Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии
Скачать 3.2 Mb.
|
Метод верификации (позднелат. verificatia — подтверждение; от лат. verus — истинный, facio — делаю) предложен участником Венского кружка Рудольфом Карнапом. Суть метода состоит в том, чтобы создать возможность эмпирической проверки теоретических конструкций высокого уровня абстракции, не допускающих их непосредственного сопоставления с фактами. Для этого из проверяемой гипотезы выводится ряд следствий с уровнем абстракции, понижаемым до тех пор, пока дело не дойдет до утверждений о том, какие факты должны непосредственно наблюдаться, если теоретические предположения верны. Эти утверждения и следует сопоставлять с наблюдаемыми фактами. Соответствие фактам будет прямо свидетельствовать об истинности эмпирически проверяемого следствия и косвенно подтверждать истинность исходной гипотезы, из которой это следствие было логически выведено. Однако вскоре выяснилось, что эмпирическое под-i исрждение гипотез низшего уровня не может гарантировать истинности исходной гипотезы. Сколько бы следствий ни проверили на соответствие фактам, всегда остается возможность того, что очередное следствие разойдется с ними. Следовательно, рост числа соответствий ведет лишь к по-нышению степени вероятности того, что исходная гипотеза истинна, не делая эту истинность абсолютно достоверной.
Например, при изучении истории мы рассматриваем события прошлого в свете тех результатов, к которым они привели в настоящем, оцениваем их действительное значение и за хаосом случайных событий получаем возможность восстановить логику процесса. И наоборот, обращаясь к реальной истории, мы получаем возможность проследить путь становления настоящего во всем его конкретном многообразии. Исторический метод синхроничен: мысль следует здесь за развитием объекта, не забегая вперед. Исследование производится как бы в одной временной плоскости с самим событием. Анализируя процесс исторического развития, исследователь всегда стремится взглянуть на него глазами современника, осмыслить тот или иной факт в его историческом контексте. Логический метод диахроничен, исследование ведется здесь сразу в двух временных плоскостях: факты прошлого осмысливаются и оцениваются с позиций настоящего, обогащаются современными знаниями более высоких ступеней развития объекта. Таким образом, исторический и логический методы тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, выступают как равноправные по своему логическому статусу. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Субъект и объект в научном познании 2. Проблема истины в теории познания и философии науки. Основные концепции истины 3. Отношения между научной теорией и научным методом 4. Общелогические приемы познания 5. Методы эмпирического исследования 6. Основные методы научно-теоретического познания. Лекция четырнадцатая. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Социальная философия исследует проблемы общественной жизни. Что такое общество? Представляет ли оно собой простую совокупность людей, или такую систему порядка, которая сама производит необходимый для ее функционирования тип человека? По Аристотелю, общественная жизнь не есть исключительное достояние людей. Большинство животных живут стадами, а сообщества пчел и муравьев по своей дифференциации и организации даже превосходят некоторые типы человеческих обществ. Вместе с тем даже самые примитивные люди не имеют однозначных инстинктов социального поведения и вынуждены сами находить, закреплять в традициях и специально воспитывать нормы и правила своей организации. Эти правила настолько разнообразны и часто противоречивы, что при взгляде на примитивные общества с современной точки зрения возникает впечатление их полной абсурдности. Между тем это далеко не так: при всем разнообразии предписаний и запретов они служат инструментами организации таких важнейших отношений, как обмен женщинами и обмен пищей между членами первобытных коллективов. Общество — основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели. На протяжении всей истории человечества происходил постоянный поиск этой модели и попытки её описать. Философско-теоретический анализ общества возможен только на базе конструирования его идеальной модели и сравнения с реальностью. На протяжении всей истории человечества происходил постоянный поиск этой модели и попытки её описать. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся (1) устойчивостью (способность системы сохранять текущее состояние при наличии внешних воздействий), (2) целостностью (интегрированность, самодостаточность, автономность общества, характеризует его качественное своеобразие, обусловленное присущими ему специфическими закономерностями функционирования и развития), (3) саморазвитием (развитие собственными силами, без содействия каких-либо внешних сил), (4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение, (5) территорией. Человеческое общество – это не «совокупность индивидов», как представляет себе обыденное сознание, а совокупность тех связей и отношений, в которых находятся индивиды. Общество можно рассматривать как совокупность всех форм взаимодействий индивидов, групп и общностей людей, населяющих определенную территорию, объединенных социальными институтами, организациями и отношениями. Общество является высшей, самой сложной формой организации жизнедеятельности людей. Одно из самых удивительных достижений человека — создание государства. В наш век, ориентированный на научно-техническое творчество, это нетрудно забыть. Между тем технологическому прогрессу предшествовало изобретение в III тысячелетии до нашей эры мощной социальной организации, существенно повысившей человеческий потенциал. И хотя кажется, что первые, да и последующие государства лишь жестоко и бесполезно уничтожали человеческие ресурсы, тратили всю свою энергию на воздвижение гигантских пирамид или огромных каменных идолов, тем не менее нельзя отрицать, что именно с них начался прогресс цивилизации. Люди неоднозначно относятся к государственной и политической деятельности. Судя по апатии избирателей, многие просто ничего не хотят о них знать, заведомо считая политику грязным делом. Однако если люди не интересуются политикой, то политики интересуются людьми и стремятся управлять ими в своих интересах. Поэтому почти вся история человечества — это история политической борьбы. Именно ее успехами, в частности, обусловлен тот факт, что сегодня в развитых странах люди могут позволить себе не интересоваться политикой, справедливо полагая, что она их не касается. Однако нельзя забывать, что возможность сосредоточиться на решении проблем своей частной жизни без опасения быть порабощенным завоевывается именно политической борьбой, которая может принимать самые различные формы, в том числе и такие, когда один раз в несколько лет люди приходят к избирательным урнам, чтобы проголосовать за того или иного кандидата или партию. Знание истории помогает государственным деятелям и политикам избегать действий, вызывающих взрыв народного негодования, когда обнищавшее население превращается в обезумевшую толпу, повинующуюся любому призыву. 14.1. Человек как социальное существо Сразу после рождения человека его биологические потребности, телесные аффекты подвергаются постоянному и настойчивому вмешательству со стороны общества, при этом поражает открытость и пластичность человеческого существа, которое поддается самым разнообразным социокультурным преобразованиям. В современной литературе процесс социализации характеризуется как способность человека к запоминанию и научению, в ходе которого формируются определенные привычки и автоматические реакции. Благодаря этому психическая и физическая энергия расходуется рационально и используется для решения новых, необычных проблем. На основе привычек и традиций складываются социальные институты, которые могут быть определены как единство норм и следующих их предписаниям людей. Институализация традиций, норм, правил и предписаний предполагает возможность контроля за их исполнением. Институты отцовства или иных форм родства приобретают объективированный характер. Сначала для ребенка отец — это взрослый, с которым он играет. Однако постепенно он начинает постигать, что отец — это нечто более серьезное, и осознает его как носителя опыта, традиций, норм, законов, власти. Объективация приводит к пониманию общества как некой самостоятельной реальности, включающей систему законов и учреждений. Вместе с тем эту реальность не следует интерпретировать по аналогии с природой, ибо она есть дело рук самого человека, т.е. результат его деятельности, представляющий собой историческую необходимость. Будучи продуктами человеческой деятельности, общественные законы должны быть оправданны и обоснованны. В современной литературе такое обоснование называется легитимацией. По сути дела, ссылки на естественное или божественное происхождение законов — не что иное, как формы легитимации. Первые законы, традиции и нормы возникали в конкретных обстоятельствах и не нуждались в специальных обоснованиях. По мере их усложнения, а также в процессе передачи последующим поколениям социальные нормы нуждаются в специальном оправдании. Одна из важных функций мифа, религии, права и других форм общественного сознания — обоснование правил и законов социального мира. Другая проблема, которая должна быть решена обществом, — контроль за выполнением институциональных требований. Каждый человек следует тем правилам, которые он освоил в результате личного опыта, но общественная жизнь основана также на выполнении общепринятых норм, которые наследуются от прошлых поколений, поэтому ребенка долго и терпеливо учат тому, как он должен себя вести в мире взрослых. Приоритет институциональных требований проявляется в течение всей жизни: от человека всегда ожидают того, что он будет следовать установленным правилам. Например, вступая в брак, человек не только реализует свою потребность в любви, но и принимает на себя вполне определенные обязанности. В принципе это не противоречит чувствам, а напротив, способствует их сохранению. Социальные институты не разрозненны, а интегрированы в систему. Эта интеграция выражается прежде всего в языке и знании. Взрослый человек «знает» свой социальный мир, он способен объяснять его хорошие и плохие стороны. Каждый социальный институт имеет совокупность сформулированных в языке правил, предписаний, моральных и философских принципов. На обыденном уровне знания о социальном мире функционируют в дотеоретической форме как совокупность правил поведения. Такое знание определяет действия человека, которые могут расцениваться уже не с точки зрения соответствия или несоответствия определенным институтам, а как «хорошие» или «плохие» вообще. Неисполнение социальных норм расценивается как отклонение, безумие или моральная испорченность. Таким образом, знание о социальном мире становится не только информацией, сведениями об устройстве этого мира, но и предписаниями, касающимися переживания и действия в социальном мире, и законами, на основе которых наказывают оступившихся. Критерием наличия или отсутствия общественной организации является наличие общих кодов коммуникации, которые постепенно трансформируются и совершенствуются. В эпоху небольших семейно-родственных объединений общение достигалось на основе устной речи. Проживание на одной территории, родная речь, система норм и правил поведения — все это обеспечивало единство первобытного коллектива. По мере формирования больших государств, достигавших имперской стадии развития, устной речи, сказаний о героических предках, верований и обычаев, сложившихся в небольших коллективах, недостаточно. Возникают универсальные религии, моральные системы, наука, культура, которые выполняли важную роль в объединении различных этносов в единое государство. Процесс формирования сильных государств до сих пор нередко рассматривается историками и политологами как результат борьбы различных сил. Действительно, деспотические государства расширялись в процессе военных побед. Но, как показывает история Римской империи, дело не ограничивается насилием и покорением народов. Если бы римлянам не удалось доказать превосходство своей цивилизации, то вряд ли бы их достижения были столь значительны. Секрет их успеха в том, что они не только завоевывали, колонизировали и эксплуатировали другие народы, но и цивилизовали их жизнь, перестраивая их города по римскому плану, вводя научные, культурные, правовые и даже развлекательные институты. Возможно, Российская империя была одной из последних наследниц греко-римской государственности, поэтому лозунг «Москва — Третий Рим» имеет объективные основания. Империи, сложившиеся в XIX веке в Европе, наоборот, имели колониальный характер, их цивилизационные функции были весьма ограниченными. Борьба между империями за сферы влияния стала причиной двух кровопролитных мировых войн. Возникший после победы над фашизмом порядок был основан на равновесии двух сверхдержав, которые не прекращали борьбу за мировое господство. Крушение Советского Союза привело к нарушению сложившегося равновесия, и многополярный мир снова пришел в неустойчивое состояние. Процесс глобализации наталкивается на сопротивление государств и народов, стремящихся сохранить традиционный образ жизни. Это снова заставляет обратить внимание на цивили-зационый процесс и искать новые формы взаимодействия, предполагающие сохранение самобытных культур. 14.2. Типы социальных общностей Ответ на вопрос, что такое общество (иерархическое, кастовое, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, классовое, гражданское), предполагает изучение его структуры и описание основных элементов. Поскольку в составе современных обществ старые формы единства не исчезают, а сохраняются, хотя и в модифицированном виде (например, семья), постольку необходим как структурно-функциональный, так и исторический подход к их пониманию.
→ кровнородственная, в которой запрещались брачные связи между родственниками по вертикальной линии; → групповая, в которой запрещались половые связи не только между родителями и детьми, но и братьями и сестрами; → парная, предполагающая брачные отношения только между мужем и женой. Род как система семей имел патриархальную или матриархальную структуру.
|