Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения. Мифология. Особенности и функции мифа.

  • Религиозное мировоззрение и его функции.

  • Философское мировоззрение. Качественно новым типом является философское мировоззрение.


  • Основные функции философии.

  • Основной вопрос в философии. Типы квалификации философских систем.

  • Проблема субстанции в натурфилософии Древней Греции. Натурфилософия

  • Субстанция

  • Экзамен по философии. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры


    Скачать 342.83 Kb.
    НазваниеПричины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры
    АнкорЭкзамен по философии
    Дата12.01.2020
    Размер342.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #103703
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры.


    Возникновение философии связано с особенностями развития индивидуального человеческого бытия и сознания, и с историческим развитием общественного бытия.

    Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

    Философия в переводе с греческого означает "любовь к мудрости".

    Все, что возвышает человека над собственной ограниченностью, есть мудрость. Что же способствует возвышению? В первую очередь – знания. В первую очередь это были математические и астрономические знания.

    То есть, зарождающаяся научная мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания в отличие от мифологии и ранней религии. Его фундаментом стали не фантазии и иллюзии, а реальные наблюдения, обобщения, выводы, доказательства. Философская мудрость ассоциируется со всем тем, что является результатом не мифологического восприятия, а результатом осмысления действительности с позиций разума.

    В конечном итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

    Предпосылки:

    1. Возможности человека:

    - выделение умственного труда;

    - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

    - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

    - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

    И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

    2. Потребности человека:

    - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

    Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

    Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого.

    С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

    Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

    Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

    Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

    В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.



    1. Сущность мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения. Мифология. Особенности и функции мифа.


    Мировоззрение, таким образом, включает не только мироощущение, мировосприятие, но и миропонимание, в том числе - убеждения, то есть уверенность человека в истинности полученных знаний, в правоте своих жизненных позиций. Наличие убеждений - один из показателей социальной зрелости личности, ее причастности к жизни конкретного общества. Следует подчеркнуть, что мировоззренческая зрелость не ограничена уровнем духовного освоения мира, но выступает основой регулирования поведения человека. Таким образом, вся компонентная полнота мировоззрения воплощается в жизненной стратегии человеческой личности

    Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания. 

    Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

    Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

    Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

    Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение) – совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какого-либо народа и т. д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для ранних стадий общественного развития, которое характеризуется целостным представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых возводятся к сверхъестественному началу.

    Таким образом, миф,

    во-первых, объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов и т. д.,

    во-вторых, миф выступал как единая, нерасчлененная универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.

    В мифологическом сознании человек, общество и природа представляют собой единое и неразрывное целое (синкретизм), связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания.

    Миф выполнял многообразные функции. С его помощью:

    а) прошлое связывалось с настоящим и будущим;

    б) обеспечивалась духовная связь поколений;

    в) закреплялась принятая в данном обществе система ценностей;

    г) поддерживались и поощрялись определённые формы поведения;

    д) оформились коллективные представления того или иного народа об окружающем мире и месте в нём человека.






    1. Религиозное мировоззрение и его функции.


    Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное.

    • 1. Основной функцией религии является иллюзорно - компенсаторная. Для верующего человека, хоть и в иллюзорной форме, она компенсирует тяготы земного бытия человека, что обеспечивает "выход" из тяжкой действительности на уровень райской жизни, где существует свобода и равенство для людей. Главная идея любой религии - идея Бога, через которого компенсируются идеи гуманизма, человеческих отношений к Богу и людей друг к другу.

    • 2. Мировоззренческая функция религии состоит в том, что она, религия, стремится создать особую картину мира, картину мира особой социальной жизни, где подчеркивается место и роль человека в системе природы и общества, создать схемы разумного общественного бытия.

    • 3. Регулятивная функция религии состоит в том, что она создает "свою" систему норм и ценностей, в которой вера в сверхестественное начало является абсолютной и незыблемой.

    • 4. Интегративная функция религии нацелена на объединение в ней только одноверцев и единоверцев.

    • 5. Коммуникативная функция религии означает поддержку связей между верующими через реализацию единства религиозных действий, особых отношений между верующими и т.д.



    1. Философское мировоззрение.


    Качественно новым типом являетсяфилософское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т. д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементыэтот тип мировоззрения (философия) , представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.



    1. Религия, наука философия: общее и особенное. Предмет философии.


    В отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

    Сходства:

    Философия и наука представляют собой рациональный тип знания. Это означает, что и философии, и наука получают новое знание путем проблематизации действительности.

    Философия и наука предполагают мышление с помощью понятий

    Различия:

    Философское знание раскрывает жизненный опыт и поэтому всегда выражает личность философа. Научное знание удостоверяет факты сами по себе, независимо от отношения к ним личности, и поэтому никак не выражает в себе личность ученого.

    В философии способ обоснования истины заключается в том, чтобы философское понимание предмета выразить в определенной логической последовательности; Истинность научного знания обосновывается путем логического построения доказательства на основе теоретических и эмпирических фактов, которые могут быть удостоверены независимым.

    Философские понятия формируются путем смыслового обобщения всех возможных свойств предмета. Научное понятие формируется путем выделения определенных свойств предмета и абстрагирования от самого предмета и других его свойств.

