Урок 3. Урок Тема. Исторические песни xvii века. Плач Ксении, Возвращение Филарета
Скачать 41.26 Kb.
|
8 класс Программа Г.С.Меркина Урок № 3. Тема. Исторические песни XVII века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета». Цель: выявить особенности исторических песен XVI века, исторические основы песен «Плач Ксении», «Возвращение Филарета», художественную идею песни «Плач Ксении», проявляющуюся в гражданских чувствах героини перед лицом опасности для всего государства; жанровые особенности песни «Возвращение Филарета»; формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей. Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация. ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала. Выявление темы, цели, плана урока. 2. Анализ песни «Плач Ксении». 2.1. Сообщение «историка» о Смутном времени, Григории Отрепьеве и Ксении Годуновой. 1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем. На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России. Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I. Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен. Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась. Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.). Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось. 21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова. Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет. Лжедмитрий I — предположительно Григорий Отрепьев Григо́рий Отре́пьев (мирское имя и отчество — Юрий Богданович, «полуимя» — Гришка Отрепьев) — монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичского дворянина Богдана Отрепьева. Был близок к семейству бояр Романовых, служил у Михаила Никитича. Около 1601 года бежал из монастыря. Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых - выходцев из Литвы, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря. Имел двоих детей — Юрия и его младшего брата Василия. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же показал себя с хорошей стороны, и дослужился до высокого положения — что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертные казни он постригся в монахи в том же монастыре Железный Борок под именем Григория. Однако простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного монастыря в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда поступает в аристократический Чудов монастырь. Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущей претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее — на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». На долю Ксении Годуновой, одной из самых пленительных русских красавиц, выпала трагическая судьба. Ксе́ния Бори́совна Годуно́ва (в постриге — инокиня Ольга) — русская царевна, дочь царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, внучка Малюты Скуратова и сестра царя Фёдора II. Несостоявшаяся невеста ряда западноевропейских женихов, насильно пострижена в монашество по указанию Лжедмитрия I, оставившего её в живых при убийстве прочих Годуновых и, вероятней всего, ненадолго сделавшего её своей наложницей. Свидетель событий Смутного времени и участница шестнадцатимесячной обороны Троице-Сергиевой лавры, персонаж ряда художественных произведений. Родилась в 1582 году и получила имя в честь преподобной Ксении. Вместе с братом Федором девушка получила хорошее по тому времени образование (обучена «писанию книжному» и музыке). Судя по рассказам современников, была среднего роста, белая и румяная, с чёрными волнистыми волосами и большими чёрными глазами; царевну называли «красивейшей». Ксении было 16 лет, когда её отец стал царем. Царь Борис пытался составить дочери роскошную партию, но все его попытки оказались несчастливыми. После смерти царя Бориса Москва присягнула Ксении наряду с Фёдором и царицей Марией Григорьевной, через полтора месяца их свергнув. Ксения была отвезена вместе с родными в их прежний боярский дом в Кремле, затем года на глазах у неё мать и брат были убиты, а царевну по приказу Лжедмитрия отвезли без чувств в дом князя Василия Массальского. В доме князя Масальского Ксения жила с июня по август. После венчания самозванца на царство он приблизил её к себе. Затем самозванец держал Ксению при своем дворе наложницей пять месяцев, что было необычно для не отличавшегося постоянством Лжедмитрия. В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения была пострижена в монашество. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия. Её положение изменилось с воцарением Василия Шуйского. Сначала её перевели в Успенский Княгинин монастырь. Затем царь Василий приказал в 1606 году торжественно перенести тело Бориса Годунова, его жены и сына в Троице-Сергиеву Лавру, инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях. Иностранцы сообщают о плаче инокини-сироты по своим близким во время этой процессии. Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет. 2.2. Выразительное чтение песни «Плач Ксении». 2.3. Слово учителя. В центре внимания песни оказывается жалобы горюющей царевны - всего лишь один эпизод, но он позволяет с большой силой художественного обобщения раскрыть суть событий. Сосредоточенность на одном эпизоде — неотъемлемый признак народной песни. • Какова композиция песни? Для песни «Плач Ксении» характерен прием параллелизма, то есть в первой части изображается картина природы, а во второй говорится о человеческих взаимоотношениях. Первая часть песни содержит жалобу «маленькой птички, белой перепелки». 2.4. Выразительное чтение первой части. • Как передана беспомощность, чистота и невинность поэтического образа перепелки? 2.5. Сообщение «литературоведа» о символическом значении образов песни. Зажечь сырой дуб — значит нарушить весь крепкий, устоявшийся, непоколебимый уклад жизни, причинить непоправимые беды и горе ни в чем не повинной «малой птичке». Сырой дуб означает прочность, вечность какого-то состояния. Перепелка символизирует девушку. Образ перепелки, мечущейся над гнездом с маленькими птенцами, помогает воспринять весь драматизм ситуации: с одной стороны, невинность, беспомощность царевны, с другой — несправедливая, незаслуженная обида, непоправимое горе, с жестокостью и беспощадностью причиненное ей. Кажется неожиданным сравнение Ксении с перепелкой — матерью, плачущей о судьбе детей, что совсем не подходило к положению Ксении. Вызывает недоумение и такая деталь при описании жизни перепелки, как свивание ею гнезда на дереве (в действительности перепелка вьет гнездо в траве и в хлебах). Однако поэтические приемы нельзя понимать буквально: они служат прежде всего идейным задачам. Вторая часть параллелизма переключает внимание слушателей от картины природы к конкретному событию, к конкретным лицам. 2.6. Выразительное чтение второй части. • В чем проявляется сочувствие певцов Ксении? • Как назван Гришка Отрепьев в песне? Песня о Ксении Годуновой обличает в Лжедмитрии «изменника», предателя, самозванца, «ростригу». 2.7. Слово учителя. Исходя из содержания произведения, ясно, что певцы знают и о случившемся. Исторические реалии, составившие центральный эпизод песни, свидетельствуют о появлении ее не ранее мая 1606 года, то есть после разоблачения и свержения самозванца. Хотя официальная идеология того времени не допускала и мысли о пострижении как огромной беде и несчастье, в песне звучит мотив боязни монашества, отрицания идеалов монастырской жизни. Певцы наделили Ксению чувством протеста против монастырского заточения и выразили ей свое открытое участие. • В каких строчках песни нашел отражение страх Ксении перед монашеством? 2.8. Слово учителя. Глубочайшего драматизма достигает песня в тот момент своего повествования, когда будущее, предназначенное царевне, противопоставляется ее мечте о простом человеческом счастье, надежды на которое навсегда рухнули вместе с появлением расстриги. • В каких строчках песни звучит глубокая скорбь героини об ушедшем безвозвратно счастье? Какие картины возникают перед читателем? Певцы помогают слушателям представить себе все великолепие царского дворца: хоромы, терема, переходы между ними. Слушатели проникаются настроением царевны, безмятежно живущей под отчим кровом. Тем сильнее оттеняется трагизм положения Ксении, которую ждет беспросветная, печальная жизнь в темной монастырской келье. 