Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Закон единства и борьбы противоположностей

  • Количество

  • Переход количества в принципиально новое качество

  • 5. Закон отрицания отрицания

  • 6. Основными принципами диалектики

  • 7. Категория диалектики

  • Альтернативы диалектики

  • 2. Метафизика

  • «Негативная» диалектика

  • Теодор Адорно

  • Эклектика

  • Лекция тринадцатая. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 1. Проблема познания

  • Первый тип познавательного отношения зарождается в более ранней философии досократиков

  • Второй тип познавательно­го отношения

  • Классическая традиция

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница32 из 42
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   42

    единства и борьбы противоположностей;

    • переход количества в качество;

    • отрицания отрицания.

    3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

    Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

    Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

    По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

    Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

    Можно также выделить различные виды борьбы:

    • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

    • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

    • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

    Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

    • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

    • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

    • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

    • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

    4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

    Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

    Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

    Мера — единство количества и качества.

    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

    При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

    Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

    Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

    Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

    В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

    • резко, одномоментно;

    • незаметно, эволюционно.

    Примеры первого случая были рассмотрены выше.

    Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

    5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

    Примеры:

    • смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

    • «эстафета поколений»;

    • смена вкусов в культуре, музыке;

    • эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

    • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

    Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

    • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

    • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

    • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

    близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

    Примеры:

    • организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

    • исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

    Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

    6. Основными принципами диалектики являются:

    • принцип всеобщей связи;

    • принцип системности;

    • принцип причинности;

    • принцип историзма.

    Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

    Связи могут быть:

    • внешние и внутренние;

    • непосредственные и опосредованные;

    • генетические и функциональные;

    • пространственные и временные;

    • случайные и закономерные.

    Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

    Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

    Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

    Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

    • вечность, неуничтожимость истории, мира;

    • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

    К основным категориям диалектики относятся:

    • сущность и явление;

    • форма и содержание;

    • причина и следствие;

    • единичное, особенное, всеобщее;

    • возможность и действительность;

    • необходимость и случайность.
    Альтернативы диалектики

    1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

    К альтернативам диалектики относятся:

    • метафизика;

    • "негативная" диалектика;

    • софистика;

    • эклектика;

    • догматизм;

    • релятивизм.

    2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

    • метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

    на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

    Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

    • по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

    • по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

    • по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

    • по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

    • в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или», «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

    • в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;

    • в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;

    • в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

    Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

    Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.

    3. В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической «консервативной» диалектике.

    В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей («консервативной») диалектике — так называемая «негативная» диалектика.

    «Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

    Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

    Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, отличающие ее от обычной «консервативной»:

    • диалектика может быть только «негативной» — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

    • диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

    • новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

    • «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;

    • отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

    4. Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

    Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

    эклектика;

    • софистика;

    • догматизм;

    • релятивизм.

    Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.

    Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

    Софистика выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

    Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

    Лекция тринадцатая. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
    1. Проблема познания так или иначе связана с выявлени­ем условий и обоснования истинности нашего знания, Ее решение предполагает ответы на вопросы о том, кто позна­ет, что познается, каким образом осуществляется познание и что собой представляет его конечный результат. Сово­купность этих вопросов определяет содержание всякой теории познания, стремящейся к объяснению сути позна­вательного отношения, возникающего между познающим субъектом и познаваемым объектом или, иначе говоря, от­ношения между мышлением и бытием.

    В истории европейской философии можно выделить два основных типа познавательного отношения:

    1) когда мышление рассматривается как непосредствен­но включенное в ситуацию и представляет собой один из активно действующих ее элементов, существенным об­разом влияющий на трансформацию значений в создавае­мом контексте;

    2) когда мышление рассматривает познавательную си­туацию несколько отстраненно, стремится не столько из­менить ее, сколько зафиксировать и описать включенные в нее элементы, не рассматривая при этом себя в качестве такового.

    Первый тип познавательного отношения зарождается в более ранней философии досократиков (Парменид, Гераклит) и знаменует эпоху слитно­сти бытия и мышления, когда мышление как бы растворено в бытии и выступает именно как мышление-бытие, непо­средственная открытость бытия.

    Второй тип познавательно­го отношения представлен линией, идущей от Платона и Аристотеля, через Р. Декарта, вплоть до Г. Гегеля и Э. Гус­серля. Здесь мышление уже не слито с бытием, а отделяется от него, превращаясь в абсо­лютный субъект, противостоя­щий миру сущего как универ­сальному объекту.

    Именно вторая модель отношения познающего к позна­ваемому становится наиболее привычной (классической) для европейской метафизики.

    Классическая традиция исходит из признания одной-единственной истины, представляющей подлинное знание, противопоставленное неподлинному мнению. Познава­тельная деятельность осуществляется здесь от имени неко­го надличностного субъекта согласно строгим логическим законам, которые, будучи однажды установлены, остаются вечными и неизменными. Каждый отдельный мыслитель выступает здесь как очередной представитель этого уни­версального субъекта, а само познание понимается как проникновение сознания к глубинной сущности вещей. Тем самым формируется представление о двуслойности бытия, в котором под внешней «поверхностью» мельте­шащих явлений скрывается глубинный «мир сущего», который выступает основанием и причиной всего проис­ходящего на «поверхности». Именно этот «мир сущего» и становится действительным объектом, на который на­правлена познавательная активность субъекта, стремяще­гося прорваться сквозь обманчивую видимость явлений к скрытой сути бытия.
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   42


    написать администратору сайта