курсовая по предмету история России на тему Новые явление в культуре при царе Михаиле Федоровиче. курсач 2.0. Курсовая по предмету история России на тему Новые явление в культуре при царе Михаиле Федоровиче
Скачать 47.33 Kb.
|
курсовая по предмету история России на тему Новые явление в культуре при царе Михаиле Федоровиче ОглавлениеВведение 3 1.Правление Михаила Федорович и его особенности 4 2. Характеристика изменений в сфере культуры 10 Заключение 16 Список используемой литературы 18 ВведениеАктуальность темы. Развитие, движение вперед может быть успешным лишь при достаточно полном знании истоков происходящих явлений и событий. Укрепление современной государственной власти должно основываться на традициях государственного управления, ставших неотъемлемыми в системе народных представлений о власти. Поэтому для более глубокого понимания процесса становления российской государственности на этапе абсолютизации власти выбрана именно данная тема. История России на рубеже XVI - XVII веков изобилует событиями. Государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Оно стояло на грани распада. Враги захватили крупнейшие пограничные крепости страны - Смоленск и Новгород, а затем заняли Москву. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы. Бедствия породили широкое народное движение. Государство переживало затяжной и сложный морально-политический и социально-экономический кризис. Результатом которого стала смена царских династий в России - династия Рюриковичей сменилась династией Романовых. Предмет исследования – культура и изменения в ней. Объект исследования – царствование Михаила Федоровича. Цель данной работы – изучить особенности изменения в культуре во время царствования Михаила Федорович. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: Рассмотреть особенности царствования Михаила Федоровича Выявить основные особенности изменения в культуре данного периода При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. Правление Михаила Федорович и его особенностиМихаил Федорович Романов родился 12 июля 1596 г. Он принадлежал к роду Романовых, влиятельной московской боярской семьи. Родителями Михаила были боярин Федор Никитич, ставший впоследствии патриархом Филаретом, и Ксения Ивановна Шестова. По родству с Рюриковичами Михаил Романов был племянником царя Федора Ивановича. Во время правления Бориса Годунова Романовы оказались в немилости. Царь Борис по подозрительности был схож с Иваном Грозным, поэтому резко отреагировал на донос казначея Романовых Бертенева. По доносу Романовых обвиняли в подготовке отравления царской семьи. В 1601 г. братья Романовы насильно были пострижены в монахи и отправлены в Сибирь. Кроме Федора и Ивана остальные братья умерли в ссылке. Михаил, который во время опалы был еще ребенком, вместе с сестрой и тетками был сослан на Белоозеро. Позднее к детям было позволено присоединиться матери, Ксении (в монашестве Марфе). Возвращение Романовых из опалы произошло при Лжедмитрии I. Что касается, Михаила Федоровича, с 1602 г. он проживал в имении Ивана Никитича, в Клинах во Владимирской земле. В период Семибоярщины Михаил Федорович находился в Москве. После тяжелой осады Москвы в 1611−1612 гг., Михаил Романов с матерью уехали в Кострому в родовую вотчину Домнино. С пребыванием в вотчине и покушением на жизнь будущего царя связан известный сюжет о крестьянине Иване Сусанине. После освобождения Москвы был проведен крупнейший Земский собор в январе 1613 г. В ходе непростых обсуждений под давлением народных масс правительству Пожарского и Трубецкого пришлось утвердить кандидатуру Михаила Романова. Новый царь был коронован в июле 1613 г. 1 Ему было всего 17 лет. Династические вопросы Новому царю необходимо было жениться и произвести на свет наследника, чтобы сразу же отмести возможность новой смуты. Поэтому, когда царю исполнилось 20 лет, в 1616 г., был устроен смотр невест. Однако инокиня Марфа, мать царя, имевшая большое влияние, намеревалась женить сына на представительнице рода Салтыковых2. Тем не менее, на смотринах Михаилу приглянулась Мария Хлопова. Царская невеста была поселена во дворце с многочисленной родней. Но