зачет философия. Слово, обозначающее любовь к мудрости
Скачать 214.07 Kb.
|
Философия Дайте определение понятия «философия» «Философия» – это прежде всего слово, обозначающее любовь к мудрости. Первая часть слова, «фило», происходит от «филео», «люблю», и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. «София» – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. Является ли философия наукой, мировоззрением и/или верой? Дайте определение предмета, методов и языка философии Предмет философии- совокупность наиболее общих вопросов об отношениях Ч и мира. Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии). гносеология (учение о познании) человек общество Основными методами философии являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости; статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок . Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Язык философии- категориальный аппарат, которым пользуются философы Назовите основные структурные части философии. 1. История философии 2. Социальная философия 3. Эстетика 4.Этика 5. Теоретическая философия 6.Логика+ погугли , чтобы расписать Что такое теоретическая философия и какова ее структура? Теоретическая философия – это целый блок разнообразных отраслей философского знания. Он включает в себя, прежде всего, Онтологию, Гносеологию, феноменологию. «ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.Ключевые понятия Онтологии – это Пространство, Время и Движение. Пространство (то, где существует объект), Движение (при помощи чего видно существование объекта) и Время (то, что фиксирует длительность бытия объекта). «ГНОСЕОЛОГИЯ — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.» Гносеология в ее классическом изложении имеет две действующие силы: Субъект (тот, кто познает) и Объект (то, что познается или тот, кто познается). ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – особая область философии, познающая возможности человеческого сознания к усвоению информации об окружающем мире и самом себе. Какое место в системе философии занимает философия медицины? Дайте описание философии человека как методологической базы философии медицины. В чем отличие философии человека от других наук, изучающих его? Отличие философии от других наук (об этом писал философ Хосе Ортега-и Гассет): В отличие от других наук, имеющих конкретный объект, философия изучает абсолютно все, пытается понять мир как одно целое, пытается найти всеобщие законы бытия. Она ориентирована но обобщение, ее интересуют только глобальные проблемы, например, что первично: материя или сознание. В философии не может быть единственного правильного мнения, на каждую философскую позицию существует оппозиция. Например, одни философы считают первичной материю, другие – сознание. Философия основана не на опытах и экспериментах, она строит свои доказательства на логике и фактах. Философия постигается не ради какой-то пользы, а познания самого по себе. Философия работает с нематериальными объектами, такими как бытие. Благо, истина, добро, красота. Философия схожа с религией, это не точная наука, она изучает разум, совесть человека. Философия – это особый способ познания, она ищет причину, суть, т.е. сущность вещей и событий. Что такое философская антропология? Философская антропология — это учение о человеке, его сущности и природе. С древних времен лучшие умы задумывались о том, что же такое «человек». С точки зрения философии жизнь вообще рассматривается как явление духовное, а, стало быть, жизнь человека является человеческой при условии, если она имеет духовный путь. Воплощением духовности в нашем мире являются этика и эстетика. Они увековечивают жизнь человека как создателя и носителя духовных ценностей. Все эти и подобные им социокультурные и гуманистические моменты породили в науке такое течение как философская антропология или феноменология. Французский философ Анри Бергсон рассматривал жизнь как «поток». В контексте своей концепции эволюции он выделял три основных направления движения жизненного потока: это чувствительность, интеллект и инстинкт, из которого впоследствии возникает интуиция. Но познание жизни недоступно интеллекту. При помощи интеллекта мы познаем лишь физический мир. Только интуиция может проникнуть в сущность жизни, слиться с ее индивидуальной природой. Поэтому развитие интуиции по Бергсону является главным условием развития человека и мира. А также является предпосылкой реализации творческого потенциала человека. В современной философской антропологии выделяют две основные парадигмы: парадигма жизни и парадигма человеческого существования как акта самоосуществления. Первая парадигма опирается на представление о человеке как живом существе. Вторая парадигма представлена экзистенциалистами и их последователями. Она берет свое начало oт Серена Кьеркегора, датского религиозного философа, который выделял важнейшую часть анатомии человеческого существования – «самость», уникальное существо, реализующее свое «Я», и одновременно испытывающее давление внешнего мира, проецирующего на человека весь набор общепринятых правил, установившихся норм, стандартов и общественных институтов. Величайшие французские философы-экзистенционалисты Альбер Камю и Жан-Поль Сартр считают, что человек свободен, и он есть то, что он сам из себя делает. А значит, человек сам ответственен за свой выбор и у него нет алиби перед самим собой и своей жизнью. Не мы спрашиваем у жизни кто мы, а она задает этот вопрос нам. То, что мы имеем на данный момент жизни – наше тело, болезни, жизненные проблемы и ситуации – наш выбор. Этот выбор мы делаем постоянно, и мы свободны все изменить. Надо лишь увидеть те причинно-следственные связи, которые привели в эту точку, и раскрутить назад ход событий до того момента, из которого пошел перекос, искривление истинного вектора проявления человеческой природы. Философская антропология рассматривает жизненные трагедии с позиции самого человека, в руках которого находится пул ьт управления собственной жизнью. Главная задача человека – раскрыть свою самость, выразить себя и при наличии давления внешних обстоятельств остаться самим собой, не изменить своей природе. Что является исходным пунктом отношения к медицинской проблематике в философии человека? Исходным пунктом отношения к медицинской проблематике в философии человека является констатация онтологической тождественности физиологических и психических процессов. Физиологическое и психическое — лишь две стороны одного и того же жизненного процесса. Отсюда задача медиков — выяснить, насколько одно и то же поведение организма может быть вызвано или изменено, с одной стороны, внешними физико-химическими раздражениями, а с другой стороны — психическими стимулами. В чем состоит специфика медицинских представлений о человеке? Спецификой медицинского знания является его неоднородность: медицинское знание не представляет собой систему, созданную на каком-то едином теоретическом основании, поэтому в нем уживаются совершенно разнородные элементы, имеющие различную научную ценность. Еще одна особенность медицинского познания заключается в его комплексности и при этом, что очень важно, оно не представляет собой определенного единства. Хотя цель медицины, в конечном счете, всегда практическая – конкретная помощь страдающему человеку, но в процессе ее реализации медицинское знание неизбежно распадается на несколько уровней, каждый из которых имеет особые задачи и методы. Выделяет три следующих уровня медицинского познания: гуманитарный, естественнонаучный и технологический. Третьим качеством медицинского познания является его особого вида иерархичность, которая не собирает все его уровни в одну целостность, а, напротив, носит дезинтегрирующий характер, заключающийся в том, что каждый из них превалирует над остальными в разные периоды развития научной медицины. На основе анализа специальной литературы мы выделили три этапа развития теории и практики медицины, соответствующих уровням медицинского познания: его гуманитарный аспект получил свое оформление в культуре Древней Греции, естественнонаучный активно развивался в период Нового времени, а невиданный ранее перевес в сторону разработки и применения медицинских технологий случился в современности. Зачем врачу нужны философские знания? Иногда говорят, что во всей истории философии нет ничего, чего не было бы уже в античной философии. Почему? Чем отличается философия Аристотеля от предыдущих философских школ Кто из античных философов прославился как талантливый врачеватель? Эмпедокл (V в. до н.э.). Поэмы «О природе» и «Очищение». Природа сводится к четырем элементам: земля, вода, воздух, огонь. Теория эволюционного развития органического мира. Гиппократ -- Философские суждения пронизывают общемедицинскую теорию Гиппократа. Тело человека состоит из 4-х жидкостей; крови, слизи, желчи черной и желтой. Если эти жидкости уравновешены -- человек здоров. Если их гармония нарушается -- человек заболевает. Сама природа пытается восстановить равновесие и устранить болезнь. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения должен восстановить гармонию жидкостей. Натурфилософия, умозрительное истолкование природы помогает Гиппократу рассматривать человеческий организм как единое целое, части которого находятся в совокупности и взаимном согласии и это согласие содействует деятельности каждой из них. Единомышленником Гиппократа был греческий врач-философ Левкипп, создатель солидарной медицинской доктрины. Она объясняет человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма. Клавдий Гален(около 129 -- около 199 г.) -- рассматривал болезнь как особое состояние, при котором происходит нарушение правильного смещения основных элементов и жидкостей организма. Это нарушение ведет к нарушению функций различных органов. При лечении болезней К. Гален широко использовал диету и лекарственные средства. Он первым сказал, что в артериях течет кровь, а не пневма, как считалось до него. Им тщательно описаны работа мышц, пищеварительная и дыхательная системы. Им были описаны все кости. Изучение центральной нервной системы и ее связи с периферической является главным в научных исследованиях Галена. Гален внес вклад в психологию. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Своеобразные мысли высказывал Гален по поводу деятельности нервной системы. Он считал, что в организме кроме животной пневмы, которая лежит в основе физиологических отправлений, существует психическая пневма, которая выполняет роль носителя сигналов раздражения, или полученного органами чувств ощущения, к мозгу, и от него несет к органам движения двигательные импульсы. Что касается живых организмов, то следуя Гиппократу, он признавал 4 сока: кровь, слизь, желчь и черную желчь. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию, Гален считал, что пневма -- это какой-то материальный первоисточник жизни Герофил (родился около 330 г. до н.э., дата смерти неизвестна) -- первый начал вскрывать трупы, что помогло ему сделать многие открытия в понимании человеческого организма и его связи с внешним миром. Им описана анатомия многих органов. Герофил на основе изучения вскрываемых трупов пытался доказать правоту учения Платона о «трех душах». По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство. Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. В этой науке он сделал шаг вперед, установив различия между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела. Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами, установил три стадии работы сердца, открыл двенадцатиперстную кишку. Им написаны такие труды как «О глазах», «О пульсе». Герофил высоко ценил здоровье, считая, что оно является основой благополучия человека. 16.Как Вы понимаете высказывание средневекового философа Тертуллиана «Верую, ибо нелепо»? Почему в Средние века вера имела большее значение в философии, чем знания? Знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Говоря о религиозных истинах, полученных человеком через Откровение, философ Фома Аквинский подчеркивает, что некоторые из них, например, о триединстве Бога, не доступны для человеческого разума; в этом случае человек может только верить. Другие же истины, скажем, о том, что Бог существует, вполне доступны разуму, и с помощью нашего разума мы можем их анализировать и доказывать. Но в то же время разум может ошибаться, и когда философские идеи противоречат Откровению, то, значит, философы не правы. Проблема соотношения веры и разума - одна из основных в философии Средневековья. Если Бог является высшей реальностью, то соответственно основное внимание должно быть уделено его познанию. Но те методы, средства, пути познания, которые имеются в распоряжении человека, не могут быть применены к познанию Бога. Познание Бога возможно только с помощью веры, через божественное откровение. При этом вера не противопоставлялась разуму. Свое наивысшее выражение идеология средневекового свободомыслия нашла в теории двух истин. Эта теория переносила проблему соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии. Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому, истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Рассматривая два рода истин - истины разума и истины веры, Фома Аквинский указывает на необходимость их согласования и гармонии. Человеческий опыт и разум дают человеку истины, необходимые в жизни. И в этом отношении ценность знания для Аквинского бесспорна. Но еще в большей степени человеку необходима вера, ибо слабость, ограниченность человеческого ума не дают ему возможности постичь все величие Бога и сокровенный смысл мироздания. Но это, с точки зрения Аквинского, не означает, что христианские догматы, не могущие быть поняты и объяснены разумом, противоразумны, иррациональны по своей природе. Не слабый человеческий, а всемогущий божественный ум способен приоткрыть их тайны, их глубокий, внутренний смысл. Божественный ум питает веру человека, озаряет его мысль животворным светом божественного откровения. Следовательно, там, где бессилен разум, в свои права вступает не знающая никаких преград вера. Фома признавал ценность научного звания, рациональных доказательств, но в то же время сохранял контроль теологии над наукой и философией. Теология, по его утверждению, исходит из Бога и нисходит к его творениям. Философия же восходит к Богу от его творений. И только в конце XIX - начала ХХ столетия представители религиозной философии пришли к выводу о необходимости рассмотрения разума и веры через призму человека, где интеллект и религиозное откровение, сливаясь воедино, образует высший познавательный синтез. Аквинский находил гармонию и единство между верой и знанием. По Аквинскому, вера совершенствует разум, теология совершенствует философию, философия служит теологии. Одновременно с Аквинским соотношение веры и знания исследует Бонавентура (1217-1274). Но если у Святого Фомы вера ведет за собой знание, то у Бонавентуры разум видит только то, что освещает вера. После Аквинского и Бонавентуры соотношение веры и знания в схоластике исследовалось Дунсом Скотом (1266-1308). Последний выступал за размежевание веры и знания, философии и теологии. По Скоту философия имеет свой объект и свою методологию, отличные от объекта и методологии теологии. Скот полагал, что есть истины, ускользающие от разума, - например, начало мира во времени, бессмертие души. К этим истинам человек приходит только через личный духовный опыт, но не через доказательства. Для понимания этих истин |