Главная страница
Навигация по странице:

  • 39. Интерпретируйте высказывание: «Социальное время не равно биологическому». 40. Что такое жизнь с точки зрения естествоиспытателей 41.

  • 42. Какие теории происхождения человека Вам известны

  • Буше де Перт

  • Мутационная теория.

  • Восточной Африке.

  • 43. Чем отличаются теории происхождения человека Ч.Дарвина и Н.Берга 44. Дайте определение понятия «сознание»

  • 45. Опишите структуру сознания, которую предлагает физиология. 46. Опишите структуру сознания, которую предлагает философия

  • зачет философия. Слово, обозначающее любовь к мудрости


    Скачать 214.07 Kb.
    НазваниеСлово, обозначающее любовь к мудрости
    Дата12.04.2021
    Размер214.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазачет философия.docx
    ТипДокументы
    #193974
    страница3 из 3
    1   2   3

    38. Что такое время? Почему люди часто испытывают страх перед временем?

    Время является атрибутом материи. Взаимосвязь пространства и времени реализуется в материальном единстве мира и достаточно четко описана физическими законами и математическими формулами. Хотя наши знания о времени постоянно пополняются, оно не перестает удивлять, и вряд ли когда-нибудь мы до конца постигнем его великую тайну

    Для человека время имеет гораздо большее значение, чем пространство. Мы редко задумываемся над пространственными характеристиками своего бытия, полагая, что в принципе можем свободно перемещаться как в пространстве физическом, так и в биологическом, и в социальном. Времени человек боится, называя его то неумолимым, то быстротекущим. Но все это суть субъективные переживания последовательности событий. На самом деле время не течет, не стоит, не кончается. Это такое же объективное свойство материи, как и пространство. Но если пространство выражает порядок одновременно сосуществующих объектов, то время выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлений.

    Раньше считали, что время необратимо и однонаправлено. Движение материи во времени идет только в одном направлении: от прошлого к будущему. Время бесконечно. И цепь событий нигде не оборвана, звеньям ее нет числа. Затем появилась теория относительности, и стало ясно, что длительность событий зависит от скорости движения материальных объектов. Время неразрывно связано с пространством.

    Эта неразрывная связь движущейся материи с ее пространственными характеристиками заставляет подходить к проблеме времени дифференцированно — соответственно структурным уровням самой материи. Значит, можно говорить о времени физическом, биологическом, социальном. То, что было сказано выше, относится к физическому времени.

    Во второй половине XX в. появилась теория И.Р. Пригожина. По мнению ученого, представление о времени как геометрическом параметре, не имеющем отличия от пространственных координат, присуще ньютоновской картине мира, в рамках которой между настоящим, прошлым и будущим не существует принципиальных различий. Этот образ, согласно Иригожину, не изменился сколь-нибудь существенно и после создания квантовой механики и теории относительности. С точки зрения новой науки — синергетики, в основу которой легла теория Нригожина, мир — это совокупность нелинейных процессов, а вовсе не дом, построенный из элементарных частиц, кирпичиков материи. И эти нелинейные процессы имеют тенденцию к образованию сверхсложных систем, которые в представлении классической науки являются просто хаосом. Но динамический хаос — это некая сверхсложная упорядоченность в огромном многообразии упорядоченных структур.

    Это означает, что время, в принципе, однонаправлено , но в отдельных материальных структурах может быть обратимо.

    Человек, имея бисубстанциональную природу, безусловно, представляет собой сложную нелинейную систему, находящуюся в состоянии неустойчивого равновесия. Это означает, что человек как вид может под влиянием самых незначительных воздействий или флуктуаций изменить свое состояние. Но, согласно синергетике, это будет новый уровень сложности, более того — человек, изменившись, структурирует порядок из хаоса. Это значит, что время (физическое) для него однонаправлено. И свою жизнь он соотносит с адекватными такому положению дел макропроцессами. Поэтому-то и привыкли мы к своим астрономическим часам, искренне считая, что то, что они показывают, и есть время.

    С древних времен люди связывали время не просто с материей, а именно с живой материей. Наверное, это происходило потому, что процессы в живом веществе соизмеримы с периодом пребывания человека в этом мире, он может наблюдать и замечать эти процессы — вот распустился цветок, вот родились котята или щенята, вот куколка превратилась в прекрасную бабочку. Поэтому психологически время жизни было как бы настоящим, а время неживой материи воспринималось абстрактно.

    Это воплощенное время — великий океан творений. Однако все это означает лишь то, что великому океану творений присуще свое время — биологическое. Для человека биологическое время измеряется законченными жизненными циклами.

    Тут возникает определенная трудность. Медикам хорошо известно, что каждая физиологическая система организма, например, имеет собственные циклы жизнедеятельности.

    Но говорить о каком-то одном жизненном ритме организма, видимо, нельзя. Дело в том, что в организме как бы много маленьких «биологических часов». И все они «тикают» по-разному. И если какие-то из этих часов дали сбой, всем остальным требуется время, чтобы перестроиться, подладиться под «сломавшееся». Этот процесс обычно называют болезнью.

    Все эти изменения в ритмах различных систем организма направлены на одно — поддержание равновесия между организмом и средой или сохранение нормы нервных реакций, что, в принципе, одно и то же. Очевидно, что врач не может не учитывать изменения временных параметров в организме пациента, но как часто своим преждевременным вмешательством врачи усложняют задачу того самого организма, которому стремятся помочь! Нельзя забывать, что человеческое тело — это сложная самоорганизующаяся система. Хронотипическое равновесие — один из основных принципов этой самоорганизации, поэтому преждевременное вмешательство в организм в случаях подобных нарушений может помешать процессу самостабилизации. Но вот если синхронизировать «часы» различных систем организма ему самому не удается, тогда помощь необходима. Однако в любом случае врачебная помощь должна учитывать системные ритмы и по возможности не нарушать их.

    Принято считать, что социальное время измеряется количеством переработанной информации. Другими словами, дольше — в социальном времени — живет тот, кто больше узнал, почувствовал, пережил.

    Разумеется, такой подход очень условен, но более подробно о социальном времени можно говорить только в отношении человека.

    39. Интерпретируйте высказывание: «Социальное время не равно биологическому».

    40. Что такое жизнь с точки зрения естествоиспытателей?

    41. Что такое жизнь с точки зрения философов?

    Философия жизни - общее обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, в большинстве случаев термин использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, а для прояснения отдельных ее аспектов.

    Большее внимание уделялось проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил и выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных.

    Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых. К философии жизни в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрангера и др. Философию жизни в узком смысле представляют и Дильтей, и основывающаяся на его философии школа. Работа Риккерта «Философия жизни» объединяет все разнородные философии в одно «течение», в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии.

    На рубеже 18-19 вв. философия жизни является синонимом «философии практической жизни» в качестве реакции на рационалистическую философию Канта, Вольфа и их школы с ее разделением на теоретическую и практическую философию. В последние десятилетия 18 в. сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. Эта «практическая философия» должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам, переплетение педагогики и психологии.

    К середине 19 в. философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни, Ницше выступает против органицистского понимания. Именно на этом понимании жизни как «присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого» основывается одна из ключевых для Ницше идей - «воля к власти».

    К концу 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом. Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях невозможно найти точку опоры для новой философии.

    В начале 20 в. наиболее крупными представителями философии жизни являются Зиммель, Шелер и Шпенглер. Зиммель полагает, что интеллект «разрывает материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея, однако отвергается метод описания.

    В 20 в. идеи философии жизни развивались мыслителями, опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта философии жизни.

    42. Какие теории происхождения человека Вам известны?

    Происхождение человека объясняют представители естественных, гуманитарных и технических наук. Большинство наук рассматривает человека как систему, соединяющую в себя биологические и социальные компоненты. Существует четыре основные концепции о происхождении человека: креационистическая (идеалистическая), биологическая, трудовая и мутационная.

    Идеалистическая теория.

    В зависимости от развития религии, можно выделить несколько вариантов происхождения человека. В мифах бесписьменных народов повествуется о том, что тотемный предок превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, австралийцы считают своим предком ящерицу.

    В языческих религиях, которые верили во множество богов, человека считают творением этих богов. Например, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те им служили. В монотеистических религиях, таких как христианство и ислам существует единый Бог, который считается творцом мира и человека.Из всех религий выходит, что человек есть творение Бога. Однако есть множество научных доказательств, показывающих безосновательность религиозных доводов.

    Биологическая теория.

    Карл Линней, в книге «Системы природы» отнес человека к животному миру и отвел ему место рядом с человекообразными обезьянамиЛамарк, в книге «Философия зоологии» излагает гипотезу о происхождении человека от обезьян, возможно, человек произошел от шимпанзе. Дарвин, в книге «Происхождение человека и половой отбор» обосновал естественное происхождение человека от узконосых человекообразных обезьян без вмешательства Бога. Во второй половине XVIII века Ж. Бюффон показал сходство основных органов человека и животных.

    В 1840 – 1850 годах, французский археолог Буше де Перт собрал каменные орудия труда и показал, что их возраст значительно больше, чем время появления человека согласно Библии. В середине XIX века, эти находки были признаны мировыми научными сообществами. Современные научные данные показывают, что человек и антропоиды произошли от общего предка - ископаемого африканского обезьяноподобного существа, похожего на долгопятов. В конце ХХ века, с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить доказательства родства человека с животным миром. Из современных антропоидов, т.е. человекообразных обезьян ближе всего человеку является шимпанзе.

    Трудовая теория.

    Энгельс, в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» объяснил, что труд превратил обезьяноподобных предков в людей. Начало изготовления орудия труда совпадает с возникновением речи и мышления. Около 5 млн. лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг. Прямохождение перестроило организм, освободив передние конечности, тем самым было создано условие для совершения труда, изменения положения головы и глаз. Это привело к возрастанию зрительной информации. Труд привел к зарождению и развитию социальных отношений, сознания, мышления, языка, и тем самым превратил обезьяну в человека.

    Жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению, из-за чего существующие инстинкты постепенно отмирали. Поэтому возникла необходимость в небиологическом способе хранения и передачи информации. Так появилась символическая деятельность – применение символов в качестве образов объектов при хранении и передаче информации и при речи. Все это развивало мозг, и привело к возникновению абстрактного мышления.

    С появлением труда, человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции. В дальнейшем эволюция человека начала зависеть от социальных факторов: трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления.

    Мутационная теория.

    В начале ХХ века, появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза. Согласно этой теории, новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме.

    Ученые считают, что биологическая основа появления человека – это полезные мутации. Причины возникновения полезных мутаций могут быть разными.

    Причиной мутаций могла стать геологическая активность Земли. Например, в Восточной Африке около 20 млн. лет назад в земной коре образовались трещины. Благодаря этим трещинам, на поверхности Земли возникли залежи урановых руд. Урановые руды значительно повышают естественную радиацию в Восточной Африке. Вероятно, радиация положительно влияла на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи урановых руд, вызывая мутации разного рода.

    Следующей причиной возникновения мутаций ученые считают нервные запредельные нагрузки, т.е. стресс. Стресс – это острая гормональная реакция организма на внешние раздражения.

    Согласно мутационной теории, человек – это обезьяний мутант. Однако мутанта в природных условиях ждала неминуемая гибель. Но мутант сумел выжить, используя орудия труда, живя в обществе, творя культуру, и стал человеком.

    43. Чем отличаются теории происхождения человека Ч.Дарвина и Н.Берга?

    44. Дайте определение понятия «сознание»

    Сознание — сложное системное образование, совокуп­ность весьма разнородных идеальных процессов — мысли­тельных, чувственных, эмоциональных, волевых и мнемических , а также процессов воображения, ин­туиции, воспоминания, — достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность. Эти значе­ния сознания выражают структурные отношения его внут­реннего мира, позволяют изучать каждый тип структур и процессов в отдельности и взаимодействии.

    Многообразие отдельных состояний сознания образу­ет еще одну группу его значений. Они проявляются в состояниях сомнения, убеждения, веры, стра­ха, подавленности, вины, радости, возбуждения, желания и многих других. Подобные состояния сознания часто об­наруживают смысловые оттенки, порождаемые бессозна­тельными, неосознаваемыми или телесными факторами. Вот почему широко распространены значения направлен­ности сознания — «сознание на...», «сознание о... ». Признаки на­правленности сознания указывают на его предметы, цели, содержание, средства, формы, условия и т. п. Другими словами, сознание всегда есть осознание бытия в любых его проявлениях. При этом следует различать направленность сознания «вовне» и «вовнутрь». Сознание может быть ориентировано как на внешний мир бытия человека, так и на его внутренний мир. В последнем случае направленность сознания фиксируется в актах интроспекции: самосознания, самоанализа, саморефлексии, само­оценки, саморегуляции и т. п.

    Итак, в первом приближении выделяются три вида зна­чений сознания:

    1) когнитивные значения сознания, раскрывающие его инструментально-функциональные возможности в человеческой жизни; сознание рассматри­вается, как средство добывания знаний, осуществления практических действий, регуляции и оценки, общения и передачи опыта;

    2) феноменологические значения сознания, выражаю­щие специфику строения его внутреннего мира — идеаль­ных явлений, актов и состояний, структур и процессов;

    3) значения направленности сознания, характеризу­ющие его «силовые» ресурсы, которые позволяют чело­веку адресоваться вовне — к внешнему миру его бытия, и вовнутрь — к внутреннему миру сознания. Таким обра­зом, сознание оказывается всеобщим и необходимым спо­собом организации и выражения отношений человека к миру, к другому человеку и к самому себе со всеми при­сущими ему конкретными и разнообразными значениями.

    45. Опишите структуру сознания, которую предлагает физиология.

    46. Опишите структуру сознания, которую предлагает философия

    1. Дух и сознание как философская проблема.

