Философия. Конспект лекций по философии содержание предисловие 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8
Скачать 0.71 Mb.
|
Контрольные заданияI. Укажите носителя общественного сознания: 1. Индивид; 2. Социальная группа, то или иное общество; 3. Предметы духовного производства; 4. Нормы морали и права; 5. Религиозные догматы. II. Перечислите все формы общественного сознания: 1. Наука; 2. Философия; 3. Политика; 4. Экономика; 5. Право; 6. Религия; 7. Искусство; 8. Мораль; 9. Идеология; 10. Психология. III. Какое определение понятия «идеология» вы считаете правильным? Идеология — это ... ... система взглядов и идей на общество; ... система теоретически обоснованных идей и взглядов на ми] в целом, отношения между людьми, связанная с интересами социальной группы; ... система теоретически обоснованных взглядов и идей на общество; ... совокупность теорий о развитии общества и месте человека в нем; ... система взглядов на политические партии и политическую борьбу. IV. Выберите правильное, с вашей точки зрения, продолжение фразы: Общественная психология тесным образом связана с... ... обыденным сознанием, эмоциональной и волевой сферами людей; ... классовыми или национальными интересами; ... проникновением в общественное сознание тех или иных теорий и идей, защищающих экономические интересы людей. IV. Укажите известные вам основания деления общественного сознания на формы (виды): 1. По объекту отражения; 2. По субъекту отражения; 3. По форме отражения; 4. По роли в социуме; 5. По глубине проникновения в социальный объект; 6. По особенностям происхождения и развития; 7. По активности воздействия на социальные процессы. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВОЧеловек как личность Человек — существо родовое. И как отдельный представитель рода, он является индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими (родовыми) свойствами, как целостность морфологической и психофизиологической организации, активность, устойчивость во взаимодействии со средой. Понятие «индивид» — это первая ступень к понятию человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для формирования личности. Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами, которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим признакам относят психологические особенности человека, его отношение к средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию, положение в обществе и т.п. Человек как личность — это человек, имеющий вполне определенное мировоззрение, те или иные нравственные позиции, тот или иной уровень культуры и знаний, осознающий свои права по отношению к обществу и окружающей его природе, что указывает на уровень гражданской зрелости человека. Формирование личности в филогенезе происходит не сразу, а на определенном этапе исторического развития. Постепенное становление личности происходит и в онтогенезе: ребенок формируется как личность в условиях общественной жизни, под спонтанным или целенаправленным воздействием микро- и макросферы. Социальную структуру личности (по Г. Смирнову) можно представить следующей схемой: ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС Место человека в системе общественных отношений СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ Образ поведения, одобренный норматив-но и соответствующий социальному статусу НАПРАВЛЕННОСТЬ Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения Формирование личности не определяется лишь окружающей человека средой, оно требует его собственной активной практической деятельности. Главным стимулом поведенческой деятельности человека являются потребности, которые выступают в качестве необходимых условий его существования. Именно необходимость удовлетворения биологических, материальных, социальных, духовных и других потребностей побуждает человека к активной общественно полезной деятельности. Осознанные потребности выступают как интересы. Социальные интересы есть реальная причина социальный действий, которая стоит за потребностями. Проблемы отчуждения личности Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества. Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое содержание. Основные причины отчуждения: • тотальное распространение частной собственности; • роботизация и компьютеризация производства; • всевластие бюрократии; • социальное неравенство и эксплуатация; • абсолютизация духовных сил человека. «Снять» отчуждение можно только в таком обществе, где в полной мере осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу мысли, совести, убеждений; право на участие в принятии и реализации решений в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и быть избранным в различные органы политической власти; право свободно участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п. Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм В истории общества есть различное понимание термина «свобода». П. Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», — писал он. Л. Бюхнер считал, что свобода — это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке. С точки зрения Н. Бердяева, свобода есть творчество человека, «созидание ранее небывшего». Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Свобода личности противоположна по своему смыслу «уравниловке», стандартизации общественных отношений, что обезличивает человека. Свобода личности противоположна и произволу. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Но только свобода выбора, обусловленная вариативным характером этой ситуации, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу (Р. Косолапов). Иными словами, свобода связана с необходимостью, которая обусловлена в конечном итоге объективными законами бытия. Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности приводят к фатализму. Пренебрежение же необходимостью, объективными законами исторического процесса, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями, являются основой волюнтаризма и ведут к произволу и вседозволенности. |