Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии
Скачать 3.2 Mb.
|
16.4. Компьютеризация и ее социальные последствия. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества Компьютеризация науки - это процесс, сутью которого является оснащение научного пространства новой производительной силой - искусственным интеллектом компьютера. Как новая производительная сила, компьютеризация позволяет не только хранить сумму накопленных знаний более совершенным способом, но и особым образом обрабатывать интеллектуальный материал, анализировать его. Компьютеризация - это новый формат научного знания. В таком случае компьютер выступает как инструмент получения и обработки научного знания. Компьютеризация науки начинается с 70-х гг. XX в. Она позволяет создать новый уровень научного пространства существования и развития знания, создаются новые возможности для распространения научного знания. Одна из таких возможностей - ведение научного диалога на расстоянии, организация виртуальных конференций и форумов. Это не только значительно экономит человеческое время, энергию и материальные средства, но и позволяет осуществить контакт чуть ли не с любой точкой мира. На сегодняшний день компьютер и информационная система Интернет позволяют создавать целые виртуальные институты. Компьютеризация создает в подлинном смысле принципиально новые средства выработки, хранения и использования информации. Еще одна радикально новая возможность, которую предоставляет компьютеризация ученым, - это создание виртуальных полигонов для реализации теоретических знаний на практике. В идеале, обладая такими возможностями, нет необходимости проводить эксперимент в условиях реальной окружающей среды. Затратность эксперимента, его вредоносность и длительность процесса преодолеваются с помощью компьютерного эксперимента. Посредством компьютера можно также смоделировать возможное развитие какого-либо процесса, будь то процесс исторический, физический или биологический и т. п. В соотношении искусственного и естественного интеллекта необходимо учитывать очевидное противоречие: то, что становится искусственным и передается машине, перестает быть интеллектом, а то, что подлинно интеллектуально, остается вне функций компьютера. Тем самым человек не может получить выигрыш в искусственном интеллекте, не проиграв чего-то в естественном. Остается открытым вопрос: дает ли компьютер принципиально новую информацию или он лишь перерабатывает то, что заложено в него человеком. В философии возникают вопросы, связанные с компьютерной этикой. Компьютерная этика ставит вопрос о способах (правомерном или неправомерном) использования информации в информационном обществе. Компьютерная этика освещает вопросы, связанные с угрозой тайнам частных лиц и защитой корпоративных секретов, созданием институционального автоматизированного управления, гарантирующего неприкосновенность частных тайн и невозможность вторжения посторонних в автоматизированные базы данных сети. Компьютерная этика включает в себя и так называемые «кодексы специалистов», в которых регламентируются ответственность за ошибки, допущенные в ходе функционирования компьютерных программ, а также отношения между компьютерной техникой и институциональной властью (имеется в виду, каким общественным и идеологическим интересам служат определенные виды доступа к компьютеру). С другой стороны, использование информационной техники в области принятия научных решений ставит вопрос об ответственности как исследователей, так и программистов. Речь идет об определенных типах информационных технологий, которые могут вызывать «информационное загрязнение» или создавать так называемый «парадокс информационной технологии», когда чем больше информации, тем меньше возможности ее контролировать. Компьютеризация и информатизация создали новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности дистанционного обучения. Однако и в этой сфере возможности компьютера имеют свои пределы. В целом ряде профессий непосредственное общение преподавателя с обучающимся является более адекватным механизмом передачи исходных смыслов, нежели с использованием машины в качестве посредника. Язык компьютерных систем неадекватен некоторым измерениям человеческого существования, не способен к отражению практического рассудка, опирающегося на неявные, скрытые формы знаний. Миру компьютера чужды смысловые измерения, присущие мастеру. Проблема границ компьютеризации объединяет познавательные усилия социологов, ученых и практиков самых различных профессий. Виртуальная реальность – это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером. Характерными признаками виртуальной реальности являются: - моделирование в реальном масштабе времени; - имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; - возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. Термин «виртуальная реальность» был предложен в 1984 г. американцем Дж. Ланьером (Jaron Lanier), владельцем фирмы, освоившей выпуск компьютеров, способных создавать стереоскопическое изображение. Но есть версия, что этот термин был придуман в 70-х годах ХХ в. в Массачусетском технологическом институте для обозначения интерактивности человека в компьютерном пространстве. Наиболее широкое распространение словосочетание «виртуальная реальность» и получило применительно к компьютерным системам, что было зафиксировано как факт в некоторых словарях, например: «…Виртуальная реальность – совокупность программно-аппаратных средств для создания ощущения присутствия в мире компьютерных игр, сетей, систем».73 Возвращаясь к идее компьютерной виртуальной реальности, подчеркнем, что она вполне соответствует идеологии постмодернизма, одной из главных особенностей которого явился плюрализм. С момента распространения компьютерных технологий берут свое начало и многие более современные философские концепции виртуальной реальности, которые также основаны на плюралистических идеях постмодернизма. Компьютерная виртуальная реальность, внедряясь во все сферы жизни, получила не только свое развитие, но и признание. Это вызвало очередное усиление интереса философов и психологов к данной проблеме. Д.