Главная страница
Навигация по странице:

  • Формационно-стадиальные и цивилизационные теории общественного развития.

  • Теория стратификации против теории классов . Понятие социальной мобильности.

  • Политическая сфера жизни общества. Основные составляющие политики. Государство, его признаки и функции.

  • Структура общественного сознания. Уровни и формы.

  • Человек как духовное существо . Проблема смысла жизни и его обоснования (гедонизм, эгоизм, альтруизм и др.).

  • Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

  • Экзамен по философии. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры


    Скачать 342.83 Kb.
    НазваниеПричины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры
    АнкорЭкзамен по философии
    Дата12.01.2020
    Размер342.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #103703
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание исторического процесса.


    Натуралистическое понимании истории:

    В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора).

    Наиболее распространенные школы биологического направления:

    · Социальный дарвинизм, выдвигающий принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественного развития.

    · Расизм (расово-антропологическая школа), заявляющий о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру отдельных народов и общества в целом. В действительности же расовые различия (формы черепа, цвет волос, разрез и цвет глаз, психические особенности) представляют биологические признаки десятистепенной важности, вызванные к жизни не социальными (экономическими или духовными), а природно-климатическими факторами.

    · Фрейдизм (австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд) - течение, апеллирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам (и прежде всего к половому инстинкту и инстинкту самосохранения).


    1. Формационно-стадиальные и цивилизационные теории общественного развития.


    Рассмотрим два основных подхода к развитию общества - формационный и цивилизационный.

    В основе формационного подхода лежит марксистское учение об общественно-экономических формациях (ОЭФ) как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит все человечество.

    ОЭФ – тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. О-ЭФ = способ производства (=базис) + соответствующая ему надстройка (=политическая структура + духовная сфера общества). Способ производства = производительные силы + производственные отношения. Производительные силы = средства производства + рабочая сила. Согласно этому подходу, движущей силой исторического развития являются противоречия между динамичными, постоянно развивающимися производительными силами и не склонными к изменениям производственными отношениями. Противоречия приводят к социальной революции. Происходит слом старого базиса (старые производственные отношения заменяются новыми) и переход к новой ступени общественного развития - к новой ОЭФ.

    Высшая ступень развития общества в данном подходе – коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого - по способностям, каждому – по потребностям”. Всего К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм).

    Недостатки: не выявлено прямой зависимости между базисом и надстройкой; не работает схема пяти ОЭФ; она не применима к восточным странам.

    Достоинства: - выделено то общее, что было в историческом развитии различных народов, история человеческого общества представлена как единый процесс, предложена периодизация всемирной истории и истории отдельных стран.

    Внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций. Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

    Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций, как и сторонники формационного подхода, выделяют определенные ступени цивилизации: традиционную, индустриальную и информационную или постиндустриальную цивилизации. Отличие данного подхода от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей.

    Сторонники второго направления в рамках цивилизационного подхода – теории локальных цивилизаций - не выделяют в истории человечества каких-то единых ступеней-стадий. Локальной цивилизации свойственны единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип поведения (т.е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых норм индивидуального и коллективного поведения). Понятие “архетип” весьма близко к понятию “менталитет”. Менталитет - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

    Локальные цивилизации делят на две группы: восточные и западные. Для восточных цивилизаций характерны:

    - зависимость человека от природы;

    - связь человека с социальной группой;

    - низкая социальная мобильность;

    - значимость традиций и обычаев.

    Для западных цивилизаций характерны:

    - власть человека над природой;

    - соблюдение прав и свободы личности;

    - высокая социальная мобильность;

    - демократический политический режим;

    Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он позволяет выявить своеобразие и уникальность исторического развития каждого конкретного общества.



    1. Теория стратификации против теории классов. Понятие социальной мобильности.


    Теория стратификации

    Стратификация одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли.

    Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы.

    Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. В качестве примера:

    a). Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых.

    b). Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации

    Понятие о социальной мобильности:

    Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Социальная мобильность— это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — движение вверх и вниз; 2) горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне.

    Мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета берется социальное происхождение. Слабость этой позиции состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества. Но общество динамично меняется.

    Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие.


    1. Политическая сфера жизни общества. Основные составляющие политики. Государство, его признаки и функции.


    Политическая сфера жизни общества связана с деятельностью по управлению делами общества в условиях несовпадения интересов и целей различных социальных групп, классов и ограниченности ресурсов общества. Ограниченность ресурсов порождает проблему их распределения, а несовпадение интересов - необходимость использования властных полномочий. Политическая власть - это способность определенных классов, групп осуществлять свою волю, опираясь на легитимное насилие. Для этого политическая власть должна быть институционально организована и опираться на соответствующие правовые основания.

    Политическая организация общества - совокупность государственных и негосударственных институтов, призванных регулировать отношения между различными группами, слоями, классами. В политическую организацию общества входят государство (важнейший элемент), политические партии, общественные организации, участвующие в управлении делами общества.

