Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии
Скачать 3.2 Mb.
|
Функции человеческой психики (и сознания) разнообразны:
Последняя функция указывает на существование в структуре психики «блока» управления – превращения сложного внутреннего процесса во внешнее, практическое действие, в реальный поведенческий акт. Такое превращение становится возможным благодаря: 1) осознаваемой в той или иной степени потребности в результате некоторого действия или в самом его процессе; степень эта определяется соотношением желания и установки как специфических психологических сил; 2) более или менее отчётливому целеполаганию, определяющему стратегию и тактику поведения и опирающемуся на данные, поставляемые знаниями, ценностными ориентациями, идеалами, любовью, художественно-образными моделями реального и желанного; 3) энергетическому механизму психики – воле, которая призвана обеспечивать действие необходимой ему мерой усилия, преодолевающего внешнее «сопротивление материала» и внутреннее сопротивление инертности, самоудовлетворённости, простой лени; 4) чувству удовольствия, радости, духовного удовлетворения, выполняющего функцию «обратной связи», свидетельствуя о мере успеха деятельного акта, о достижения поставленной цели, а в его отсутствие – о неудачном решении задачи. Отличительной (от психики животных) чертой психики и сознания человека является присутствие в нём интеллектуальных механизмов психики. Речь идёт, прежде всего, об абстрактном мышлении, которое с равным успехом мыслит о «здесь» и «там», о настоящем, прошедшем и будущем, и которое вырабатывает новую информацию – знание общего, необходимого, закономерного, существенного, устойчивого, инвариантного. Эти способности абстрактного мышления столь ярко им демонстрируются, что позволяют обычно отождествлять его с мышлением вообще – с интеллектом. Но существуют ли другие виды интеллектуальной деятельности? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть структуру человеческого интеллекта. Ключ к решению этой задачи лежит в видовой дифференциации деятельности, основные психологические механизмы подкрепления которой мы только что рассмотрели. Расставим некоторые акценты. Абстрактное мышление сформировалось под влиянием потребности познавательной деятельности человека в специальном инструментарии, с помощью которого можно было бы осуществить операции анализа и синтеза, отвлечения и обобщения и т.п. Ценностно-ориентационная деятельность человека нуждается в информации о потребностях человека и мере их удовлетворённости. Здесь включаются эмоциональные механизмы психики, т.е. происходит оценивание поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоции и мышление тесно связаны друг с другом и имеют одни истоки, переплетаются друг с другом в своём функционировании на высших уровнях. Эмоции для ценностного сознания играют роль опорной базы. Мышление же выступает здесь как способ вторичной обработки данных, которые даёт переживание. Преобразовательная деятельность направляется идеальными моделями совершаемого, которые возникают с помощью воображения, для которого предмет есть именно и только собственный его конструкт, не существующий реально ни «там», ни «потом». Деятельность общения также имеет собственную психологическую базу. Психологический импульс, обеспечивающий стремление человека общаться с себе подобными, качественно отличен от мышления, от переживания, от воображения. Речь идёт об общительности – самостоятельной и специфической установке на общение с себе подобными, влечения человека к человеку. Любовь – это высшее проявление общительности. Наконец, художественная деятельность имеет в своей основе художественную одарённость, о чём было сказано выше. Таковы основные механизмы интеллектуальной деятельности. Акт сознания Чувственность →Ощущение→ Восприятие→ Память→ Представление →Внимание→ Мышление → Понятие→Суждение→Умозаключение→ Эмоции→ Потребность→План→Воля→Действие Создатель глубинной психологии Зигмунд Фрейд (1856—1939) впервые указывает на то, что психика человека не ограничивается исключительно сознанием, как полагали сторонники классической психологии. Сознание — это лишь то, что мы осознаем в данный момент (точка внимания). Помимо сознательного в психике человека существуют мощные пласты психических феноменов, актуально им не осознаваемых, но тем не менее оказывающих глубокое воздействие на его жизнь и мышление. Совокупность этих феноменов Фрейд объединяет под общим названием бессознательного. Основу бессознательного составляют инстинкты, желания и представления, определяющие мотивы и побуждения человека, коренящиеся в его глубинных инстинктах.
1) предсознателъное — это содержание душевной жизни, которое в данный момент неосознаваемо, но может легко перейти в сознание. К предсознательному относятся те впечатления, мысли и переживания, которые просто ушли из поля нашего внимания именно в данный момент. Они легко восстанавливаются в сознании путем простого припоминания. «Слой» предсознательного находится непосредственно подсознанием, но над бессознательным; 2) вытесненное— это переведенное из сознания в бессознательное и удерживаемое там содержание сознания, связанное с нравственно неприемлемыми для человека страстями, желаниями и стремлениями. Вытеснение подобных желаний из сферы сознания является одним из важнейших защитных механизмов личности, благодаря которому из психики человека «выдавливаются» неприятные воспоминания, недостойные стремления и «постыдные» желания. В нормальном состоянии вытесненное блокируется и не допускается в сознание, хотя исподволь и влияет на него; 3) архаическое наследие— это содержание психики, составляющее совокупность ценностных ориентации, моральных запретов, социальных норм. Обычно оно обозначается как «внутренний цензор», совесть, или нравственное чувство. Это содержание, усвоенное в результате детских идентификаций с родителями, контактов с социальным окружением, культурной традицией и др.; 4) собственно бессознательное — самая нижняя (глубинная) подструктура психического аппарата человека. Бессознательное — это биологические процессы, протекающие в организме, о которых человек даже не подозревает. Оно содержит в себе сексуальные и агрессивные влечения, фантазии и желания человека. Переход собственно бессознательного в сознание весьма труден или вообще невозможен. Бессознательное проявляется в сновидениях, психоневрозах и т.п. Механизм сознания предлагается изучать методами естественных наук, а содержание сознания — методами наук гуманитарных. Мозг при этом рассматривается в качестве идеального логика и вычислителя. И в каждом конкретном случае в зависимости от предмета изучения следует применять разные способы обоснования своих утверждений. Итак, подведем краткий итог: * Сознание не может существовать без мозга. Без словесного отчета испытуемого его невозможно достоверно распознать. А без определения роли, которую сознание предназначено играть, его невозможно понять. * Физиологические процессы тесно связаны с психологическими. Однако природа и направленность этой связи не установлена. Нельзя, опираясь на эксперимент, утверждать, что какие-либо психические явления таковы, потому что таковы физиологические процессы. Ибо с равным успехом всегда можно сказать, что физиологические явления потому таковы, что они предназначены обеспечить данные психические явления. * Не только физиологическое влияет на психическое, но и психическое влияет на физиологическое. * Сознание, как субъективное чувство осознанности, принципиально не может быть описано на физиологическом языке, и значение этого субъективного чувства ускользает от физиологического анализа. Сознание – это состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.). Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания. 1. Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем, – это сознание, и все, что мы осознаем, – знание. В действительности все, что осознается, является знанием того или иного рода. Восприятие является знанием, которое может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, отличением его от остальных и предполагающим возможность дальнейшего изучения. Осознание субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Конечно, сами эмоции, желания, волевые импульсы не сводятся к знанию, хотя и предполагают последнее. Но их осознание есть не что иное, как знание об их наличии. Из сказанного, однако, не следует вывод о тождестве сознания и знания. Современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания. Это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но что я легко могу сделать достоянием своего сознания: напр., мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т.д. Это также и такое знание, которым я располагаю и которым пользуюсь, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообще может стать таковым. Это индивидуальное неявное знание, используемое, напр., экспертами, но это также неявные компоненты коллективного знания: осознание всех предпосылок и следствий научных теорий возможно лишь в определенных условиях и никогда не бывает полным. Обычно не осознаются некоторые эмоции и желания, некоторые глубинные установки личности. Т.о., знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным. 2. Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность: направленность на определенный предмет, объект. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Согласно этой точке зрения, я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. При таком понимании сознание – это не только совокупность интенций, но и их источник. Характерной особенностью психических явлений, в т.ч. и сознания, отличающей их от всех других явлений, выступает интенциональность, т.е. интенциональность тоже является необходимым, но недостаточным условием сознания. 3. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях. Классическое понимание сознания как самосознания связано с теорией Дж.Локка о двух источниках знания: ощущений, относящихся к внешнему миру, и рефлексии как наблюдению ума за своей собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и является сознанием. Самосознание является несомненным фактом, который выражает важную особенность сознания. Рефлексия – это высшая форма самосознания, выражающаяся в том, что субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т.ч. и своего Я. Рефлексия возникает только на основе овладения языком и другими средствами межчеловеческой коммуникации. Поэтому сознание в его развитых формах является культурно-социальным продуктом. Специфически человеческое сознание и Я как его центр определяются не биологией человека; они возникли в определенный исторический период и в конкретных культурных условиях. Связь сознания (а точнее – мышления) и языка лучше всего характеризует социальную природу этого феномена. Сознание предполагает речь как свою материальную действительность, а значит и взаимное общение людей. Язык и речь не одно и то же. Речь – это язык, функционирующий в конкретной ситуации общения, это деятельность общения и его фиксированные результаты. Например, русская речь включает в себя необозримое множество высказываний конкретных лиц, а также всю письменность на русском языке. Язык же – определённый, данным народом социально-исторически отработанный, национальный по своему характеру словарный состав и сложившийся у данного народа грамматический строй, который выражается в особых правилах, закономерностях построения предложений, которые высказываются людьми устно и формулируются письменно, относятся не к языку, а к речи: они образуют ту символическую реальность, в которой только и существует язык. Речь выполняет ряд неразрывно связанных друг с другом функций:
Взаимное общение людей обусловило становление языка и его дальнейшее совершенствование, так же как и развитие норм сознания. Другим аспектом, указывающим на социальную природу сознания, является наличие и связь (соотношение) индивидуального (личного) и общественного (коллективного) сознания. Индивидуальное сознание есть социально организованное явление. Как психический феномен индивидуальное сознание рождается, развивается и умирает вместе с личностью. Но результаты деятельности сознания личности объективируются и существуют надличностно, благодаря механизмам социокультурного наследования. Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с миром культуры, с общественным сознанием. Рассматривая общественное сознание, мы отвлекаемся от всего индивидуального, личного, и исследуем взгляды, идеи, характерные для данного общества, или социальной группы, типичные для них. Личное (индивидуальное) сознание соотносятся между собой по способу своего существования, как единичное и общее. Индивидуальное сознание, пройдя все стадии социально-культурной объективации, входят в систему науки, искусства, морали, права, политики. Личные убеждения и идеи приобретают характер общественной ценности. Общественное сознание не существует вне личного. Процесс осознания мира отдельным человеком всесторонне обусловлен развитием сознания общества и всего человечества. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Биологические предпосылки сознания. Отражение и эволюция его форм. 2. Психика и сознание. 3. Функции человеческой психики 4. Язык и речь. Лекция двенадцатая. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: • охватывают все сферы окружающей действительности; • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: |