В. Иванов предпринял попытку социологического обнаружения признаков виртуальной реальности во всех сферах общества. «Виртуализация в таком случае, – пишет он, – это любое замещение реальности ее симуляцией, образом – не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности...».74. Виртуальная реальность заменяется на постмодернистский термин «симуляция». Даже из перечисленных автором «универсальных свойств виртуальной реальности» – «…нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования»75 – становится очевидным, что они не распространяются на виртуальные частицы, на измененные состояния сознания, обозначаемые Носовым психологической виртуальной реальностью, а являются характеристикой компьютерной виртуальной реальности. Результатом экспансии понятия «виртуальность» в разные отрасли науки явилась новая проблемная область, «созданная» дискуссией о возможности создания единой теории виртуальной реальности. Так, в общую теорию виртуальной реальности предлагается соединять два смысла: традиционный, берущий свое начало от «virtus» и отождествляемый с «возможным», и компьютерный, понимаемый как вид гносеологической реальности. В результате получается следующий вывод: «Виртуальная реальность есть единство объективной и субъективной реальностей, спрессованное в единицу виртуала».76 Такое определение виртуальной реальности не снимает наши сомнения, так как непонятно, в чем проявляется единство объективной и субъективной реальности и как данное определение можно применить к теории виртуальных частиц. Таким образом, в конце ХХ – начале ХХI в. наблюдается возврат к философскому осмыслению понятия «виртуальное», обнаруживает себя тяга к осмыслению его как единой, целостной формации реальности. Опираясь на сделанный анализ, можно констатировать следующее: а) все идеи виртуальности так или иначе сопряжены с идеей множественности миров; б) виртуальность рассматривается как способность чего-либо (силы, объектов, реальностей) существовать в свернутом (потенциальном) состоянии и оказывать при этом воздействие на действительность (отождествление с термином «возможность»); в) виртуальность осмысливается как свойство трех пространств бытия или их соотношение: субъективного мира человека, объективного мира природы, искусственно созданного мира человека; г) в основе всех идей виртуальности выделяется «взаимодействие»; д) виртуальность рассматривается как способность чего-либо существовать в пространстве «между»; е) создание единой теории виртуальной реальности является предметом достаточно острой дискуссии. 16.5. Техника как социокультурный феномен. Основные исторические этапы развития техники Критерии и определение техники. Термин «техника» относится к множеству предметов, в которых поверхностный взгляд не усматривает ничего общего. Действительно, каменное рубило, ткацкий станок, паровой двигатель, лазер, компьютер разделяют не только сотни и тысячи лет, но также кардинальные различия во внешнем облике, конструктивных особенностях, принципах и конкретных целях функционирования. Впрочем, подобным образом обстоит дело и с такими изобретениями, родившимися, по сути дела, на протяжении жизни одного поколения людей, как, например, кино- и радиоаппаратура, ядерный реактор, космический корабль, искусственная почка, стимулятор сердечной деятельности. Действительно термин «техника» подобно слову «ключ» и некоторым другим словам, многозначен. Он стал синонимом словам, которым обозначаются разные понятия и соответственно разные денотаты (обозначаемый предмет). Конкретный смысл его задается контекстом. Если контекст не вносит должной ясности, то во избежание семантического спора о словах следует уточнять, что под ним подразумевается. Лишь теоретическое мышление вскрывает за этим практически безграничным многообразием некий инвариант, единое внутреннее качество, определяющее причастность к области техники. Показателем его является органическая взаимосвязь нескольких признаков. В их числе, прежде всего, принадлежность к миру культуры, точнее говоря, искусственность, артефактность, антропогенность. Далее, материальность, ограничивающая технику от артефактов духовного характера и вместе с тем вследствие антропогенности воплощающая в себе силу человеческого познания. Наконец, инструментальность, предназначенность к выполнению функции средств целенаправленной человеческой деятельности. Всеми перечисленными признаками задается теоретический образ техники, создаваемый при помощи логически связанных друг с другом понятий. Свое концентрированное выражение он получает в соответствующем определении. Строго говоря, ныне сложился ряд таких определений, перекликающихся друг с другом. Согласно им техника представляет собой совокупность искусственных материальных средств целенаправленной человеческой деятельности или, иными словами, это все множество материальных артефактов, предназначенных для получения новых артефактов, для дальнейшей артефикации природы. В иной формулировке, это весь массив антропогенных органов человека, транслирующих и приумножающих его усилия, направленных на освоение действительности. Имеются и другие версии. Но и в них, в сущности, нюансируется та же самая общая мысль, которая пронизывает приведенные дефиниции. Различные выражения ее лишь акцентируют ту или иную грань техники и носят в значительной степени терминологический характер. Нельзя, однако, обойти молчанием тот факт, что реальное словоупотребление привязывает термин «техника» не только к средствам деятельности. В духе античного «техне» он прилагается и к уровню умения, мастерства субъекта деятельности, безотносительно к