Мария сильно заболела, и Марфа распорядилась удалить ее. На самом деле, болезнь вскоре прошла, но Марфа все же настояла, и Хлопову отправили в ссылку в Тобольск. После возвращения из плена Филарета, посвященного вскоре в патриархи, роль Марфы уменьшилась. Филарет предлагал Михаилу посвататься к литовской принцессе, но он отказался. Затем отказался выдать племянницу замуж в Россию датский король, а в 1623 г. отказалась переходить в православие родственница шведского короля. После этих неудач Михаил вновь вспомнил о Марии Хлоповой. Ее вернули в Москву, где раскрылся заговор против нее Салтыковых, претендентов Марфы. Даже после этого Михаил Романов не смог настоять, поскольку мать пригрозила покинуть страну. В итоге, за Михаила выдали княжну Марию Долгорукую, но она умерла через 5 месяцев. В 1626 г. прошли новые смотрины, после которых Михаил женился на Евдокии Стрешневой. 3 До возвращения в Россию пленного Филарета страной фактически правила инокиня Марфа. Царь Михаил был неопытен, молод и мягок по характеру. 4 Необходимо было наладить внешнюю политику: польско-шведская интервенция перешла в войну, которую Россия закончила на оптимальных в сложившейся ситуации условиях. В 1617 г. заключили Столбовский мир со Швецией, через год – Деулинское перемирие с Речью Посполитой на 14,5 лет. С 1619 г. установилось двоевластие, Филарет также получил титул великого государя. Правление было направлено на восстановление страны. Была проведена новая перепись, дважды составлялись писцовые книги, по которым собирались налоги. Для порядка на местах назначались старосты и воеводы. Важным моментом было активное восстановление Москвы и других городов. Также проходило дальнейшее закрепощение крестьян, срок поимки беглых постоянно рос, дворяне стали передавать владения по наследству. В 1631−1634 гг. прошла военная реформа, была основана регулярная национальная армия, созданы «полки нового строя». Люди вынесли из времен смуты немалый горький опыт, и они выбирали не только царя, а династию, которая обеспечила бы стране стабильность не на одно поколение, а на века. Преодоление последствий смутного времени неразрывно связано с династией Романовых. Романовым сложно было начинать править в разрушенной стране, так как наблюдались: огромные территориальные и людские потери; запустение обрабатываемых полей; шайки беглых крестьян, польских отрядов и казаков; полное разорение страны и казны. Молодой царь Михаил Федорович опирался на решения боярской думы Земского собора. Он выбрал единственный способ правления – коллегиальный. По его инициативе Земский собор, который принимал решения один раз в несколько лет, теперь собирался постоянно, превратившись в Высший совещательный орган при государе. Такой подход позволил создать чувство согласия и единения вокруг царя после смуты. Также он опирался на церковь во главе со своим отцом митрополитом Филаретом и управлял вместе с ним страной. Грамоты, доклады и представление послов из разных стран были адресованы обоим государям Михаилу и Филарету. Огромный опыт и сильная воля Филарета способствовали укреплению центральной власти. Преодолению последствий смуты, способствовало: усиление самодержавной власти Романовых, поддержка и поощрение развития дворянства; появление феодалов-дворян, завладевших большей частью земли и крестьянскими дворами; зарождение товарно-денежных отношений в деревнях; перерастание ремесла в мелкое товарное производство в городах; появление капиталистических коопераций. Годы Смуты стали периодом сильнейшего польского воздействия на Русь, имевшего следствием венчание на царство польского ставленника Лжедмитрия I (1605 г.), польское хозяйничанье во множестве русских городов, сел и монастырей, присягу Москвы на верность польскому королевичу Владиславу (1610 г.), события марта 1611 г., в ходе которых поляки вырезали тысячи москвичей, попытку вновь взять Москву осенью 1618 г. Владиславом и гетманом Сагайдачным, тяжелое Деулинское перемирие 1618 г., одним из условий которого было сохранение Владиславом Вазой права именоваться русским царем (он отказался от прав на царский трон только по условиям Поляновского мира 1634 г.). Неудивительно, что большая часть русского общества в этот период все польское яростно отвергала. Важно отметить, что Польша являлась в большей степени передатчиком наиболее привлекательных образцов европейской культуры, чем их творцом. В период правления династии Ваза и Собеского при дворе процветала иностранная мода. Обе жены Сигизмунда III из дома Габсбургов, ввели в обиход немецкую речь и наряды. Жена Владислава IV Мария Луиза де Гонзага насаждала французские платья и язык, как позднее и ее землячка, жена Яна III Мария Казимира д’Аркьен. В магнатских дворах одежду, обычаи и язык тоже меняли, следуя немецким и французским образцам. Польские историки подчеркивают, что это вызывало недовольство у шляхты, культивировавшей национальные традиции. Аналогичные настроения, но уже применительно к польским заимствованиям в XVII в. на православных землях описывает Н.В. Гоголь:«Тогда влияние Польши начинало уже сказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов» Польский язык знали, а польской моде следовали многие представители властной и интеллектуальной элиты в России. Симеон Полоцкий, в 1667 г. назначенный воспитателем царских детей, учил Федора и Софью польскому языку. В июле 1680 г. состоялось венчание царя Федора Алексеевича и Агафьи Грушецкой – дочери смоленского шляхтича польского происхождения. Федор не только знал латинский и польский языки, но и, очевидно, под влиянием молодой жены при дворе заменил охабни польскими кунтушами, поощрял бритье бороды и стрижку на новый лад. Сама молодая царица одевалась в польские одежды и не пряталась в тереме, а появлялась на людях вместе с супругом. По примеру Агафьи польские платья и шапочки стали носить ее родственницы и придворные. Указ Федора Алексеевича от 22 октября 1680 г., предписывавший «охабни отставить» и носить служилое платье, стал толчком к отказу от традиционного верхнего парадного платья и переходу на служилый костюм – более короткий и схожий с польским. Иностранцы в своих донесениях сообщали о склонности Федора к католицизму, его намерениях открыть иезуитские школы, причем не только в Москве, но и в Смоленске . Существенным является вопрос о каналах распространения инноваций из Польши в Россию и агентах диффузионного процесса. Польское влияние шло через родственные связи, различного рода мастеров, книги. После окончания польской оккупации в начале XVII в. на западе России осело около тысячи раненых польских солдат и офицеров .В середине столетия, после присоединения территории Украины, находившейся под властью запорожских гетманов, польское население России заметно увеличилось. Проникали поляки и в столицу. В Москве, в Мещанской слободе, жили выходцы с территории Белоруссии и из польско-литовских городов. Выходцы из Польши обитали также в Старопанской и Панской слободах. В Старопанской слободе попереписи 1638 г. иноземный посёлок насчитывал 52 двора . В 1670-х–80-х гг.в Мещанской слободе проживало до сотни ремесленников, поставлявших москвичам изделия, изготовленные в польском вкусе. Это были серебряники, гончары, каретники, шапочники, башмачники, перчаточники и т.д.. В московских торговых рядах продавались «мыло польское», другие предметы «польского дела» или «польского фасона». Подданные Речи Посполитой в Московском государстве были лишены свободы выбора конфессии, после принятия православия они должны были навсегда оставаться в Московском государстве [Опарина, 2007, с. 342]. К XVIII в. Старопанская и Панская иноземные слободы в результате ассимиляционных процессов полностью утратили свою обособленность. Источником знаний о мировой культуре и жизни в других странах служили книги. В библиотеках царя, его придворных (А. Матвеева, В. Голицына), монастырей в числе прочих находились десятки книг на польском языке. По сведениям В. Нечаева, в 1689 г. в библиотеке Заиконоспасского монастыря имелось 125 польских книг, перешедших туда, вероятно, из школы С. Медведева и Славяно-греко-латинской академии. Часть книг представляли собой переводы. Так, «Великое Зерцало», иезуитский сборник назидательных повестей, переведенный с польского в 1677 г., «настолько пришелся по вкусу московской читающей публике, что быстро разошелся во множестве списков, проник даже в народную среду и в XVIII в. утвердился, вместе с другими обломками допетровской культуры в старообрядческом репертуаре душеспасительных книг» . В Поволжье, Приуралье и Западной Сибири постепенно осваивались и распахивались новые земли. Михаил всячески способствовал привлечению людей к освоению лесостепного региона Центрального Черноземья. Из-за регулярных набегов татар и турок, приходилось из поваленных деревьев делать укрепления для защиты от конницы, достраивать новые и укреплять старые крепости, а также возводить сторожевые башни с валами и рвами. Усилиями Михаила созданы предпосылки для развития промышленности. Решающее значение имело производство пушек и оружий. Историки полагают, что ХVII век был началом нового не очень простого периода русской истории: социальные и идеологические конфликты, противоречивые экономические и политические процессы. Наступил, так называемый «бунташный» век. Михаил Федорович боролся с разбойниками и самозванцами. Государство нуждалось в сильной армии. Из-за бедности дворяне, которые на тот момент составляли основу армии, не могли нести службу. Враждующие против царя силы собирались вокруг Ивана Заруцкого, который в Астрахани сделал для себя отдельное государство. Вместе с бывшей женой Лжедмитрия Марией Мнишек вступил в сговор и распространял письма о том, что её сын Иван является настоящим наследником престола. Через некоторое время были обнародованы тайные документы, раскрывающие связь Заруцкого с польским королем. Действия царя по поводу казни Заруцкого были незамедлительными. 5 Царское правительство было вынуждено бороться и с другими шайками разбойников - казаков, которые грабили и убивали. Не давали собирать денежные сборы, чтобы пополнять казну. Для борьбы со шведами и поляками деньги приходилось занимать отовсюду, даже у иностранцев. Царь Михаил всячески способствовал привлечению людей к освоению лесостепного региона Центрального Черноземья. 6 Из-за регулярных набегов татар и турок пришлось из поваленных деревьев делать укрепления, для защиты от конницы, достраивать новые и укреплять старые крепости, а также - сторожевые башни с валами и рвами. Усилиями Михаила созданы предпосылки для развития промышленности. Решающее значение имело производство пушек и оружий. Таким образом, смутное время закончилось для России большими территориальными потерями, разоренными городами, глубоким хозяйственным упадком. Численность некоторых городов составляла не больше сотни человек, многие крестьянские дети остались сиротами. Количество земель, пригодных для выращивания зерна, сократилось в 20 раз, а численность крестьян, готовых их обрабатывать, в 4 раза. После смутного времени значительно возросла роль церкви на Руси. Патриарх Филарет (отец царя Михаила) сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил страной, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии. 2. Характеристика изменений в сфере культуры17 век для России знаменуется завершением Средневековья. Ведущие страны Запада уже начали активно укрепляться, выбрав буржуазный путь развития, когда Россия всё еще оставалась феодальным государством. «Смутное время» или «Смута» в исторической литературе обозначается как период с конца 16 до начала 17 веков. Он стал одним из самых тяжелых для России ввиду тяжелейшего политического, экономического, государственного и социального кризиса. Преддверием Смутного времени послужило тираническое правление царя Ивана Грозного, при котором Россию настигли проблемы политического и экономического характера, расшатавшие государственный и общественный строй. Ввиду загадочной смерти царевича Дмитрия (сына Ивана), Иван Грозный оставил России единственного наследника – Федора, который, в свою очередь, не смог справиться с управлением государством и был убит. Эти события послужили концом династии Рюриковичей. Во время царствования Федора, от его имени правил Борис Годунов, который и был избран Земским собором в 1598 году на престол. Однако его правление выпало на неблагоприятный период. Согласно историческим данным, извержение вулкана Уайнапутина в Перу в 1600 году