Философия. Конспект лекций по философии содержание предисловие 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8
Скачать 0.71 Mb.
|
Контрольные заданияI. Какое определение понятия «бытие» вы считаете правильным? Бытие — это ... ... вселенная; ... материя; ... природа и общество; ... вся совокупная объективная и субъективная реальность; ... окружающая нас действительность. II. Укажите, какое из данных определений соответствует материализму: 1. Материя — это все то, что не является сознанием; 2. Материя — абстракция, не имеющая под собой реального основания; 3. Материя — это постоянная возможность ощущений; 4. Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. 5.Материя — это все, что обладает массой и энергией. III. Среди перечисленных свойств укажите те, которые являются атрибутами материи: 1. Протяженность; 2. Длительность; 3. Движение; 4. Пространство; 5. Время; 6. Теплопроводность; 7. Изотропность; 8. Однородность; 9. Бесконечность; 10. Вещественность. IV. Какое определение понятия «движение» вы считаете правильным? Движение — это ... 1. всякое перемещение вообще; • 2. отсутствие покоя; 3. атрибут материи; 4. способ существования материи; всякое изменение вообще. V. Укажите свойства, характеризующие пространство: 1. объективная реальность; 2. одномерность; 3. трехмерность; 4. протяженность; 5. бесконечность; 6. симметричность; 7. объем; 8. всеобщность; 9. прерывность; 10. длительность. VI. В данном перечне укажите законы развития: 1. Закон всемирного тяготения; 2. Закон единства и «борьбы» противоположностей; 3. Закон отрицания отрицания; 4. Закон инерции; 5. Закон сохранения энергии; 6. Закон перехода количественных изменений в качественные; 7. Закон коммутативности; 8. Закон цикличности; VII. Укажите известные вам модели диалектики и их приверженцев: 1. Логико-гносеологическая; 1. Кант, Гегель; 2. Материалистическая; 2. Маркс, Ленин; 3. Атрибутивная; 3. Дарвин, Хаксли; 4. Атомистическая; 4. Гадамер, Хайдеггер; 5. Натуралистская; 5. Спенсер, Уорд; 6. Равновесная. 6. Адорно, Маркузе. VIII. В чем, с вашей точки зрения, состоит действительное единство мира? 1. В бытии; 2. В том, что мы его мыслим единым; 3. В его материальности; 4. В однородности его физико-химического состава; В его изоморфности. IX. Что вы понимаете под научной картиной мира? 1. Это — целостное представление о социальных и природных процессах; 2. Это — образ мира, основанный на философско-мировоззренческих принципах; 3. Интегративный образ мира, созданный на основе данных естественных и гуманитарных наук; 4. Образ мира, созданный на основе отдельных наук. ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯПроисхождение человека, его родовые качества Человек — многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЕКТИВИСТСКИЕ СУБЪЕКТИВИСТСКИЕ ДИАЛЕКТИКО- МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ Мы полагаем, и для этого есть весомые основания, что человек — продукт природы, планетарно-космическое существо, он — результат эволюции всего живого. Влияние на его психофизическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и др. воздействий огромно. Социум может существовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гармония с природой — необходимое условие жизни человека. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений. Он сам является их продуктом и одновременно их творцом. Сущ ность человека— это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность Как явление человек богаче сущности, он — биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его — относительно стабильное — главное качество, второе — способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих: • биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.); • психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.); • социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.). Человек — представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек — это живая система. Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концепции человека, социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет как в филогенезе, так и в онтогенезе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологическое-социальное», которая нередко формулируется как в частных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству (социалдарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), либо — к социологизаторству (догматический марксизм, концепция «чистой доски» и др.), что в обоих случаях вызывает определенные сомнения. ЧЕЛОВЕК – ЖИВАЯ СИСТЕМА ПСИХИЧЕСКОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции. КОНЦЕПЦИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЭВДЕМОНИЗМ Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека АСКЕТИЗМ Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов ЭТИКА ДОЛГА Жизнь – это самопожерт-вование, альтруизм во имя служения идеалу УТИЛИТАРИЗМ Жить – значит из всего извлекать пользу ПРАГМАТИЗМ Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения ГЕДОНИЗМ Жить – значит наслаждаться Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду. Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. Конечность человеческого бытия — естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство). Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей. |