    Основные составляющие политики:

    1. публичность

    2. организация и управление обществом (государством)

    3. нормативно-правовая составляющая

    4. власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, воздействуя на поведение людей

    5. субъекты и объекты политики

    Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

    Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:

    1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

    2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

    3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

    4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

    5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

    6. обязательность членства в государстве;

    7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

    8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

    Дополнительные признаки:

    9. единый государственный язык как средство общения;

    10. единая оборонная внешняя политика;

    11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

    2. Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия

    3. Функции государства – основные направления деятельности государства:

    внутренние

    внешние

    1) политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)

    2) экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)

    3) социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)

    4) идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)

    1) обеспечение национальной безопасности

    2) отстаивание государственных и национальных интересов

    3) развитие взаимовыгодного сотрудничества

    4) участие в решении глобальных проблем



    1. Структура общественного сознания. Уровни и формы.


    Структура общественного сознания.

    Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т. е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако, нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним.

    Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

    Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его.

    Общественное сознание является совокупностью идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воспроизводят общественное бытие, они выработаны человечеством в процессе освоения природы и социальной истории.

    Общественное сознание может существовать только тогда, когда есть конкретные носители - человек, социальные группы. Общественное сознание является чрезвычайно сложным явлением, имеет динамическую, сложную структуру.

    Одним из элементов структуры общественного сознания является его разные уровни - обыденное и теоретическое сознание.

    Обыденное сознание как совокупность конкретных условий жизнедеятельности людей развивается на основе их повседневного опыта. Обыденный уровень общественного сознания включает в себя эмпирические знания об объективных процессах.

    Теоретический уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов, стремится проникнуть в самую суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования.

    Формы общественного сознания: политическая, правовая, эстетическая.

    Политическое сознание является отражением политических отношений, политической деятельности, что происходит в обществе. Она является совокупностью идей, взглядов, учений, политических установок, воплощающих в жизнь политические интересы субъектов.

    Правовое сознание представляет собой совокупность знаний, регулирующие поведение людей в обществе. Правовое сознание тесно взаимосвязано с правовыми нормами. Важное понятие в правовом сознании-мораль. Мораль представляет собой совокупность, систему норм, правил поведения людей в обществе. В отличие от правовых норм, нормы морали не закреплены в юридических законах.

    Эстетическое сознание отражает познания в конкретной наглядно-чувственной форме, художественных образах, которые оказывают влияние на наши органы чувств и вызывают тем самым определенную эмоциональную реакцию, оценку.



    1. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни и его обоснования (гедонизм, эгоизм, альтруизм и др.).


    Гедонизм. Гедонизм (греч. hendone - наслаждение) - учение о том, что удовольствие является не только высшим благом, но и смыслом жизни. Согласно этому учению, все остальные существующие ценности - это лишь ключи к достижению удовольствия.

    Эгоизм. Эгоизм — это жизненная позиция индивидуума, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага.

    Стоицизм. Главный принцип стоицизма — умение различать, что находится под нашим контролем, а что — нет. Следует сконцентрировать свои усилия на первом и не тратить своё время на второе.

    Альтруизм. Альтруизм — это нравственный принцип, согласно которому благо других людей и их интересы более значимы, чем собственное Я и личные интересы.


    1. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.


    Современное состояние культуры и цивилизации и перспективы её дальнейшего развития непосредственного связаны с преодолением глобальных проблем.

    Глобальные проблемы характеризуются тем, что:

    · вопросы их решений имеют важное значение не только для нынешних, но и для будущих поколений;

    · они требуют для своего решения объединённых усилий всех стран в масштабе всей планеты;

    · их решение будет способствовать социальному прогрессу

    Выделяют три группы глобальных проблем:

    1) Жизненно важные - угроза термоядерной войны, устранение экономической отсталости людей в отдельных районах, ликвидация голода, нищеты, безграмотности.

    2) Проблемы, возникающие во взаимодействии общества и природы, – экологическая проблема, рациональное использование ресурсов, освоение мирового океана.

    3) Проблемы взаимосвязи человека и общества – проблемы здравоохранения, проблемы социальной патологии (отклонение от нормального состояния) и особенно терроризма.

    Далее рассмотрим пути разрешения некоторых видов проблем.

    1) Пути разрешения жизненно важных проблем:

    1. Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;

    2. Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;

    3. Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил

    2) Пути разрешения экологических проблем:

    1. Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;

    2. Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;

    3. Экологическая безопасность населения;

    4. Создание особо охраняемых территорий.

    Пути разрешения демографической проблемы: проведение продуманной демографической политики (Демография-наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграций)

    Философия даёт возможность прогнозировать будущее. Заинтересованность в будущем продиктована потребностями и надеждами, которые люди на него возлагают. Будущее - это вероятностное состояние реальности. Знание о будущем – прогноз.

    Поисковый прогноз показывает, каким может быть будущее, если сохранятся существующие тенденции общественного развития. Нормативный прогноз направлен на поиск альтернативных путей оптимального решения, он ориентирован на конкретные цели и задачи.

    В современных условиях будущее оценивают двояко: в нём есть страхи, но есть и надежды. Биосфера планеты уже пришла в неравновесное состояние, её нестабильность усугубляется. Необходимым условием выхода из кризисной ситуации является выдвижение новых идеалов, отвергающих пессимизм и упадок. Сейчас остро ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения глобальных проблем.

    Пример негативного прогноза: В связи с развитием нанотехнологий, вышедшие из-под контроля нанороботы поглотят всю биомассу Земли.

    Пример позитивного прогноза: Увеличение биологических возможностей человека, человеко-компьютерные системы; возникновение искусственного интеллекта; покорение космоса.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта