презентация. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Предназначение и исторические типы философии
Скачать 4.36 Mb.
|
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ Предназначение и исторические типы философии. Алиханов Арсен МиАЛП 21-2 1 Возникновение философии. Исторические типы философии. Традиционные разделы философии и составные части современной философской науки Практический смысл изучения философии Введение Философия как специфическая форма рассуждения и знания появилась на заре человечества и сыграла решающую роль в становлении и формировании общества.Все археологические и исторические источники мифологические, письменные и художественные — трактуются мировым научным сообществом однозначно. Оно солидарно в том, что все известные памятники далекого прошлого демонстрируют попытки человечества отобразить себя и воспринимаемую природу в определенном единстве, что у человечества исторически изначально появилась форма рассуждения и мышления, названная лишь в VI веке до н. э., словом — философия Философия — особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия, а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира Предназначение философии состоит в том, чтобы исследовать первопричины, сущностные основания миропорядка, отыскивать глубинные смыслы того, что происходит с миром, социумом, культурой и человеком. Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем Исторические типы философий древнеиндийская философия античная философия, философия Возрождения, древнекитайская философия, философия средневековья, философия Нового времени, Немецкая философия Русская философия Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов : что такое жизнь и смерть ; как возник мири как он развивается и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии дон. э, когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. А возникновение философии в Китае относится к VI-V вв. дон. э, когда там начался процесс классового расслоения общества : рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ В наиболее яркой, классической форме философия Древнего мира представлена в лице античной философии. Вначале в дон. э. в Древней Греции и ее колониях сложились наиболее благоприятные условия для развития философии. Демократический строй греческих городов - государств (полисов ) создавал атмосферу, в которой были востребованы культура мышления, умение аргументированно, убедительно, изящно излагать и отстаивать свою точку зрения в обстановке свободной критики и обмена мнениями. Поэтому развитие философии шло рука об руку с развитием риторики, логики, культивированием способностей разума. Древнегреческие философы VI в дон. э, которых часто называют натурфилософами, или физиками ( от греческого слова physis - природа ) были заняты поиском сохраняющегося, пребывающего первоначала всех вещей, из которого возникает все видимое многообразие объектов, ив которое все возвращается. Эти поиски носили несколько наивный, с современной точки зрения ( ноне сточки зрения обыденного сознания античности !) характер. Основатель древнегреческой философии Фалес видел это первоначало в воде, Анаксимен - в воздухе, Анаксимандр - в некоем неопределенном первоначале ( апейроне ), Гераклит - в огне. Пифагор и его школа видели в числах и числовых отношениях структурную основу мироздания, Демокрит - в неделимых атомах СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Специфика средневекового типа философствования определяется двумя важными особенностями Первая особенность заключается в теснейшей связи философии с христианской религией. Христианская церковь в эпоху средневековья являлась главным очагом культуры и образования. В этой связи философия понималась как « служанка богословия », те. как отрасль знания, ведущая к более высокому знанию теологическому. Неслучайно большинство философов того времени являлось представителями духовенства, как правило монашества. 2. Второе важное обстоятельство, повлиявшее на характер средневековой философии ее сложное, противоречивое отношение к языческой мудрости ( античной философской мысли ). Уже приведенная выше хронология средневековой философии позволяет заметить, что она формировалась в атмосфере гибнущей античной ( римской культуры на фоне широкого распространения таких философских учений как неоплатонизм, стоицизм, эпикуреизм. Все они оказали или непосредственное ( стоицизм, неоплатонизм ), или косвенное (эпикуреизм ) влияние на формирующуюся христианскую мысль Начиная св. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика ; развитие науки не могло не оказать влияния на философию. В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Крупными представителями философии Нового времени являются : Фрэнсис Бэкон ( Англия ); Томас Гоббс ( Англия ); Джон Локк ( Англия ); Рене Декарт ( Франция ); Готфрид Лейбниц ( Германия ). ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 22 января 1561 — 9 апреля 1626 31 марта 1596 — 11 февраля 1650 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений ), медицины ( возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний ), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии. Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV XVI вв. в городах западной Европы. Эпоха Возрождения получила свое название оттого, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе стем врезкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью Немецкая философия Немецкая философия второй половины первой половины XIX вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта ( ). Его философское творчество традиционно делят на два периода : докритический и критический. Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Эти две способности, пишет Кант, не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Иммануи́л Кант (1724 – Русская философия В качестве политических течений и идеологических систем славянофильство и западничество формировались на протяжении 30- х гг. XIX столетия. Социально - политическими предпосылками образования этих течений являлись : Отечественная война 1812 г, кризис крепостнической системы, усиление реакции со стороны властвующей элиты во главе с русским царем. Теоретической предпосылкой в свою очередь являлось повсеместное увлечение дворянской молодежью философией истории Гегеля и Шеллинга, в которых обосновывалась историческая роль германского народа во всемирной истории и принижалась, а то и вовсе отбрасывалась историческая роль славян в становлении мировой цивилизации. Социально - политические и теоретические предпосылки послужили основанием для разделения русской либеральной интеллигенции на два главных течения : западничество и славянофильство, одно из которых стремилось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, другое определяло необходимость ее самобытного пути развития. К славянофилам принято относить ИВ. Киреевского, А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, Ю. Ф. Самарина, а к западникам – П. Я. Чаадаева, Н. В. Станкевича, АИ. Герцена, В. Г. Белинского. Разделы философий Гносеология От древнегреч. γνῶσις знание и λόγος – «учение, наука» Гносеология – это учение опознании (основные вопросы Как мы можем познавать мир, Что такое истина?») Аксиология От древнегреч. ἀξία -ценность и λόγος – «учение, наука» Аксиология – это учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности и о связи ценностей между собой. Философская антропология От древнегреч. ἄνθρωπος человек λόγος учение, наука» Философская антропология учение о сущности и природе человека, способах его бытия в мире. Онтология От древнегреч. ὄντος сущее, то, что существует» и λόγος – учение, наука» Онтология – это учении о бытии в противовес небытию. Бытие – это все то, что существует. Социальная философия От древнегреч. societas общество и λόγος учение, наука» Социальная философия направлена на изучение общества в целом и положением человека в нем ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ) Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни Обучить принципам мудрой жизни (те. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждения и т. д.) Научить познанию будущего Укрепить внутренний духовный стержень и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, те. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил Страница ресурсов https://studbooks.net/923106/filosofiya/istoricheskie_tipy_filosofii Философия https://kartaslov.ru/книги/Философия_Конспект_лекций/3#content Спасибо за внимание |