Главная страница

общая характеристика фортепианной техники. 2 выявить изложенные в методической литературе методы и приемы формирования начальных навыков игры на фортепиано


Скачать 0.69 Mb.
Название2 выявить изложенные в методической литературе методы и приемы формирования начальных навыков игры на фортепиано
Анкоробщая характеристика фортепианной техники
Дата04.10.2022
Размер0.69 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаProshutinskaya_vkr.pdf
ТипРеферат
#713058
страница2 из 3
1   2   3
: Я еще знал учителей, которые заставляли ученика обязательно при исполнении гаммы правой рукой сверху вниз держать руку с постоянным наклоном от пятого пальца ко второму и к первому. Это считалось красивыми удобным. На самом же деле ничего более непрактичного нельзя себе представить [28, с. 93].
Нейгауз предлагает поиграть гаммы вышеизложенным способом, затем перейти к противоположному. Суть это способа заключается в том, что при перекладывании четвертого, третьего и второго пальцев, по мере того как они будут приближаться к первому, руку следует держать под наклоном от второго пальца к пятому. А в случае подкладывания, когда переходишь к следующему положению третьего, второго и первого пальцев, нужно как бы чертить рукой поверх первого пальца небольшую дугу. В этот момент рука должна быть наклонена от пятого пальца ко второму. Если сыграть гамму указанным способом, то можно услышать волнистую линию [28, с. 93]. А. Шмидт-Шкловская в книге О воспитании пианистических навыков»предлагает другой способ работы над гаммами. Целью гаммовых упражнений автор считает гладкое, непрерывное по звучанию и временным соотношениям исполнение. Такое исполнение зависит от спокойного подкладывания первого пальца при смене позиции. Основная причина толчков вовремя игры гамм – малая подвижность первого пальца или его напряженность. Для этого, чтобы обеспечить ровное и беглое звучание нужно развивать его легкость, ловкость, подкладывая его незаметно и готовить заранее. Подкладывание следует выполнять с

19 самостоятельным движением целого пальца под кисть, не наваливаясь на него и не менять уровень кисти. Когда меняется позиция, кисть переносится через палец и свободно располагается на клавишах в следующей позиции. Кисть нужно вести плавно и спокойно, повернув ее в сторону движения. Ровность и точность исполнения зависит от точного снятия того или иного пальца с клавиши. Чтобы достичь нужного результата, автор советует учить гаммы в медленном темпе просчитывая каждую ноту как половинную и считать ее четвертями, после чего уменьшать длительности [40, с. 48]. З. Фукс не сходится во мнении с Г. Нейгаузом и А. Шмидт-Шкловской. В своей статье Основы техники»он говорит о том, что тренировка элементарной пианистической гаммы преобразуется в новое своеобразное звучание. Е следует изучать постепенно ив ритме, соблюдая все технические приемы. Вовремя игры также тренируется и её пение (под контроль одноименной игры и без инструментов. Это упражнение оказывает помощь в ритмических видоизменениях [35, с. 108]. Теперь ребенок может играть гамму от заданного тона. а) Гамма начинается с белых клавиш, но начала водном направлении левая рука правая рука 1,2,3,1,2,3,4). Движение аппликатуры правой руки в гамме F- dur и левой в гамме H-dur является исключением. б) Игра гамм, которые начинаются от черных клавиш с обычным движением руки. Исключение H-dur, Es-dur. В быстром темпе начинать разучивать гамму, стоит по отдельным частям. Эти отдельные отрезки должны доходить до автоматизма, с соблюдением определенной метрической пульсации, сдвижением кисти или даже корпуса игра воспринимается как организованный процесс [35, с. 109]. Как показывает опыт, говорит Е. Либерман в своей книге Работа над фортепианной техникой»,в наше время изучение гамм обычно подразделяется на два больших периода. Первым периодом можно считать ознакомительный. Он приходится на время обучения в музыкальной школе

20 или на первых курсах музыкального училища. В это время обучения преследуются те цели, с помощью которых ученик развил умение слышать, играть гаммы в разных тональностях, с разным количеством диезов и бемолей. Понимать значение аппликатуры и уметь ориентироваться в особенностях рельефа различных гамм – необходимая ступень в техническом образовании. Особенно овладению навыками слышания подвижного и безостановочного пассажа и соответствующей координации рук способствует игра минорных гамм, также расходящихся, в терцию, дециму и сексту. Игра гамм в этот период времени способствует овладению навыками первичной беглости, то есть умения охватывать одну, две, три и четыре октавы. Большое количество детей не могут достичь совершенного исполнения гамм. Это происходит, вероятно, потому, что юные пианисты не относятся к этому упражнению с интересом. Все же определенные, пусть не совсем замысловатые задачи должны быть установлены. Эти задачи заключаются в четкости и ровности гаммы. Трудности вызывает второе, поскольку здесь появляется проблема подкладывания первого пальца. В современной фортепианной технике есть множество различных способов соединения позиций, однако классический способ связной игры гамм не утратил свое значение. Владение им важно для каждого пианиста. Смена позиции должна проходить спокойно, но быстро. Таким образом, когда гамма движется вверх, правая рука подводит первый палец плавно и постепенно, что при чутком внимании слуха обеспечит ровный звук. По-другому происходит соединение позиций, когда гамма движется вниз. Третий или четвертый пальцы правой руки должны подводиться к своим клавишам достаточно быстро в тот момент, когда первый палец берет предыдущую ноту, они должны находиться над своей клавишей [22, с. 78]. Изучение литературы дает основание для следующих выводов

21 1. В методической литературе при формировании навыка извлечения одной ноты предлагаются следующие методы а) в основу первого прикосновения к клавише должно быть взято дыхание. Вздох – предыкт, взмах руки, после чего идет звукоизвлечение и снятие руки – выдох. Снимать руку надо спокойно, а падение ее должно быть веским б) нота должна извлекаться плавным, свободным, а также мягким падением руки на клавишу. Пианист должен научиться плавно и мягко опускать руку на клавиатуру, а затем легко и спокойно поднять ее, после того, как извлечет нужный звук.
2. При формировании навыка исполнения легато рекомендуются такие методы а) нужно научить ребенка вслушиваться в переход одного звука в другой. Первый палец поднимается в тот момент, когда второй уже взял ноту, после чего легко и плавно поднять вместе со свободной рукой второй палец и нажать следующий звук б) исполняя два звука на легато, первый должен извлекаться за счет плавного опускания руки и погружения пальца в клавишу, второй же вовремя подъема руки.
3. Развивать навык исполнения стаккато предлагают так а) стоит обращать внимание на то, что стаккато исполняется от предплечья, а клавиша берется четким, активным кончиком пальца б) на начальном этапе развития данного навыка нужно научить ребенка играть только третьим пальцем – скачками по разным октавам, далее тоже самое делается вторыми четвертым пальцами. Первый и пятый пальцы должны играть квинту потому же принципу в) можно поиграть в мячик, но непрерывно ударять мячик от пола нужно касаясь его не ладонью, а одним пальцем.
4. При развитии навыка исполнения гаммы авторы советуют следующее

22 а) при перекладывании четвертого, третьего и второго пальцев, по мере того как они будут приближаться к первому, руку следует держать под наклоном от второго пальца к пятому. А в случае подкладывания, когда переходишь к следующему положению третьего, второго и первого пальцев, нужно как бы чертить рукой поверх первого пальца небольшую дугу б) для этого, чтобы обеспечить ровное и беглое звучание нужно развивать легкость и ловкость первого пальца, подкладывая его незаметно и готовить заранее. Подкладывание следует выполнять с самостоятельным движением целого пальца под кисть, не наваливаясь на него и не менять уровень кисти. Когда меняется позиция, кисть переносится через палец и свободно располагается на клавишах в следующей позиции.

23 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО У УЧАЩИХСЯ
ДМШ
2.1 Опыт работы пермских педагогов-пианистов по исследуемой проблеме С целью проанализировать опыт работы педагогов-пианистов МАО
ДОД ДХШ Хоровая капелла мальчиков нами были осуществлены анкетирование и беседа, входе которых преподаватели описали и рассказали какие методы они используют для развития первоначальных навыков игры на фортепиано. Также мы посетили десять занятий в классе фортепиано, где было проведено педагогическое наблюдение за работой над некоторыми видами техники игры на фортепиано.
Нам удалось побывать на уроках Печерской Натальи Валерьевны, доцента кафедры инструментального исполнительства ПГГПУ. Уроки, которые были просмотрены, начинались традиционно с игры гамм. У учащегося еще не очень хорошо поставлена рука, поэтому учителю приходилось придерживать локоть ученика, чтобы ребенок мог запоминать правильные ощущения вовремя исполнения. При игре на черных клавишах пальцы ложились, и учитель постоянно обращал внимание ребенка на тов какой позиции они должны быть. Также на уроке Наталья Валерьевна объясняла ученику, как нужно ставить первый палец при игре гамм. Для

24 того, чтобы ребенок лучше понял, учитель сначала показал на собственном примере, а затем положил по монетке на каждую кисть ученику и тот в свою очередь пытался играть так, чтобы монетки не падали, а оставались на месте. Если монетка не падала, то это говорило о том, что ученик играет в правильной позиции. Еще Наталья Валерьевна предлагала поиграть гамму по четыре звука, делая акцент на первую долю, одновременно пропевая такие слова огурцы и помидоры ем. Данное упражнение позволяет играть ровно. Педагог говорил учащемуся исполнять гамму следующим образом начинать движение си к вершине приходить к ff. Таким образом развивается беглость пальцев, а также ребенок учится интонировать и мыслить длинными фразами. Но при работе над этим упражнением нужно быть предельно внимательным. Сложность заключается в том, что при игре на pp ученик может сильно расслабить руку, к тому же перестать артикулировать пальцами, а вовремя игры наесть опасность того, что ребенок начнет долбить по клавишам. Далее, после работы над гаммами начиналась работа над упражнениями Ш. Ганона. В то время, когда ученик играл, педагог заставлял обращать его внимание на то, чтобы позиция руки была правильная. Затем, для того чтобы у учащегося стал активнее пятый палец и чувствовалась вершинка, входе игры при движении вверх учитель нажимал на клавишу пятым пальцем ученика, а также чтобы активизировались остальные пальцы, при движении вниз нажимал каждым пальцем. Также учитель обращал внимание учащегося на то, чтобы вовремя того как он играет, у него не поднимались плечи. Работая над данными упражнениями, педагог советует делать акценты тона первом пальце, тона пятом и вместе с этим представлять, что на кисти лежит монетка, которая не должна упасть – это нужно для того, чтобы держать правильную позицию. Еще Наталья Валерьевна помогает детям лучше почувствовать силу пальцев с помощью такого упражнения нужно понять руки вверх, вверху покрутить фонарики, а затем резко сбросить руки вниз притом наклониться вперед,

25 чтобы руки просто болтались, за счет этого получается, что как бы вся энергия сверху перешли вниз – в кончики пальцев. Педагог советует ученику поиграть данные упражнения на стаккато. Играя на стаккато следует представить, что пальцы – это кисточки, и этими кисточками нужно как бы сметать с клавиш. Проиграть на стаккато полезно тем, что учащийся начинает цепче играть, у него активизируются кончики пальцев, чего и добивался педагог. Для того чтобы игра получалась ровной, предлагается вариант поиграть с остановками на третьем, а затем на пятом пальцах, играя при этом пунктирным ритмом. Когда у учащегося не получалось сходу сыграть пунктирный ритм правильно, учитель советовал прохлопать нужный ритма затем изобразить его на фортепиано. Далее, работая над произведением, Наталья Валерьевна делала замечания по поводу того, что у ученика вовремя исполнения постоянно валился пятый палец, поэтому ей приходилось раз от раза придерживать запястье ребенка. В некоторых местах произведения, две ноты были объединены лигой. Для того, чтобы учащийся лучше уяснил как правильно сыграть данный штрих, педагог положил руку ученика на свою и несколько раз проиграл данное место. После чего ребенок сам пытался изобразить так, как показал педагог, проигрывая это место много раз. Играть этот штрих нужно таким образом отталкиваясь от первой ноты плавно войти во вторую ноту, то есть по принципу сесть – встать, сесть – встать. Также можно взять какое-то слово и пропеть его на этих нотах, с помощью голоса рука начинает играть так, как этого требует произведение. Чтобы сыграть мелодично и на легато небольшой отрезок мелодии, учитель, играя этот отрезок, как ив предыдущем случае помогает себе голосом. В качестве попевки может быть выбрано любое слово или небольшая фраза. За счет пения получается проинтонированный и плавно сыгранный кусочек мелодии. Для того, чтобы держать темп, педагог предлагает ученику пропеть длительности с помощью ритмослогов.

