Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие бытия

  • Категория «материя». Атрибуты и модусы материи. философские модели мира

  • Движение и развитие. Законы развития. Модели развития.

  • Закон единства и «борьбы» противоположностей

  • Закон отрицания отрицания

  • Пространство и время

  • Единство и многообразие мира.

  • Философия. Конспект лекций по философии содержание предисловие 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии содержание предисловие 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8
    АнкорФилософия
    Дата28.01.2021
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипКонспект лекций
    #172253
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Контрольные задания.


    I. Укажите автора каждого из высказываний и философское направление (концепцию, школу), которое он представляет:

    1. Вещи — тени идей. 1. Аристотель. 1 .Материализм

    2. Человек — мера всех вещей. 2. Демокрит. 2.Идеализм

    3. В одну и ту же реку нельзя 3. Фалес. 3.Антропоцентризм войти дважды. 4.Анаксагор. 4. Скептицизм

    4. Все тела состоят из атомов. 5. Сократ. 5. Стоицизм

    6. Я знаю, что я ничего не знаю. 6. Зенон. 6. Метафизика

    7. Человек — общественное 7. Платон. 7.Диалектика животное. 8. Гераклит. 8. Натурфилософия

    7. Движения нет, так как его 9: Протагор. 9.Атомизм нельзя выразить в понятиях. 10.Сенека 10. Дуализм

    8. Многознание не научает 11. Эпикур. 11.Аскетизм

    быть мудрым. 12.Анаксимен. 12.Прагматизм

    9. Познай самого себя.

    10. Минимум потребностей,

    максимум совершенства.
    II. Укажите наиболее характерные черты философии Средневековья:

    1.Схоластика; 6. Скептицизм;

    2. Догматизм; 7. Примат веры над знанием;

    3. Софистика; 8. Созерцательность;

    4. Диалектика; 9. Примат знания над верой;

    5. Креатизм; 10. Строгая логика.
    III. Укажите основные философские направления Нового времени:

    1. Диалектический материализм; 6. Рационализм;

    2. Диалектический идеализм; 7. Метафизический материализм;

    3. Эмпиризм; 8. Механицизм;

    4. Гилозоизм; 9. Объективный идеализм;

    5. Пантеизм; 10. Дуализм.

    IV. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта:

    1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

    2. Поступай так, как считаешь нужным;

    3. Все поступки должны быть направлены на общее благо;

    4. Все поступки должны быть целесообразными;

    5. Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели.

    6. Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.
    V. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:

    1. Тождество; 6. Абсолютная идея;

    2. Противоречие; 7. Относительная идея;

    3. Количество; 8. Пространство;

    4. Качество; 9. Различие;

    5. Мера; 10. Материя.

    VI. Что для Фихте является высшим принципом деятельности?

    1. Объективный закон; 4. Необходимость;

    2. Целесообразность; 5. Свобода выбора.

    1. Нравственный закон;


    VII. Укажите основные направления в русской философии XIX—начала XX вв.:

    1. Космизм; 6. Славянофильство;

    2. Антропологический материализм; 7. Религиозная философия;

    3. Прагматизм; 8. Марксизм;

    4. Экзистенциализм; 9. Философия жизни;

    5. Интуитивизм; 10. Западничество.
    VIII. Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма:

    1. Эмпиризм;

    2.Рационализм;

    3. Интерес к анализу обыденного языка;

    4. Интерес к проблемам языка науки;

    5. Мировоззренческий нигилизм;

    6. Интерес к проблемам логики;

    7. Художественный способ философствования;

    8. Внимание к проблемам чувственно-практического опыта;

    9.Антропоцентризм;

    10. Внимание к проблеме истины в познании.
    IX. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма:

    1. Интерес к проблемам личности;

    2. Отождествление свободы и существования;

    3. Представление бытия как целостности субъекта и объекта;

    4. Интерес к проблеме времени;

    5.Рационализм;

    6. Прагматизм;

    7. Трагизм;

    8. Дуализм;

    9. Атеизм;

    10. Скептицизм.
    X. Укажите теоретические, социально-политические, экономические и естественно-научные предпосылки возникновения марксистской философии:

    1. Открытие клетки;

    2.Учение Дарвина;

    3. Закон инерции;

    4. Закон сохранения и превращения энергии;

    5. Возникновение пролетариата;

    6. Научная революция;

    7. Промышленная революция;

    8. Немецкая классическая философия;

    9. Рациональная философия Декарта;

    10. Метафизический материализм.

    ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ


    Понятие бытия

    Категория «бытие» — исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убежденность человека в том, что этот мир существует и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы.


    Бытие — это объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Бытие — это все то, что существует.

    Объективная реальность — это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

    С
    ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ

    убъективная реальность — это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.




    Бытие вещей, состояний, процессов «первой» природы и бытие вещей «второй» природы: вещей, созданных трудом человека


    Бытие человека как природного и социального существа

    Индивидуализи-рованное духовное бытие и объективирован-ное (интерсубъек-тивное) духовное бытие


    Социальное бытие (бытие отдельного человека и бытие общества)



    Категория «материя». Атрибуты и модусы материи. философские модели мира
    Категория «материя» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории, в качестве исходного для которых мы предлагаем следующее:


    Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.


    На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеса, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В.И. Ленин).

    В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия (см. об этом П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учеб. М., 1997).

    На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются:

    • атомистическая модель (Демокрит);

    • эфирная модель (Декарт);

    • вещественная модель (Гольбах).

    Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека.

    Материя — это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и количество и др.

    К
    СТУКТУРНЫЕ УРОВНИ РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ
    роме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.).


    ПРИРОДА

    ОБЩЕСТВО



    Неорганическая природа

    Органическая природа





    Элементарные частицы, атомы, молекулы

    ДНК, РНК, белки, клетки, много-клеточные орга-низмы

    Человек, семья, социальная группа, нация, этнос, народ


    В зависимости от решения кардинальных философских вопросов того или иного характера существуют различные философские концепции или модели мира.

    • В зависимости от трактовки первой стороны основного вопроса гносеологии (что первично: материя или сознание, природа или дух?) различают материализм и идеализм.

    • В зависимости от ответа на вопрос «Един ли мир в своей основе?» выделяют монистическую или плюралистическую модели мира.

    • Различные ответы на вопрос «Изменяется ли мир или же он по своей сути неизменен?» являются основанием для построения метафизической и диалектической моделей мира.

    • Ответ на вопрос «Существуют ли в мире какие-либо закономерности или же он по своей природе хаотичен?» дает основание для построения детерминистической или индетерминистической моделей мира.

    В принципе, та или иная философская модель мира носит вариативный характер и может синтезировать в себе ответы на данные вопросы с учетом мировоззренческих установок, лежащих в их основании.

    Движение и развитие. Законы развития. Модели развития.

    Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» — писал Ф.Энгельс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20. — С. 391).

    Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно , нарушается.

    Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой.


    ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ






    ФИЗИЧЕСКАЯ

    Простое механи-ческое переме-щение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутри-атомные и ядер-ные процессы, молекулярное или тепловое движе-ние,электромагнитные и оптические и др. процессы

    ХИМИЧЕСКАЯ

    Неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, геологические процессы и др.

    БИОЛОГИЧЕСКАЯ

    Различные биологи-ческие процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п.

    СОЦИАЛЬНАЯ

    Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных проявлениях.



    Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем ее структурной организации. В свою очередь, каждый из этих уровней имеет свои специфические закономерности и свой носитель. Иначе говоря, качественное своеобразие одного уровня отличается от качественных характеристик другого. Причем качественное своеобразие одного уровня не может быть объяснено качественным своеобразием другого. Так, например, математическое описание движения микрочастиц воздуха, возникающего при вербальном общении, не может служить основанием для объяснения содержания речи. Если каждая низшая форма, так или иначе, представлена в высшей, то это не означает того, что ту или иную высшую форму всегда можно обнаружить в низшей, а тем более свести к одной из низших форм. Здесь редукционизм недопустим.

    Особым видом движения, изменения является развитие.


