Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии
Скачать 3.2 Mb.
|
Обобщение — это прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия к более общему. I la определенных ступенях познания существует предел такому расширению понятий, заканчивающийся выработкой философских категорий — предельно широких понятий, составляющих основу познавательной деятельности человека. Индукция и дедукция. В процессе как научного, так и обыденного познания часто приходится, опираясь на имеющееся знание, делать заключения о неизвестном. Такое расширение объема знания чисто логическим путем осуществляется при помощи индуктивных или дедуктивных умозаключений, а сам процесс называется индукцией или дедукцией. Индукция — это способ рассуждения, когда общий вывод строится на основании частных посылок. Иными словами, положение, справедливость которого установлена для ряда частных случаев, распространяется на весь класс подобных объектов в целом. Примером индуктивного рассуждения может служить следующее утверждение: «Металлы А, В, С, Dпри нагревании расширяются, следовательно, все металлы при нагревании расширяются». Различают индукцию полную и неполную. Полная индукция основана на изучении каждого из объектов, входящих в класс. Полная индукция не дает нового знания. Неполная индукция, где вывод строится на основе изучения какой-то части объектов, входящих в класс, не дает гарантии истинности вывода. Дедукция — это способ рассуждения, когда из общих посылок делаются частные выводы, т.е. положения, которые полагаются справедливыми для всего класса объектов, распространяются на каждый отдельный элемент данного класса. Например, «Сумма внутренних углов всякого треугольника равна 180 градусам, следовательно, суммы внутренних углов треугольников ABC, MNKи XYZравны 180 градусам». Индукция и дедукция дают возможность расширять знания либо восходя от отдельных фактов к общим принципам и законам, либо раскрывая смысл этих общих принципов и законов применительно к множеству частных случаев. Дедукция и индукция связаны между собой столь же необходимым образом, как и анализ и синтез.
Ассоциативная аналогия проявляется в основном в психологических актах творчества. Она носит образный характер и играет большую роль в период первоначального зарождения новых научных идей. В ходе ассоциативной аналогии иногда сближаются весьма далекие по своей природе явления и предметы. В качестве примера можно привести сон немецкого химика Фридриха Кекуле, увидевшего в шести сцепившихся обезьянах аналог формулы бензольного кольца. Логическая аналогия тесно смыкается с операцией обобщения, поскольку строится как предположение о каком-то общем признаке. Например, опровергая представления о неподвижности Земли, Галилей рассуждал по аналогии с движущимся кораблем, все движения предметов на котором происходят точно так же, как и на неподвижном. Умозаключения по аналогии, позволяющие осуществлять перенос информации об одних объектах на другие, составляет гносеологическую основу моделирования.
В научном познании применяются модели материальные и идеальные. Материальные модели являются природными или искусственными объектами, воспроизводящими в упрощенном виде либо в уменьшенном масштабе характеристики или структурные особенности оригинала, например модель плотины или модель молекулы бензола. Идеальные модели представляют собой мысленные конструкции, воспроизводящие в форме идеализированного образа или знаковой системы характеристики и структурные связи объекта-оригинала, например математический маятник, компьютерная программа и др. 4.2. Научно-теоретическое познание и его основные методы В развитой науке обычно различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Каждый из них характеризуется специфическими методами и приемами изучения мира. Различие между данными уровнями состоит в том, что эмпирическое исследование непосредственно соприкасается с реальностью, а теоретическое, опираясь на данные эмпирического познания, раскрывает наиболее важные закономерности, характеризующие существование реальных объектов. Так, открытие нового химического элемента лишь пополняет ряд объектов теории, не затрагивая ее основ, открытие же Периодического закона Д. И. Менделеевым преобразовало теоретические представления об исследуемой области в целом. В первом случае мы имеем дело с исследованием эмпирического, во втором — теоретического уровня. I. Методы эмпирического исследования. К такого рода приемам и методам относят наблюдение и описание, измерение и эксперимент.
