Философия. Конспект лекций по философии содержание предисловие 3 Роль философии в жизни общества 4 История философии 6 Контрольные задания. 8
Скачать 0.71 Mb.
|
Исторические типы философииДуховными истоками философии являются мифы и зачатки научных знаний. Под влиянием мифов философские знания получили мировоззренческую направленность, а под влиянием науки — способы их реализации. Философские представления о мире обнаруживаются уже в VI-V в. до н.э. в Китае, Индии, развитых странах Средиземноморья, особенно в Древней Греции. Все исторические типы философии можно представить с помощью следующей схемы. ИСТОРИЧЕСКИН ТИПЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИЯ ИНДИИ И КИТАЯ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ВРЕМЕНИ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ в. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х-ХХ вв. Философия Древней Индии и Китая. Философия Древней Индии В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII-VII вв. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертии), согласно закону воздаяния (Карма). Религиозно-философские учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий (понимаемое ранним буддизмом как психологическая реальность) путем нирваны— состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания, жажду жизни. Оппозицию буддизму составила школа Чарвака. Философы этой школы считали, что единственной реальностью является материя. Все, что есть в мире, состоит из четырех элементов (вода, земля, воздух, огонь). Целью человеческой жизни является наслаждение, а не отказ от желаний. Философия КитаяНаибольшее распространение и влияние получила философия конфуцианства, основоположником которой был Конфуций (VI-V в. до н.э.). Это было этико-политическое учение, основными принципами которого считались следующие: • взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе); • человеколюбие ( почитание родителей, культ предков); • сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства). На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники — вожжи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, народ — лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». В этот же период получило распространение учение Лаоцзы о священном дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Че ловек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Лаоцзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, — недеяние и молчание. В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность человека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют. Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим - VII в. до н.э. — VI в. н.э.) Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом. 1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен). < 2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.) 3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.) 4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.) 5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель). 6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ). 7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек. 8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость». Средневековая философия (Западная Европа V - XII. вв. н.э.) В период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она — служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии). Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие — результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса — идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, — причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления — суммарный обзор, комментарии, цитирование. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств: — доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог); — доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога); — доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их); — доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует); — доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит). В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени: — учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); — учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж.Буридан); — учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия — лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей); — учение об опыте как о мериле истинности понятий(У.Оккам). Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы. Философия Нового времени (XVI — XIX вв.) Философия XVI - XVIII вв. В XVI-XVII вв. благодаря открытиям Н.Коперника, Г.Гали-лея, И.Кеплера возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития достигла механика, которая стала основой метафизического метода. Наука из покорной служанки богословия превращается в непосредственную производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания. В процессе решения этих проблем образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Вэкон. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж. Лок-ка, Д.Беркли, Д.Юма. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт — источники знания, разум — лишь систематизатор чувственных данных. Опытным знаниям соответствует введенный Бэконом индуктивный метод, в основе которого — наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. В отличие от эмпиризма рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц и др.) главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) | или в виде задатков, предрасположений ума. Основоположник | рационализма Р.Декарт считал, что Я — это субстанция, вся сущность и природа которой состоит в мышлении («Я мыслю, следовательно, существую»). Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами: 1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения; 2. Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему; 3. Начинать движение к истине от простого—к сложному; 4. Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено. Следование этим правилам может привести к заблуждению, ибо сколько ученых — столько и мнений. Поэтому исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Односторонне толкуя логический характер математических знаний, философ отдавал предпочтение дедуктивному методу, опирающемуся на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Декарт считал, что разум содержит врожденные идеи (идея Бога, например). Иначе говоря, разум имеет природные способности к созданию идей. Критикуя эту точку зрения, сенсуалист Дж. Локк писал, что люди не рождаются с готовыми идеями: сознание новорожденного ребенка — чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры — знания. Немецкая классическая философия ( XVIII - XIX вв.) Апофеозом рационализма была немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель). Иммануил Кант разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». С точки зрения И.Канта, всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Некоторые знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными, априорными. Опытное знание единично, случайно, априорное — всеобще и необходимо. Создание новой философии И.Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью и антиномичностью теоретического познания. Ограниченность теоретического познания есть следствие того, что мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены). Антиномичность, противоречивость познания коренится в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувственное созерцание. Наличие этих трудностей не говорит о невозможности философии вообще — она возможна, с точки зрения Канта, как критика достоверности познания, установления его границ. При этом новая философия не должна останавливаться на критике теоретического («чистого») разума, не менее важной задачей для нее должна стать критика практического разума (морали, нравственности, поведения). Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимах: 1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2. В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его нельзя использовать только как средство; 3. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо. Философия И.Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющее онтологически первичный характер. Единственной субстанцией при этом является субъект. Я, чистая деятельность. Высшим принципом деятельности является нравственный закон. Наиболее важным вопросом при этом является вопрос о свободе. В своем учении о познании Фихте одним из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного. В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимают проблемы философии свободы и философии искусства. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным). Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества — в искусстве. Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого, как полагает Шеллинг, человек должен стремиться воссоединиться с Богом. В этом и есть сокровенный смысл истории. Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно-данных «вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» — знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей. Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгах под общим названием «Наука логики». Последним представителем классической немецкой философия можно считать Л.Фейербаха, который стремился к обновлению философии, к возвращению ее содержанию человека. Фейербах — материалист. С его точки зрения, природа — источник всех знаний. Человек — это часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет большого значения. В своей философии Фейербах критикует религиозное сознание, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако, критикуя религию, Фейербах не пытается ее упразднить, а обосновывает необходимость заменить старую религию новой, которую он называет «религией любви» и которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку. Таким образом, можно констатировать, что философия Нового времени развивалась главным образом под влиянием математики и механики. Многие философы этого времени утверждали культ разума, веру в прогресс и неограниченные возможности человека. Постклассическая философия. Возникновение и развитие марксистской философии (диалектического материализма). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса, и именно поэтому диалектический материализм нередко называют марксистской философией. Философия диалектического материализма возникла в середине XIX в. Предпосылками возникновения марксистской философии были: И промышленная революция в Европе (XVIII-XIX вв.), означавшая переход от ручного к машинному труду; Ч появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями; идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха); — открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии. МАРКСИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Характерные черты марксистской философии: 1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; 2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс; 3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждении на область материально-практической деятельности людей; 4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития. Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем от одной общественной формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций (ступеней развития) определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отношения. Общество, где властвует товарное производство, порождает эксплуатацию и насилие. Преобразование общества с целью уничтожения эксплуатации возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, — это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Соратником К.Маркса был Ф.Энгельс. Вместе они разрабатывали основные идеи материалистической диалектики. Ф.Энгельс много внимания уделял сущности материи, формам ее движения и атрибутам. Наибольший его вклад в философию марксизма — диалектика природы. Позитивизм в XIX в. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!» Это означало, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться лишь на саму себя. Поэтому предназначение новой философии, с точки зрения Конта, — разработка методологии наук и поиск связей между ними. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: закон трех стадий развития ума и закон классификации наук. В соответствии с первым законом ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, выявляя силы, сравнимые с человеком; на второй — апеллирует к абстрактным сущностям (природа), а на третьей — наблюдает за феноменами и устанавливает между ними регулятивные связи. Закон классификации наук выражает необходимость распределения наук по степени их сложности: аналитические науки, изучающие единичные явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия), синтетические науки, объясняющие отдельные факты с точки зрения целого (биология), наконец, социальная наука (социология); которая, по аналогии с «позитивными» науками, их образом мышления, призвана раскрывать социальные законы. Социология была названа Контом социальной физикой. |