    Наука изучает не всю действительность, а только то, что входит в ее предметную область.

    Важно, миф может существовать без религии, а религия без мифа нет; религия имеет четкие правила и строение.

    Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

    Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.
    Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
    Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

    Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

    1. Основные функции философии.


    Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

    — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

    — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

    — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

    — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

    — аксиологическая функция (от греч. ахiоs — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

    — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).


    1. Основной вопрос в философии. Типы квалификации философских систем.


    Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.


    1. Проблема субстанции в натурфилософии Древней Греции.


    Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила.

    Субстанция-то, из чего возникают все вещи.

    Большую роль в развитии науки сыграли математические работы Фалеса. Он был первым греком, который начал доказывать теоремы. Им были доказаны положения о том, что круг делится диаметром пополам, в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Считается, что Фалесу принадлежит заслуга в создании циркуля и его применении для нужд геометрии.

    Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям:

    • Все произошло из воды

    • Плоский диск Земли плавает в мировом Океане

    • Все в мире одушевлено (полно божествами)

    Фалес, согласно Аристотелю, считал, что вода есть материальная основа всех вещей. Предположение о воде, как первооснове встречается в древней философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал скорее не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи.

    Такой подход к пониманию первоматерии выражает три основные философские идеи. Во-первых, он содержит вопрос о материальной основе всех вещей, во-вторых – требование рационального ответа на этот вопрос без ссылки на мифы и мистические представления, в-третьих – предположение о возможности понять мир на основе одного исходного принципа.

    Высказывание Фалеса было первым выражением идеи об основной субстанции, о первоэлементе, из которого образованы все вещи. В этой связи слово “субстанция”, конечно, не имеет еще четкого материалистического смысла, который в настоящее время приписывается этому слову. В понятие «субстанции» включалось и понятие жизни; согласно Аристотелю, Фалес утверждал, что все вещи “полны богов”.

    Детали космогонии Парменида, другого представителя элейской школы, настолько сложны, что с трудом поддаются переводу. Удалось понять, что он считал за начала всего сущего свет или эфир и тьму или ночь. Все вещи представляют собой то или другое начало или их смешение.

    У Парменида можно встретить ряд интересных мыслей, касающихся астрономии. Он первый обнаружил, что Земля шаровидна и лежит в середине вселенной. Он первый отметил, что вечерняя и утренняя звезды – одно и то же светило. Появление человека Парменид объяснял естественным образом: “Род человеческий первое начало свое имеет от солнца»

    Зенон из Элеи, ученик Парменида обладал наиболее оригинальным и абстрактным умом среди современников. Он написал всего одну книгу, которая включала ряд логических задач или апорий, содержащих неразрешимые противоречия. Наиболее известны из апорий Дихотомия, Ахиллес, Стадий, Стрела. Эти апории логически безупречны и не могут быть решены средствами античной математики, да и не только античной, Решением зеноновых апорий совсем недавно занимался великий немецкий математик Г. Вейль.

    Начиная со школы элеатов, в натурфилософии произошел разрыв единства в представлениях о мире, расчленение единой мировой субстанции на две составляющих. Ученые этой школы признавали существование некоего Божественного Принципа, стоящего над всеми богами и людьми. Этот Принцип первоначально отождествлялся с единством Вселенной, а потом – с разумным персонифицированным Божеством, стоящим над миром и управляющим последним. Так возникло то направление в философии, которое, в конце концов, отделило материю от духа и породило дуализм, столь характерный для западной философии. Эта философия ввела понятие неразрешимого вещества – носителя изменяющихся свойств, ставшее одним из основных понятий западной науки и в частности философии.

    Продолжателем Фалеса Милетского по упомянутому третьему направлению (жизнь есть непрерывный процесс) был ГераклитЭфесский, очень интересный самобытный философ. Его основная идея – о вечно изменяющемся мире, о преобладании процессов над явлениями. Все в мире состоит из противоборствующих сил и тенденций. Этой борьбой определяется сущность любой вещи, любого процесса. Гераклит верил в постоянно изменяющийся мир, в вечное становление. Для него иллюзорным было все неподвижное сущее. Первовеществом природы, согласно его утверждению, является огонь – символ непрерывной изменчивости и текучести всех вещей. Гераклит учил, что все изменения в мире происходят в результате активных циклических взаимодействий различных пар противоположностей, и рассматривал каждую такую пару как единое целое. Единство, содержащее противоположности, но стоящее над ними, он называл Логосом.

    Гераклит был философом, и никогда не был ученым в духе Фалеса или Пифагора. Естественнонаучной проблематикой он мало интересовался. Однако мы теперь можем сказать, что современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово “огонь” словом “энергия”, то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки. Фактически энергия это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи. Одновременно энергия является движущим началом. Энергия есть субстанция, ее общее количество не меняется, и, как можно видеть во многих атомных экспериментах, элементарные частицы создаются из этой субстанции. Энергия может превращаться в движение, в теплоту, в свет и электрическое напряжение.

    Энергию можно считать первопричиной всех изменений в мире. То есть, учение Гераклита – гениальное предвидение современных нам научных открытий.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта