Главная страница

История Казахстана 6 тема. Факторы формирования государства и его влияние на этнические процессы


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеФакторы формирования государства и его влияние на этнические процессы
Дата20.10.2022
Размер0.74 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаИстория Казахстана 6 тема.pptx
ТипДокументы
#744701

«Факторы формирования государства и его влияние на этнические процессы»

Алексей К. ПД 1 КУРС

  • Многовековой процесс формирования казахской народности берет начало в 3-2 веках до нашей эры, с момента появления на территории Казахстана прототюркских государственных объединений усуней,канглы и хунну. Откочевка части узбекских племен на территорию Моголистана привела к сближению с тюркоязычными племенами Семиречья и Южного Казахстана. В годы правления Хакк Назара часть ногайлинских племен входит в состав Казахского ханства. Процесс формирования народности у тюркоязычных племен привел к появлению новых этнонимов. Тюркоязычные племена Поволжья, Северного Кавказа, части Западного Казахстана называют себя в этот период этнонимом «ногай».
  • Древние тюркоязычные племена степной части Казахстана в середине 15 века называют себя этнонимом «узбек». Эти этнонимы отразились в названии государств этой эпохи: Ногайская Орда и государство кочевых узбеков (Абулхаирова Орда). Часть узбекских племен, ушедшая на территорию Моголистана под руководством мятежных султанов Керея и Жанибека в источниках получает название «узбек-казах» и обозначает выражение «узбеки, которые стали казахами». Мы подошли к проблеме происхождения термина «казах». В разное время исследователи выдвинули множество разных версий значения этого термина.
  • Термин «казах» первоначально имел социальный смысл. Это древнее тюркское слово, обозначающее человека или группу людей, «отделившихся от своего государства, племени, рода и вынужденных вести жизнь искателя приключений»
  • По «Тарихи Рашиди» Мухамед Хайдара Дулати и другим историческим источникам этим термином называют подданных султанов Керея и Жанибека. Постепенно термин становится названием государства (Казахское ханство) то есть приобретает политическое значение.
  • Вторая половина 15 века – это период противостояния, борьбы за присырдарьинский регион между казахскими ханами и Шайбанидами. И те, и другие в этой борьбе опирались на степные племена. Часть кочевых племен в ходе этого многолетнего противостояния мигрирует вместе с Мухаммедом Шейбани в Мавераннахр и за ними постепенно закрепляется этноним «узбек», а термин «казах» становится названием подданных Керея и Жанибека и со временем становится этническим названием складывающейся народности.

Казахские жузы

  • Жуз (каз. жүз — «союз», часто неправильно переводят как «сотня») — традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов. Вне жузовой классификации состоят:
  • 1. Торе - прямые потомки Чингисхана по мужской линии;
  • 2. Қожа́ — считаются потомками Мухаммеда и четырёх его сподвижников — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров;
  • 3. Толенгуты — каста бывших джунгарских (калмыкских) военнопленных, из которых образовывались ханская дружина, телохранители и придворная прислуга;

Казахские жузы

  • О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами.
  • Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия.

Казахские жузы

  • Особенности казахских жузов:
  • 1) внутреннее региональное единство;
  • 2) этническое единство;
  • 3) культурно-хозяйственная общность;
  • 4) общность политического руководства.
  • Каждый казахский жуз имел своё исторически сложившееся пространство, территорию. Так, у Старшего жуза — это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан.

Казахские жузы

  • Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями.
  • Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей.
  • После поражения Абулхаир хана от калмыков в Узбекском улусе произошел раскол, который привел к отделению и откочевке части его населения в соседние степи. Сообщение об этом содержится в «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати, откуда оно перешло во многие другие сочинения. Вот слова самого автора «Тарих-и-Рашиди»: «В то время,- пишет он,- в Дешт-и-Кыпчаке владычествовал Абулхаир хан. Он приченял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек хан и Керей хан бежали от него в Могулистан. Иса-Буга хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана». Эти сведения Мирзы Хайдара Дулати впервые приводятся в книге В.В. Вельяминова – Зернова, «Исследование о касимовских царях и царевичах», вышедшей в свет в 1864г. После выхода этой книги в исторической литературе утвердилось мнение считать откочевку Керея и Джанибека с частью племен Узбекского улуса в западные пределы Могулистана, началом возникновения казахской государственности.
  • Образование Казахского ханства не было единовременным актом, а было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом, в частности, процессы политические развивались одновременно с этническими процессами, переплетались с ними. Ход этого процесса можно проследить последовательно-хронологически:
  • 1. Событие (около 1459г.) – отложение Керея и Джанибека с частью племен и родов от главы кочевых узбеков Абулхаир хана и их перекочевка в западные пределы Могулистана. Важнейшие последствия – закрепление за приверженцами Керея и Джанибека имени «узбек-казаки» или просто казаки; начало традиционному союзу между потомками Урус хана и Чагатаидами Могулистана.
  • 2. Событие (около 1468г.) – возвращение Керея, Джанибека и их приверженцев в Узбекский улус и захват там верховной власти.
  • Важнейшие последствия: сложение новой политической структуры, управляемой другой ветвью Джучидов; перенесение затем на новое государственное образование название казак, которое бывшие подданные Абулхаира принесли в Узбекский улус. Основание в Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир хана. Он собрал огромное войско и в 1468 г. пошел воевать против казахских ханов, но во время похода заболел (лихорадкой) и умер.
  • После смерти Абулхаир хана политический кризис в Узбекском улусе особенно обострился: начались обычные при таких условиях распри претендентов на ханский престол. Власть унаследовал его сын от жены из племени конрат – Шайх-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вернулись в Центральный Казахстан и в союзе с другими султанами начали войну за власть против сыновей Абулхаира. Шайх-Хайдар хан потерпел поражение и погиб. Сыновья и внуки Абулхаира, во главе с Шайбани ханом, с частью племен, населявших Казахстан, уходят в начале XVI века в Среднею Азию. Оставшиеся племена во главе с сыновьями Джанибека и Керея получают название «казахи», а созданное ими государство стало называться Казахским ханством.
  • Таким образом, в начале 70-х годов XV века на части огромной территории Дешт-и-Кыпчака в результате захвата власти в государстве кочевых узбеков появилось политическое образование, управляемое ханами из потомков Урус-хана – Кереем и Джанибеком, приверженцы которых носили название «узбеки-казахи» или просто «казахи». Падение государства Абулхаира и образование нового ханства по обычной для рассматриваемой эпохе формуле, согласно которой в средние века государства возникали и падали с той или иной династией. Дальнейшая история Восточного Дешт-и-Кыпчака, как мы увидим, сложилась так, что новая династия, пришедшая на смену шайбанидам, правила страной более 350 лет.


написать администратору сайта