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью, или безличностной сущностью в силу свободы акта свободного волеизъявления этой сущности, непостижимого для человеческого ума. Недостаток этой версии происхождения человека заключается в том, что человек здесь мыслится «готовым», в то время как все факты говорят о становлении человека и в онтогенезе, и в филогенезе;

    во-вторых, гипотезы о внеземном, космическом происхождении человеческого рода как «эксперимента» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля. Для этого нет достоверных фактов;

    в-третьих, теорию естественного, эволюционного происхождения человека в результате развертывания внутренних потенций материи, источник которых восходит к гипотезе «Большого взрыва».

    Две фундаментальные идеи науки ХХ в. – антропный принцип и синергетика – проясняют теорию «Большого взрыва». Суть антропного принципа состоит в том, что любая сложная система, в том числе и человек, возможны потому, что в эпоху «Большого взрыва» (15 млрд лет тому назад) элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели очень узкий диапазон, но необходимый и достаточный для возможности возникновения жизни и, как следствие, человека на Земле. Предмет синергетики – механизмы самоорганизации, самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения упорядоченных структур.

    Проблема антропогенеза – это проблема процесса превращения биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия человека. Археология и антропология описывают все фазы этого процесса постепенного изменения анатомического строения тела очеловечивавшегося животного и его способности обрабатывать природные материалы, создавая из них свои «искусственные органы».

    Почему речь идет о человекообразных обезьянах, как непосредственных предках человека? В 1871 г. Чарльз Дарвин опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор», в которой провел сравнение морфологических признаков человека и обезьян. Современная наука насчитывает несколько сотен признаков, по которым у обезьян и человека имеется прямое сходство, не говоря уже о вторичных признаках. Но главным аргументом в пользу происхождение человека от обезьян являются выводы генетиков: генетический код человека и шимпанзе совпадает на 99%. Лучшего доказательства и быть не может!

    Вместе с тем предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. Причина этому – явление резонанса, когда сошлись ряд факторов и получилось то, что мы считаем результатом (человеком, обществом, жизнью). Значит, дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой совершенно парадоксальных, не укладывающихся в существующие теории. Более или мене достоверными можно считать только философские соображения, которые очерчивают контуры и тенденции процесса. К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «перерыв постепенности» - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование.

    Давно признано, что превращение человекообразных обезьян (гоминид) в людей не могло быть одноактным событием. Речь идет о длительном процессе включающем в себя период антропогенеза (становления человека) и социогенеза (становления общества) и культурогенеза (становление культуры). Это две стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося почти 5 млн. лет.

    Основными этапами формирования нового биологического типа были: 1) архантропы (1,5 млн. – 100 тыс. лет), 2) палеоантропы (ископаемые люди)(100 – 50 тыс. лет), 3) неоантропы (50-35 тыс. лет).

    Из сказанного вытекает, что этот процесс сопровождался действием гоминидной триады:

    1. прямохождение;

    2. развитие руки;

    3. развитие мозга.

    Прямохождение связано с выпрямлением скелета и высвобождением передних конечностей. Но одним из главных последствий прямохождения явилось формирование т.н. «пирамидоидальной» стопы. Формирующийся человек ходит большими шагами, с пятки на носок.

    Неверно думать, будто обезьяна выпрямилась, чтобы освободить передние конечности. Напротив, она выпрямилась потому, что ее передние конечности были заняты. Заняты орудием. И оказались непригодны для опоры на них. Неверно полагать, будто прямохождение явилось причиной (или условием, или предпосылкой) орудийной деятельности. В этом случае оно само остается без причины. Напротив, оно – следствие первого знакомства обезьяны с орудием. Можно сказать, что изначально человек именно тем отличается от всякого животного, что приспосабливается не к условиям своего окружения, а к орудию, которым пользуется в этих условиях.

    Возникновение речи знаменует собой возникновение качественно нового способа взаимодействия субъектов – взаимодействия на уровне идеальных продуктов психики. Люди начинают обмениваться идеальными образами, и это уже обмен мыслями. Первое слово уже несет в себе и первую мысль. За счет слова субъективное идеальное становится объективным фактом для другого, объективируется вовне создавшего его субъекта. Это объективированное, реально влияющее на жизнь и практику людей идеальное и есть сознание.

    А как была устроена эта община?

    Люди вновь оказались необходимы друг другу, но не потому, что того требовал инстинкт, не ради продолжения рода или выживания за счет коллективной обороны, не потому, что их связывали кровные узы, тем более не из желания общения и не по причине взаимного влечения, а потому, что каждый нуждался в удовлетворении своих потребностей.

    Союз людей, в котором каждый приобретает для себя жизненно важные блага посредством другого, назовем племенем. Племя – это и есть социальная форма общности людей.
    Итак, подведем итог. Социальная форма жизни была усвоена человечеством, поскольку обещала полностью удовлетворить потребности всякого человека. Открыв для себя обмен как способ перемены потребительной формы своих, избыточно создаваемых, благ, социальный субъект обретает самосознание и вступает в фазу личностного перерождения. Вступает, поскольку это еще больше повышает его потребительные возможности. Но теперь его жизнь впервые оказывается в зависимости не только от объективных законов природы, но и от его собственного, еще незрелого разума. Не понимая сути этих законов, не понимая себя самого (видя, например, в муравьях и антилопах своих «социальных» собратьев, в пчелах и бобрах – товарищей по «труду» и т.п.), он пытается взять течение своей жизни в свои руки, и в результате, положив в основу общественного устройства, вместо собственности и закона, налоги и власть, оказывается в конфликте с этими законами, тем самым в  конфликте с самим собой, отчего история человека оборачивается историей войны с человеком. Как ребенок, не надеясь на собственные силы, не находя опоры в своей едва нарождающейся личности, он ищет покровителя, защитника, кого-то, кто взял бы на себя ответственность за его судьбу – и находит его в лице государства. Но государство, стихийно созданное им самим, по самой сути своей не предназначено для выполнения такой задачи. Будучи учреждением служебным, оно не способно властвовать над людьми с пользой для них. В противоестественной для себя роли оно властвует во вред им. В результате социальные обещания изобилия остаются не исполнены и даже делаются во мнении людей утопическими, неисполнимыми.

    Процесс антропогенеза отнюдь не завершен. Он совершается и сегодня, ломая на наших глазах прежние, казавшиеся незыблемыми, устои бытия. Время социального существования человечества уже отмеряно. Торжество личностного образа жизни предопределено. Настоящая, «взрослая» история человечества еще даже не началась - эволюция продолжается.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Почему человек является проблемой?

    2. Раскройте взаимосвязь духовных и биологических факторов эволюции человека (антропогенез).
    Лекция одиннадцатая. СОЗНАНИЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

    Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.).

    Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. спосо­бен осознавать окружающий мир и собственные переживания. Мы вос­принимаем мир и самого себя с непосредственной очевидностью. Если я, допустим, хочу есть, то мне не надо ни с кем советоваться, чтобы узнать, действительно ли я хочу есть. А если слышу шум дождя на улице, то понимаю, что выходя из дома, должен взять зонтик, а не затыкать уши. И незачем выяснять, если я читаю книгу, действительно ли это я читаю, а не кто-то другой. Я просто знаю обо всем этом — и все тут. Казалось бы, в чем проблема? Сам по себе факт наличия сознания настолько ис­ходно очевиден, что ещё в XVII в. Р. Декарт говорил о нем как о самом достоверном факте на свете, а в XIX в. один из основателей современ­ной психологии У. Джеймс называет уверенность людей в существова­нии сознания самым фундаментальным постулатом психологии.

    Итак, с одной стороны, ни у кого не возникает сомнения, что со­знание существует. Но с другой — каждому очевидно только существо­вание своего собственного сознания. Как, например, установить, есть ли сознание у животных или у новорожденных детей? Они же не могут сообщить свое мнение по этому поводу и рассказать, что они на самом деле чувствуют. Вообще, то, что переживается мной как очевидное, не может быть передано другому лицу в качестве столь же очевидного. Если у меня болят зубы, то другой может мне поверить, что они у меня болят, может посочувствовать, вспомнив, как у него болели зубы, но не может переживать так, как я, мою зубную боль. Моё переживание все­гда эгоцентрично, так как только я его испытываю. (Как писал В. Мая­ковский, «гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гёте»).

    Все мы как-то представляем себе, что такое сознание, но только до тех пор, пока не задумываемся об этом. А стоит задуматься, тут-то и возникают проблемы: как объяснить то, что и так очевидно? Ведь объяснить — это значит найти такой способ рассуждения, чтобы непо­нятное и неясное стало очевидным. Однако возникновение сознания не может быть следствием каких-то процессов самого этого сознания (в противном случае сознание должно было бы существовать ещё до того, как оно возникло), а значит, природа сознания не может быть дана нам с той непосредственной очевидностью, которая присуща самим объяс­няемым явлениям сознания. Хотя бы поэтому любое рассуждение о со­знании всегда будет сложнее и туманнее, чем то переживание ясности, из­начальной очевидности, которое дается нам сознанием.
    1. Биологические предпосылки сознания. Отражение и эволюция его форм

    Сознание человека появляется как результат развития свойства отражения, свойственного всей природе.

    Отражение– это такое воздействие одного явления на другое, при котором воспроизводятся те или черты внешности, функций или структуры первого во втором, измененные или преобразованные средой, в которой осуществляется это воздействие.

    Основным признаком отражения является момент подобия, частными случаями которого являются изоморфизм (взаимнооднозначное соответствиеструктур, например, соотношение фотонегатива и фотопозитива) и гомоморфизм (наличие упрощённой копии или образа, например, соотношение географической карты и местности).

    Другим важным признаком отражения является вторичность по отношению к отражаемому, его зависимость от последнего по качеству и характеру.

    В неживой природе отражение, как правило, характеризуется пассивным характером, хотя и может сопровождаться изменением в отражающем веществе (изменение физических и химических свойств и состояний объектов в результате внешних воздействий).

    В живой природе отражение имеет качественный, приспособительный характер. Приспособительная функция органического отражения проходит различные ступени своего развития.

    Простейшей формой отражения здесь выступает раздражимость, наблюдаемая уже у одноклеточных и растений и характеризуемая способностью живого организма реагировать не внешние раздражители изменениями положения, формы, химизма тела и его движения.

    У многоклеточных животных происходит переход к ощущению и восприятию. Ощущение поставляет живой системе информацию о свойствах раздражителя, о внешнем для организма мира, и является простейшим образом этого мира. Восприятие как синтез ощущений дает уже целостный образ предмета, воздействующего на организм, и свидетельствует о различении организмом ощущений, идущих от внешней среды, от ощущений его внутренних состояний. Здесь проходит граница между физиологической и психической формами (ступенями) отражения. Физиологическая ступень отражения состоит в изменении состояний отражающего тела (формы, движения, обмена веществ). Психическое отражение выходит за границы отражающего, являясь образом внешнего для организма мира, отражением свойств объекта. Начинается, следовательно, отделение субъекта от объекта.

    Развитие ощущения и восприятия связано со специализацией клеток организма, ведущей к возникновению нервных клеток и нервных комплексов (брюшной, спинной и головной мозг). Одновременно осуществляется специализация рецепторов – возникают органы чувств (глаз, органы слуха, щупальца, усики). На этой ступени развития форм отражения возникновение дистантных рецепторов приводит к появлению сигнального характера информации. Сигнал есть не сам предмет, а знак, признак предмета (вид, запах пищи, звуки, свидетельствующие о её близости сигнализируют о возможности контакта и о необходимости соответствующей реакции). Зарождается первая сигнальная система действительности (по И.П.Павлову). Сигнальная функция достигает своего развития у высших позвоночных животных, обладающих корой головного мозга. Это – анатомо-физиологический аппарат условно рефлекторной деятельности.

    Рефлекс есть жестко обусловленная связь внешнего раздражителя и ответной реакции организма. Стереотипы, закреплённые филогенетически, передаются по наследству. Их называют безусловными рефлексами, или инстинктами. Они связаны с обязательными, необходимыми и постоянно действующими условиями существования вида и индивида. К ним относятся пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный рефлексы. Они являются безусловными в том смысле, что необходимы организму при любых условиях и изменениях внешней среды. Стереотипы, сложившиеся в результате индивидуального развития организма, - это условные рефлексы. Они проявляются как временные связи, возникающие в зависимости от определенных изменений среды и гаснущие после прекращения этих изменений. Они не имеют наследственного характера и являются плодом индивидуального опыта и воспитания. В целом условные рефлексы исчерпываются функцией обеспечения биологических потребностей. Условные рефлексы являются основой ассоциаций.

    Таким образом, рефлекс есть автоматически-бессознательное действие, связанное с вызывающим его импульсом. Рефлекторная деятельность не нуждается в сознании, но без неё сознание не может возникнуть.

    Физиологической основой человеческого сознания выступает вторая сигнальная система действительности, которая функционирует как единство рефлекса, слова и понятия. Слово – это не просто сочетание звуков, а то, что имеет смысл. Слово становится понятием, если происходит обобщение в нём однородных предметов или их свойств.

    Человеческое сознание возникает как высшая ступень психического отражения действительности.
    2. Психика и сознание

    Психика есть особого рода свойство живой материи, потому что продукты психики – мысли, чувства, переживания и т.п. не имеют признаков, присущих материальным явлениям (геометрических, физических, химических). Эта особенность обозначается категорией идеального.

    Психика вообще (и сознание в частности) представляет собой форму приспособления живых организмов к условиям среды. Психика человека включает в себя детерминацию троякого рода:

    1) физиологическую (особенности нервной системы),

    2) собственно психическую (темперамент, способность ориентироваться в пространстве и пр.),

    3) социальную (и культурную) – воспитание, усвоение образцов поведения, норм и ценностей и пр.

    Сознание человека – часть психики, в которой есть и подсознательное, и бессознательное. Сознательными являются такие, которые проходят через разум (интеллект) и волю, т.е. совершаются со знанием того, что человек делает, мыслит и чувствует. Бессознательное – это совокупность психических процессов, не представленных в актуальном сознании человека. Подсознательное – это автоматизированные навыки, усвоенные человеком, ставшие нормой его поведения; иногда их включают в состав бессознательного.

    Сознательное и бессознательное – это не противоположности. А частные проявления сознания вообще, где сознательное есть рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание. Другими словами, особенностью сознания является и его способность отражать не только внешний мир, но и самого себя (рефлексия), способность к самосознанию. Осознание человеком самого себя и того, что в нём происходит, позволяет чётко различать то. Что имеет место лишь в сознании (субъективная реальность) и то, что происходит независимо от него (объективная реальность). Способность к самонаблюдению (интроспекция) даёт человеку возможность следить за некоторыми собственными психическими процессами, контролировать и управлять своим сознанием. Как субъективная реальность сознание не имеет абсолютного самостоятельного бытия. Исторически оно продукт развития природы, общества, культуры, логически – идеальный образ окружающего мира. Этот идеальный образ – не зеркальное отражение объективной реальности. Он формируется в результате опосредованного (нормами, ценностями и культурными образцами) взаимодействия с окружающим миром. Идеальное – это сама по себе информация, обособленная от вещественно-энергетического носителя. Целостное содержание идеального представляет собой взаимодействие образного представления и мышления.
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42


    написать администратору сайта