зачет философия. Слово, обозначающее любовь к мудрости
Скачать 214.07 Kb.
|
17.С какими событиями в жизни человечества связано появление философии Нового Времени? 17 век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции. В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм. 18. Когда, почему и благодаря кому наука становится предметом интереса философии? Философия появляется в истории культуры не просто как наука, занимающаяся изучением внешнего мира и отличающаяся от специальных наук — физики, биологии, химии и пр.— своей степенью общности. Философия всегда выполняла и должна выполнять особую мировоззренческую функцию, которую не берут и не могут взять на себя ни отдельные конкретные науки, ни совокупность конкретно-научного знания вообще. Коренная черта всякого подлинного философского мышления: его мировоззренческая направленность, поиск коренных основ позиции человека в мире, стремление найти конечные ориентиры его сознательного свободного поведения. За этим утверждением скрывается достаточно простое обстоятельство: и философия, и наука возникли, по выражению Аристотеля, из удивления. Однако философия осталась в пределах сплошного вопрошания. В каждом вопросе всегда содержится часть ответа. Поэтому философия в процессе своего развития вырабатывала такие понятия и методы, которые способствовали бы нахождению и выработке ответов с помощью вопросов. Наука же, сохраняя в качестве сущностной интенции вопрошание, акцентирует свое внимание на ответе. Понятия, выработанные наукой, применимы лишь здесь и теперь, поскольку требуют конкретики. Философия отличается от других форм мировоззрения тем, что она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, т. е. развивая представление о мире как о поле действия объективных безличных сил и рассматривая выбор подобных представлений как сознательный акт поиска истины, характеризующийся особыми логическими и гносеологическими критериями. С другой стороны, от конкретно-научного мышления философия отличается стремлением выдвинуть основания духовного отношения к миру, т. е. такие представления и формы мышления, которые выступали бы в качестве абсолютной опосредствующей нормы всякого теоретического познания. Неверно было бы полагать, будто философия изначально является учением о научном познании, логикой или методологией научного познания своей эпохи, теорией науки и пр. Такой взгляд возможен только при определенных условиях, а именно, если в обществе уже действует достаточно развитый принцип научно-теоретического отношения к вещам, воплощенный в специальных науках, существующих наряду с философией. В этом случае философский взгляд на мир должен быть обязательно опосредован специально: научным мышлением. Между тем, такая ситуация складывается только в определенную историческую эпоху, а именно в Новое время. Философия же со времени своего появления имеет свои специфические функции, осуществление которых не зависимо от факта существования частных наук. Философия рассматривает науку со своей специфической точки зрения — она анализирует тот тип отношения к действительности, который характерен для науки как определенной формы общественного сознания (в ее отличии от искусства, религии, морали, идеологии) и который определяет вырабатываемый наукой способ ориентации человека в мире. Этим типом отношения является теоретическое сознание. Философия выступает как форма самосознания науки, рассматривая теоретическое сознание в качестве того типа отношения к действительности, который лежит в основе науки. При этом философское рассмотрение природы теоретического сознания предполагает рассмотрение его в контексте более широкого целого, в аспекте оценки его роли и возможностей в связи с другими формами отношения человека к миру. Как именно оцениваются эта роль и возможности, зависит уже от типа философского учения 19. Почему концепцию Шопенгауэра, который проповедовал «волю к смерти», относят к такому направлению как «Философия жизни»? Его относят к этому направлению из-за его идей. Он говорил, что страдание в человеческой жизни необратимо; счастье- освобождений от страданий, но оно носит временный характер; только в искусстве человек может найти счастье. 20. Почему Зигмунда Фрейда, который был врачом-психиатром, относят к философам и, более того, считают родоначальником влиятельного философского направления, которое получило его имя? Зигмунда Фрейда, который был врачом-психиатром, относят к философам так как его открытия радикально изменили представление о философии, человеке, сознании. Он оставил глубокие мысли о происхождении культуры, общества и религии, стал своеобразным родоначальником современной философской антропологии. Фрейд стремился применить сделанные им открытия к истолкованию различных социальных и культурных феноменов, при этом обеспечить строгую научную экспертизу смог далеко не всегда. 21. Можно ли применять разработанный позитивистами принцип фальсификации в медицине? Я считаю, что да. Т. к. согласно фальсификации всякое положение науки должно подвергаться опровержению. Медицина не должна бояться опровержение: рациональная критика и постоянные коррекции являются сутью научного познания. С постоянной коррекцией медицина будет становиться лучше. 22. Что означают слова Ж.-П.Сартра «Человек обречен на свободу, но такая свобода – хуже, чем смерть». Согласны ли Вы с этим утверждением? Я считаю ,что смысл данного высказывания заключается в том что свобода человека абсолютна, так как он может совершать какие-либо поступки, но в то же время он несет ответственность за все последствия своих поступков, поэтому можем сказать ,что свобода ещё и ограничена.Сданным утверждением я согласна 23. Почему М.Фуко так интересовали философские проблемы медицины, и какие именно? Мишель Фуко перенес лингвистические приемы на область истории и свел деятельность людей к дискурсивным практикам. Исследуя комплексы «власти знания», он исходил из факта утраты человеком практики заботы о себе. В своем последнем труде «Истории сексуальности» он завершил эти рассуждения необычным образом, дав описание последовательных трансформаций сексуальности субъектов и показав, что современная одержимость сексом очень далека от свидетельства нашего освобождения. Возможно, теория Фуко есть не только результат влияния предшествующих философов, особенно экзистенциализма и феноменологии, но и следствие семейного воспитания (он из семьи врачей), опыта работы психологом в крупной клинике, а потом и в тюрьме. 24. Перечислите главные особенности русской философии. Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло.Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама. Вторая особенность русской философии заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни. Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. В русской философии человек не обособляется от других людей. Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема "правды. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда, не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Для русских философов "правда" - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия. Пятой особенностью русской философии является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. 25. Кого из русских писателей, произведения которых Вы изучали в школе, можно отнести к философам? Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой 26. Почему марксистская философия была так восторженно воспринята в России, потом – так же эмоционально отвергнута, а сейчас начинает признаваться полезной, но не бесспорной? 27. Сторонником какого философского направления Вы бы стали, если бы были философом? И почему? Я бы придерживалась структурализма. Т.к. рассматриваю все явления, доступные чувствительному восприятию как внешние проявления внутренних устойчивых структур. 28. Как Вы думаете, почему изучение философии, обычно, начинают с онтологии? Почему она так важна для понимания всего остального? 29. Назовите три основных направления в понимании бытия. 30. Что такое субстанция? 31. Почему вопрос о первичности той ли иной субстанции считался основным вопросом философии? 32. Сформулируйте дуалистическое понятие бытия. Дуализм, философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму. Термин "дуализм" был введён философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных выразителей дуалистической позиции явился Р. Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы гносеологического дуализма, который, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Дж. Локка и Д. Юма выступает как совокупность единичных восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Ещё одну разновидность гносеологического дуализма представил И. Кант, который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, независимым от внешнего мира законам - в соответствии с априорными формами чувственного созерцания и рассудка. Гносеологический дуализм неизбежно связан с агностицизмом - убеждением в непознаваемости мира для сознания. 33. Подумайте, что Вы читали или слышали о новых исследованиях, касающихся наших знаний о материи в последние годы? Некоторые из них удостоились Нобелевской премии… 34. Почему медицина не может обойтись без знаний о структуре и функциях материи? Что из знаний о материи важнее всего для медицины? 35. Охарактеризуйте структурные уровни материи с позиций медицины. 36. Что такое движение? Как используется философское знание о движении в медицине? 37. Что такое пространство? Дайте характеристику биологического пространства. В современной философии трактовка понятия «пространство» во многом зависит от физической картины мира. Кроме того что пространство и время являются формами существования материи, надо сразу уяснить, что пространство — это не некое вместилище тел, ведь тогда бы оно обладало самостоятельным существованием вне материи. Это и не протяженность, как считали древние. Движение материи изменяет ее пространственные формы. Исследования Бутлерова и Фёдорова обнаружили зависимость пространственных форм от физической природы материальных тел, обусловленность пространственных форм строением материальных объектов. Но в таком случае человек как представитель всех структурных уровней материи обладает разнообразными пространственными характеристиками. Этот факт в науке осмыслен еще не до конца и при рассмотрении данного вопроса необходима достаточно высокая степень обобщения. Во-первых, человек обладает всеми пространственными характеристиками физических тел. Рост, вес, артериальное давление, скорость передвижения — все это вписывается в рамки физических законов, действительных для любого материального объекта. И все эти характеристики у человека строго индивидуализированы. Можно сказать, что каждый человек отличается от другого своей пространственной определенностью. Более того, люди могут взаимодействовать друг с другом только благодаря тому, что имеют разные пространственные характеристики. В медицине врач постоянно должен учитывать пространственные характеристики пациента, хотя мало кто отдает себе в этом отчет. В фармакологии хорошо известно, что изменение геометрического пространства молекул препарата придает им иные функциональные свойства. В основе этого лежит изменение пространственного взаимодействия молекул препарата с соответствующими рецепторами. Многие болезни бывают связаны с изменением физических пространственных характеристик. Так, увеличение веса тела, как известно, может быть поводом к проявлению гипертонической болезни, обменного артрита, дискинезии желчевыводящих путей и т.п. И, наоборот, изменения в гомеостазисе приводят к изменению пространственных характеристик. Физическое пространство является для человека индивидуально-образующим фактором. Но ведь человек еще и представитель животного мира, следовательно, он существует не только в физическом, но и в биологическом пространстве. Понятие биологического пространства несколько непривычно, но мы постоянно пользуемся его характеристиками в оценках человека. Это, прежде всего, то, что называется средой обитания. Что же касается микробиологического пространства, то речь может идти, прежде всего, о генотипе, который «задает» параметры индивидуальной жизни. Наследственные признаки — это тот предел, который человек не может перейти. Можно возразить, что существует медицинская практика изменения пола. Но известно, что трансвеститы не дают потомства. Искусственное изменение пола обрывает генетический путь. Представление о генетическом пространстве человека сформировалось задолго до возникновения генетики, у наших предков. Очень болезненным является вопрос о несовместимости генетического пространства людей при вступлении в брак. По сути дела, это означает, что они могут дать неполноценное потомство. К этому вопросу можно подходить по-разному. С одной стороны, генетическая консультация перед зачатием позволила бы избавить от страданий и родителей, и их будущих детей. С другой стороны, любые принуждения или запреты в этой области прямо ведут в объятия евгеники. Но этот вопрос уже не относится к биологическим характеристикам непосредственно. Да и неверно было бы ограничивать бытие человека только физическим и биологическим пространством. Тем и отличается он от животного, что обладает характеристиками социального пространства. Это совокупность социальных связей личности. В принципе, каждый человек сам воспроизводит свое социальное пространство. Чем больше вы можете себе позволить, живя в обществе и не ссорясь с ним, тем оно больше. Естественно, чем шире круг друзей, родственников, сослуживцев — тем обширнее социальное пространство. Но здесь есть одна сложность, которая многим «мешает жить». Это вопрос о возможности расширения своего социального пространства за счет других людей. Совокупное социальное пространство можно представить как континуум. Его структуру — составляют локализованные индивидуальные пространства. В зависимости от того, насколько свободно чувствуют себя люди в этом мире, насколько развиты у них наука, техника, искусство, настолько возможно расширение этого пространства. Макросоциалъное пространство расширяется за счет внутренних возможностей человека. В основе изменения макросоциального пространства лежат изменения индивидуальных пространственных характеристик. Человек отличается от животных расширенным воспроизводством своих потребностей. Как только он удовлетворит одну потребность, на ее место тотчас приходит другая. Человеку всегда мало того, что он имеет, и это хорошо. Если бы люди вдруг стали всем довольны, человечество незамедлительно вымерло бы. Получается, что каждый человек потихоньку помогает человечеству развивать свои возможности, становиться сильнее. Но сами мы этого не замечаем, потому что время индивидуальной жизни несоизмеримо с историческими эпохами. Поскольку макросоциальное пространство предстает для человека как континуум, то расширить свои индивидуальные возможности оказывается реальным... за счет других людей. Первый очевидный факт такого рода — замещение выбывающих членов общества. Функции тех, кто умирает, принимают на себя те, кто живет. Это конечный результат довольно длинной цепочки замещения одних людей другими. Первый шаг в расширении своего жизненного пространства — это обучение. Ребенок поступает в первый класс школы, но он имеет такую возможность только тогда, когда в этой самой школе состоялся выпускной вечер и одиннадцатиклассники сделали очередной шаг в своей карьере. Выпускник поступает в вуз — еще один шаг, но опять на освобожденное кем-то место. Молодой специалист поступает на работу, но с этой же работы кого-то провожают на пенсию. Вот такие примерно замещения происходят в четко ограниченных рамках — от рождения до смерти. Но если бы все изменения индивидуального социального пространства укладывались в такую схему, человечество напоминало бы хорошо смазанный механизм, не способный к развитию. Потому что развитие начинается тогда, когда нарушается равновесие. И в жизни люди часто претендуют на места, которые заняты другими, повинуясь врожденному стремлению к расширению своего жизненного пространства. Аналогичная история может приключиться и в отношении индивидуального экономического пространства. Размер доходов строго определяет рамки этого пространства. Потратить больше, чем заработал, значит, расширить свое экономическое пространство за счет другого. Деньги можно занять, но тогда придется отдавать. Их можно украсть, но тогда их, скорей всего, отберут вместе со свободой. Как тут не вспомнить известный тезис — «За все в жизни надо платить». И получается, что, расширяя какие-то параметры своего социального пространства, мы одновременно ограничиваем другие. Причем общество строго следит, чтобы границы индивидуальных пространств не нарушались. Отбор людей, которые имеют право на расширение своего социального пространства за счет других, очень жесткий. Фактически отбираются те, кто может с этим пространством управиться, т.е. использовать его не во вред другим, а на пользу. Соотношение макро- и микросоциального пространства также очень четкое. В обыденном сознании это правило имеет давно известную форму: в развитых странах люди живут лучше. Как видим, проблема социального пространства имеет не только онтологический смысл. По мере углубления в нее все яснее заявляют о себе ценностные компоненты. В рассуждениях о социальном пространстве нельзя игнорировать бисубстанциональную природу человека. Сознание играет в его формировании большую роль, поэтому так трудна для понимания динамика его изменений. Существует один-единственный вариант, когда человек, расширяя свое социальное пространство за счет другого, позволяет ему также расширить свою жизненную сферу. Этот единственный вариант — соединение людей в любви. Когда один человек любит другого, он как бы присваивает его, включает его пространственные характеристики в свою жизненную сферу. Но объект любви ничего не теряет от этого, наоборот. Его «среда обитания» также расширяется. Люди реализуют себя друг в друге. Приращение бытия — так это называется в философской антропологии. Все виды пространственных характеристик человека тесно связаны между собой. В принципе, выделение физического, биологического, социального пространства возможно только теоретически. На самом деле изменение биологического пространства автоматически ведет и к изменению социального пространства, и к изменению физического пространства человека. Поэтому надо помнить, что любое врачебное вмешательство влияет на все без исключения пространственные характеристики человека. Чаще всего изменение индивидуального пространства не является необратимым. Но оно тесно связано с другими параметрами человеческой жизни — с временными характеристиками. А вот их изменение необратимо всегда. |