Философия. Конспект лекций по философии содержание предисловие 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8
Скачать 0.71 Mb.
|
ГБОУ СПО «ПТПИТ» конспект лекций по философии СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8 Исторические типы философии 10 Философия Китая 11 Контрольные задания. 29 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ 31 Контрольные задания 37 ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 39 Контрольные задания 42 СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИ. ПОЗНАНИЕ. 43 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 47 Контрольные задания 51 ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ 53 Контрольные задания 59 ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА 60 Контрольные задания 66 ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА 68 Контрольные задания 71 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 72 Контрольные задания 75 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 76 Контрольные задания 79 ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ФИЛОСОФИИ 80 ПРЕДИСЛОВИЕРоль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути. Данное учебно-методическое пособие представляет собой краткое изложение наиболее важных или наиболее сложных проблем нормативного курса философии, изучаемого в высших учебных заведениях России. Оно построено таким образом, чтобы изучение философии могло быть адаптировано в соответствии с профилем учебного заведения и будущей специальностью учащихся. В пособии имеются структурно-логические схемы, способствующие пониманию и глубокому усвоению материала. В конце каждой темы даны контрольные задания, которые могут быть использованы как для самопроверки, так и для текущего или итогового контроля усвоения курса философии. Материалы пособия можно использовать в качестве содержания для компьютерных контрольно-обучающих программ, а также в дистанционном обучении. В силу краткости изложения пособие не может рассматриваться в качестве единственного источника изучения философии. Оно должно быть дополнено прежде всего изучением первоисточников, а также соответствующей учебной и научной литературы. С этой целью в конце каждого раздела даются перечень основной и дополнительной литературы, примерные темы рефератов и комплекс вопросов, предлагаемых для зачетов или экзаменов. Роль философии в жизни обществаМировоззрение и его структура У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют гак называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека, а также миропонимание, которое имеет отношение к интеллектуально-понятийной сфере. Мировоззрение — это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию. Структуру мировоззрения можно представить следующей схемой: МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Наука и философия ЖИЗНЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Навыки. обычаи, традиции, практический опыт ЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ УБЕЖДЕНИЯ, ВЕРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Мы полагаем, что на жизненно-практическом уровне мировоззрение непосредственным образом «вырастает» прежде всего из чувственной практики человека, из его мироощущения и мировосприятия. Миф и религия Миф — это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Миф — это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными, целостными. Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения. С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви. Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека. Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический характер. Миф и религия тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего его мира, зависимостью человека от природы и условий социального бытия. Специфика философского знания Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: 1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; 2. Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; 3. Основным средством познания является человеческий разум — Логос; 4. Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; 5. Философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества) Философия — это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни. Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера Философия — это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основной, или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений сознания и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего — материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических). Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии — материализмом и идеализмом — существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм — это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания. Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости вещей как таковых (например, И. Кант). С решением коренной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антропологии, социальной философии и т.д. Важнейшими вопросами для социальной философии, например, являются вопросы развития социума как одной из подсистем мира; для этики — вопросы о природе и происхождении морали, о том, что такое добро и зло и т.п.; для антропологии — о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире. Другими словами, в каждом разделе философии есть свой центральный вопрос, своя ведущая проблема. Философия и наука В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции {Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты). Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого — философия, а крона — частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук. На современном этапе развития философии ее структура представляет довольно сложное образование; если следовать традиции, ее можно представить следующим образом. ОНТОЛОГИЯ |