2.9. Слово учителя. Трагедия Ксении — это лишь маленькая частичка трагедии в государственном масштабе, выразившейся в «гибели царства». И песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами, пробудившимися в ней перед лицом опасности для всего государства. Песня пронизана безмерной тревогой русских людей за судьбу Московского государства. Именно заботой о его будущем вызван вопрос, который певцы задают от имени своей героини: «Ино ох милый наши переходы! // А кому будет по вас да ходити // После царского нашего житья // И после Бориса Годунова? // Ах милый наши теремы! А кому будет в вас да седети // После царьского нашего жития // И после Бориса Годунова?» В печальной участи несчастной царевны преломляется трагическое положение Русской земли в период вторжения в ее пределы польских ставленников — самозванцев. Содержание песни о Ксении Годуновой основывается на изображении конкретного исторического события и конкретных исторических лиц средствами выражения связана с лирической песней, а настроением -причитаниями. 3. Анализ песни «Возвращение Филарета». 3.1. Слово учителя. По общему признанию исследователей, песня о возвращении Филарета, так же как и песня о Ксении Годуновой, была записана в Москве в 1619 году. Песня посвящена событию 14 июня 1619 года; она повествует о торжественном въезде Филарета Никитича в Москву по возвращении его из плена. 3.2. Сообщение «историка» о Филарете. Обращение к портрету патриарха Филарета работы В. Шилова; о миниатюре из «Титулярника» «Патриарх Московский и всея Руси Филарет» (1672). ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (1554-1633), политический и церковный деятель. Сын московского боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и боярыни Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны и отец первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. В 1587 получил боярский чин. Участвовал в избрании Бориса Годунова русским царем. Около 1600 попал в опалу и был сослан в Сийский Антониев Троицкий монастырь, расположенный в Архангельской земле, где был пострижен в монахи. В царствование Лжедмитрия I Филарет был возвращен в Москву и возведен в сан Ростовского митрополита. Несмотря на это, он участвовал в заговоре и свержении самозванца. В 1608 в Ростове Филарет был взят в плен одним из отрядов Лжедмитрия II, отведен в ставку самозванца и провозглашен Московским патриархом. Он входил в состав правительства Лжедмитрия II. В 1610 Филарет перебрался в Москву, участвовал в низложении царя Василия Шуйского, выступал за признание русским царем польского королевича Владислава, ездил в стан польского короля Сигизмунда III под Смоленск в качестве представителя “Семибоярщины” заключать мирное соглашение, однако отказался санкционировать окончательный вариант договора. Был арестован польскими интервентами и в 1611 отправлен в Польшу в качестве военнопленного. В 1619 Филарет возвратился в Россию, был поставлен в патриархи, получил титул “Великого Государя” и стал соправителем своего сына — царя Михаила Федоровича. 3.3. Выразительное чтение песни «Возвращение Филарета». • Какие события встречи Филарета нашли отражение в песне? В основной части песни находит свое отражение весь церемониал встречи мирского отца: 1. Желая встретить Филарета, к Москве съезжались отовсюду «князи-бояра и многие власти». 2.Навстречу своему отцу пошел «православной царь». 3. Mихаила Федоровича сопровождал его дядя, брат Филарета. 4.Царь обратился к своему отцу с приветствием. 5.По прибытии в «каменную Москву» отец и сын направились не в царские палаты, а «к Пречистой соборной». Несомненно, здесь имеется в виду Успенский собор, где храмовой иконой является икона «Успение Богородицы», всегда называемая Пречистой. 6. Филарет благословлял на престол «своего чада милого». 3.4. Обращение к иллюстрации в учебнике. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Филарета, возвращающегося из плена. Фрагмент миниатюры (1672). • Как передано отношение создателей песни к событию? В первых строчках песни сообщено о настроении ее создателей, распространяющемся на весь русский народ. «Зрадовалося царство Московское // И вся земля святорусская». Песня проникнута радостью и торжеством по случаю возвращения Филарета в Москву. Певцы прославляют благочестие и величие царя и его отца; они признают семью Романовых достойной царского трона; они изображают своих героев в ореоле почета и уважения. 3.5. Сообщение «историка» об исторических лицах и реалиях, нашедших отражение в песне. Основная часть песни — описание церемониала встречи — представляет собой по своей точности буквально протокольную запись. Полностью соответствует действительности имеющееся во вступлении песни сообщение о том, что вместе с Филаретом вернулось из плена «много князей-бояр». Песня документальна и в отношении имен, отчеств, фамилий, титулов действующих лиц. Если речь идет о Михаиле Федоровиче, то его имени и отчеству предшествует полный титул: «государь православной царь, князь великий Михайло Федорович». Этот титул повторяется певцами дважды. Столь же пунктуальны создатели песни и при неоднократном упоминании о «батюшке, государе Филарете Микитиче». Титул «государь», присвоенный Филарету тотчас же по его возвращении из плена, давал ему право стать соправителем сына, и певцы об этом помнят. Представляют собой исторические реалии и названия двух враждебных друг другу государств: «царства Московского» и «земли Литовской», о которых говорится в песне. Русские люди XVII столетия зачастую называли свое государство Московским царством. Не противоречит фактам и наименование Польши «землей Литовской», ибо в то время ввиду существования унии между обоими государствами одно понятие нередко подменялось другим. Вернувшись из польского плена, Филарет Никитич Романов до наречения в Патриархи Московские и всея Руси избрал местом своего пребывания Троицкое подворье в Кремле. 3.6. Слово учителя. Правда, которая была завуалирована внешним торжеством и ликованием по случаю возвращения Филарета, в песне раскрыта не была. И о том, что весь смысл пышной церемонии сводился к заглаживанию темного прошлого Филарета и к укреплению Романовых на троне, мы узнаем не и песни, а из истории. Точно так же песня не освещает подлинного отношения к событию со стороны «князей-бояр», в корыстных целях демонстрировавших перед Филаретом свою радость. Особое «мнение народа», про являющееся в фольклорном произведении, здесь не имеет места. Фольклорное произведение доносит до слушателей свой идейный смысл с помощью образов. В содержании и композиции песни «Возвращение Филарета» обнаруживаются признаки песенной хроники. 3.7. Исследовательская работа с текстом. • Выпишите примеры художественных приемов, свойственных фольклору, во вторую часть таблицы (задание 8 рабочей тетради, с.10, ч.1).
Итоги работы. Язык песни, художественные приемы близки к народной поэзии. IV. Подведение итогов урока. Песня о возвращении Филарета представляет собой сложное литературно фольклорное произведение: с одной стороны, это официальный документальный текст, во многом созданный по законам книжной поэзии; с другой — оно близко фольклору по лексике, художественным приемам и стихотворному строю. Многочисленные исторические реалии, равно как и датировка записи произведения, обнаруживают в создателе песни современника и очевидца события — москвича. Песня предполагает автора (или авторов), разделяющего официальную точку зрения на событие, но в то же время хорошо знакомого с традиционным фольклором. Поэтому автора песни следует искать в средних слоях населения столицы. Начало XVII столетия называют «Смутным временем». Героическая борьба русского народа против польско-литовских и шведских интервентов и укрепление международного положения Московского государства сыграли важную роль в пробуждении национального самосознания. XVII век ознаменован многочисленными крестьянскими войнами и восстаниями. Новые формы сознания, мышления, художественного восприятия мира находят свое отражение в исторических песнях, являющихся ярким документом истории, быта русского народа. V. Домашнее задание. 1.Прочитать статью учебника «Песни о Степане Разине», с.15, ч.1. 2.Задание 1 рабочей тетради, с.11 (первая часть таблицы). 3.Подготовить анализ исторических песен по плану, предложенному в учебнике, с.28-29, ч.1 (задания 3-4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1): 1 вариант «Царь требует выдачи Разина»; 2 вариант «Разин и девка-астраханка». 4.Индивидуальные задания: - подготовить сообщение «историков» о восстании под предводительством Степана Разина, о взятии крепости Орешек, о сражении под Красным и Березине; - подготовить сообщение по представленным в учебнике гравюрам («Портрет Степана Разина» (с.22, ч.1), «Степана Разина ведут на казнь» (с.24, ч.1)); - подготовить выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск», с.27-28, ч.1. |