    Развитие — это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.



    Нередко, говоря о развитии, отмечают, что это качественные изменения некоторой системы. Здесь следует иметь в виду, что «качественные изменения» не приводят к потере системой ее основного качества «быть системой»,

    Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

    К основным законам развития относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического противоречия), закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).

    Закон единства и «борьбы» противоположностей раскрывает источник развития и формулируется так: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов.



    Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития и формулируется так: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на. определенном этапе развития изменения количественные приводят к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.


    Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития и обычно формулируется таким образом: в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития.

    Учение о развитии в философии получило название «Диалектика». В истории философии существовали различные концепции развития (модели диалектики), наиболее известными среди которых являются логико-гносеологическая, материалистическая, равновесная, а также сциентистская, или натуралистсткая модели.

    МОДЕЛИ ДИАЛЕКТИКИ






    ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ

    (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)


    МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ

    (Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин)

    РАВНОВЕСНАЯ

    (Спенсер, Ле Дантек,

    Уорд)


    НАТУРАЛИСТСКАЯ

    (Дарвин, Хаксли, Берталанфи, Симпсон)

    Конечно, эта схема не отражает всего многообразия диалектических концепций развития, среди которых можно назвать еще, например, и такие, как «трагическая диалектика» (Либерт), «герменевтическая диалектика» (Адорно, Маркузе, Хабермас), «диалектика эпистемологической рефлексии» (Башляр), «антиномическая диалектика» (Булгаков, Флоренский), «диалектика теокосмического всеединства» (Соловьев, Лосский, Франк) и др.
    Пространство и время
    Пространство и время, будучи атрибутами материи, являются в то же время важнейшими формами бытия. В истории философской мысли на пространство и время смотрели по-разному. Одни философы, например, считали пространство и время субъективными характеристиками, зависящими от восприятия человеком объективного мира. Другие полагали, что пространство и время характеризуют бытие с объективной стороны. Были философы, придававшие статус объективности лишь какой-либо одной из этих форм бытия.

    Однако, если последовательно признавать материальность мира, то нельзя не признать и объективность пространства и времени, так как они являются атрибутами материи.

    Что же следует понимать под пространством и временем с философской точки зрения?


    Пространство — это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов.


    Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в тех или иных материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно и в этой трехмерности оно бесконечно и неисчерпаемо. Кроме того, пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.

    Специфическими (локальными) свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и асимметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами или подсистемами, границы между ними и т.п.


    Время — это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов (материальных систем и процессов).




    Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности различных последовательностей и длительностей существования конкретных объектов, возникающих и исчезающих, т.е. имеющих начало и конец.

    Само же время характеризуется тем, что оно одномерно, асимметрично и необратимо.

    Современная физика (Эйнштейн) доказала, что время тесным образом связано с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера изменений в структуре этой системы, от мощности гравитационного поля и т.п.

    Проявление времени и пространства различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время.

    Так, например, психологическое время связано с чувственно-практическим опытом человека: с его психическим состоянием, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.

    Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности.

    Социальное время во многом обусловлено темпами развития производительных сил и научно-технического прогресса.

    Единство и многообразие мира.

    В решении вопроса о единстве мира можно выделить две позиции. С точки зрения сторонников первой из них, универсальная общность мира состоит в материальности его предметов, явлений и процессов (линия Демокрита). С точки зрения представителей второй, это единство состоит в общей идеальной основе мира (линия Платона). Кроме этих позиций могут быть и такие, которые включают в себя обе позиции одновременно (дуализм, плюрализм).

    Диалектико-материалистический монизм исходит из тезиса о том, что «действительное единство мира состоит в его материальности» (Ф. Энгельс). Принцип монизма является основой формирования «образа» мира или его картины, которая может быть представлена на разных уровнях: философском (интегральный образ, основанный на универсальных принципах бытия), общенаучном (образ, опирающийся на синтетические дисциплины: человековедение, природоведение, обществоведение и др.) и частнонаучном (образ, отражающий отдельные фрагменты социоприродного бытия).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта