История 2.1 тема (1). первичная модорнезация
Скачать 16.96 Kb.
|
2.1 ТЕОРИЯ МОДОРНЕЗАЦИИ Задание 1. 2) В чем отличие формационного и цивилизационного подходов? В пределах формационного подхода (кроме первобытнообщинной) люди разделены по производственному и собственническому признакам на классы. В пределах цивилизационного подхода люди объединены в общности — народы, нации или группы близких народов и наций. Формационный характеризуется способом производства материальных условий жизни, над которыми надстраиваются политика и идеология. Цивилизационный характеризуется воспроизводством духовной культуры народа или группы близких народов. Формационный подход основным фактором общественной жизни полагает ее материальную сторону, цивилизационный — коллективное сознание, духовную сторону общественной жизни. Формационный метод исследует объективные причины исторических процессов, цивилизационный — субъективные, связанные с мотивами поведения человека, побуждающими его к общественной деятельности. Формационный метод выводит единый для всего человечества закон общественного развития, цивилизационный — особенные закономерности жизни разных народов и групп народов. 4) Какие основные сферы жизни общества затрагивает модернизация? Модернизация захватывает все сферы общества – экономику, социальную жизнь, политику, право, культуру. Изменения в этих областях тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Задание 2. (Подготовить письменное сообщение на одну тему): ТЕМА: «ПЕРВИЧНАЯ» МОДОРНЕЗАЦИЯ Теории модернизации — это совокупность концепций общественного развития, объясняющих процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Первичная модернизация включает в себя эпоху первой промышленной революции и провозглашения равных гражданских прав. Она проходит в тех странах, которые находятся в окружении феодальных государств. Первичная модернизация решает классические проблемы становления капитализма, сопровождающегося социально-культурной эволюцией. Более глубоко разработал концепцию первичной модернизации М.Вебер, которого многие западные социологи считают родоначальником современной теории модернизации. Главной идеей Вебера стала идея экономической рациональности. Первый шаг рационализации по Веберу — замена магии верой в единого бога, затем следует переход к вере — частному делу, определяемому свободой выбора, индивидуальной автономией, экономической рациональной этикой. В своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий» он поставил проблему социокультурных оснований современного западного общества. Восточные религиозно-культурные системы не были способны порождать духовные предпосылки капиталистического развития и демократии. Именно с протестантских сект, по мнению Вебера, начинается подъём капиталистического предпринимательства. Вебер был явным европоцентристом. Он не дожил до наших дней и был убеждён, что рационализация во всех сферах общественной жизни — это особый западный путь. |