Главная страница
Навигация по странице:

  • 14.3. Три революции современности

  • Вильгельм Райх

  • СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница37 из 42
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42

    Этнос, или народность, — следующая ступень истори­ческого развития людей, которая связана с формированием государства. Народности возникают путем консолидации племен, замены кровнородственных связей территориально-хозяйственными. Это происходит при условии соседства территорий, близости языков и сходства обычаев и верова­ний. Вместе с тем данный процесс — продукт не столько мирного сращивания, сколько войны племен. В результате язык и верования более могущественного племени стано­вятся господствующими.

  • Государство — дальнейший шаг на пути эволюции социальных общностей. Первые государства возникли в III тысячелетии до нашей эры. Их создание — одно из ве­личайших достижений человечества, которое часто недо­оценивается из-за репрессивности государственной формы организации жизни людей. Но в то же время это гигант­ская и очень сложная социальная мегамашина, позволив­шая высвободить человеческие ресурсы и использовать их для развития собственного могущества. Конечно, первые государства не были чисто экономическими образования­ми (например, сооружение гигантских пирамид или огром­ных каменных идолов не имело никакого экономического смысла, а просто демонстрировало власть и могущество как таковые). Развитие государства привело к радикальному изменению общества:

  • во-первых, государство — это форма общности, в ко­торой кровнородственные связи оказываются недостаточ­ными и начинают выстраиваться чисто социальные отно­шения;

  • во-вторых, для существования государства необходи­мы строгая дисциплина и исполнительность, так как разные группы людей, занимающиеся различной деятельностью, должны действовать согласованно;

  • в-третьих, государство опирается на бюрократический аппарат, передающий приказы сверху вниз, и на военную силу — армию, которая способствует как защите собствен­ных, так и захвату чужих территорий и населения;

  • наконец, государство создает внутренние контроли­рующие и карательные органы, используемые для принуж­дения к труду и наведения порядка.

  • Нации. Сегодня трудно указать на общепринятую теорию наций. Понятие «нация» буквально означает на­род и принципиально не отличается от форм общности
    на основе территории, языка, этноса. Однако понятия этно­са как совокупности норм, традиций и правил жизни того или иного народа явно недостаточно для понимания при­
    роды нации. Обычно в политологии их формирование связывают с буржуазными революциями, которые, разрушив прежние религиозно-этнические формы единства, были вынуждены апеллировать к каким-то иным связям, объединяющим народ в республику. Поскольку чисто эко­номических, рыночных связей для этого было недостаточ­но, то идеологи буржуазных революций были вынуждены использовать исторические символы «крови и почвы» для консолидации людей. При этом произошла либерализа­ция указанных символов, что нашло выражение в понятии «духа народа», к которому взывали законодатели. Сегод­ня это понятие означает наличие некоторых отчасти бес­сознательных, отчасти осознанных черт и характеристик того или иного народа, объединяемых термином «мен­талитет». Его основу составляют не только требования разума, свободы, справедливости и равенства всех граж­дан республики, но и чувства, настроения, переживания, порядок которых также определяется обществом. Поэтому чувство национальной идентичности предполагает отли­чие «своих» и «чужих» и даже конструирование образа «врага», что в полной мере проявляется в национализме.


    Еще совсем недавно вопросы национализма казались наследием глубокого прошлого, представлявшим исключительно исторический интерес. В бывшем Советском Союзе рассчитывали на воспитание интер­национализма, а в европейских странах — на усиление экономической, политической и культурной интеграции. Между тем XX век оказался еще и веком межнациональных конфликтов, которые пережили период освобо­дительных движений и сегодня в той или иной форме случаются и в самых высокоразвитых странах. Несомненно, это связано с политическим исполь­зованием национализма, но ясно также и то, что последствия культивации национального своеобразия не преодолеваются рациональной критикой «национальных предрассудков».
    Образование наций — процесс отнюдь не идиллический. Разнообразные народности, объединенные в небольшие средневековые государства, ревниво отстаивали и куль­тивировали свои отличительные особенности. Поэтому формирование наций предполагало силовые методы на­саждения языка, обычаев и верований «большой нации», которая, в свою очередь, с целью самосохранения должна была насаждать «патриотические» чувства среди своих граждан. Реакцией на это насаждение является космопо­литизм. В настоящее время многие молодые люди иденти­фицируют себя как граждан мира, однако нельзя забывать, что и сегодня существуют отдельные государства, имеющие собственные территории и соответственно собственные эко­номические и политические интересы. С другой стороны, люди, проживающие под сенью государства, имеют общие, но отличающиеся от чужих обычаи, привычки, традиции и т.п. Отсюда можно сделать вывод, что космополитиче­ские взгляды выражают, скорее, идеалы, чем сложившуюся реальность. Это позволяет политикам использовать нацио­нальную карту в своей игре. Ясно, что опасные последствия такой тенденции преодолеваются не проповедью интерна­ционализма, а уравновешенной экономической, культурной стратегией интеграции, к которой общественность должна принуждать своих лидеров.

    • Классы. Проблема интеграции людей в единую нацию была связана не только с упадком форм христианской общ­ности. Рынок породил автономного индивида, вступавшего и конкуренцию с другими, культивировал агрессивность и жажду наживы. Вместе с тем общество не было суммой атомизированных индивидов, связанных только законами рынка. По мере дифференциации труда, его специализации и интеграции возникали различные сословия, объединенные корпоративными интересами. Пример таких групп — цеха ремесленников и гильдии купцов. В рамках этих сословий существовала жесткая иерархия, но были и общие интере­сы, которые отстаивались совместно.

    По мере накопления общественного богатства расслое­ние людей происходило и по иным признакам. Например, структура населения Парижа накануне революции 1793 г. состояла из 50 тысяч обеспеченного и более 500 тысяч обездоленного населения. При этом внутри обеспеченно­го населения существовала жесткая иерархия, и различия, скажем, между благородными сословиями, священниками, врачами, юристами, купцами были весьма значительными. Беднота же, напротив, представляла собой однородную сплоченную массу. Если мотивы действий состоятельных людей были достаточно разнообразными, то толпой двигал исключительно страх голода. Для нее даже незначительное повышение цены на хлеб было вопросом жизни или смер­ти. Неудивительно, что первая французская революция, как впоследствии и русская, началась с хлебного бунта. Кричащая роскошь одних и ужасающая бедность других на фоне рассуждений о равенстве людей перед Богом и пе­ред законом обостряли классовое самосознание и порожда­ли ненависть бедных к богатым.

    На опыт классовой борьбы опирался марксизм, вы­ступивший как политическая идеология угнетенных классов. Однако по мере преодоления резких различий в уровне жизни различных слоев населения в европейских странах почва для теории и практики классовой борьбы ис­чезала. Там сложились новые социальные общности, среди которых наибольшее значение придается так называемо­му среднему классу. По сути дела, речь идет не о классе в его прежнем понимании как особой группе людей, отли­чающейся своим отношением к средствам производства, способами получения и долей общественного богатства, идеологией и т.п., а о слое (иначе — страте), который от­личается от других в зависимости от профессии, образова­ния, величины дохода, образа жизни. Наряду со средним классом выделяется элита — слой руководителей пред­приятий, крупных ученых, художников, звезд спорта и т.п. Таким образом, на место прежней дифференциации обще­ства на «пролетариат» и «буржуазию» приходит новое раз­деление, основанное не столько на отношении к средствам производства, сколько на отношении к «символическому капиталу» — знаниям, информации, средствам массовой коммуникации.
    В нашей стране классовое расслоение представляет собой пеструю кар­тину, что, в принципе, особенно на фоне прежних рассуждений об идеальной однородности общества, можно считать положительным, ибо разнообразие способствует развитию. Вместе с тем было бы близорукостью смешивать социальную дифференциацию западноевропейских стран с тем, что имеет место в России, где сложилась взрывоопасная ситуация, когда незначи­тельная часть населения живет в роскоши, а остальные в бедности. И хотя Россия богата опытом социальных революций, однако он, как видно, не передается по наследству.
    На Западе давно говорят о революции менеджеров, которые становятся инновационной силой нашей эпохи. Американский социолог Дэниэл Белл (1919—2011) глав­ную роль в постиндустриальном обществе приписывает ученым. Он полагает, что в современную эпоху научно-теоретическое знание становится производительной силой экономического роста и социального прогресса и открывает дорогу новому социально прогрессивному «классу знания». Другой социолог — Элвин Гоулднер (1920—1980) в сово­купной среде «белых воротничков» и буржуазии выделяет «новый класс интеллектуалов и технической интеллигенции». Основой привилегий и власти нового класса стано­вится индивидуальный контроль над профессиональной культурой, языком, техникой и соответствующими умени­ями. В таком контексте новый класс рассматривается как культурная буржуазия, которая присваивает преимущества, получаемые от исторически коллективно произведенного культурного капитала. По мнению французского социолога Алена Турена (р. 1925), культурные ценности, а не формы экономической организации, разделения труда определяют новый класс; его авангардом являются университеты, об­разованные специалисты и студенты. Главную функцию — постиндустриальной социальной трансформации общества и духовно-нравственного «генератора» — класс интеллекту­алов выполняет благодаря культуре критического дискурса, социальной рефлексии, опыту нравственно-духовного вос­приятия мира, а также высокому профессионализму и спо­собности к мобилизации социальных движений.
    14.3. Три революции современности

    Проблемы гендерной социологии укладываются в три макросоциальных процесса: сексуальную, гендерную и семейную революции67. Именно эти эпохальные процессы породили основные тенденции развития гендерных отношений, проявляющихся в сфере трудовой деятельности, власти, образовании, семенных отношениях, сексуальном поведении.

    Сексуальная революция второй половины XX века была прежде всего женской революцией. Идея равенства прав и обязанностей полов в постели - плоть от плоти общего принципа социального равенства.

    Американское слово «секс» стало синонимом разгруженного отношения к половым отношениям, которые стали рассматриваться не как способ продолжения рода, а как путь к удовольстви­ям. Открылся рынок эротической жизни. Психоаналитик Вильгельм Райх (1897—1957) назвал это сексуальной ре­волюцией. Начиная с XIX века сексуальная потенция ста­новится символом подлинного богатства. Бедные — это импотенты. Речь идет о том, что люди неправильно рас­поряжаются сексуальностью либо по причине зажатости, либо из-за незнания опций (возможностей, вариантов по­ведения). Сексология проливает свет на особенности совре­менного общества. Понятие «сексуального» используется во всех сферах — публицистике, эстетике, психологии, эко­номике. Это разрушило монополию государства на регу­лирование отношений разнополых личностей. Оправданы гомосексуализм, автоэротизм и другие формы нетрадици­онного полового поведения, если они не имеют криминаль­ного характера.

    Сравнительно-исторический анализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия показывает повсеместное резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т.д. Положение в разных странах зависит не столько от уровня их социально-экономического развития, сколько от степени социального равенства полов. Эти сдвиги, несомненно, продолжатся и в XXI веке. С этим связано обострение многих старых и появление новых психосексуальных проблем68.

    Мы констатируем отделение сексуального поведения от репродуктивного, направленного на рождение детей.

    Этот процесс начался давно. Чтобы понять разницу между сексуальным и репродуктивным поведением, человеку достаточно сопоставить, сколько детей он сознательно (а не потому что «так получилось») зачал и произ­вел на свет с тем, сколько раз на протяжении жизни и для чего он осу­ществлял те или иные сексуальные действия. Но поскольку репродук­тивные аспекты сексуальности социально наиболее важны, они всегда и везде подвергались более тщательному и строгому социальному кон­тролю и регулированию. Нерепродуктивным аспектам сексуальности культура уделяла значительно меньше внимания, а в некоторых культу­рах, связанных с отрицательным отношением к сексу, их и вовсе считали ненормальными и «противоестественными». Лишь сравнительно недав­но общественное сознание, да и то далеко не везде, приняло тот факт, что сексуальность сама по себе не обязательно направлена на деторож­дение, не нуждается в оправдании и является самоценной.

    Меняется и сама человеческая сексуальность. Существует несколько общих тенденций, которые, хотя и в разной степени, характер­ны для всех индустриально развитых стран:

    - более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротиче­ских чувств у подростков;

    - более раннее начало сексуальной жизни. Эти сдвиги охватыва­ют весь цикл психосексуального развития и все формы сексуального поведения, от мастурбации до полового акта. По типу сексуального пове­дения сегодняшние молодые люди опережают своих сверстников из прежних поколений на 3-4 года;

    - социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства; большинство населения и особенно молодые люди счита­ют добрачные связи нормальными, не скрывают и не осуждают их. Иначе быть не может, если половое созревание происходит раньше, а возраст вступления в брак в индустриально развитых странах повышается;

    - ослабление «двойного стандарта» сексуального поведения (под «двойным стандартом» понимается ситуация, когда то, что считается нормальным и естественным для мужчин, не считается приемлемым для женщин);

    - признание сексуальной удовлетворенности одним из важных факторов удовлетворенности браком и его прочности;

    - признание важности сексуального удовольствия для женщин, которых традиционная «викторианская» мораль считала вообще асексу­альными. Исследования показывают, что современные женщины полу­чают от сексуальной жизни значительно больше удовольствия, чем жен­щины прошлых поколений;

    - сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике;

    - рост терпимости по отношению к необычным и даже девиантным формам сексуальности, особенно гомосексуальности;

    - увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении — многое из того, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным69.

    Гендерная революция – продолжение и трансформация революции сексуальной, только теперь «борьба полов» с индивидуального уровня (в семье и постели) переходит на уровень макросоциальный, где мужчины и женщины конкурируют в широком спектре общественных отношений. Однако важно иметь в виду, что конкуренция, о которой идет речь, есть также форма кооперации, от которой в конечном счете выигрывает все общество.

    Можно выделить несколько главных тенденций развития гендерных отношений70:

    В сфере трудовой деятельности происходит постепенное разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально-производ­ственных ролей, занятий и сфер деятельности. Женщины сравниваются с мужчинами и даже опережают их по уровню образования, от которого во многом зависит профессиональная карьера и социальные возмож­ности. Мужчины утрачивают монополию на политическую власть. В том же направлении гендерного равенства, хотя с большим хронологиче­ским отставанием и множеством этнокультурных вариаций, развивают­ся брачно-семейные отношения. Существенно изменился и характер социализации детей. Всеобщее школьное обучение, без которого невоз­можно подготовить детей к предстоящей им сложной общественно-тру­довой деятельности, повышает степень влияния общества сверстников, а совместное обучение по общим программам подрывает гендерную се­грегацию и делает привычные представления о гендерных различиях способностей и интересов проблематичными.

    Подобно сексуальной революции, ломка исторического гендерного порядка порождает многочисленные социальные и психологические проблемы, причем мужчины и женщины испытывают давление в про­тивоположных направлениях. Вовлеченные в общественное производство и политику женщины вынуждены развивать необходимые для кон­курентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергичность, силу воли), а мужчины, которые уже не могут опираться главным обра­зом на власть и силу, — вырабатывать традиционные «женские» каче­ства — способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого. Ничего сверхъестественного в этом нет, то же самое про­исходит в сфере межнациональных и межгосударственных отношений, где принцип господства и подчинения постепенно уступает место отно­шениям осознанной взаимозависимости, однако на почве нормативной неопределенности часто возникают конфликты, особенно острые в сфе­ре брачно-семейных отношений71.

    Семейная революция

    Социологи заговорят о на­стоящей «семейной революции», которая изменяет общество еще сильнее, чем сексуальная революция 1960—70-х гг. Выяснилось, что более моло­дые мужчины и женщины вступают в брак реже и позже, чем это происхо­дило раньше, а их браки чаще распадаются. Наряду с браком появились различные формы небрачных союзов. Из-за частого распада семей все больше детей воспитываются без участия одного из родителей. Брак утра­тил монополию на оправдание сексуальности и легитимацию партнерских и семейных отношений. Имеет место переход от брака к сожительству. Сегодня «парой» фактически признается любой союз, где двое людей говорят, что они образуют единое целое, независимо от семейного статуса и пола партнеров, а «семьей» считается любая пара, имеющая детей, независимо от того, зарегистрированы ли их отношения и воспитываются ли дети в одном или двух домохозяйствах. Это распространяется и на однополые семьи. В первом десятилетии нынешнего века однополые браки полностью узаконили 13 стран (Ни­дерланды, Бельгия, Испания, ЮАР, Канада, Норвегия, Швеция, Пор­тугалия, Исландия, Аргентина и Мексика, Франция, Украина), во многих других странах, чтобы избежать конфессиональных конфликтов, их легитимируют под другими названиями, типа «гражданских партнерств». Никаких сомне­ний относительно будущего этот тренд не оставляет.

    Мы имеем дело с беспрецедентным, быстроменяющимся миром. Но вместо того чтобы смотреть вперед или хотя бы туда, где с этим уже познакомились и нашли способы решения, мы говорим: «Надо смотреть назад». Все. Наша официальная идеология сегодня очень простая: хорошо только традиционное, устойчивое, оно же национальное, а то, чего раньше не было у наших предков, – это все плохо, подозрительно, это от растленного Запада. Но если мы смотрим назад, ничего кроме катастроф у нас впереди не будет, потому что самые элементарные, очевидные вещи мы не увидели из-за того, что смотрели назад. Поэтому я как раз думаю, что здесь все вполне оптимистично. Но просто традиционные формы существовали долго и обрели характер предрассудка, и мы не всегда видим, что в описании прошлого присутствует очень большая доля идеализации. А сегодняшние вещи экспериментальны, неоднозначны. Кроме того, если мы по определению допускаем права человека и многообразие стилей жизни, индивидуальный выбор, это не может вписаться в такую простую модель, как черно-белый мир.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Дайте определение общества.

    2. Человек как социальное существо. Перечислите и поясните суть требований, предъявляемых обществом к человеку.

    3. Почему современное общество называют «массовым»?

    4. Что такое социальный институт?

    5. Основные типы социальных общностей.

    6. Определите социальную и классовую структуру общества.

    7. Что такое «средний класс»?

    8. Три революции современности (сексуальная, гендерная, семейная).


    Лекция пятнадцатая. СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


  • написать администратору сайта