Главная страница
Навигация по странице:

  • -партия «Уш-жуз», -отделения российских партий(кадеты, эсеры, большевики) 2.Туркестанская автономия

  • Партия Кадетов- конституционные демократы

  • Завершение Гражданской войны и ее особенности в Казахстане

  • Начало иностранной военной интервенции в Казахстане

  • история казахстана. Дияра. 2. Туркестанская автономия Национальная автономия АлашОрдаПолитические партии и течения в Казахстане


    Скачать 42.52 Kb.
    Название2. Туркестанская автономия Национальная автономия АлашОрдаПолитические партии и течения в Казахстане
    Анкористория казахстана
    Дата05.09.2020
    Размер42.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДияра.docx
    ТипПрограмма
    #136831


    Южно-Казакстанская медицинская академия

    ЭССЕ

    Выполнила: Гуламова Д Ш

    Принял:

    План

    1.Политические партии в Казахстане 1917-1918гг

    -партия «Алаш», ее программа,

    -мусульманское движение,

    -партия «Уш-жуз», -отделения российских партий(кадеты, эсеры, большевики)

    2.Туркестанская автономия

    3.Национальная автономия «Алаш-Орда»Политические партии и течения в Казахстане.

    Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия».

    Партия Кадетов- конституционные демократы

    Были сторонниками единой, неделимой России и выступали за конституционную монархию и продолжение переселенческой политики.

    Партия Эсеров

    Имела организации во всех крупных уездных городах. Основной лозунг эсеров - «Земля - собственность всего народа». Осудив колониальную политику, они обеспечили себе на некоторое время определенную популярность в массах.

    Партия "Алаш".

    Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.

    Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.

    Если говорить о политических позициях лидеров партии «Алаш», то многие из них не поняли значение Октября 1917 г. Но вскоре, в марте 1919 г., Байтуреынов, Дулатов, Жумабаев, Аймаутов, а затем и Букейханов переходят на позиции Советской власти.

    В первые годы Советское государство не преследовало своих так называемых политических врагов и даже приняло постановление «О прощении». На основании решения ВЦИК от 4 апреля 1919 г. ЦИК Казахской АССР от 20 октября 1920 года постановил: «Казахи и трудовое казачество, принимавшее участие в гражданской войне против Советской власти, а также члены и сотрудники бывшего национального правительства Алаш-Орды за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат». Все они (кроме эмигрировавшего во Францию М. Чокаева). были допущены к советской работе на ответственных должностях. Габбасов, Ермеков были введены в состав военно-революционного комитета. Лидер Алаш-Орды А. Букейханов -- в состав Наркомзема, М. Дулатов стал редактором казахской газеты «Ак-Жол».

    Партия Үш жұз.

    Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии. Отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «читсого ислам2 «Шуро – и – Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелен как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.

    Шуро-и-ислами

    «Шуро-и-ислами»- это организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», что привело к тому, что «Шуро-и-ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама «Шуро-и- улеми». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что "Шуро-и-Ислами первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чистого"Шуро-и-Улема".

    «Алаш» , «Шуро-и-исламия», «Иттифок-и-муслимин», «Уш жуз», «Кадеты», «Эсеры».

    Партия Алаш образовалась на Первом общеказахском съезде 21-28 июля 1917 года в Оренбурге. 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции. Партию «Алаш» возглавили - Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. партия война алаш реформа

    Социальной базой партии была степная элита, выступающая за капиталистический, западный путь развития Казахстана. У партии был печатный орган - газета «Казах».

    Программы партии:

    • 1)Проведение выборов;

    • 2)Равенство всех граждан;

    • 3)Провозглашение республики;

    • 4)Светское образование;

    • 5)Поддержка малоимущих слоев населения;

    • 6)Представительство всех народов края;

    Пришедшими к власти большевиками партия «Алаш» была немедленно упразднена, а все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны.

    Партия Уш жуз - киргизская социалистическая партия.

    Образовалась осенью 1917г. Лидеры партии - М.Айтпенов, К.Тогусов.

    Партия опиралась на широкие слои масс, в основном пробольшевистские, и выступала оппонентом партии «Алаш». Поддерживая РСДРП Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков), ее сторонники после Октября 1917г. Помогали большевикам устанавливать советскую власть в Казахстане бороться с партией «Алаш». Партия просуществовала до весны 1919г. Партия распалась, но часть ее активных сторонников вступили в партию большевиков.

