Главная страница
Навигация по странице:

  • Общество как развивающаяся система

  • Понятие культуры. Типология культур

  • Цивилизация и социальное развитие

  • «цивилизация»

  • Россия в диалоге культур

  • Философия. Конспект лекций по философии содержание предисловие 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии содержание предисловие 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8
    АнкорФилософия
    Дата28.01.2021
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипКонспект лекций
    #172253
    страница9 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    Контрольные задания



    I. Какое, с вашей точки зрения, определение понятия «сознание» является правильным?

    Сознание — это ...

    ... свойство мозга отражать объективную реальность;

    ... свойство человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

    ... свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

    ... свойство мозга формировать понятия;

    ... свойство мозга формировать суждения.
    II. В данном перечне укажите факторы, способствовавшие возникновению сознания:

    1. Разделение труда;

    2. Изобретение орудий труда;

    3. Знаковые системы;

    4. Предметы культуры;

    5. Совершенствование общественных отношений.
    III. Какое определение понятия «бессознательное» вы считаете правильным?

    «Бессознательное» — это ... .

    .. идеальное;

    ... все, что не осознается человеком;

    ... явления, состояния и процессы, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознаваемые им;

    ... рефлекторные действия;

    ... интуитивные действия.
    IV. Какое определение понятия «идеальное» вы считаете правильным?

    Идеальное — это ...

    ... отраженное материальное;

    ... субъективная реальность;

    ... субъективная реальность, осознаваемая человеком;

    ... то, чего нет в объективном мире;

    ... психическое.
    V. В данном перечне укажите формы чувственного познания и абстрактного мышления:

    1. Ощущение; 6. Понятие;

    2. Отображение; 7. Суждений;

    3. Восприятие; 8. Умозаключение;

    4. Представление; 9. Рефлекс;

    5. Раздражимость; 10. Интуиция.
    VI. Какое из приведенных ниже определений истины считается «классическим»?

    1. Истина — это то, что интуитивно ясно и самоочевидно;

    2. Истина — это соответствие знаний действительности;

    3. Истина — это то, что подтверждается опытом;

    4. Истина — это знание, экономно и просто описывающее опыт;

    5. Истина — это конвенция, соглашение.
    VII. Какое определение понятия «относительная истина» вы считаете правильным?

    Относительная истина — это ...

    ... знания, не обусловленные конкретными обстоятельствами;

    ... знания, имеющие множество смыслов;

    ... знания неполные, обусловленные какими-либо обстоятельствами;

    ... знания, свидетельствующие об относительном характере

    всего существующего;

    ... знания частного характера.
    VIII. С каким определением понятия «язык» вы согласны?

    Язык — это...

    ... средство общения;

    ... знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации;

    ... знаковая система, являющаяся средством познания;

    ... знаковая система, служащая для обозначения предметов объективного мира;

    ... средство выражения мыслей.
    IX. Укажите, какие действия не может осуществить кибернетическая машина:

    1. Решение математических задач;

    2. Управление государством;

    3. Пилотирование самолета;

    4. Определение цели и задач исследования;

    5. Проведение эксперимента;

    6. Оппелеление поогноза поголы:

    7. Обучение и воспитание;

    8. Расчет траектории полета ракеты;

    9. Управление системой предприятий;

    10. Прогнозирование поведения человека.
    X. Укажите известные вам формы теоретического познания:

    1. Проблема;

    2. Гипотеза;

    3. Научный факт;

    4. Теория;

    5. Эмпирический закон;

    1. Умозаключение.


    XI. Укажите известные вам универсальные методы научного познания:

    1. Анализ; 6. Формализация;

    2. Синтез; 7. Математизация;

    3. Абстрагирование; 8. Дедукция;

    4. Наблюдение; 9. Индукция;

    5. Эксперимент; 10. Моделирование.

    ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ


    Общество как развивающаяся система
    Общество — это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтение одному или нескольким факторам или считали их все одинаково важными.


    ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ





    Совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения «социальных инстинктов»

    (Аристотель)


    Совокупность индивидов, связанных общественным договором – (Гоббс, Руссо)

    Совокупность общественных отношений

    (Маркс)

    Система разделения социальных ролей (Мертон, Парсонс)


    С точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяет способ производства материальных благ. Исходя из этого, он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Смена общественно-экономических формаций, отличающихся прежде всего типами собственности, составляет содержание исторического процесса.