послужило началом вулканической зимы. Результатом этого стали летние заморозки и снег в сентябре. Три года с 1601 по 1603 были неурожайными.7 В начале столетия Россия пережила смутные времена, походы на Москву Лжедмитриев, народные ополчения против иноземных захватчиков под руководством Минина и Пожарского, восхождение на престол династии Романовых. Всё это качественно поменяло вид общественных отношений в государстве, установило сословно-представительную монархию. К 17 веку культура России продолжала нести в себе основополагающие элементы феодальной культуры. Но вместе с тем зарождаются и новые черты. Четкие тенденции к изменениям проявились только к концу века. Культура времени Михаила Федоровича и Филарета, оставаясь во многом традиционалистской, испытала все же, как и политическая, хозяйственная жизнь, некоторые сдвиги. Появились новации, которые, в комплексе с другими факторами развития, позволяют говорить о XVII веке как эпохе начала новой истории России. Если в хозяйстве появляются первые завязи, элементы буржуазных отношений, в государственно-политическом плане - расцвет, хотя бы временный, сословно-представительного начала в лице Земских соборов, то в культурной жизни — это начало демократизации, усиление западного влияния. В ряде случаев элементы нового выражены еще слабо, но за ними - будущее. Смута "вытолкнула" к активной деятельности большие массы людей, и они проявили себя и в деле спасения Отечества и его восстановления, и в политической жизни, и в культуре. Если в предыдущие столетия главным субъектом культурной, духовной жизни были представители Церкви, то в XVII веке выдвигается целая плеяда мастеров из среды дворян, приказных людей, посадского сословия. Будучи людьми верующими, конечно, они все больше склонялись к светским сочинениям, мотивам. Они интересовались не только житиями святых, но и переживаниями, внутренним миром обыкновенных людей, мирян. Тем самым церковный традиционализм в культуре дополнялся светскими сюжетами, стремлениями. Все шире распространялась грамотность. Чтение, письмо, счетную премудрость передавали ученикам священники, дьячки, посадские грамотеи, площадные подьячие; по всей России трудились десятки, сотни таких учителей. Много книг издавал московский Печатный двор. Среди них - букварь Василия Бурцева (первое издание - 1634 год, затем - несколько переизданий), стоивший всего одну копейку. Его тираж - несколько тысяч экземпляров, для того времени немалый. 8 Появлялись и другие книги. В библиотеке царя Михаила, помимо духовных (их - большинство, монарх был очень богомолен), имелись сочинения Аристотеля, "О Троицком осадном сидении" (об осаде Троице-Сергиева монастыря поляками в годы Смуты) и другие. По случаю воцарения Михаила Романова составили «грамоту утверждённую», «Новый летописец» (1630 г.) и другие памятники. В них прославляются Михаил и Филарет, обосновываются права Романовых на престол. Те же идеи развивают некоторые повести и сказания о Смутном времени9. Усилиями властей послесмутной поры возобновляется, по мере ликвидации разрухи, строительство в Москве и других городах. Приводятся в порядок кремлёвские стены и башни; одна из них, Спасская, получает шатровое покрытие и меняет свой суровый крепостной облик на парадный, торжественный, нарядный. В подмосковной царской усадьбе возводят церковь Покрова - в честь освобождения России от иноземцев-захватчиков. Храм под тем же названием строит Д. М. Пожарский в своём Медветкове под Москвой. Замечательные шатровые здания появляются в Нижнем Новгороде, Угличе. Все они отличаются нарядностью декоративного убранства, изяществом, стройностью пропорций. Живописность и нарядность характерны и для жилых построек. Прежде всего в этом плане следует отметить кремлёвские царские терема (архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков; 1635-1636 гг.). Фасады Теремного дворца украшены яркими цветными изразцами, резным белым камнем. Покрыт он золоченой крышей, окружён несколькими златоглавыми церквушками - придворными, «домашними». Столь же красочно и внутреннее убранство дворца. Заметно продвинулись русские люди в накоплении научных знаний, технических