РЕФЕРАТ Философия. Философия эпохи Возрождения
Скачать 136 Kb.
|
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Реферат На тему: «Философия эпохи Возрождения». Москва 2018 План: Введение. Особенности, основные направления и главные проблемы философии эпохи Возрождения. Натурфилософия – философия природы и окружающего мира (Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно). Заключение. Литература. Приложение. Введение. Философия эпохи Возрождения – феномен, характерный для Западной Европы XIV–XVII вв. Обращение мыслителей к идеалам античности, пастулатам древнегреческой и римской философии было вызвано новым витком развития человечества, когда высшей ценностью становится человек, его достижения в познании окружающего мира и узость существующего в то время общественного устройства. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в современном мире, как и в период Ренессанса, произошёл стремительный скачёк в развитии науки и человечества в целом, произошёл переворот в оценке ценностей бытия, культуры и самой человеческой жизни. И перед современным обществом встала дилемма – оставаться на старом мировоззрении, которое может привести к гибели всей цивилизации, либо возродить гуманное и равноправное отношение ко всем представителям человеческого общества и обеспечить его дальнейшее поступательное развитие. В первой части своей работы я хочу проанализировать главные проблемы философии эпохи Возрождения, сделав основной упор на взаимосвязь развития отдельной личности и общества в целом. Во второй части я рассмотрю главные философские направления и школы изучаемой эпохи. Дам оценку деятельности выдающихся учёных – философов, представителей эпохи Возрождения. Значение моего реферата для профессиональной деятельности заключается в том, что изучение данной темы углубляет и расширяет моё понимание одной из величайших эпох в развитии человечества. Позволяет, в свете этих знаний давать оценку событиям, происходящим в современном мире. Особенности, основные направления и главные проблемы философии эпохи Возрождения. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV–XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Термин Возрождение связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир». Однако Возрождение – это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, порождая своеобразную, отличную от средневековой, культуру. В это время происходит новый виток развития, а не поворот назад. Из античности было взято следующее: возрождение проблемы человека (антропоцентризм), возрождение натурфилософии, возрождение значимости наук, искусств. Из средневековой философии было сохранено: монотеистические представления о мире, то есть идея единого бога продолжает существовать, но она трансформируется в новое представление о боге, которое получило название пантеизм («всебожие», «бог во всем»). Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения стали совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесел и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от Церкви и феодалов; появление первых парламентов, укрепление, централизация европейских государств; повышение уровня образования в Европе в целом, кризис Церкви и схоластической философии; великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, микроскопа, телескопа, книгопечатания). Главная задача философии в такие периоды развития человеческого общества – обосновать новое общество. Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию, Англию и др. Та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса. Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий. Эпоха Возрождения ознаменована появлением так называемой светской философии. Светская философия эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как: Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила. Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть. Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному. Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей). Философия Возрождения (античной традиции) включала интерес к проблеме природы, интерес к проблеме человека и проблемам государственной власти, использовала материалистические произведения философов Античности (Демокрита, Эпикура). Этот период ознаменован появлением людей, для которых философия становится предметом прогрессивной деятельности. Прежде всего, это Франческо Петрарка (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Это и Леонардо да Винчи (1454—1519) — гениальный итальянский художник, скульптор, ученый, инженер, Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский мыслитель, дипломат, историк, Томас Mop (1478—1535) — английский гуманист, писатель, государственный деятель. Список гениальных учёных – философов очень большой. По вкладу в мировую философию и культуру человека, деятельность этих людей, представлявших эпоху Возрождения, равнозначна вкладу философов эпохи Античности. Философия эпохи Возрождения характеризовалась двумя основными направлениями, которые олицетворяли профессиональные философы – Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Кузанский и Н. Макиавелли и непрофессиональные – Дж. Бокаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ф. Петрарка. Непрофессиональные философы, решали философские проблемы через искусство (литературу, живопись, скульптуру). Например Данте Алигьери излагал философские идеи иносказательно и в художественной форме (Божественная комедия и др.). Художественные образы Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне Тициано потрясают своей философской мощью. Творчество некоторых из них более подробно рассмотрено мной во втором вопросе реферата. Главные проблемы философии Возрождения это прежде всего: проблема человека в обществе, проблема достоинства личности и человеколюбия, проблема гедонизма, проблема власти в обществе и справедливого государства. Первая проблема, важнейшая – это проблема человека в обществе. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Если в античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма, а в средневековой философии человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала: духовное – возвышенное, данное свыше, и телесное – низменное, земное, то в философии эпохи Возрождения человек рассматривался с позиций антропоцентризма – как центр мироздания, как венец эволюции природы и как деятельное, разумное существо. Мы знаем, что человек, как часть природы, подчинен действию естественных законов природы. Природные свойства человека, а также его темперамент, задатки передаются по наследству посредством генетического механизма. Но в тоже время человек обретает свою человеческую сущность только в пределах общества. Существуют биологические основы социальности человека (большой период детства позволяющий человеку стать человеком, склонность к подражанию, любопытству, проявлению эмоций). Ущербность биологической природы человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности. С развитием социальности (науки, медицины, образования) появляется возможность улучшения биологической природы человека. На основании изложенного можно утверждать, что в процессе развития в индивидууме происходит как бы снижение роли биологического и нарастание социального компонента. Личность уже рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий. В целом это приводит к стремлению личности приблизится к форме «идеального человека», к преобладанию социального над биологическим. Что имеет положительное влияние на развитие общества в целом. Второй не менее важной проблемой философии периода Ренессанса, является проблема достоинства личности и человколюбия - гуманизма. Человеческое достоинство - это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, - прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство. Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» - это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь - личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу - свободу быть тем, что он есть - человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Личное достоинство - человеческое достоинство неразрывно связано с человеколюбием. Человеколюбие – это понятие, которое охватывает собой любовь к человечеству, готовность помочь людям в сложной жизненной ситуации, гуманность мировоззрения и умение совершать акты самопожертвования ради другого. Оно одновременно включает в себя и обычную человечность, то есть потенциальное наличие у окружающих людей доброго, непредвзятого отношения по отношению к другим лицам, отсутствие злости к ним. И это неразрывно связано с воспитанием человека в общественной среде. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи Возрождения. Греческое слово «воспитание» является самым четким аналогом латинского humanitas, откуда и берет свое происхождение «гуманизм». Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм, который зарождался на кафедрах университетов. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). Он считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию именно на этот объект познания. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Прославляя мощь и величие человека, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом, его обожествлению. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами, наоборот, они были верующими людьми. Но, если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге. Следующей рассматриваемой проблемой философии эпохи Возрождения является проблема гедонизма. Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде, как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа - сократика Аристиппа Киренского (435-355 до н.э.), учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение. С самого начала гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившим, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Этическое учение Эпикура получило название «эвдемонизм» (от греч. eudemonia - счастье). Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья). Среди итальянских гуманистов становится популярным учение Эпикура. Именно к этике Эпикура, как он ее понял, обратился Лоренцо Валла (1407-1457). В своем трактате "О наслаждении" он утверждает, что для обоснования полноценной жизни человека необходимо признание значимости и ценности всесторонней деятельности человеческих чувств. Он даже сожалел о том, что у человека только пять, а не пятьдесят или даже пятьсот чувств! В одной из глав этой книги говорится, что жить без наслаждения просто невозможно, а вот без добродетели можно. Он утверждает, что его собственная жизнь для него высшее благо, более предпочтительно, чем жизнь всех остальных людей. Даже о родителях следует думать во вторую очередь, а уж о родине тем более. В эпоху Возрождения идеи гедонизма как крайнего, так и умеренного получили новый импульс, явившись важным теоретическим средством гуманистического утверждения ценности человека во всех его жизненных проявлениях. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Отсюда вытекает четвёртая проблема философии эпохи Возрождения – проблема власти в обществе и справедливого государства. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: философия Реформации, политическая философия, философия социалистов-утопистов. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое и народное. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: - человек обладает изначально злой природой; - движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; - совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; - для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство; - правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; - правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана); - ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; - в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. В эпоху Возрождения, при изучении проблем общества, философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Томас Мор (1478-1535) считается основателем утопического социализма. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Таким образом рассмотрев по существу «первый вопрос» реферата я пришла к следующим выводам: К числу основных особенностей философии эпохи Возрождения относятся: - появление «светской» философии и людей, для которых она становится предметом прогрессивной деятельности; - возрождение в философии Ренессанса античных традиций; - огромный вклад в мировую философию и культуру, который равнозначен вкладу в эпоху Античности; - появление и развитие в период зарождения капитализма. Философия эпохи Возрождения имела два основных направления отражающих деятельность профессиональных и непрофессиональных философов. Главные проблемы философии эпохи Возрождения это: - проблема человека в обществе; - проблема достоинства личности и человеколюбия; - проблема гедонизма; - проблема власти в обществе и справедливого государства. Натурфилософия – философия природы и окружающего мира (Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно). Среди всех направлений развития и школ философии эпохи Возрождения наибольшего внимания заслуживает «Школа натурфилософии» (XVI – XVIIв.). В эпоху Возрождения не остается без внимания природа (особенно в XVIв.). Человек и в искусстве, и в мышлении предстает как природно-духовное существо, природно-телесное начало реабилитируется в сознании и перестает пониматься как «тюрьма духа». Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое –«природа есть Бог в вещах». Николай Кузанский– одна из самых значительных фигур раннего Ренессанса, последовательный пантеист. Самое значительное произведение Н. Кузанского – «Об учёном незнании», в котором он рассматривает центральную проблему своей философии – проблему соотношения Бога и мира. Бог получает у него наименование абсолютного максимума, или Абсолюта. Он максимум, т.к. он то, более чего не может быть, но поскольку он не может быть и менее того, что он есть, то он и минимум. Следовательно, абсолютный максимум и минимум совпадают в Боге. Бог выявляется не в его потусторонности, трансцендентности миру, а в неразрывном единстве с миром. Таким образом, Н. Кузанский отвергает дуализм мира и Бога. Низводя бесконечность Бога в природу, Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в природе (максимума и минимума), сформулировал идею бесконечности Вселенной. Единое тождественно беспредельному, бесконечному, и этот принцип дал толчок для развития математики и астрономии. Тем самым Н.Кузанский подготовил революцию Н.Коперника, устранившую геоцентризм. Создание новой космологии требовало не только усовершенствований наблюдений и расчетов, но и радикального пересмотра её теоретических предпосылок. Наибольший вклад в решение вопроса о новой космологии внёс Николай Коперник. Он разработал принцип относительности, согласно которому Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое он поместил в центр мира. Революция Коперника не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира. Гелиоцентризм давал иную картину движения небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами; соблюсти явления, т. е. дать описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось с данными астрономических наблюдений. Главное заключалось в создании объективно истинной картины движения планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии. Под натурфилософией мыслители XVI в. понимали не только предмет своего исследования – философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства. Ещё одним выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма, является итальянский мыслитель Джордано Бруно. Он рассматривал окружающий мир как единый. Вселенная, согласно Джордано Бруно, едина, бесконечна и неподвижна. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие и один корень. Материя – это начало, которое производит формы из самого себя (тем самым отвергалась идея творения). Материя состоит из атомов. В своих работах он развивал учение о монадах. Вся Вселенная, согласно Джордано Бруно, одушевлена. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл «мировой душой». Признавая природу одушевленной, он занимал позиции гилозоизма. В своем космологическом учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Логически это не противоречит идее творения и всемогущества Бога – если Он всемогущ, то может сотворить неограниченное множество таких же прекрасных миров, как наш. Но тем самым Бруно отвергал основной христианский догмат – об уникальности Земли, сотворенной Богом за 6 дней, как описано в Священном писании. В своей теории познания Джордано Бруно отвергал учение о двух истинах, т. е. истинах богословия и истинах философии. Он полагал, что существует только одна истина – истина, достигаемая философией. Дж. Бруно критически относился к традиционной религии, считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. Опираясь на труды Николая Кузанского и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника, отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая границу между творцом и творением, он передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на костре. Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы, фундамент для которого был подготовлен великими предшественниками такими как Н. Коперник, Д. Бруно, Леонардо да Винчи, И. Кеплер, стал великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира. Огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении – «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной. Галилей создал важнейшую отрасль механики – динамику - учение о движении тел. Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером, было громадным. Тем самым впервые в истории развития человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание. Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Предмет науки – природа и человек. Предмет религии –сфера моральных поступков человека. Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины. Он разработал принципы научного исследования природы. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них. Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Тем самым он нашел научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы. Книгу природы, говорил Галилей, невозможно понять, если не овладеть ее математическим языком. В новое время Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу. Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе – механистическому и метафизическому материализму XVII–XVIII вв. Таким образом рассмотрев второй вопрос своего реферата можно сделать следующие выводы: Среди основных наиболее значимых направлений развития и школ философии эпохи Возрождения, как школа гуманизма, неоплатонизм, натурфилософия и утопическая философия – наибольшее значение для жизни людей той эпохи и последующих, является натурфилософия. К числу основных философских идей натурфилософии следует отнести следующие идеи: - идея взаимопроникновения и единства Бога, природы и космоса; - идея, что конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей; - идея о соотношении части и целого, взаимосвязи всех природных явлений, о человеке как микрокосмосе; - идея существования бесконечного множества миров Вселенной; - идея торжества и единства макро и микро мира; - идея о существовании разумной жизни не только на Земле. Заключение. Эпоха Возрождения или Ренессанса пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения имела мировое значение. На смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Отдельные идеалы той , поистине золотой эпохи, продолжают оказывать влияние на жизнь современного человечества. Прежде всего, это гуманизм – один из принципов права в демократическом государстве, который в широком смысле означает систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Таким образом, рассмотрев по существу заявленную мною тему реферата «Философия эпохи Возрождения», можно сделать следующие выводы: К числу основных особенностей философии эпохи Возрождения относятся: - появление «светской» философии и людей, для которых она становится предметом прогрессивной деятельности; - возрождение в философии ренессанса, античных традиций; - огромный вклад в мировую философию и культуру, который равнозначен вкладу в эпоху античности; - появление и развитие в период зарождения капитализма. Философия эпохи возрождения имела два основных направления отражающих деятельность профессиональных и непрофессиональных философов. Главные проблемы философии Возрождения это: - проблема человека в обществе; - проблема достоинства личности и человеколюбия; - проблема гедонизма; - проблема власти в обществе и справедливого государства. Среди основных наиболее значимых направлений развития и школ философии эпохи Возрождения, таких как школа гуманизма, неоплатонизм, натурфилософия и утопическая философия - наибольшее значение для жизни людей той эпохи и последующих, является натурфилософия. К числу основных философских идей натурфилософии следует отнести следующие идеи: - идея взаимопроникновения и единства Бога, природы и космоса; - идея, что конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей; - идея о соотношении части и целого, взаимосвязи всех природных явлений, о человеке как микрокосмосе; - идея существования бесконечного множества миров Вселенной; - идея торжества и единства макро и микромира; - идея о существовании разумной жизни не только на Земле. Литература. Философия: учебникВ.Д. Губин [и др]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; ГЭОТАР – Медиа, 2016. Лекции проф. А.П. Заклинского. Лекции проф. А.В. Смирнова. |