    Общественно-экономические формации





    НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ

    АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ




    КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ


    КОММУНИСТИЧЕСКАЯ





    ФЕОДАЛЬНАЯ







    ПЕРВОБЫТНАЯ

    РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ






    Существуют и иные точки зрения на понимание общества и детерминанты его развития, к которым относят: конкретные природные условия (Монтескье, Мальтус, Кьелен); технику, технологию и науку (Белл, Ростоу, Тоффлер); особенности культуры и мировоззрения (Сорокин); культурно-исторические особенности, связанные с собственным переживанием жизни (Данилевский, Шпенглер); степень свободы личности в обществе (Мертон, Фромм). Встречаются теории, отрицающие единую основу развития общества (Вебер).

    Некоторые философы полагают, что формационный подход к изучению общества должен быть заменен информационным подходом, поскольку необходимо преодолеть европоцентристское понимание общественного прогресса, преувеличение роли экономического фактора и недооценки фактора человеческого.

    Действительно, со времен К. Маркса социальный мир сильно изменился. В условиях активного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с производством и потреблением информации. Возникает «информационное общество», основанное на особой информационной структуре, включающее «индустрию знаний», коммуникационно-вычислительные сети, национальные и межнациональные базы данных (Internet) и др.

    Однако следует заметить, что дело не в том, чтобы отказаться от одного подхода в пользу другого, а в том, чтобы на основе критического анализа этих взаимодополняющих друг друга способов видения социальной действительности разработать

    более общую теоретическую модель развития социума. Эта модель должна быть многомерной, учитывающей в той или иной, степени такие составляющие, как:

    • формапионная (тип социально-экономических отношений);

    • технократическая (уровень развития науки и технологий);

    • социоестественная (мера зависимости от природы и характер взаимодействия общества и природы);

    • культурно-историческая (способы материальной и духовной деятельности);

    • социоличностная (степень свободы личности).

    Интеграция всех этих составляющих с акцентомна социально-экономическом и культурно-историческом измерениях социума позволит рассматривать общество как целостный организм, включающий такие взаимосвязанные компоненты, как:

    производственно-экономический, социальный, политико-управленческий и духовный.

    Общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и которые оказывают друг на друга то или иное воздействие. Достаточно условно общественные отношения можно изобразить такой схемой:

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ

    ПРАВОВЫЕ

    РЕЛИГИОЗНЫЕ







    НРАВСТВЕННЫЕ

    ЭСТЕТИЧЕСКИЕ




    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ



    Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей; субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную их деятельность.

    В истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается в конечном счете независимо от этих целей. При столкновении миллионов различных желаний и волеизъявлений людей с разными интересами образуется средняя равнодействующая — историческое событие (Ф.Энгельс). Вот почему в большинстве случаев постав

    ленные цели не осуществляются так, как они представлялись в сознании людей. Однако,это не означает того, что люди не воздействуют на ход истории.

    Поскольку необходимость в истории проявляется через множество случайностей, то можно сказать, что деятельность людей не предопределяется полностью социальным фактором. Это создает предпосылки для свободы выбора и социальной активности субъектов истории, от которых в значительной мере зависит, по какой траектории будет развиваться общество.

    Основной движущей силой истории является народ, т.е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. По мере роста уровня благосостояния, культуры, образованности, информированности общества народ все в большей мере будет влиять на ход истории, действуя согласно законам общественного развития.

    Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, которое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей (духовной элиты). Их величие состоит не в том, что они по своему собственному произволу «творят историю», а в том, что они способны в силу своей высокой духовности и квалификации объединить желания и волю каждого отдельного человека в единую волю, создав «равнодействующую», направленную на решение насущных социальных проблем.

    Критерием оценки характера и уровня общественно-исторического развития, в котором решающую роль играют люди, может служить уровень развития общественного производства, определяющего меру свободы, предоставляемую обществом индивиду.

    Нигилистическое отрицание общественного прогресса (Ницше, Шпенглер, Вохенский, Франк и др.), а также его абсолютизация (догматический марксизм), по сути дела, игнорируют реальную диалектику социальной действительности.

    Прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами единого процесса общественного развития. Прогресс не является вечной доминантой развития социума. При определенных условиях (глобальные социальные или экологические катаклизмы, например) в истории человечества существует не только восходящая, но и нисходящая ветвь (Ф.Энгельс).
    Понятие культуры. Типология культур
    В современной философии, социологии и культурологии понятие «общество» нередко употребляют наряду с понятиями «культура» и «цивилизация». С нашей точки зрения, эти понятия не являются тождественными. Общество как живой разви-вающийся организм можно представить в качестве совокупности различных общественных отношений.

    Универсального определения понятия «культура» нет. Здесь возможны различные подходы, связанные с теми или иными конкретными целями. Понятие «культура» (от латинского cultura – возделывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры – это человеческий труд вместе с его результатами.


    Культура – это совокупность инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает сущностные силы человека.


    Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая – духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.п.







    Материальная культура – показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура – это, прежде всего сокровища всех богатств человеческого духа и разума.

    Законом развития культуры, которая содержит в себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное, является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями.

    Существует несколько различных подходов к типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.

    Кроме указанного деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная культура, субкультура, массовая культура).
    Цивилизация и социальное развитие
    Слово «цивилизация» употребляется в разных значениях. Под этим словом понимают:

    • ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);

    • мировое сообщество государств и народов;

    • культуру общества;

    • степень развития материальной культуры;

    • завершающий этап развития культуры, ее закат (Шпенглер).
    В последние годы под термином «цивилизация» имеют в виду разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности.

    Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур — цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы — от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Фукияма и др.). Согласно многим из этих философов, цивилизации развиваются независимо друг от друга, во многих случаях Запад противопоставляется Востоку.

    В конце XX в. в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение культур, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемами ее познания и т.п. Оппозиция Запад — Восток теряет свою актуальность, границы между культурами размываются, идет активный процесс, названный «диалогом культур».

    В рамках этого диалога взаимодействуют противоположные идеи, свойственные культуре Запада (индивидуализм, рационализм, активность), с другой стороны, и идеи, характерные для культуры Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное «недеяние»), с другой.


    СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР








    Индивидуализм

    Обезличенное общество, самосовершенствование




    Рационализм

    Активность


    Интуитивизм

    Пассивное «недеяние»




    Россия в диалоге культур
    В системе «Запад-Восток» особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Это евроазиатская страна, представляющая собой, по словам Г.Плеханова, гибрид, которые имеет европейскую голову на азиатском туловище.

    В России совместно проживает более ста национальностей и народностей.

    Азиатское влияние на Россию, особенно в период Ордынского ига, проявилось в жесткой централизации власти, подчинении общества государству, вражде к Западу, к образу его жизни – организованности, методичности, способности доводить дело до конца.

    Золотая Орда надолго (почти на 300 лет) отдалила Россию от западной культуры, хотя к своим европейским корням (Киевкая Русь - это европейское государство) Россия продолжала тянуться .

    Западный опыт пытались в Россию внедрить неоднократно причем главным образом «сверху», насильно, с помощью властных структур: крещение Руси, петровские преобразования реформы в России XIX в., экономические реформы, основанные на идеях монетаризма, на пороге XXI столетия

    Культурные ценности Запада оказали определенное благотворное влияние на Россию, стимулируя развитие ее самобытной культуры. Однако не все они принимались на неподготовленной почве, многие из них не вписывались в исторические национальные и духовные традиции России.

    Культура России представляет собой весьма сложный евроазиатский тип, что необходимо учитывать при определении стратегии ее развития. Условия, в которых живут российское государство и российское общество, уникальны. Они не имеют аналогов ни в истории Запада, ни в истории Востока. Можно предположить, что этого достаточно для того, чтобы говорить о том, что России предназначено идти своим путем, не повторяя ошибок, сделанных на Востоке и на Западе.

    Глубокие изменения, происшедшие в мире в последние 10-15 лет, требуют серьезного их осмысления философами и политиками, выдвигают на первый план задачу разработки новой парадигмы исторического развития всего мирового сообщества в целом.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта