Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие логики

  • Позитивизм

  • таблица. таблица социология. Этапы исторического развития общественной мысли Общая характеристика исторической эпохи


    Скачать 42.13 Kb.
    НазваниеЭтапы исторического развития общественной мысли Общая характеристика исторической эпохи
    Анкортаблица
    Дата05.01.2022
    Размер42.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатаблица социология.docx
    ТипДокументы
    #324551
    страница1 из 3
      1   2   3

    Этапы исторического развития общественной мысли

    Общая характеристика исторической эпохи

    Основные представители

    Основные идеи учений

    О положении человека в обществе

    О государстве

    О законах в обществе

    Античность.

    Античность

    1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

    2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса -- это вода, у Гераклита -- огонь, у Демокрита -- атомы и т.д.)

    3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

    4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

    5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область -- лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

    6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он -- центр культуры, ее творец (софисты); его призвание -- познавать и творить добро (Сократ).

    7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец -- умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

    8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».


    Аристотель (384 — 322 до н. э.).



    Аристотель выдвинул учение об обществе и государстве, при этом различал хорошие и дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу: монархия, аристократия и власть среднего класса, основанная на смешивании олигархии и демократии. Дурными (как бы выродившимися) видами Аристотель считал тиранию, чистую монархию и крайнюю демократию. Он был противником больших государственных образований.

    Сущность государства, по мнению Аристотеля, такова: государство — это «некий вид общения», государство — только одна высшая форма общения между людьми. Однако не все люди входят в состав государства. К нему не принадлежат, согласно учению Аристотеля, рабы.









    Платон (427 — 347 гг. до н. э.) 

    Существуют формы

    правления, в которых, по Платону, действуют законы. Это монархия, аристократия и демократия. Но есть и такие формы, где законы нарушаются и не исполняются. Это тирания, олигархия. Платон был глубоко разочарован распадом античного общества и политикой существующих властей. Поэтому он создает своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве.

    В диалоге «Государство» он делит людей на три сословия. К самым низшим относятся крестьяне, ремесленники, торговцы, которые обеспечивают материальные потребности людей. Второе сословие составляют стражи (воины). Управляют же философы. Это высшее сословие в утопии Платона. Переход из одного сословия в другое почти невозможен. Получается, что одни люди только управляют, другие — только защищают и охраняют, а третьи — только работают. Для Платона, живущего в рабовладельческом государстве, естественно наличие рабства.

    Само государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек, придуманных и управляемых Богом. Человек должен исполнять то, что ему предписывается Богом и законом, проводить свою жизнь в играх, плясках, приносить жертвоприношения богам. Древнегреческий философ по существу пытается реставрировать классический полис. В его утопии все принесено в жертву идее, в этом обществе нет никакого движения, никакого развития.

    Идеальное государство Платона поражает дотошной регламентацией всех моментов человеческой жизни. Это казарменное государство. Платон наивно полагал, что его идеальное государство поможет преодолеть те несовершенные формы правления, которые он наблюдал в античном обществе.

    В античном обществе полагали, что каждый гражданин полиса может управлять государством. Поэтому правителем мог стать любой свободный гражданин. Для такого правления естественным была частая сменяемость выборных лиц. Плохих правителей ожидал всеобщий остракизм. Часто бывало так, что вознесеного народом за какие-то заслуги правителя после неудачи казнили. Вот почему Платон был противником демократии.


    Средневековая.


    Второй этап: V – ХVI вв.

    Развитие социальных знаний в эпохи Средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Становление социологических знаний в трудах Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция, Тома с а Гоббса и др.В данный период происходило формирование европейской цивилизации. В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии – парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

    Аврелий Августин (Блаженный) 354 –– 450

    Основные идеи Августина Аврелия: прежде всего это идея гармонии веры и разума. Высшее знание находится в религии, главная цель которой - приобщение к Богу. Достичь этого можно двумя путями - иррациональным (вера, чувства, эмоции и т. д.) и рациональным (через мышление). Абсолютное предпочтение Августин отдавал иррациональным средствам. Согласно его мнению, вера не требует доказательств, так как разум человека слишком несовершенен, чтобы проникнуть в высшую суть вещей. Мыслительная деятельность может лишь подкрепить веру. Необходимо сочетание веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание Августина: «Верую, чтобы понимать». Главная цель земной жизни человека - спасение души и приобщение к Богу путем соблюдения религиозных христианских норм и мистического экстаза.








    Фома Аквинский (1225 -- 1274)

     главная цель жизни человека - познание Бога и приближение к нему. Бог открывается человеку естественным путем через сотворенный мир (к нему применимы законы разума, опирающиеся на науку и философию) и сверхъестественным -через веру и божественное откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, хотя приоритет принадлежит вере. Тем самым Фома Аквинский утверждал, что вера и разум не противоречат, а дополняют друг друга; некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Исходя из этого, философ разработал знаменитые пять доказательств существования Бога:

    1-е доказательство - в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения; а значит, должен быть некий первоисточник, т. е. Бог;

    2-е доказательство - бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей, следовательно, должна быть первопричина всего существующего, т. е. Бог;

    3-е доказательство - окружающий мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняются движение планет, природные явления, жизнь людей; следовательно, законов множество, а творцом первого закона мог быть только Бог;

    4-е доказательство - мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая; следовательно, высшим, абсолютным совершенством может являться только Бог;

    5-е доказательство - мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей; источником целесообразности мира и его высшей целью является Бог.