    Проблема сознания – одна из ключевых проблем философиии науки.До настоящего времени так и не сложилось определения сознания, которое могло бы объединить различные исследовательские стратегии. Это означает, что как никогда востребованной продолжает оставаться тысячелетняя традиция философии. Если психологический подход к сознанию состоит в выяснении механизма его функционирования, выявлении в нем природных и социальных компонентов, то задача философии сводится к комплексному исследованию сознания, в единстве его исторических корней, психологического, физиологического и социального аспектов. Это подразумевает вопросы о природе сознания, его основных противоречиях, структуре, а также анализ сознания как части идеального в целом (духа). Философия стремиться выявить общие предпосылки исследования сознания: что мы знаем о собственном сознании? Среди таковых принято выделять следующие:

    1. Самоочевидность сознания. При ближайшем рассмотрении оказывается, что сознание – это первое, что дано нам. Все остальное воспринимается через призму сознания, а значит, зависимо от него.

    2. Сознание может быть свободно управляемо и изменяемо, т.е. человек может направлять свою мысль на любую предметность (напр., воспоминание или фантазия или реальный объект перед вами).

    3. Присутствие собственного сознания служит средством освоения всех других форм существования, т.е. весь окружающий мир дан нам через посредничество сознания.

    Последнее свойство сознания, по мнению В.В. Миронова и А.В. Иванова,47 ставит ряд трудностей при его анализе:

    1. «Парадокс ускользающей предметности»: поскольку сознание интенционально, т.е. всегда направлено на какой-либо предмет, оно всегда есть «сознание о чем-то». Проблема в том, что за этим «сознанием о чем-то» мы не можем оценить само наше сознание, как оно есть (как не можем в жизни полностью отдавать отчет во всех своих поступках).

    2. «Парадокс логических средств осмысления сознания»: чтобы рационально что-либо понять, необходимо очертить границы исследуемого объекта, т.е. показать, чем он не является, а затем сравнить. Однако, как можно очертить границы сознания, если через него нам «даны» все предметы мира, включая его самого как ускользающую предметность?

    3. Проблема объективных методов изучения сознания: какие бы методы анализа не использовались, на данный момент не представляется возможным устранить влияние особенностей внутреннего мира ученого на получение и интерпретацию данных. Это связано с эмоционально-психологическим состоянием, фактами личной биографии, базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, национально-культурного окружения.

    4. Проблема языковых средств описания сознания: даже если определенные объективные методы исследования сознания будут найдены, то каким образом их описывать? Затруднение имеет своей причиной тот факт, что сознание континуально, неразрывно, оно представляет собой живой поток взаимопересекающихся мыслей, в то время как любой язык – явление дискретное, разорванное на отдельные понятия и слова48.

    Философский подход к сознанию концентрирует свое внимание на основных противоречиях в существовании сознания. Оказывается, что сознание представляет собой синтез на первый взгляд совершенно несоединимых противоположностей: сознание предстает как посредник между внутренним миром человека и внешней реальностью, оно изменяется под воздействием обстоятельств и в то же время имеет достаточно устойчивые стереотипы поведения и мышления, по которым человек может действовать всю жизнь; оно состоит из осознаваемых и бессознательных компонентов, которые по-разному переплетаются в каждом человеке.

    С помощью сознания возможной оказывается сама человеческая деятельность. Это связано с тем, что практически все осознанные действия человека всегда имеют определенную цель. Цели формируются, сохраняются, а также корректируются в процессе деятельности благодаря сознанию.

    С точки зрения философии сознание можно определить как высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в способности к идеальному воспроизведению действительности реального мира, включающей в себя не только обобщение и оценку происходящих процессов, но и предварительное мыслительное построение действий, а также целенаправленное творческое изменение действительности.

    47. Кто из философов внес наибольший вклад в изучение бессознательного?

    Особый вклад в изучение проблем бессознательного внес венский профессор психиатрии, знаменитый ученый Зигмунд Фрейд. Среди психологов доктору Фрейду принадлежит особое место как автору учения о бессознательном, названного психоанализом. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех. Учение позволяет проникать в бытие человека на большую глубину, в отличие от классического сознания или, как иногда говорил сам автор, в «преисподнюю» психики. Ранее считалось, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд показал, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы серьезно отягощают жизнь и даже становятся причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, бессознательными побуждениями.

    В 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого гипнотизера Бернгейма. Пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию пациентки он вполне удовлетворял. Она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее Бернгейм путем настойчивых расспросов и подсказок заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза. Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, ставших основой его концепции бессознательного:

    – мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;

    – поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;

    – эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

    Так родился метод исцеления души, названный психоанализом.

    В общем плане психика человека, согласно Фрейду, представляется разделенной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Он считает бессознательное центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над ним. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. При неудачном ходе борьбы бессознательное может стать источником серьезных нервных заболеваний. Бессознательное, по Фрейду, является продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. Процесс образования бессознательного носит закономерный характер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Содержание бессознательного из случайных разрозненных переживаний объединяется в комплексы. Комплексы – это связанные группы переживаний, преимущественно сексуального характера, в основном общие для всех людей. Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения.
    1   2   3


    написать администратору сайта