тому, сопряжена ли она с использованием искусственных материальных средств (говорится, например, о технике танца, технике игры шахматиста). В связи с этим подчас делается вывод о технике «в широком смысле слова», о том, что техника есть явление, охватывающее как средства, о которых идет речь, и которые необходимы далеко не во всех видах человеческой активности, так и качественные характеристики любой деятельности, вплоть до тех, которые не нуждаются в каких-либо технических приспособлениях. Что же касается трактовки техники, выраженной в приведенных выше определениях, то надо учитывать ограниченность любой дефиниции. Сколь бы пространна ни была та или иная формула, в концентрированной форме выражающая суть техники, она всегда выступает лишь как стержень образа последней, отнюдь не исчерпывая все его богатство. Поэтому необходимы некоторые дополнения и уточнения, которые наносят на образ техники детализирующие его штрихи, придают ему большую четкость, своего рода красочность и объемность. Техносфера как артефицированная природа Термин «техносфера» вошел в научный оборот во второй половине XX в. Им все активнее пользуются исследователи различных сторон современной социокультурной жизни. Однако до сих пор он не получил словарного определения. Его нет ни в «Большой советской энциклопедии» (М., 1969-1978), ни в «Философской энциклопедии» (М., 1960-1970), ни в «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1989), ни даже в специализированном словаре «Научно-технический прогресс» (М.,1987). Расшифровка его в литературе далека от однозначности, зачастую вообще отсутствует. Если все же попытаться проследить, что фактически подразумевается под техносферой, то обнаружится довольно тривиальная картина: по сути дела здесь обычно имеется в виду все множество технических приспособлений, заполняющих определенное физическое пространство, существующих и функционирующих в нем. Но такая позиция несколько тавтологична и теоретически неплодотворна, ибо реальное пространство отнюдь не тождественно ньютоновскому безграничному вместилищу, безразличному к находящимся в нем вещам и происходящим в нем явлениям. В действительности оно содержит в себе обилие разнообразных естественных явлений, а также прошедших какую-то предварительную обработку материалов (например, выплавленный металл), на которые и «обрушивается» техника и без которых ее существование лишено всякого смысла. При этом, вопреки поверхностному взгляду, объекты технического воздействия не пассивно воспринимают последнее и сами воздействуют на технику. Строго говоря, уже их особенности (в сочетании с функциональным назначением) во многом определяют конструктивные и технологические характеристики создаваемых технических устройств. Реальное же функционирование техники означает ее взаимодействие с артефицируемыми предметами. В большинстве случаев такое взаимодействие влечет за собой обоюдные разрушительные последствия (вызывая, в частности, деформации рабочих деталей машин, нежелательное повышение температуры при некоторых производственных процессах, поломки), хотя иногда возникают позитивные эффекты (в том числе - при использовании самозатачивающего инструментария). Отсюда следует, что техносфера не исчерпывается совокупностью различных технических устройств и приспособлений, - это, прежде всего, поле взаимодействия функционирующей техники и преобразуемых ею природных феноменов, поле, на котором занимают свое место такие запрограммированные и неза-программированные результаты взаимодействия. К первым относятся новые блага технического и нетехнического порядков, включая орошаемые и обработанные земли, регулируемые реки, дороги, сооружения, лекарственные препараты, в известной степени выведенные путем селекции и генной инженерии, улучшенные или новые сорта растений, породы животных, а другом ряду находятся отходы производства, загрязнение и порча окружающей среды - вплоть до возникновения «озоновых дыр» и засорения трасс космических кораблей, гибельное давление на биоту (совокупность живых организмов, объединенных общностью территорий). Наконец, важнейшую роль в составе техносферы - роль решающей движущей силы играют люди, их потребности, интересы, знания, умения, материальные и интеллектуальные усилия, направленные на производство и применение техники. Поэтому обобщающее определение техносферы может звучать следующим образом. Техносфера есть синтез естественного и искусственного начал, преобразованная и непрестанно преобразуемая, артефицированная природа, антропогенная и противостоящая «дикой» природе «вторая природа», которая запечатлевает в себе в той или иной степени специфические черты техники, человека как субъекта технической деятельности, «следы» человеческих усилий. Вместе с тем техносфера образует неуклонно расширяющийся и укрепляющийся плацдарм дальнейшей артефикации, дальнейшего «отехничения» и, следовательно, дальнейшего «очеловечивания» природы. Его исходный рубеж находится на Земле, верхние же пределы отодвигаются все дальше в глубины космоса. В философском контексте техносфера выступает в качестве технической реальности, сложившейся наряду с природно-естественной и социальной реальностью. Все виды реальности составляют звенья замкнутой цепи, находящиеся в сложных и противоречивых взаимоотношениях друг с другом. Генетически, уходя корнями в природу, человечество продолжает ее в биологическом плане, но противостоит ей как олицетворение развитого им самим социального начала и активности, направленной на преобразования окружающей среды. Средствами такого преобразования и являются разнообразные технические устройства, своей субстратов стороной и принципами функционирования совпадающие с природой. Вместе с тем они принадлежат социальному миру, несут на себе отпечаток усилий создавших их людей, являются искусственными органами и вещными выражениями их деятельностной сущности. |