Петр 1. петр. Споры о петре великом
Скачать 5.62 Mb.
|
СПОРЫ О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ Ученица 8 «К» класса МБОУ СОШ №26 города Оби Ермакова Валерия ВЫПОЛНИЛА: Петр Великий — последний русский царь Петр Первый (1672-1725) Петр I вступил на престол в 1682 году как последний царь всея Руси. Сначала он руководил страной со сводным братом Иваном V — под регентством сестры Софьи Алексеевны, а потом за 29 лет единодержавного правления радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России. Петр I сложная и противоречивая личность в истории нашего Отечества В нем сочетались совершенно противоположные качества, в которых преломились и отразились те объективные потребности и те объективные противоречия, существовавшие в России в тогдашних конкретно-исторических условиях. Эпоха Петра Великого на протяжения трёх столетий остаётся актуальной и притягивает внимание историков, поэтов, писателей и широкой публики, справедливо видящей в этой эпохе корни большинства последующих событий русской истории «Пётр Великий», «Отец Отечества» и «царь-Анти-христ» — между этими двумя полюсами колеблются оценки императора. Придворные публицисты и поэты всех эпох не находили нужных слов для выражения своего восторга перед правителем, преобразившим отсталую страну, создавшим великую державу, сумевшим вывести Россию на путь прогресса и территориального роста. Современник Петра I И. Неплюев восхищённо писал: «на что в России ни взгляни, всё его началом имеет, и чтобы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут». МНЕНИЯ ВЕЛИКИХ О ПЕТРЕ I «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей» Н.М. Карамзин Восторгаясь масштабом личности Петра, А.С. Пушкин одновременно показал его деспотизм и отмечал, что петровские указы, «кажется, писаны кнутом». Славянофилы ужасались содеянному Петром I — искусственности европеизации России, масштабам народных жертв, чудовищной мощи «немецкого» бюрократического аппарата, созданного им. А.И. Герцен полагал, что «переворот Петра сделал из нас худшее, что можно сделать из людей — просвещённых рабов». Русский мыслитель и писатель начала XX века Д.С. Мережковский в своём романе «Пётр и Алексей» показывал всю жестокость, антинародность и бесчеловечность петровских преобразований. Поэт Максимилиан Волошин рассматривал эпоху Петра I как важное звено в становлении деспотизма и в наступлении абсолютистского государства на русское общество. Такого же мнения придерживался поэт и писатель А.К. Толстой. А русский поэт середины XIX века Н.Ф. Щербина так лаконично оценил последствия правления Петра Первого: «Нет, не Змия всадник медный Растоптал, стремясь вперёд! Растоптал народ наш бедный, Растоптал простой народ». Оценка деятельности - Преобразования Петра I проходили в реальных исторических условиях - Опора государства – дворянство - «Табель о рангах» - Неизбежность усиления крепостного права - Стремление поставить на государственную службу церковное имущество и церковных людей стала важнейшим итогом петровских преобразований. Европеизация Европы Под европеизацией следует понимать обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т.д. распространение светского образования (Навигацкая школа, Морская академия, цифирные и гарнизонные школы и др.). новая система государственного управления, разработанная на западноевропейский манер (Сенат, коллегии, городские магистраты и др.). создание мануфактурного производства, в результате чего в промышленном отношении Россия при Петре Великом достигла грандиозных успехов Значение деятельности Деяния Петра имели под собой объективную основу и объективные потребности страны В первую очередь Россия должна была освоить новое понимание мира, овладеть новыми способами познания и преобразования мира Вторая причина, в силу которой петровские преобразования нашли отклик во многих русских умах именно на XVIII век выпало завершение процесса формирования единой русской нации и возникновение сильной государственной власти вызывалось, в том числе, этими национальными потребностями Однако опыт истории показывает, что ни один бурный переворот привычного хода вещей не обходится без потерь, и чаще всего потерь трагических. Это понимал и сам Петр, потому и придавал он столь большое значение идеологическому объяснению собственных деяний. Но в его сознании давнее русское представление о духовном смысле исторического бытия России сменилось идеей светского Российского Государства Петр I считал традиционную русскую религиозность одним из главных источников российского «невежества», поэтому идею Святой Руси он заменил теорией «общего дела», созданной в западноевропейских ученых кабинетах По убеждению Петра, именно теория «общего дела», как никакая другая, отвечала задаче идеологического обоснования реформ Восхваление Петра, человека в частной жизни весьма непритязательного, началось практически сразу после его смерти и продолжалось вне зависимости от смены политических режимов в России. Пётр стал объектом благоговейного культа в основанном им Санкт-Петербурге, равно как и во всей Российской империи. |