→ прямое наблюдение, когда наблюдатель имеет дело непосредственно с самим исследуемым объектом, прямо фиксируя его свойства и связи; → косвенное наблюдение, когда воспринимается не сам объект, а те следствия, которые он вызывает в своем окружении, например туманный след в камере Вильсона; → непосредственное наблюдение, которое осуществляется при помощи органов чувств человека; → опосредованное наблюдение, которое осуществляется при помощи технических средств, приборов и др. Очевидно, что ни косвенное, ни опосредованное наблюдение не могут быть чисто эмпирическими, поскольку всегда опираются на определенные теоретические предположения. На этом основании, например, философы-неопозитивисты, а зачастую и сами естествоиспытатели отказывали такому наблюдению в доверии, поскольку оно «отягощено субъективными моментами». В качестве идеала они выдвигали так называемое «чистое», или беспредпосылочное, наблюдение, свободное от каких бы то ни было теоретических предположений, т.е. прямое и непосредственное. Именно такое наблюдение, по их мнению, должно давать нам знание чисто объективных «протокольных фактов», составляющих «эмпирический базис» науки. Теория, с их точки зрения, должна быть лишь индуктивным обобщением фактов и в любой момент может быть без остатка сведена (редуцирована) к исходным «протокольным таблицам». Иными словами, с точки зрения «здравого смысла» и позитивной философии теория всегда идет вслед за эмпирией и ни при каких условиях не может и не должна опережать ее. Но так ли обстоит дело в действительности? Возможно ли «чистое» наблюдение, не содержащее в себе абсолютно никаких теоретических предпосылок? Рассмотрим такой пример: три разных исследователя, каждый в свое время, наблюдали одно и то же явление — прокаливание свинца на огне. Альберт Великий (1193—1280) описывал это явление как образование «желтого порошка», Джозеф Пристли (1733—1804) — «дефлогистонированного свинца», а Антуан Лавуазье (1743—1794) — «окиси свинца». Почему, глядя на одно и то же, они видели совершенно разные вещи? Причем Альберт Великий трактовал это как наблюдение простой «трансмутации» — превращения одного вещества в другое, Пристли — как отделение от свинца флогистона, а Лавуазье — как присоединение к свинцу кислорода. Различие между тем, на что мы смотрим, и тем, что мы при этом видим, можно объяснить следующим образом. Во всяком наблюдении участвуют (явно или неявно) предварительные теоретические предпосылки, определяющие, что следует видеть в каждом конкретном случае, т.е. в действительности нет и не может быть совершено «чистого» беспредпосылочного наблюдения, поскольку оно всегда оплодотворено той или иной идеей, всегда опосредовано теоретическим знанием, которое показывает, на что именно следует обратить внимание, что и как наблюдать. Взгляд ученого на мир отличается именно своей направленностью, избирательностью. Следовательно, наблюдение отнюдь не является тем простым элементарным актом, каким его пытались представить позитивисты. Для наблюдения недостаточно просто раскрыть глаза и уши. Необходимо предварительно знать, что и как мы хотим наблюдать. Миллионы людей миллионы раз смотрят на какое-нибудь явление, не замечая его, а первооткрывателем становится тот, кто, точно зная, чего он ожидает, способен распознать то, что соответствует ожидаемому результату или отклоняется от него. Завершающим этапом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдения.
Всякий эксперимент — это вопрос, задаваемый природе. Утвердительный ответ подтверждает правильность наших исходных теоретических предпосылок, отрицательный — порождает новую проблему, требующую дальнейших исследований. Таким образом, эксперимент может выступать не только завершающим актом исследования, но и своего рода генератором проблем, определяющим продвижение науки к новым рубежам. II. Методы теоретического исследования. К данной группе методов относят мысленный эксперимент; методы идеализации и формализации; аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод; верификацию и фальсификацию; исторический и логический методы.
В ходе мысленного эксперимента могут осуществляться такие комбинации мысленных образов, которые являются нереализуемыми на практике. Эти комбинации представляют продукт творческой фантазии ученого (например, лифт Эйнштейна, демон Максвелла1 и др.). Однако это вовсе не означает, что в мысленном эксперименте «позволено все». Произвол человеческой фантазии достаточно жестко ограничен здесь целями исследования и законами логики. Собственно говоря, объектом мысленного эксперимента может быть все, что логически непротиворечиво, а следовательно, формально возможно. В мысленном эксперименте исследователь получает возможность оперировать образами вещей практически невозможных, т.е. входить в область явлений, противоречащих обыденному опыту. Вот почему роль мысленного эксперимента особенно велика в процессе зарождения нового теоретического знания, производства новых фундаментальных идей, требующих, с одной стороны, богатства творческой фантазии, а с другой — ясного видения цели исследования и строгой логики рассуждения.
Мысленные эксперименты, которые Альберт Эйнштейн и Джеймс Максвелл использовали для доказательства соответственно основного принципа теории относительности и второго начала термодинамики. Именно в результате подобной операции были образованы такие мысленные объекты, как идеальный газ, абсолютно черное тело и др. Такие идеализированные объекты, несмотря на то, что они реально не существуют, имеют большое эвристическое значение в науке.
Простота и ясность аксиоматического метода поражала воображение. Геометрия Евклида (III в. до н.э.) на два тысячелетия стала идеальным образцом подлинного теоретического знания. Попытки перестроить всю систему человеческого знания согласно основным идеям аксиоматического метода предпринимались неоднократно: аналитическая геометрия Р. Декарта, механика И. Ньютона, этика Б. Спинозы — вот образцы подобных попыток. Построение формализованных аксиоматических систем привело к большим успехам, особенно в математике, и даже породило надежды на возможность ее развития чисто формальными средствами. Однако вскоре обнаружилась тщетность этих надежд. В 1931 г. австрийским математиком и философом Куртом Гёделем (1906—1978) было получено доказательство принципиальной неполноты формализованных систем, что показало границы их применимости.
В процессе развертывания гипотезы мысль следует вперед от исходной абстрактной гипотезы, конкретизируя и обогащая ее. Но это обогащение и конкретизация одновременно выступают и как обоснование истинности исходной общей посылки, поэтому в науке, теоретическом мышлении движение вперед есть одновременно и движение назад. Идущее вперед определение объекта и идущее назад обоснование истинности исходных предпосылок оказывается одним и тем же движением! Удостоверение истинности исходной гипотезы возможно двумя методами: верификации и фальсификации. |