Главная страница

таблица. таблица социология. Этапы исторического развития общественной мысли Общая характеристика исторической эпохи


Скачать 42.13 Kb.
НазваниеЭтапы исторического развития общественной мысли Общая характеристика исторической эпохи
Анкортаблица
Дата05.01.2022
Размер42.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатаблица социология.docx
ТипДокументы
#324551
страница3 из 3
1   2   3
 - прикладная дисциплина. Опирается на законы, формулируемые теоретической социологией. Создал теорию стратификации,согласно которойобщество делится настраты, которые различаются между собой по: 1. уровню доходов; 2. видам деятельности; 3. политическим взглядам; 4. культурным ориентациям и т. д. Основные формы социальной стратификации (расслоения общества): 1. экономическая; 2. политическая; 3. профессиональная. Мобильность: меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другой страт. Он выделял горизонтальную и вертикальную мобильность. Считал, что социальная стратификация и социальная мобильность - естественное и неизбежное явление.







С.А. Муромцев (Юридическая школа)


В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно. Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого не нуждается в юридической санкции. Юридическая защита необходима только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Юридической санкцией обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения. Группы общества: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство.








Ю.С. Гамбаров (Юридическая школа)


Л. Гумплович определяет государство как "организацию господства меньшинства над большинством", организацию властвования в интересах правящей группы.

Социология - "учение о закономерных стремлениях и движениях социальных групп и сообществ". Государство или, как говорит Л. Гумплович, правящий класс, для самосохранения, развития своего могущества и благосостояния, осуществляет господство, принуждая подвластных к работе на себя.







В.М. Хвостов(Юридическая школа)


В.М. Хвостов впервые применил по отношению к женщине понятие «человеческое достоинство», которое в его трактовке приближалось к современному пониманию «прав человека».

Современная социология XX века.

Социология XX века унаследовала классическую органическую модель и придала ей более современную форму в таких влиятельных теоретических направлениях, как теория систем, структурный функционализм, неоэволюционизм. На целое столетие в социологии утвердился взгляд на общество как на некую материальную сущность, реальный, осязаемый объект, имеющий четкие границы, устойчивую внутреннюю структуру и подчиняющийся объективным законам, подобным законам природы, действующим независимо от людей, "за их спинами". Лишь недавно в качестве доминирующей в социологии утвердился иной - "процессуальный" образ общества, альтернативный традиционной системно-организмической модели. Общество перестает рассматриваться как жесткий, материальный объект. В современных социологических теориях оно предстает как межличностная, межиндивидуальная реальность, социальное поле межличностных взаимодействий. Странная модель "общества без людей", в которой история вершится где-то над человеческими головами, заменяется представлениями об обществе как совокупном результате преднамеренной и непреднамеренной деятельности всех его членов.


Л. Козер (теория конфликта)


Считает, что конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Есть несколько исходных позиций, которые позволяют понять различия между парадигмами структурного функционализма и конфликта. Парадигма структурного функционализма: социальная жизнь строится на взаимодействии и сотрудничестве; социальные системы стремятся к устойчивости; социальные системы интегрированы; социальные системы основаны на согласии; в основе социальной жизни лежат нормы и ценности. Парадигма конфликта: социальная жизнь порождает конфликт; социальные системы стремятся к изменениям; социальные системы раздираемы противоречиями; социальная жизнь порождает столкновение групповых интересов; в основе социальной жизни лежат интересы. Конфликт возникает из различия интересов групп в борьбе за собственный статус, власть и долю вознаграждения. Он выполняет ряд позитивных функций, способствуя разрядке напряженности, стимулируя социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей.







Р. Дарендорф (теория конфликта)


Полагает, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников. Противоположные интересы, определяющие «лицо» конфликта, рассматриваются как явные и неявные, очевидные и скрытые. Конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была. Понимая под конфликтом «структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп», суть социального конфликта – борьба различных групп за власть, борьба, которая выступает как антагонизм между властью и сопротивлением ей. Сам конфликт порождается властью, являющейся следствием неравного положения людей в обществе, в котором одни имеют ее, а также силу и деньги, другие – не имеют этого ничего.







Т. Парсонс (структурно-функциональный анализ)


Структурно-функциональное направление в современной буржуазной социологии основывается на противопоставлении функционализма и историзма. В рамках этого направления развивается абстрактная теория социальных систем, обладающих четырьмя основными функциями: адаптивной, целедостигающей, интегративной и функцией регулирования скрытых напряжений системы. При этом в качестве основных структурных образований социальной системы рассматриваются не социально-экономические структуры, а ценности и нормы. Главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, оказывается процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного поведения регулируются при помощи социального контроля. Такой подход игнорирует противоречивость общества, процессы классовой дифференциации и классовой борьбы.







Р. Мертон (структурно-функциональный анализ)


Выдвинул идею о теориях среднего уровня, которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии; разработал теорию аномии, поведения, отклоняющегося от социальных норм. Разработал теорию явных и латентных функций. Изучал малые группы и ролевой набор в них, использовал понятие референтной группы. Индивиды демонстрируют принципиально различное отношение как к целям, так и к институциональным средствам, имеющимся в обществе; выделил формы подобного отношения (конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж). С либерально-демократических позиций критикует бюрократические и милитаристские тенденции в США.







Г. Блюмер (символический интеракционизм)


Утверждал, что социальный мир демонстрирует качества плавного течения, развития, творчества. Фактически этот мир и состоит из общения. Основные предположения этой теории: перспективы и метод»: 1. Человеческая деятельность, по его мнению, осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают. 2. Эти значения есть продукт социального взаимодействия между индивидами. 3. Эти значения изменяются и применяются посредством интерпретации – процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), окружающих его.







А. Шюц (феноменология)


Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на социальные реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой социальной группе, которую социолог называет "домашней" группой.







Т. Лукман (феноменология)


Лукман выделял среди множества реальностей реальность повседневной жизни. Она представляется как интерсубъективный мир, т.е. мир, который человек разделяет с другими людьми. В этом мире господствует повседневное знание, т.е. знание, которое человек разделяет с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни. В реальности обыденного бытия и ее знании одной из центральных является проблема пространственной и временной структуры мира повседневной жизни. Он говорит о том, что человек воспринимает время как непрерывное и конечное. Но на время жизни человека и его восприятие накладывает печать временная структура жизни общества с его революциями, кризисами, достижениями и т.д. Все это в большой степени определяет характер социального взаимодействия людей в повседневной жизни. Другой фактор, обусловливающий в значительной степени этот процесс, - язык.







Дж. Хоманс (теория обмена)


Теория обменав качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Выдвинул ряд гипотезобъясняющих социальные действия людей: 1. Гипотеза успеха; 2. Гипотеза стимула; 3. Гипотеза ценности; 4. Гипотеза голодания-насыщения; 5. Гипотезафрустрации-агрессии.







Б. Скиннер (бихевиористская социология)


Разработал концепцию бихевиоризма. Поведение индивида обуславливается и контролируется окружающей средой. Он разрабатывал социологическую теорию на базе экспериментальной психологии с использование методов изучения поведения животных, перенося их на общество. Основой учения является связь между стимулом и реакцией в поведении человека. Скиннер обратил внимание на подкрепление стимула. Выдвинул концепцию оперативного научения, согласно которой люди, в ходе многократных процессов, операций приобретают соответствующие реакции на внешние стимулы, т. е. происходит подкрепление реакций. На этой базе сформированы теории программированного обучения, технологии поведения.







Э. Фромм (неофрейдизм)


Отказавшись от фрейдовского понятия «либидо» и выдвинув во главу угла социальные и культурные условия, определяющие личностное развитие, Фромм, вместе с тем полагал, что процесс развития связан с удовлетворением базисных, экзистенциальных потребностей. Эти потребности таковы: 1. Потребность в привязанности, которая, в свою очередь, может быть конструктивной или деструктивной. 2. Потребность в трансценденции. 3. Потребность в укорененности. 4. Потребность в укорененности, по Э. Фромму, носит универсальный общечеловеческий характер и чрезвычайно важна для психологической защищенности индивида. 5. Потребность в самоопределении. 6. Потребность в ориентации. Соответственно выделяются две ориентации – продуктивная (связанная с самоопределением, реализацией и развитием личностного потенциала, способностью к «зрелой любви») и непродуктивная (потребительская, агрессивно-нечистоплотная, стяжательская и рыночная, при которой другие используются как объекты).








Г. Маркузе (фрейдо – марксизм)


Проявляя неизменный интерес к учению Маркса, широко использует его категории и некоторые идеи, интерпретируя их часто в духе современной буржуазной философии и социологии. Развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового "одномерного человека" с атрофированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым "сдерживать и предотвращать социальные изменения". Настаивает на "радикальном отказе" от легальных форм борьбы как "парламентской игры". Отрицает революционную роль марксистских партий развитых капиталистических стран и революционную сущность их политических программ. Выступая как разновидность "постиндустриального" романтизма, его утопия объективно служит разобщению и дезориентации антикапиталистических сил.
1   2   3


написать администратору сайта