Занятие 11 Тема Диалектика (информация для ориентации)
Скачать 38.12 Kb.
|
Практическое занятие 11 Тема: Диалектика (информация для ориентации) Представление о быстроменяющемся мире – неотъемлемая составная часть мироощущения человека. Диалектика как учение о развитии мира формировалась и разрабатывалась более двух с половиной тысячелетий. Это общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Диалектика – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Субъективная диалектика – это диалектика мышления, то есть движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Метафизика. Рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга. Она стремится дать общую картину мира и только в этом смысле рассматривает вещи во взаимосвязи. Единая философская теория развития в настоящее время представляет собой единство объективной и субъективной диалектики. Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся деятельности человека и общества. Данное философское направление обладает следующими принципами: системность, детерминизм, субстанциональное единство мира, развитие и тд. В общем смысле диалектику можно определить как философское учение о законах развития материи и сознания. В настоящее время одной из центральных категорий диалектики является категория развития. Диалектика имеет три основных закона, которые изучали учёные различных времён: Гегель, Сократ, Энгельс, Платон и многие другие. Это закон отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Философские категории - это понятия, которые отражают наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Такими категориями являются: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Само учение о развитие мира постоянно обогащается новыми аспектами, позициями видения мира. Но, само, развитие мира остается неизменным, поэтому требуется постоянное его философское и научное осмысление, т.е. развитие в философском знании такого направления как диалектика. Вопросы для дискуссий и обсуждений 1. Является ли диалектика системой философского знания? Обоснуйте свою точку зрения. 2. Есть ли существенные различия между диалектикой и метафизикой? 3. Есть ли существенное отличие законов диалектики от законов биологии и физики? 4. Можно ли отнести причину и следствие к категориям диалектики? Аргументируйте свой ответ. 5. Раскрывает ли общую направленность развития закон отрицание отрицания и способен ли он ответить на вопрос: «куда?», «в каком направлении идет развитие?» Задания 1. Заполните таблицу 1. Таблица 1
2. Заполните таблицу 2. Таблица 2
3. Заполните таблицу 3. Таблица3
Практическое задание 1. Прочитайте отрывок из труда Гегеля «Логика науки» и выделите в нём законы диалектики. Обоснуйте свою точку зрения: «Более точный смысл и выражение, которые бытие и ничто получают, поскольку они стали теперь моментами, должны выявиться теперь при рассмотрении наличного бытия, как единства, в котором они сохранены. Бытие есть бытие, и ничто есть ничто, лишь в их отличии друг от друга; но в их истине, в их единстве, они исчезли как эти определения и суть теперь иное. Бытие и ничто суть теперь одно и то же; именно потому, что они одно и то же, они уже не бытие и ничто и имеют различное определение: в становлении они были возникновением в наличном бытии как по-иному определённом единстве они опять-таки по-иному определённые моменты. Это единство остаётся их основой, которую они уже больше не покинут, чтобы не возвращаться к абстрактному значению»1 Практическое задание 2. Как вы понимаете нижеприведенное высказывание Л.Д. Троцкого? Аргументируйте свою точку зрения. «Мы называем нашу диалектику материалистической, потому что корни её не на небесах и не в глубинах нашего «свободного духа», а в объективной действительности, в природе.»2 Практическое задание 3. Согласны ли вы с высказыванием Адриана Декурселя? Обоснуйте свою точку зрения. «Диалектика — наука заблуждаться по правилам.»3 Практическое задание 4. Способна ли басня «Лебедь, Рак и Щука» раскрыть закон единства и борьбы противоположностей? Аргументируйте свою точку зрения. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только воз и ныне там.»4 Практическое задание 5. Прочитайте индийскую притчу и прокомментируйте её с точки зрения законов диалектики. «Учитель спрашивает ученика: Умеешь ли ты лгать? - Нет... Так пойди и научись! Умеешь ли ты воровать? - Нет... Так пойди и научись! Умеешь ли ты убивать? - Нет... Так пойди и научись! А потом не делай всего этого; но не из трусости, не по слабости, а от полноты силы». Практическое задание 6. Объясните смысл ниже представленной цитаты Лазаря Кагановича. «Велика диалектика в политике, какою обладает наш великий друг и родитель в совершенстве»5. Практическое задание 7. Вставьте в текстах слова, которые определяют тип философии. «Диалектика, которая точно также не знает... и безусловного, применимого всюду «или-или», которая переводит одно в одно недвижимые метафизические отличия, признает в соответствующих случаях вместе с «или-или» также «как то, так и другие» и опосредует противоположности, - является единым, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим современной стадии развития природоведения» 6. «Две основные... концепции развития (эволюции) - это: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними)7. При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект...). При другой концепции главное внимание направляется именно на познание источника «самодвижения»8. Практическое задание 8. Дайте анализ афоризма, приведите несколько примеров из своей жизни. О каком законе диалектики призывает афоризм ? Известный афоризм призывает: «Не будь, ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»9. Решите кроссворд. По горизонтали: 1.Концепция, отвергающая причинность вообще или частично. 2.Выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, человеческое мышление, общество. 3.Обозначает определённые существующие связи и предпосылки. 4.То, что возникло и существует. 5.Определённость предмета или явления, за счёт этого и различают предметы По вертикали:1.Адекватное отражение объекта познающим субъектом.2. Взаимодействие между явлениями, для которого характерны свойства, типичные для диалектических систем и закономерностей.3.Тип и структура содержания.4.Подлинная действительность.5.Закономерный тип связи явлений. Список используемой литературы 1.Гегель, Г.В. «Наука логики»- Санкт – Петербург, 1997.- 156 с. 2. Троцкий, Л.Д. «История русской революции» - Берлин ,1931.- Т.1 . 237 с. 3. Крылов, А.И. басня «Лебедь, Рак и Щука»- Москва, 1930.- 24 с. 4. Лосев, А.Ф. «Диалектика мифов» Москва, 1930.-256 с. 5. Маркс, К. Энгельс Ф.Сочинения, Т. 2. (Ред), Москва, 1845.-120 с. 6. Ленин, В.И. «Полное собрание сочинений» Москва, 1969.-470 с. Список рекомендуемой литературы 1. Деборин, А. М. Диалектика в немецкой классической философии; Либроком. М.: Наука, 2013. - 304 c. 2. Диалектика современного общественного развития: .:Наука, 2014. - 340 c. 3. Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. М.: Наука, 2012. - 368 c. 4. Альтшулер, И., Городнов, А.Диалектика бизнеса.СПб, 2011.- 224 c. 5. «Диалектический логос. Становление античной диалектики» А. С. Богомолов, Год издания: М.: Мысль, 1982 - 239 с. 6. Алексеев, П. А. Панин, В.П. Теория познания и диалектика.М.: Высшая школа, 2015. 348 с. 1Гегель, Г.В. «Наука логики» С.56. 2 Троцкий, Л.Д. «История русской революции». В 2 т. Т.1.СПб., - С. 37. 3 . Декурсель, А ««Une soirée à la Bastille» (1845)-С. 44. 4 Крылов, А..И. Басня «Лебедь, Рак и Щука» - М.: Мысль. - C. 24. 5Лосев, А.Ф. «Диалектика мифов» М.: Мысль, 2001. С.256 6Маркс, К. Энгельс, Ф. . Сочинения, 2 изд., т. 2. (Ред), М.Наука, 1845. С.20 7Тат же, 2 изд., т. 2, С.56 8Ленин, В.И. «Полное собрание сочинений» М.: Мысль, 1969. С..470 9Ашукин, Н.С., Ашукина М.Г. «Крылатые выражения из древнегреческой, римской мифологии и из Библии», 4-е изд. — М.: Художественная литература, 1998. С.5. |