Главная страница
Навигация по странице:

  • Заметный вклад в развитие теории воспитания внесли ученые развых стран

  • Цель воспитания

  • . Хотя логику их отношений можно охарактеризовать как отношение частного к целому

  • Во все времена и у всех народов воспитание осуществляет следующие функции

  • Главные требования к воспитателю

  • Делается вывод о том, что идеал – развивающийся, меняющийся феномен

  • В работе показано, что на становление и развитие русского национального идеала повлияли предпосылки различного характера

  • Реферт Тятова Ю.В 2 курс. Эволюция идеала воспитания в истории философской мысли


    Скачать 26.79 Kb.
    НазваниеЭволюция идеала воспитания в истории философской мысли
    Дата11.04.2023
    Размер26.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферт Тятова Ю.В 2 курс.docx
    ТипРеферат
    #1053847

    Реферат

    На тему:

    «Эволюция идеала воспитания в истории философской мысли»

    Возникновение педагогики связано прежде всего с именами выдающихся философов древности. Так, в трудах Пифагора заключалась идея о том, что задача воспитателя может быть определена как приведение в гармонию различных душевных состояний, достижение надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа. Немало глубоких мыслей по вопросам воспитания содержалось в трудах древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля. Именно в недрах философии рассматривались задачи воспитания, его объем, состав.

    Заметный вклад в развитие теории воспитания внесли ученые развых стран: Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, И.Гербарт и др. Руссо считает, что дети должны воспитываться сообразно с природой. Источниками воспитания являются природа, окружающие люди и вещи. Правильное будет только тогда, если все факторы действуют согласованно. Песталоцци. Цель воспитания – развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Гербарт. Цель воспитания – формирование добродетельного человека, умеющего приспосабливаться к существующим отношениям и уважающего установленный правопорядок, подчиняющийся ему. Процесс воспитания состоит из управления, обучения и нравственного воспитания.

    Основоположником русской педагогической науки был К.Д. Ушинский считавший источником жизненной силы и плодотворности педагогики народную мудрость, веками формировавшейся в области воспитания. Воспитание зависит от исторического развития народа. Нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем. Среди выдающихся мыслителей русской педагогической науки золотыми буквами вписаны в историю русской культуры и образования такие имена как Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др. Толстой требовал, чтобы в основу воспитания и образования(недопустимо разделение образования и воспитания) было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием. Лесгафт. Цель воспитания должна сочетать ориентацию на интересы личности и на интересы общества. Каптерев. Одним из требований, которые К. предъявлял к семейному воспитанию, является необходимость развития человека в связи с жизнью и деятельностью общества и внешней средой. Дети должны расти и развиваться среди сверстников.

    Воспитание – целенаправленный и организационный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле педагогических знаний. В широком социальном смысле, воспитание – это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы и ценности, т.е. все, созданное в процессе исторического развития. Воспитание в широком смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно охарактеризовать как отношение частного к целому:

    • Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия;

    • Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из видов факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в разных сферах социального бытия.

    В узком социальном смысле, воспитание – это направленное воздействие на человека со стороны общих институтов с целью формирования у него знаний, убеждений, нравственных ценностей для подготовки к жизни.

    В педагогическом смысле воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальности и самоактуализации личности.

    Во все времена и у всех народов воспитание осуществляет следующие функции:

    • передача накопленного опыта младшим поколениям;

    • вооружение ЗУН общественной жизни;

    • формирование мировоззрения и культуры подрастающего поколения;

    • забота о здоровье и физическом развитии детей и молодежи.

    Основные признаки воспитания:

    • Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента, идеальной целью воспитания является воспитание всесторонне-развитой личности;

    • Воспитание – то процесс. В учебно-воспитательном процессе следует выделить 2 типа динамики развития:

    а) спонтанный, совершаемый стихийно, под влияние среды и внутренних особенностей личности воспитанника;

    б) целенаправленный, осмысленный воспитателем;

    • Воспитание – процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника при активности обеих сторон;

    • Создание оптимальных условий воспитания.

    Среди факторов есть позитивные и негативные, ? , нужно увеличить воздействие позитивных качеств и снизить влияние негативных факторов в воспитании.

    • Определение на основании поставленной цели содержание воспитания.

    В обыденной практике под воспитанием нередко понимается вооружение школьников знаниями из различных областей культуры, но это неверно, т.к. нужно давать не знания, а формировать отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям.

    • Воспитание – процесс творческий.

    • Воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.

    • Двусторонность, проявляющаяся в чередовании субъективно-объективных связей.

    • Целостный. В воспитательном процессе личность формируется целостно, а не по частям.

    • Длительность. Воспитание начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь.

    • Противоречивость. Источниками и движущими силами процесса воспитания являются внутренние противоречия.

    • Малозаметность результатов воспитания.

    Главные требования к воспитателю:

    Сущность воспитания находит отражение в законах воспитания. Законы воспитания – это объективно существующие связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Отметим следующие законы: закон единства целей, содержания, методов и результатов воспитания; закон взаимосвязи воспитания и развития личности; закон единства воспитания и обучения; взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием.

    Человек является существом творческим, при этом творчество являет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности. Идеал при этом выступает в качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности5. Идеал – это наивысший предел желаний и стремлений, ради которых ставится цель. Именно такие предельные желания, стремления и находят своё проявление в конкретных формах духовного охвата мира, которые принято называть идеалами.

    Показано, что любой идеал определяет направленность цели человеческих стремлений и действий. При этом речь идет о цели, которая является определяющей, коренной во всей деятельности субъекта. Тем самым, идеал – это отражение желаемой действительности в сознании людей, запечатлённое в определённой идее. Благодаря этому человек получает стимул для совершенствования, для воспитания в себе и в будущих поколениях таких качеств, которые помогут достичь поставленного идеала. Реальность через призму идеала предстает в таком качестве, в котором она должна находиться, а не в том, в каком существует на самом деле.

    Помимо вопроса об источниках и способах формирования идеала, поставлена проблема его содержания и направленности. Здесь отмечены следующие моменты: в составе идеала отражается не только состояние будущего, но в абсолютном большинстве случаев, его положительная направленность, закрепляется исторически оптимальный, но ещё не достигнутый и недостижимый в ближайшем будущем образ идеального будущего.

    Кроме этого, выявлено, что идеал формируется и возникает как общественный, а лишь затем человек либо присваивает его полностью, либо частично, формируя на этой основе свои представления о совершенстве. Окончательное формирование идеала происходит в сознании человека и является результатом его творческих усилий, содержит в идеальной форме не то, что есть в социальной действительности, а то, что необходимо субъекту, то, что должно быть, согласно его представлениям. Общественный идеал оказывает существенное влияние на ценностные установки человека, несёт в себе воспитательную функцию, становится, в конечном счете, идеалом воспитания.

    Представляется важным выделить существенную характеристику идеала, а именно: идеал, беря своё начало из глубин веков, трансформируясь под влиянием изменяющихся условий, как правило, направлен в будущее, отражая в себе не только прошлое, но и настоящее.

    Делается вывод о том, что идеал – развивающийся, меняющийся феномен. Это всегда внутренне противоречивое явление, в котором, с одной стороны, отражены современные представления о воспитанности личности, а с другой стороны, совокупность представлений о дне завтрашнем и том наборе качеств личности, которые потребуются человеку, для того, чтобы быть успешным в будущем. То есть идеал характеризуется внутренним противоречием между актуальным и потенциальным, идеальным и реальным, желаемым и возможным, – это всё и аккумулирует в себе общественный совокупный идеал воспитания.

    Идеал воспитания всегда оказывается выше, чем реальное осуществление его в конкретной образовательной практике, то есть идеал всегда несколько завышенная планка требований к человеку, которая далеко не всегда соответствует уровню его возможностей, это всегда желаемое, но, как правило, не досягаемое состояние человека. Тем не менее, ориентация на желаемое обеспечивает движение по направлению к идеалу воспитания, это никогда не статичное, а всегда изменяющееся, динамичное состояние общественных представлений, о том, какой человек необходим. Отсюда и рождается понимание о том, что предела совершенству нет, следовательно, идеал воспитания постоянно аккумулирует в себе изменяющиеся представления этноса о том, какими качествами должен обладать человек, выходя в самостоятельную, взрослую жизнь, какими чертами, характеристиками он должен быть наделён.

    В научной литературе обосновывается точка зрения о том, что идеалы проявляют в своём содержании чаяния, надежды, упования, эталоны отношений и поведения, нравственные нормы и базовые ценности, которые в той или иной степени должны присутствовать в жизни народа во все времена. Формы человеческой деятельности, имеющие место в определённую историческую эпоху, непосредственно находят своё отражение в философских концепциях. Соответственно, обращение к вопросу о происхождении воспитательного идеала должно быть направлено на выявление социокультурных предпосылок, являющихся основой для возникновения национального идеала, утверждения совокупности его специфических особенностей.

    Русский народ обладает особым характером, сформировавшимся ещё на заре становления российского государства. В древних письменных источниках упоминается о таких чертах национального идеала, как доброта, бескорыстие, честность, преданность, патриотизм. Описания, характеризующие русский народ, содержатся в трудах зарубежных авторов того времени. Например, Прокопий Кесарийский указывал на ряд черт, присущих славянскому характеру, таких, как обострённое чувство коллективизма и справедливости, религиозность, добронравие, патриотизм. Византийский стратег Маврикий отмечал такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость, выносливость.

    Последовательно обосновывается положение о том, что особая роль в утверждении русского национального идеала принадлежит объединению славянских племен в единое государство. Нуждаясь в постоянном обеспечении безопасности своих границ, наши предки передавали подрастающему поколению знания и опыт по охране рубежей государственной границы, повсеместно поддерживали в воспитательном процессе дух патриотизма.

    Идеи о своеобразии национальной системы воспитания проходят красной нитью сквозь многочисленные сочинения русских писателей, общественных деятелей, философов. Особенно ярко это проявилось в XIX веке, когда вопросы воспитания вышли на первый план общественной жизни.

    Отличие системы воспитания XIX века от предыдущих эпох видится в реализации тенденции постепенного возвращения от идеала светски образованного и воспитанного человека к религиозному, православному идеалу. Светскость воспитания рассматривалась лишь как явление, обязательное при условии признания воспитателем и воспитанником религиозных, а не мирских, основ воспитания. Особое значение при этом придавалось нравственно ориентированному воспитанию.

    Философские концепции, разработанные в то время, связывали обычно цели воспитания с формированием идеального человека, но при этом представления об идеале и, соответственно целях воспитания, в этих концепциях отличались друг от друга. Тем не менее, одним из самых распространенных было убеждение в том, что воспитатель никогда не должен ради сиюминутных целей своей деятельности упускать из виду высшую цель.

    Тем не менее, общая христианская основа взглядов большинства мыслителей того времени имела существенное значение при решении задач воспитания и формирования идеала воспитания. Данная установка проявилась в другом философском направлении, более отвечающим духу времени. Сторонники этого течения акцентировали внимание на религиозном характере сознания народа. Обозначенные идеи проявились в философских воззрениях В.В. Зеньковского, А.А. Мальнева, М.М. Олесницкого и других10.

    В работе показано, что на становление и развитие русского национального идеала повлияли предпосылки различного характера:

    – этнические: формирование русской народности и соответственно становление народных идеалов воспитания;

    – социально-политические: образование централизованного Русского государства; внешнеполитический курс в разные периоды истории (ориентация на Византию, Западную Европу и т. д.);

    – культурные: опора на многовековую народную культуру;

    – духовно-нравственные: духовное состояние общества на разных этапах исторического развития, особое внимание к сфере абсолютного, нематериального, вечного.

    Все вышеупомянутые особенности, проявляясь на протяжении многих столетий в различных формообразованиях, определили характерный облик русского национального воспитания как целостного явления русской культуры, национального воспитательного идеала.

    Наиболее яркое проявление русский национальный идеал воспитания получил в период XIX столетия. Именно в это время довольно остро проявился интерес к проблеме воспитания личности, именно тогда в центре внимания стал исконно русский религиозно-православный идеал. Этот идеал можно обнаружить во взглядах практически всех философов рассматриваемого периода. Кроме того, в дальнейшем, при изменении социально-политической ситуации в стране, общая христианская основа идеала воспитания человека сохранилась в начале XX века как на территории России, так и за её пределами после 1917 года, в философии русского зарубежья

    После событий октября 1917 года и высылки группы российских мыслителей в 1922 году философско-педагогическая традиция продолжалась в среде эмигрантской диаспоры. Русская эмиграция – это часть русской интеллигенции, попавшая в необычные условия, которые дали ей уникальный жизненный и философский опыт.

    Показано, что в изгнании русские философы осуществляли поиск идеалов воспитания в контексте разных подходов, но единым для них стало понимание фундаментального значения высших духов­но-нравственных ценностей, а также их философское обоснование. Это на­следие русского зарубежья теснейшим образом связано с темами культуры, образования, воспитания, самопознания и самосовершенствования человека. Труды выдающихся философов, таких как, например, И.А. Ильина, С.И. Гессена, В.В Зеньковского, С.Л. Франка, во многом предопределили развитие гуманистической парадигмы воспитания в русской эмигрантской философской мысли.

    Выявлено, что обозначенные мыслители не только включились в преподавательскую деятельность в местных высших учебных заведениях, лицеях и гимназиях в Германии, Франции, Чехии и других странах, но и обратились к теоретическим и методологическим вопросам воспитания и образования, писали учебники, публично выступали по этим вопросам. Хотя многие из них и не являлись профессиональными иссле­дователями проблем воспитания, но работали в той сфере человеческой мысли, которая рождает философию образования, то есть основу для построения философско-педагогической теории воспитания. На их долю выпала задача осмысления проблем теории и истории воспитания, как в целом, так и разработки конкретных методических проблем воспитания в системе образования за рубежом в начале XX столетия.

    В параграфе прослеживаются основные предпосылки возникновения концепций воспитания и тенденции их развития. Представители русского зарубежья поднимали вопрос о необходимости создания некоего аналога родной страны, родной культу­ры для тех, кто оказался за её пределами. Для них было важно осознание глубокого единства в понимании общечеловеческих и национальных ценностей личности, ее природы и культуры, путей её развития и самосовершенствования.


    написать администратору сайта