    Учение Фомы Аквинского было призвано католической церковью в качестве официальной доктрины и является таковой и в настоящее время.

    Развитие логики

    Наследие Аристотеля, особенно его работы по логике, положительно повлияло на уровень развития средневековой науки, включая и философию как своеобразный фундамент всех других наук. Значительный вклад в развитие логики внес английский философ XIV в. У. Оккам. Он разработал ставший широко известным принцип «бритва Оккама» (или принцип лаконичности мышления), суть которого сводится к тому, что при доказательстве чего-либо мы не имеем права объяснять неизвестное неизвестным, подтверждать гипотезу с помощью другой гипотезы.


    Классическая западная социология XIX-начала ХХ веков

    Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.

    Таким образом, в XIX в. создались предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и это событие нужно также связывать, прежде всего, с именами таких выдающихся европейских социологов, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.

    О. Конт (позитивизм)

    Позитивизм О. Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироваться на данных науки. Сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества" (общественное сознание, познавательная деятельность людей в своем развитии прошли три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.) Общество представляет собой целостный организм, определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. Человек по отношению к обществу – социальный субъект, но не автономная личность. Основными законами, которым подчиняется развитие общества, являются: биологические, астрономическиеклиматические и расовые.







    Г. Спенсер (органическое направление)


    Общество представляет собой целостную систему взаимодействия природных и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом. Разработал "Теорию социальной эволюции" (прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов). Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества являются: 1) интеграция; 2) дифференциация; 3) возрастание порядка. Важнейшее условие стабильности общества – социальное равновесие.







    Л. Гумплович (социал-дарвинистское направление)


    Предмет социологии – изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальные группы он трактует в духе экстремистского социального реализма. Взаимоотношения между группами изображены как непрерывная и беспощадная борьба. Основной социальный закон –«стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству» В результате победы одних и поражения других, возникает государство, которое является орудием этого порабощения. С возникновением государства межгрупповые конфликты не исчезают, но выступают уже в новой форме, как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий; политических партий и т. п. Наиболее общее деление социальных групп –деление на господствующих и подчиненных, (те и другие обладают стремлением к власти). Конечная причина всех социальных процессов – стремление человека к удовлетворению материальных потребностей.







    Г. Тард (индивидуально-психологическая теория)


    Предложил аналитический подход. Социология – коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Предмет и возможности социологии как науки следует изучать в тесной связи с психологическими явлениями. Три основные типа социальных процессов: подражание, оппозицию и адаптацию. Самый главный социальный процесс – законы подражания, которые характеризуются как гипнотизм. Наиболее типичный вид социального подражания – подражание низших слоев высшим. Уделял большое внимание проблемам группового поведения. Обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. Толпа – зародыш общества в городе, тогда как зародыш общества в деревне – семья. Он рассматривал толпу как форму организации жизни общества на стадии развитой городской культуры. Внес свой вклад в учение о методах эмпирического и социологического исследования. В качестве основных методов социологии выделял археологический и статистический.







    У. Мак-Дугалл (инстинктивизм)


    Глубоко рассматривал различные инстинкты. Наиважнейшее значение придавал инстинкту стадности, поскольку он удерживает людей в совместной жизни и деятельности и является основой многих социальных процессов и институтов. Изучал эмоциональную сферу жизни человека. Простые эмоции объединяются в сложные, иерархически соотносящиеся группы, на основе которых возникают чувства. Любое общественное явление, любой социальный процесс опирается на тот или иной инстинкт.







    З. Фрейд (психоанализ)


    Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии – наличие конфликта между личностью и обществом. Он имеет место потому, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу личности. Поведение людей определяют внешние и внутренние силы. Последние могут иметь сознательный и бессознательный характер. Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли к человеческой жизни бессознательных импульсов. Выделял два инстинкта, движущие поведением человека: самосохранения и сексуальный (либидо). Он выделял в структуре личности и индивида три элемента: Оно, Я, Сверх-Я. В этой структуре нашла свое отражение связь предсознательного, бессознательного и сознательного.







    Г. Лебон (групповая психология)


    С толпой не может совладать никакая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он оказывается подверженным влиянию лидера сильнее, чем в обычных условиях. Делил толпу на однородную и разнородную. Толпа – разрушительная, бессознательная сила. В толпе происходят деперсонализация и деиндивидуализация людей. Толпа способна как на героические поступки, так и на разрушительные действия, имеющие зачастую преступный характер. Другая часть социологической концепции – социологические взгляды относительно расовой проблемы. Отстаивал идею расового детерминизма в развитии цивилизации. Фундаментом социальной эволюции является не разум, а чувства и верования.
      1   2   3


    написать администратору сайта