Понятие о Философии. философия 2т. Философия разделилась на 2 основных направления
Скачать 16.25 Kb.
|
1)Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Именно так переводится само слово «философия» с древнегреческого на русский язык. Гераклит называет философом человека, занимающегося исследованиями. В качестве определения особой науки, направленной на познавание всего вечного, непреходящего бытия, термин «философия» начинает использовать Платон. Для Сократа философия – средство познавания добра и зла. У Аристотеля философия – исследование причин и принципов вещей. Для эпикурейцев философия – это путь достижения счастья через познание мира. У Ф. Бэкона Р. Декарта философия – целостная наука, представленная в понятийной форме. Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме постигающем самого себя. Согласно А. Шопенгауэру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя Философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит); · философский идеализм (Платон). Материализм утверждает, что первичное начало – это материя или природа, которая никем не сотворена, она сама причина всего существующего, а сознание является ее атрибутом. Термин "материализм" появился только в XVII в., но материалистические идеи были в философии с момента ее возникновения. Греческие философы Демокрит и Эпикур были стихийными материалистами[3], в XVII в. материалистические идеи развивали Джон Локк и Томас Гоббс[4], а в XIX в. в марксистской философии были сформулированы принципы диалектического материализма[5]. Термин "идеализм" был предложен еще позже – в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль или сознание. Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм признает исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует независимо от человека. Примером объективного идеализма является философия Георга Гегеля[6]. Субъективный идеализм признает исходной реальностью сознание или волю отдельного человека. Примером субъективного идеализма является философия Джорджа Беркли или Дэвида Юма[4 Типы философствования. Как уже было описано выше, каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа.Что касается типов философствования, то сегодня в литературе существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют следующие типы: · Созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) – характерный для античности; · Умозрительный (близкий к созерцательному) – ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание), характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX – начала XX века); · Деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма; · Новейший, социально-экологический тип философствования (учение В. И. Вернадского о ноосфере, еще – ранее идеи Н. Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы), теоретические заключения «Римского клуба»), для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого. Другие философы выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи, Космоцентризм (натурализм), Теоцентризм, Антропоцентризм, Социоцентризм.. 2) Роль философии в жизни человека и общества.Эта роль определяется тем, что: • философия выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, • она решает проблему познаваемости мира,• философия затрагивает вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Роль философии • Развитие цивилизации на исходе XX века демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях политики, экономики, культуры. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки становятся приоритетными. • В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее опытом критического размышления над важнейшими ценностями и жизненными ориентациями. Она брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя заново вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться. 3) ФАЛЬСАФА (араб. — философия) — термин, которым в средневековой мусульманской литературе обозначали как античную философию, так и учения арабо-мусульманских мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования. |