навыков. Успешно работали они в металлообработке, литейном деле. Так, русский мастер в 1615 г. изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Делали и нарезные ружья («пищали винтовальные»). «Боевые часы» на Спасской башне Московского Кремля сделали устюжские кузнецы крестьяне Вирачевы - Ждан (дед), Шумила (отец) и Алексей (внук); проект подготовил англичанин Христофор Галлоуэй. Русские мастера делали водяные двигатели для мануфактур. «Книга сошного письма» (1628-1629 гг.) даёт указания о способах измерения земельных площадей; «Роспись» начала XVII века - об установке труб для подъёма с разных глубин соляного раствора. Существовали руководства по изготовлению красок, олифы, левкаса, чернил; травники, лечебники. 10 Географические познания русские люди черпали из «Нового чертежа» (1627 г.) - карты земель между Доном и Днепром; «Книги Большому чертежу» (1627 г. - список городов и расстояний между ними). А «землепроходцы» и «мореходцы» в первой половине века прошли всю Восточную Сибирь, Забайкалье, вышли к Тихому океану. Описание обширных пространств, их чертежи они присылали в Москву. А в статейных списках русские послы, их помощники сообщали сведения об иноземных государствах.11 Царь Михаил, Посольский приказ отправляли довольно много посольств к государям ближних и дальних стран - с извещениями о восшествии на престол, предложениями о союзе, мире, сватовстве (например, о женитьбе принца Вольдемара Датского на дочери Михаила Фёдоровича Ирине) и т.д12. По случаю воцарения Михаила Романова составили «грамоту утверждённую», «Новый летописец» (1630 г.) и другие памятники. В них прославляются Михаил и Филарет, обосновываются права Романовых на престол. Те же идеи развивают некоторые повести и сказания о Смутном времени.13 Усилиями властей послесмутной поры возобновляется, по мере ликвидации разрухи, строительство в Москве и других городах. Приводятся в порядок кремлёвские стены и башни; одна из них, Спасская, получает шатровое покрытие и меняет свой суровый крепостной облик на парадный, торжественный, нарядный. В подмосковной царской усадьбе возводят церковь Покрова - в честь освобождения России от иноземцев-захватчиков . Храм под тем же названием строит Д. М. Пожарский в своём Медветкове под Москвой. Замечательные шатровые здания появляются в Нижнем Новгороде, Угличе. Все они отличаются нарядностью декоративного убранства, изяществом, стройностью пропорций. Живописность и нарядность характерны и для жилых построек. Прежде всего в этом плане следует отметить кремлёвские царские терема (архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков; 1635-1636 гг.). Фасады Теремного дворца украшены яркими цветными изразцами, резным белым камнем. Покрыт он золоченой крышей, окружён несколькими златоглавыми церквушками - придворными, «домашними». Столь же красочно и внутреннее убранство дворца. С 1643 г. начинается расширение патриаршего двора в Московском Кремле. В разных городах строят пятиглавые соборы. В целом в архитектуру той поры всё решительней проникают светские реалистические черты, стремление к декоративности, отделке деталей.14 То же относится к живописи. Иконы Строгановской школы, фрески в храмах, гравюры, миниатюры - во всех этих жанрах, в той или иной мере, присутствуют элементы нового.15 Чаще всего невозможно говорить о политике правительства «двух государей» в области культурной жизни, однако можно отметить, что в ряде случаев их внимание, одобрение прослеживается при составлении некоторых литературных, исторических памятников, в строительстве культовых и дворцовых зданий, их влияние на привлечение к работе тех или иных мастеров (Вирачевых при обновлении Спасской башни в Кремле). В культуре времени царя Михаила в России было сделано немало - и в продолжение старых традиций, и в разработке новых идей, подходов.16 В 1621 году для царя и его приближенных стала выпускаться первая в России рукописная газета - "Куранты", которая рассказывала о событиях за рубежом. В Русское царство в большом количестве стали приглашаться иностранные специалисты, для поселения которых было отведено специальное место в Москве. Оно получило название Кукуйской, или Немецкой (то есть заселенной "немцами" - иностранцами, которые не могут говорить по-русски), слободы. Именно ее жители станут впоследствии сподвижниками Петра Великого. Важными темами в русском искусстве конца XVIII — начала XIX века стали освобождение Москвы от польских войск ополчением Минина и Пожарского в 1612 году, подвиг Ивана Сусанина и избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство. Драма Михаила Хераскова «Освобождение Москвы», стихотворения Гавриила Державина, Ивана Дмитриева, Павла Львова, Константина Рылеева прославляли героев как освободителей Отечества. В 1818 году на Красной площади в Москве был открыт бронзовый монумент Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса, ставший зримым непреходящим напоминанием «благодарной России» своим героям. В 1829 году Василий Жуковский приветствовал появление романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский или русские в 1612 году» словами: «Поздравляю публику с одним из лучших романов нашей эпохи!». Роман превратился в одно из самых читаемых, переиздаваемых, иллюстрируемых и переделываемых для учебных и просветительских целей произведение XIX — начала XX веков17. Начиная с трагедии Александра Сумарокова «Дмитрий Самозванец», в 30-е годы XIX века появляется большое число произведений о Борисе Годунове и Лжедмитрии I. Исторические персонажи традиционно представлялись на парсунах, в иконографическом портрете и царских титулярниках. В 1803 году Петербургская Академия Художеств в числе тем, достойных для исполнения учениками Академии, в рубрике «Героические подвиги и патриотические добродетели» первым называет подвиг «Кузьмы Минина и князя Пожарского».18 Таким образом, правление Михаила Федоровича (1613-1645) стало для России временем восстановления и успокоения после почти 15 лет разрухи, войны и Смуты. Русское государство обрело новую династию, которая будет править им еще 300 лет, а ее представители создадут в будущем великую Российскую империю. ЗаключениеБурные события начала XVII столетия, названные их современниками и отечественными историографами «Смутным временем», нашли широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, став важнейшей частью русской культуры. Одним из самых критических для Российского государства был период смены правящих династий, когда, с кончиной Фёдора Иоанновича (1598), Рюриковичи уступили престол династии Романовых, получившей трон после избрания на царство Михаила Фёдоровича в 1613 году. Внутренние проблемы государства волновали царя гораздо больше. Его усилия были направлены на подъем экономики и упорядочивание финансов. Были созваны выборные люди из российских городов, которые информировали правительство о состоянии земель и предлагали способы улучшения их положения. Таким образом, в России XVII столетия польское влияние охватывало все сферы общественной жизни: государственное управление, воинскую организацию, законотворчество, образование, архитектуру, моду, культ и т.д. На протяжении XVII в. в ходе военных кампаний, переселения иноземцев, передача территорий, учреждения и деятельности новых социальных, культурных, военных институтов (Славяно-греко-латинской академии, театра, полков иноземного строя и др.), печатания переводов и приобретения иностранных книг шла постоянная диффузия новых знаний, навыков, элементов культуры. Проникновение политических, военных, лингвистических, социокультурных нововведений с польской территории или через нее подготавливало русское общество к радикальному этапу массового импорта западноевропейских инноваций, начавшемуся на рубеже XVII и XVIII столетий. Польша и польское не были безапелляционно отвергнуты как воплощение и символ русского национального падения в годы Смуты. Вместе с «водой» не был «выплеснут» формирующийся комплекс модернизационных перемен, развернувшийся со временем во всеохватывающую вестернизацию Российской империи. Мыслящая часть московского общества задолго до Петра I осознавала необходимость трансформации русского уклада, чуть было не канувшего в лету под напором западных соседей в первое десятилетие XVII в. Через Малороссию Россия сблизилась с Польшей, а через Польшу – с западноевропейской культурой. Тем не менее значение польского влияния все же не следует переоценивать: польская мебель или обои в царских дворцах и отдельных домах московской знати, сотня - другая книг, попавших в Россию из Польши в оригиналах или переводах, ряд польских слов или польские шапочки царицы Агафьи составляли еще слишком тонкий и поверхностный культурный слой, покрывавший толщу традиционной русской жизни. За время правления Михаила Романова прошло 12 Земских соборов, которые в значительной мере облегчили работу правительства. В стране был произведен разбор военно-служилого класса и начат новый кадастр. При Михаиле Федоровиче страна стала более открытой для иностранцев. Начало практиковаться приглашение иноземных ученых, исправление церковных книг. В Москве создается первая правительственная школа. Михаил Федорович Романов, основатель династии, скончался 13 июля 1645 года, оставив трех дочерей и сына Алексея Михайловича, который и сменил его на престоле. В Русском царстве была наконец-то налажена система централизованного управления страной. Были введены должности воевод и старост, на местах основывались приказные избы. Государством управлял царь при помощи Земских соборов, которые при Михаиле сначала собирались регулярно, но потом их активность угасла. Смутное время закончилось для России большими территориальными потерями, разоренными городами, глубоким хозяйственным упадком. Численность некоторых городов составляла не больше сотни человек, многие крестьянские дети остались сиротами. Количество земель, пригодных для выращивания зерна, сократилось в 20 раз, а численность крестьян, готовых их обрабатывать, в 4 раза. После смутного времени значительно возросла роль церкви на Руси. Патриарх Филарет (отец царя Михаила) сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил страной, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии. Список используемой литературыБоханов, М.М. История России– М.: Говорящая книга, 2015. – 760 с. Воронкова, Н.И. История России. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 560 с. Гидиринский, Р.О. История России. – М.: Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, 2017. – 176 с. Липатов, П.Р. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2017. – 768 с. Парсамов, В.С. История России. – М.: Академия, 2017. – 480 с. Семин, В.П. История России. – М.: КноРус, 2018. – 440 с. Соловьев, С.М. История России. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 240 с. Соловьева, И.В. История России с древнейших времен. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 430 с. 1 Соловьев, С.М. История России. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 20 с. 2 Семин, В.П. История России. – М.: КноРус, 2018. – 40 с. 3 Соловьев, С.М. История России. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 20 с. 4 Семин, В.П. История России. – М.: КноРус, 2018. – 40 с. 5 Семин, В.П. История России. – М.: КноРус, 2018. – 40 с. 6 Липатов, П.Р. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2017. – 78 с. 7 Липатов, П.Р. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2017. – 78 с. 8 Липатов, П.Р. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2017. – 68 с. 9 Гидиринский, Р.О. История России. – М.: Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, 2017. – 17 с. 10 Боханов, М.М. История России– М.: Говорящая книга, 2015. – 60 с. 11 Воронкова, Н.И. История России. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 60 с. 12 Гидиринский, Р.О. История России. – М.: Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, 2017. – 16 с. 13 Соловьева, И.В. История России с древнейших времен. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 40 с. 14 Боханов, М.М. История России– М.: Говорящая книга, 2015. – 70 с. 15 Воронкова, Н.И. История России. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 50 с. 16 Соловьева, И.В. История России с древнейших времен. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 40 с. 17 Воронкова, Н.И. История России. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 60 с. 18 Парсамов, В.С. История России. – М.: Академия, 2017. – 40 с. |