    Партия Шуро-и-исламия

    Образовался в апреле 1917г.на Мусульманском съезде Туркестана. Он был призван защищать интересы коренного населения Туркестана. Председатель Мустафа Шокай. Съезд защищал идею федерализма.

    Партия Иттифок-и-муслимин

    Образовался в сентябре 1917г. На съезде туркестанских и казахсих мусульман. Цель данных партий - создание Туркестанской автономии в составе России. Основной социальной базой партии было мусульманское духовенство. Однако в документах съезда провозглашались демократические нормы- введение бесплатного начального образования, установление 8-часового рабочего дня, введение единого налога на граждан.

    Партия Кадетов- конституционные демократы

    Были сторонниками единой, неделимой России и выступали за конституционную монархию и продолжение переселенческой политики.

    Партия Эсеров

    Имела организации во всех крупных уездных городах. Основной лозунг эсеров - «Земля - собственность всего народа». Осудив колониальную политику, они обеспечили себе на некоторое время определенную популярность в массах.

    Казахстан в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. Образвание партии Алаш

    Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Немало людей металось от одного воюющего лагеря к другому. Белые и красные армии почти на 80% состояли из крестьян. Известно, что до 40% царских офицеров служило в Красной Армии. В рядах «красных» находилось немало представителей интеллигенции, выходцев из средних и даже высших слоев российского общества. Поскольку гражданская война отличается от всякой другой войны тем, что она идет между гражданами одной страны, ее называют «братоубийственной». Нередко члены одной семьи оказывались по разные стороны баррикад.

    Один из первых очагов Гражданской войны в Казахстане возник в конце ноября 1917 года в г. Оренбурге. Затем стали образовываться очаги антибольшевистских сил и борьбы с Советской властью в Уральске, Жетысу. Антибольшевистские элементы (белогвардейское офицерство, казаки, кулаки, кадеты, эсеры, меньшевики), лидеры партии «Алаш», «Шура-и-ислами» и других партий и политических движений захватывали власть, разгоняли местные Советы, создавали областные войсковые правительства, являясь главными силами белогвардейского контрреволюционного движения в Казахстане.

    В Омске было создано Временное сибирское белогвардейское правительство, которое возглавил адмирал А.В. Колчак. В июле 1918 года Оренбург захватил атаман Дутов, отрезав тем самым Советский Туркестан от России. Алаш-Орда (правительство Алашской автономии) в условиях Гражданской войны и свержения Советской власти с целью совместной борьбы с Советами заключила союз с Дутовым в Оренбурге, вступила в тесный контакт с Временным сибирским правительством в Омске, укрепила связи с уральским, сибирским, семиреченским казачеством, а также поставила перед ними вопросы оказания помощи Алаш-Орде в формировании вооруженных сил. Так, Алаш-Орда получила 600 винтовок и пулемет из Самары, 300 берданок, 20 тыс. патронов, а также значительное количество обмундирования, и приступила к формированию двух конных полков, обучению отрядов военному делу. Сформированные и обученные алашские формирования начали принимать участие в вооруженной борьбе против Красной Армии.

    Военную помощь частям Красной Армии, сражающейся на казахстанских фронтах, оказывал Центр. В Красную Армию вступали и казахи. Начали создаваться национальные воинские формирования как составные части единой Красной Армии - Оренбургский казахский полк, казахский эскадрон.

    В борьбе с белогвардейцами стали создаваться очаги партизанского движения в Акмолинской, Семипалатинской областях. В ходе Гражданской войны произошли такие важные события в истории Казахстана, как Черкасская оборона, действия партизанских отрядов «Горные орлы» Тарбагатая и Алтая, борьба 22-й и 25-й Чапаевской дивизий, героическая оборона Уральска и Оренбурга от наступающих белоказачьих войск.

    Летом 1919 года в связи с поражением армии Колчака на Восточном фронте появилась возможность освобождения Западного, Северного, Северо-Восточного Казахстана и Семиречья. К концу 1919 года от белогвардейцев была освобождена почти вся территория Казахстана, и в марте 1920 года был ликвидирован последний фронт Гражданской войны в Казахстане - Северный Семире-ченский. Постепенно почти на всей территории Казахстана была установлена Советская власть. В июле 1919 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет, по которому был создан Революционный комитет по управлению Казахским краем (Казревком). Одной из главных задач Казревкома было образование советской государственности казахского народа.

    Вслед за установлением Советской власти были ликвидированы

    Гражданская война в Казахстане старые учреждения, органы управления и должности комиссаров Временного правительства, аппарат чиновничье-колониальной администрации, переселенческое управление, демонтирована старая судебная система. Захват рабоче-крестьянскими Советами власти в центре и на местах с первых дней вызвал вооруженное сопротивление недовольных ими групп населения.

    Завершение Гражданской войны и ее особенности в Казахстане

    К концу 1920 года завершилась Гражданская война. Оставались лишь отдельные очаги сопротивления Советской власти на окраинах России.

    Вооруженное противостояние в Казахстане было составной частью Гражданской войны в России. Каковы же были особенности Гражданской войны в Казахстане? Прежде всего, край отличали недостаток промышленных предприятий, железных дорог, малонаселенность, наличие на территории четырех казачьих войск. Соотношение сил было менее благоприятно для Советской власти. Близость внешних границ (Синьцзян) облегчала противникам Красной гвардии создание в приграничных районах военных баз. Кроме того, из-за разбросанности фронтов на огромной территории и отсутствия сплошной линии фронта осложнялась координация боевых операций.

    Эта война унесла миллионы человеческих жизней, некоторые люди навсегда лишились Родины; усилился развал экономики, начавшийся в период Первой мировой войны, нарушились экономические связи между различными районами, отраслями народного хозяйства, между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней. Остро ощущался недостаток продовольствия и предметов первой необходимости, рубль обесценился.

    Общие для всей страны трудности преодоления разрухи и перехода к мирному строительству в Казахстане усугублялись унаследованной от колониального прошлого экономической и культурной отсталостью. Экономические последствия Первой мировой и Гражданской войн были катастрофическими для всего населения края. Положение казахов было крайне бедственным, поскольку большая часть населения несла тяготы экономических лишений еще с 1916 года и даже раньше. Гражданская война разрушила систему внутренних рыночных отношений империи. Сократились площади под посевы, уменьшилось количество выращиваемого зерна, основная причина такого положения заключалась в том, что во время войны на большей части посевных земель развернулись военные действия. Запасов кормов для скота не хватало, а кто зависел от закупок зерна, вынуждены были сокращать численность своих отар. Забой скота и падеж от бескормицы резко изменили в отрицательную сторону положение в животноводстве. После Гражданской войны ситуация продолжала ухудшаться.

    Начало иностранной военной интервенции в Казахстане

    Во многом интервенция иностранных государств была спровоцирована самим российским военным командованием, бесконечно просившим помощи, особенно военной.

    Поводом для развертывания иностранной военной интервенции послужил вспыхнувший 25 мая 1918 года мятеж Чехословацкого корпуса, который и обозначил начало Гражданской войны.

    Мятежники захватили ряд городов Сибири, Урала и СевероВосточного Казахстана - Челябинск, Петропавловск, Кокчетав, Акмолинск, Омск, Павлодар, Семипалатинск, Кустанай. В то время как лидеры большевиков (В. Ленин, Л. Троцкий) усилили репрессивную политику в отношении тех, кто не придерживался их взглядов.

    Выступление Чехословацкого корпуса всколыхнуло антибольшевистские силы в других регионах России. Вспыхнули восстания в ряде районов Поволжья, с оружием в руках против Советской власти выступило уральское и оренбургское казачество под руководством атамана А. И. Дутова. В июле мятежи и восстания произошли в Москве и Ярославле. Вслед за ними выступили вооруженные антисоветские силы в северных районах Казахстана, разгорелись крестьянские волнения. В руках этих сил оказались весь Северный, Восточный и большая часть Центрального Казахстана. Военно-политическая обстановка оказалась чрезвычайно тяжелой. Некоторые выступления большевикам удалось подавить. Но на значительной территории Казахстана Советская власть была свергнута и образованы социалистические коалиционные правительства («правительства демократической контрреволюции»).

    Яркой страницей гражданской войны явилась экспедиция Алиби Жангильдина. Целью ее было обеспечение вооружением Актюбинского фронта. Развитие военных действий па фронтах, развернутых на территории Казахстана, было тесно связано с ходом военных операций на Восточном фронте. Отряд Жангильдина по Волге спустился к Астрахани, переплыл Каспийское море и высадился на полуострове Бузачи. Пробираясь через безводную пустыню на верблюдах и лошадях, они прибыли на станцию Шал-кар и передали оружие и боеприпасы командованию Актюбинского фронта.

    Уш-жуз, Алаш и партия большевиков в период конфронтации (1917-1920 годы)

    Большевики в отношении партий небольшевистского толка последовательность своих действий выстраивали исходя из политической платформы последних. Естественно, что любые «шаги навстре­чу» той или иной политической партии, группировке руководство большевистской партии предпри­нимало не для диалога с намерением мирного сосуществования, а с целью дальнейшей ликвидации своих политических оппонентов. Методы были самые разные: физическое истребление неугодных общественно-политических деятелей; различные превентивные меры (могли включать психологиче­ское давление); противопоставление одной оппозиционной партии другой, по сути, также оппозици­онной, т.е. выжидательная позиция большевиков исходила из принципа конкурентоспособности од­ной партии и поражения другой (пример — политическое столкновение партий «Алаш» и «Уш-Жуз»); смена руководства в оппозиционной партии, с дальнейшей кооптацией в ее ряды своих сто­ронников (прецедент — партия «Уш-Жуз») и ее последующее слияние с РКП(б).

    Использование большевиками каждого метода в отдельности не исключало их применение на практике в комплексе, в представленной последовательности. Показательным в этом отношении яв­ляется пример «отстранения» большевиками с политической арены казахской партии 1917 г. — «Уш-Жуи» на фоне ее борьбы с национальной партией «Алаш». Ситуация с партией «Уш-Жуз» является типичной ситуацией для многих политических партий национальных окраин России после 1917 г., вне зависимости от их программных установок. Судьба партии «Уш-Жуз», с момента ее появления на политической арене и вплоть до ухода с «арены», невозможно, а может быть даже бесполезно, рас­сматривать в отрыве от партийной деятельности алашевцев. Чем продиктована данная взаимозависи­мость?..

    Во-первых, партия «Алаш» для большевиков представлялась сильным оппонентом, и в противо­вес (противостояние) ей большевики с немалой результативностью использовали ушжузовцев.

    Во-вторых, на территории Казахстана именно партии «Уш-Жуз» и «Алаш» представляли на тот период (1917-1920 гг.) некий «камень преткновения» для большевистского руководства в стремлении реализовать свои планы захвата власти.

    В-третьих, и «Алаш» и «Уш-Жуз» могли быть восприняты большевиками как политические пар­тии западноевропейского образца, хотя программные установки первых затрагивали в той или иной мере вопросы вероисповедания и национальные проблемы, но резко отличались от поставленных це­лей многовариантных течений и политических сил Туркестана, где возобладали пантюркизм и пан­исламизм*.

    На «Уш-Жуз» и «Алаш» было велико влияние кадетов, эсеров, меньшевиков, в противостоянии с которыми большевистское руководство приобрело опыт политической борьбы и с уверенностью использовало этот опыт в борьбе с политическими партиями национальных окраин. Борьба с ушжу-зовцами и алашевцами для большевиков не составляла исключения.

    Ликвидировать обе партии как потенциальных политических конкурентов со своеобразного «рынка» моделей национально-государственного устройства на территории Казахстана и Туркестана большевикам представлялось возможным, лишь приняв сторону одной из партий, одного из полити­ческих оппонентов. Чтобы достичь поставленную перед собой цель, руководство большевиков долж­но было принять во внимание два основных различия этих партий:

    - во-первых, социальный состав партий и, прежде всего, социальный состав руководящего звена внутри этих партий (индифферентно друг от друга);

    - во-вторых, цели, задачи и программные установки партий.

    Далее, дело оставалось за методологией В.И.Ленина, согласно которой «пролетарская» партия «... умела приспособлять свою форму к изменившимся условиям, умела видоизменять эту форму со­ответственно требованиям момента»1. В этом отношении методология «вождя революции» наиболее убедительно доказала свою действенность на примере партии «Уш-Жуз»: большевики не только при­способились к среде и программным установкам партии, но и изменили социальную среду и про­граммные установки, тем самым перевели в ранг «приспособленцев» самих ушжузовцев.

    Программные установки партий, их социальный состав определяли ответы на вопросы:

    а) о продолжительности существования партий ;

    б) о предпочтении в выборе большевиками той партии, которая стала бы сферой (полем) деятельности для успешной реализации планов по захвату власти.

    Говорить о продолжительности существования партий «Уш-Жуз» или «Алаш» следует, опира­ясь, в первую очередь, на социальный состав этих политических партий. «По своему социальному составу партия «Уш-Жуз» была преимущественно мелкобуржуазной, революционно-демократиче­ской организацией. ... Она объединяла часть революционно-настроенной интеллигенции — учите­лей, учащихся, фельдшеров, служащих учреждений, а также мелких скотоводов, крестьян-земледель­цев, кустарей, представителей рабочих. К ней временно примкнули и некоторые представители фео­дально-байской верхушки», — указывает Б.Елькеев3. Состав же партии «Алаш» охватывал социаль­ные слои «от феодально-байской верхушки, городской национальной торгово-ростовщической бур­жуазии до явных низов, от убежденных националистов до рядовых интеллигентов, .»4. Ни в первом, ни во втором случаях об однородном социальном составе говорить не приходится, но можно с полной уверенностью судить о пропорциональном соотношении так называемых «вер­хов» и «низов» в партиях: в «Алаш» преобладали имущие слои казахского населения, включая духо­венство; в партии «Уш-Жуз» доминировали «низы» и «средние слои» интеллигенции. Большинство программных установок политических партий, как правило, является производной классового содержания партий, что особенно характерно в период их становления. Последующая деятельность партий может исходить из интересов социальных слоев населения как «верхов», так и «низов». На этом этапе политические партии, не взирая на социальную принадлежность каждого из партийных членов, постепенно трансформируют свои политические установки, адаптируя их к тре­бованиям различных социальных слоев населения. Пересмотр политической партией своей идейной платформы мог иметь двоякую цель: во-первых, необходимость в признании всеми слоями общества легитимности партии; во-вторых, необходимость реабилитации партии в глазах этого общества, если первоначальная деятельность партии носила не только малопродуктивный, но, возможно, и вредный характер (при условии если предыдущая, первоначальная идейная платформа отвечала требованиям лишь отдельных слоев населения).

    Успешное осуществление мероприятий, ведущих ту или иную политическую партию к высшим органам государственного управления, должно быть представлено как корректировками политиче­ской платформы, так и проведением в жизнь этой идейной платформы в полном объеме. В противном случае возникает опасность для партии быть скинутой массами с «пьедестала» по причине своей не­состоятельности. Итог деятельности партии «Алаш» — уход с политической арены в начале 1920-х годов, по-видимому, не был исключением из правил. Появление большого числа люмпен-пролетариата, маргинальных слоев в социальной иерархии казахского общества, не учитывалось по­литической платформой алашордынцев. Неимущие слои населения не играли особой роли в идейных устремлениях партии «Алаш». Руководители партии в борьбе со своими политическими оппонентами не делали ставку на незадействованные в общественно-политической жизни края «низы». Это было главной ошибкой алашордынцев.

    В 1917-1918 годах идейно-политические предубеждения и меркантилизм части национальной интеллигенции, подкрепляемые принципами охлократии, губительно сказались и на существовании национальной партии Казахстана «Уш-Жуз»: предоставление большевиками поддержки руководя­щим лицам партии Ш.Альжанову и К.Тогусову в противовес первому лицу «Уш-Жуза» М.Айтпенову и его сторонникам, внесло раскол в партию. Большевики сыграли на «свойственных для партии «Уш-Жуз» этого периода (ноябрь-декабрь 1917 г.) резких колебаниях, путанных и противоречивых реше­ниях, носивших националистический характер и отражавших настроение различных социальных групп»6. В.К.Григорьев охарактеризовал данный раскол как «проявления мелкобуржуазного характе­ра партии, действовавшей в условиях отсталой национальной

    В данном случае раскол партии «Уш-Жуз», на наш взгляд, стал результатом не только идейно-политического расхождения внутри партии; нельзя сбрасывать со счетов и личные амбиции отдель­ных руководящих лиц, в число которых входил К.Тогусов. Подобные предположения, как мы счита­ем, небезосновательны: за период пребывания К.Тогусова заместителем у М.Айтпенова социальный состав партии не подвергался серьезным изменениям, чего нельзя было сказать впоследствии, в ходе кадровой пертурбации в руководящем звене «Уш-Жуза». С этого момента политическая ориентация ЦК партии «Уш-Жуз» изменилась. Внутриполитическая жизнь «Уш-Жуз» не представляется индиф­ферентной от политики партийного руководства большевиков, где роль К.Тогусова изначально про­слеживается как роль, если не кооптированного, то внедренного члена большевистской партии. Под сомнение ставится всякий самостоятельный идейно-политический рост членов этой партии при ана­лизе действий руководства партии «Уш-Жуз» в лице самого К.Тогусова. Как констатирует Б.Елькеев: «Этап этой борьбы закончился освобождением М.Айтпенова с поста председателя партии, его аре­стом, передачей дела революционному трибуналу и избранием председателем ЦК К.Тогусова»8. Не вполне понятны стечения обстоятельств, затрагивавшие верхушку этой партии: партийное руково­дство «Уш-Жуз» выставляет своего члена партии, более того, выходца из руководящего звена, на суд чрезвычайному органу — революционному трибуналу — детищу другой партии, партии большеви­ков! (курсив наш — С. Н.).

    Б.Елькеев, расписывая судьбу М.Айтпенова по цепочке — «освобождение — арест — револю­ционный трибунал», завершает ее избранием К.Тогусова на пост председателя. Дальнейшая судьба М. Айтпенова умалчивается. Можно предположить, что она была трагична, так как по законам воен­ного времени, а точнее по законам «красного террора», революционные трибуналы большевиков в отношении «контрреволюционных элементов» не придерживались никаких церемоний.

    Большую роль в подборе большевиками своих сторонников из числа руководства ушжузовцев, играло наличие образовательного уровня: так, Тогусов, по настоянию своего отца, окончил русскую школу в Зайсане и по некоторым данным он заочно окончил юридический факультет Петербургского университета9. Можно предположить, что большевики видели в К.Тогусове кандидатуру, способную, исходя из знания местной специфики социально-экономического и политического развития края, лоббировать интересы большевиков по установлению монополии на власть. Здесь следует подчерк­нуть «гибкую, целеустремленную политику большевиков по отношению к той части мелкобуржуаз­ной демократии, которая перешла в лагерь революции и выразила готовность участвовать в социали­стическом переустройстве общества»10.

    Выбор большевиками партии «Уш-Жуз» не был ошибочным:

    во-первых, уже к апрелю 1918 г. численность партии доходила до тысячи человек, что при аполитично настроенном населении и его мобильности представлялось большим достижением;

    во-вторых, социальный состав «Уш-Жуз» после смены руководства в партии был максимально приближен к составу большевистской партии;

    в-третьих, «Уш-Жуз», как большевизированная партия национального толка, представляла собой хо­рошую основу в борьбе с главным противником большевиков — партией «Алаш».

    Как отмечает А.Сармурзин: «Несмотря на свою непоследовательность, классовую и идейную ограниченность, «Уш-Жуз» с первых своих шагов беспощадно клеймила как в целом партию «Алаш», так и ее руководителей, срывала маску с так называемого «народного правительства» Алаш-Орды»11. Большевизированная интеллигенция «Уш-Жуз» постоянно совершала обвинительные выпа­ды в сторону «Алаш». С дальнейшим противостоянием этих национальных партий происходила окончательная поляризация национальной интеллигенции Казахстана.

    Список литературы

    Ленин В.И. В.Засулич убивает ликвидаторство // П.С.С. — Т. 24. — С. 29.

    См.: О прошлом для будущего. — Алма-Ата: Казахстан, 1990. — С. 9.

    Елькеев Б. Партия «Уш-Жуз» и ее деятельность в период установления советской власти в Казахстане // История Ка­захстана: белые пятна: Сб. ст. / Сост. Ж.Б.Абылхожин. — Алма-Ата: Казахстан, 1991. — С. 55.

    Сармурзин А. Крушение Алаш-Орды (из истории борьбы большевиков Казахстана против контрреволюционного алаш-ордынского движения) // О прошлом — для будущего (некоторые актуальные проблемы истории Компартии Казахста­на в свете гласности). — Филиал ИМЛ при ЦК КПСС. — Алма-Ата: Казахстан, 1990. — С. 21.

    См.: АбсеметоваЖ. Имел ли большевизм социальную базу в Казахстане? // Мысль. — 2003. — № 3.

    Елькеев Б. Партия «Уш-Жуз»... — С. 59.

    Григорьев В.К. Противостояние: большевики и непролетарские партии в Казахстане. — Алма-Ата: Казахстан, 1989. —С. 17-18.

    Елькеев Б. Партия «Уш-Жуз». — С. 59.

    Отепова Г. Прогрессивно-просветительские идеи в творчестве К.Тогусова // Отан тарихы. Отечественная история. — 2001. — № 4. — С. 110.

    Елькеев Б. Партия «Уш-Жуз». — С. 59.

    Сармурзин А. Крушение Алаш-Орды. — С. 29-30.


    написать администратору сайта