Главная страница
Навигация по странице:

  • (Понимающая социология) Понимающая социология

  • Социальное действие

  • «Россия и Европа: Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому»

  • таблица. таблица социология. Этапы исторического развития общественной мысли Общая характеристика исторической эпохи


    Скачать 42.13 Kb.
    НазваниеЭтапы исторического развития общественной мысли Общая характеристика исторической эпохи
    Анкортаблица
    Дата05.01.2022
    Размер42.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатаблица социология.docx
    ТипДокументы
    #324551
    страница2 из 3
    1   2   3
    1   2   3







    Ж. Гурвич (коллективно- психологическая теория)


    Социальными науками Гурвич начал заниматься еще в России. Гурвич продолжал начатые в России исследования философии, теории и истории права и морали. К этим исследованиям примыкают его работы о социальном праве, основанные на расширении понятия права. Уделил внимание общей теории социологии. Начиная с работы «Современное призвание социологии», разрабатывал проект общей социологии и ее теоретический и методологический инструментарий. Наиболее полно теория социологии развита в работе «Диалектика и социология». Он занимался разнообразными частными проблемами. Уделил много внимания истории социологии, анализируя в книгах и статьях идеи основателей социологической науки. Идеал был основан на ценностях демократии и самоуправления. Его всегда интересовал философско-социологический вопрос совместимости принципа детерминизма со свободой личности. В этой же связи он занимался вопросами влияния бюрократии, технократии и т. п.







    Э. Дюркгейм (теория социального реализма)


    Сущность социального реализма в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Важнейшими признакамисоциальных фактов являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты. Также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.







    К. Маркс (марксистская теория)


    Исторический материализм Маркса базируется на трех основных принципах: принцип всеобщего исторического детерминизма; принцип связи общественного бытия и общественного сознания; принцип первичности социально-экономического структуры в общественной жизни. Марксистская социология может быть представлена в следующих тезисах: 1. развитие общества; 2. люди сами творят свою историю, однако ход развития определяется не желанием, а материальными условиями их жизни; 3. человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями; 4. первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения; производственные отношения и производственные силы общества определяют все сферы жизни; 5. единство и взаимодействие определенных производственных сил и отношений составляют отдельные этапы в развитии общества – общественно-экономические формации; 6. общество, эволюционизируя в своем развитии, последовательно проходит следующие стадии развития (формации): первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический; 7. основу общественной жизни общества составляет классовая борьба, которая рассматривается как источник и движущая сила общественного прогресса; 8. переход от одной формации к другой происходит в виде социальных революций, в ходе которых на смену одному господствующему классу приходит следующий и классовая борьба развивается между новыми классами-антагонистами.







    М. Вебер (Понимающая социология)


    Понимающая социологияВебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания"состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности. Логическим развитием концепции понимания стала "Теория социального действия". Социальноедействие – элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: 1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения; 2) ориентацией на других людей, учитывающей влияниена них и их ответную реакцию. Выделил четыре идеальных типа социального действия: 1) целерациональное; 2) ценностнорациональное; 3) аффективное; 4) традиционное.







    Г. Зиммель (формальная социология)


    Является одним из основоположников формальной социологии, название которой подразумевает, что она строится на аналитическом основании. Формальная, или чистая социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Определенные социальные формы обладают априорным, или “необходимым” характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует общество, и само “обобществление” есть форма, в которую облекается содержание взаимодействия индивидов. Ключевое понятие его социологии – социальная группа (социация), размер которой прямо пропорционален свободе ее членов. Задача социологии в том, чтобы абстрагировать свои социальные формы – понятия. Существует три основные группы форм: социальные процессы, социальные типы, социальные модели поведения. Выделял в рамках социологического знания философскую социологию и историческую социологию.

    Русская социологическая мысль XIX - начала XX в.

    Русская общественная мысль на рубеже XX в. выдвинула оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены своеобразием развития российского общества. Н.Я.Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса, которая нашла свое отражение в его знаменитой работе "Россия и Европа". В ряде случаев русские социологи выдвинули те концептуальные идеи, к которым позднее пришли и западные социологи. Следует также отметить, что начатая П.А.Сорокиным российского периода его творчества разработка тем "социальной стратификации" и "социальной мобильности" в дальнейшем стимулировала развитие мировой социологической мысли. Не стоит забывать и то, что российские социологи начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращаться в темы первых международных конгрессов.

    Несмотря на запреты, новая отрасль науки быстро развивалась, росло количество публикаций. Так, в 1897 г. вышла работа Н.И.Кареева "Введение в изучение социологии" — первый в России учебный обзор по социологии.

    Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл, судя по всему, П.А.Сорокин, ставший тогда секретарем А.Ф.Керенского по проблемам науки. После Октябрьского большевистского переворота Советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию.

    М.А. Бакунин (анархизм)


    Одна из центральных идей анархизма – идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Указывал на всецело социальный характер свободы.Общество должно предоставить условия для полноценного развития каждого человека. Человек вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Государство – власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Основные из идей социализма и федерализма сводятся к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Рисуя картину свободного социалистического общения, Бакунин резко критикует «государственный социализм», в котором государство регулирует все процессы экономического, политического и духовного развития общества.







    П.А. Кропоткин (анархизм)


    Общество равных между собой людей, целиком основанное на самоуправлении должно состоять из множества союзов, организованных для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и т.п. Нравственные чувства глубоко коренятся в биологической природе людей. Принцип равенства толкуется как уважениекличностиОказывая нравственное влияние на личность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала.







    Н.К. Михайловский (социология народничества)


    Изучал субъективный метод в социологии. Заявлял, что в социологии этот метод бессилен. Подобный метод породил его субъективную социологиюОбосновал концепцию о существовании правды-истиныи правды-справедливости.Развивает учение о двуединой правде,органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук. Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. 1) Этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей. 2)Субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми». Много внимания уделял решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Исходя из своих мировоззренческих установок анализирует вопрос о взаимодействии «героев и толпы».







    П. Л. Лавров (социология народничества)


    Основную задачу социологии усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Особое внимание уделялось анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Солидарность – это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений». Главными факторами, направляющими деятельность людей, считал их внутренние мотивы, идеалы иволю.А потому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. Ставил и по-своему решал целый ряд фундаментальных проблем социологии, в том числе о движущих факторах исторического процесса, его объективной и субъективной сторонах, роли личности в истории, механизме и направленности общественного прогресса. Размышлял о «социологических законах» развития общества, которые он пытался истолковать с позиций того же субъективного метода. Основным двигателем истории являются действия интеллигенции.







    Н.Я. Данилевский (Религиозный консерватизм)


    Основные идеи отражены в работе «Россия и Европа: Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому», где он изложил разработанную им теорию культурно-исторических типов. Согласно этой теории, общечеловеческой цивилизации и единого общеисторического процесса нет, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций с их специфическими видами и жизненными циклами. Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский, славянский и два типа (мексиканский и перуанский), которые погибли «насильственной смертью» еще до завершения цикла развития. Главное внимание уделил германо-романскому и славянскому типам: считал славянский тип более перспективным. Данилевский считал, что прогресс представляет не просто движение в одном направлении, а «прохождение» всех участков «поля», составляющего поприще человеческой деятельности. Для него каждая культура уникальна и неповторима, каждая несет в себе особую миссию и представляет замкнутый мир.








    Е.В. Де Роберти (психологическое направление)


    Главные его труды касались фундаментальных проблем общественного развития – его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т.д. Эти проблемы решались им исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма он стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». В своей психологической социологииисходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Основную цель социологии видел в познании «законов психического взаимодействия». Писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.








    Н.И. Кареев (психологическое направление)


    Указал на две основные стороны социологии: 1социология выступает как система взглядов «на то, что нужно Прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»; 2она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений. Указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека: на ум, чувства и волю. Психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Коллективная психология лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». Исходя из данных положений он строит свою теорию общества.







    Л. И. Мечников (Натуралистическое направление)


    Придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом является взаимоотношение цивилизации и среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды – научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения, затем на основе выгоды и, наконец, на основе свободного выбора. При этом эволюция цивилизации и среды происходит параллельно и определения самой среды меняется по мере развития цивилизации. Считал первопричиной социальных изменений изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу. Вместе с тем признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с ее Средой и их взаимного прогресса.








    М.М. Ковалевский (Плюралистическая социология).


    Подходил к социологии как к науке,а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому он отделяет правду-истину от правды справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина. Идеи закономерного и поступательного характера исторического процесса, как и социальной преемственности, - важные стороны эволюционистской концепции, согласно которой общество более или менее плавно (эволюционно) переходит от одного своего состояния к другому. Важную роль в социологии играет историко-сравнительныйметодСравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. Считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее-важных факторах. Исходя из основных установок социологического плюрализма, разрабатывал, теорию общественного прогресса,которую иногда называют ядром его социологии. Писал, что основным законом социологии является закон прогресса.








    П.Б. Струве (Легальный марксизм)


    Вся философия истории строилась на базе идеализма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социальные и экономические стороны общественно-экономического процесса. Выступал защитником капитализма, отмечал его экономическую и культурную миссию, старался скрыть все его социальные пороки. Отрицал наличие основных черт капитализма: неравномерность, противоречия, классовая борьба, считая, что равномерность и пропорциональность являются отличительными чертами развивающегося капитализма. В своей социальной теории отрицал значение классовой борьбы для развития общества. Противопоставлял свободу закономерности и необходимости. Критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей.








    М.И. Туган-Барановский (Легальный марксизм)


    Создал ряд фундаментальных трудов по теории социализма, развитию капиталистического производства и социально-политических отношений. В его трудах содержится глубокий анализ различных социалистических и коммунистических учений, дана их классификация. Он пытается дать объективный анализ капиталистического строя, свободный от какой-либо предвзятости. Он выступает против капиталистической эксплуатации человека человеком, поскольку она порождает и закрепляет социальное неравенство и антагонизм интересов. Считал, что капитализм заключает в себе широкие возможности развития. Частная собственность на средства производства, свободное предпринимательство и здоровая конкуренция способны постоянно побуждать людей к техническому и технологическому обновлению производства и совершенствованию его организации.








    П.А. Сорокин (социологический неопозитивизм)


    Научные принципы системы социологии: 1.социология как наука строится по типу естественных наук; 2. социология должна изучать мир таким, какой он есть; 3. социология должна быть "объективной дисциплиной"; 4. социология должна быть точной наукой; 5. разрыв с идеей монизма. Объекты неопозитивистской социологии Сорокина: 1. социальная деятельность и поведение людей; 2. социальные группы и структура общества в целом; 3. происходящие в обществе социальные процессы. Предмет социологии: общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Подразделял социологию на теоретическую и практическую. Первая включает в себя: 1. социальная аналитика - изучает структуру социального явления и его основные формы; 2. социальная механика - изучает процессы взаимодействия людей; 3. социальная генетика - изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Практическая социология


    написать администратору сайта