26 Мы присутствовали также на уроках Бояршиновой Ирины Леонидовны, заслуженного работника культуры РФ, стаж работы 35 лет. Уроки этого педагога, как и у предыдущего, начинались с гамм. Для того, чтобы вовремя исполнения гаммы пальцы не проскальзывали, нужно играть каждую ноту в точку. Учитель обращал внимание ребенка на то, что при игре у него падает первый палец, из-за чего не получалась ровная линия. В особенности эта проблема проявлялась, когда ребенок играл на черных клавишах. Добиваясь правильного исполнения, педагог советовал заранее готовить первый палец, чтобы в нужное время он уже был на своем месте. За счет этого получается ровная игра. Также ученик играл, как бы толкая каждую клавишу, а учитель говорил ему о том, что нужно играть цепкими кончиками. Затем Ирина Леонидовна посоветовала поиграть гамму по четыре звука, то есть вслух считать 1, 2, 3, 4, в том же темпе, в каком играется гамма и, отталкиваясь от первой ноты двигаться дальше. Это позволяет играть без провалов, ровно. Один из видов гамм, Ирина Леонидовна говорит сначала сыграть острым кистевым стаккато, далее кистевое стаккато сменяется на пальцевое. Данное упражнение позволяет выработать цепкость пальцев. Для того чтобы исполнение гаммы не выглядело как игра по слогам, нужно не толкать пальцы в клавиши, а мыслить горизонтально и идти к вершинке, за счет этого также получается играна легато. При работе над гаммами Ирина Леонидовна старается применять различные сравнения и образы, например, чтобы рука находилась в правильной позиции, нужно ладонь как бы ставить на подковку. Также чтобы добиться максимального легато, учитель говорит ученику сыграть
«легатиссимо» (как Ф. Шопен. Далее шла работа над упражнениями Ш. Ганона. Эти упражнения предназначены для развития беглости пальцев на клавиатуре. На начальном этапе разучивания нового упражнения учитель советует плотно и мягко погружать пальцы в клавиатуру, чтобы лучше запомнить аппликатуру. Еще у ученика падал пятый палец, учитель поддерживал его, чтобы

27 запоминались правильные ощущения. Когда ребенок играет, учитель в это время помогает ему правильно двигать кистью, чтобы не было зажатости, а впоследствии и ощущения усталости в руках. Также движение кистью необходимо для того, чтобы пальцы вставали на свои места в правильной позиции, поскольку каждый палец – это продолжение руки и должна создаваться прямая ось, к тому же движение кистью помогает в правильном исполнении на легато. Вовремя исполнения Ирина Леонидовна, также сделала замечание, что нужно играть пальцами, без тряски рукой. Педагог говорило том, что ненужно вовремя исполнения махать пальцами, но нужно каждым пальцем замахиваться на каждую клавишу. Учитель применяет на уроке один из методов развития слуха ученика. При разучивании нового упражнения она сначала сама играет упражнение, а ребенок должен опираясь на собственные слуховые ощущения пытаться повторить. После работы над упражнениями Ш. Ганона, ученик исполнял этюды, где происходила отработка сложных мест. Педагог не в первый раз повторял учащемуся, что первый палец должен стоять, а не лежать. Тоже самое относилось и к пятому пальцу. Когда мелодическая линия идет вверх, нужно как бы двигаться к верхней ноте. Для того, чтобы эта нота прозвучала как верхушка нужно на нее поставить пятый палец. Чтобы при игре мелких длительностей не проскакивали пальцы, нужно проговаривать ноты. Еще в быстром темпе можно использовать упражнение, которое используется вовремя игры гамм, то есть играть по четыре звука, а также просчитывать их вслух. Третий педагог, на уроках которого мы присутствовали, Стряпшина Наталья Николаевна, преподаватель фортепиано 1 категории, стаж работы
19 лет. Уроки этого педагога начинались с игры этюдов. При исполнении длинного пассажа учитель советует разделить его по четыре ноты и делать акцент на первой долю, в связи с этим получается, что ученик играет как бы

28 быстрее. Также учитель говорило том, что при исполнении мелодической линии нужно не шагать по клавишам, а как бы «пропевать» их. При игре на стаккато нужно дышать рукой, то есть, отталкиваясь от ноты кисть как будто должна зависнуть в воздухе – это и создает ощущение дыхания. Когда мелодия идет вверх на легато, учитель говорит о том, что нужно поднимать каждый палец по нарастающей. Также нужно одну ноту наслаивать на другую. За счет этих приемов получается проинтонированная мелодия, правильно сыгранная на легато. Учитель считает немаловажным, чтобы вовремя исполнения ребенок слышал тяготения звуков. И при работе над произведением делает на этом акценты. Происходит работа над движением кисти. Педагог показывает на собственном примере как должна кисть двигаться при игре того или иного пассажа, после чего ученик отрабатывает эти движения самостоятельно. Наталья Николаевна также считает важным развитие пластичности рук учеников. Для того, чтобы выделить ноту, сделать ее сильнее, нужно заранее поднять палец и с помощью кисти приподнимая ее сделать что-то наподобие волны, затем поставить на клавишу, ноне просто поставить, а как бы зацепить ее крючком. При игре нон легато нужно играть как будто колокольчиками. Чтобы держать темп, предлагается использовать

ритмослоги. Также при игре на стаккато надо не толкать, а извлекать звук. Педагог в своей работе с детьми использует и ассоциативный метод, то есть для того, чтобы ученик понял, как нужно сыграть легато или стаккато в качестве примера приводятся различные ассоциации. Играть на легато – это как будто провести кисточкой с краской по холсту, а играя на стаккато представить, будто рука – это шарик в настольном теннисе. Поскольку нам таки не удалось посмотреть, как на практике у Натальи Николаевны происходит развитие навыка игры гамм, мы провели беседу, входе которой мы спросили с какими трудностями она встречается при развитии этого навыка и с помощью каких методов достигает правильной игры учащихся. Педагог рассказало том, что одна из трудностей развития

29 навыка игры гамм – это незнание позиций. Эта трудность связана стем, что ученикам сложно запомнить аппликатуру в гамме. В этом случае Наталья Николаевна на каждом уроке вместе с ребенком разрабатывают новый способ запоминания пальцев. Также учитель сказало том, что, придавая окраску гамме, ученику легче запомнить, где какой палец должен стоять. То есть при движении вверх как бы идет нагнетание, а затем легкий спуск вниз. Еще одна проблема связана с подкладыванием первого пальца. В этом случае педагог советует, перед тем как начинать играть дать ребенку маленькие машинки стем, чтобы он их покатал по клавиатуре вверх, вниз, затем одновременно в разные стороны. После этого упражнения, когда ученик почувствовал какая позиция руки должна быть, учитель переходит к игре гамм. Наталья Николаевна советует исполнять гамму по четыре звука, одновременно интонируя. Еще один из способов работы над гаммами – это исполнять разными штрихами, то есть, например, левая рука играет легато, а правая стаккато. Можно поиграть таким способом, как исполняется полифоническое произведение (с разным весом) - одна рука играет легко (подголосок, а другая плотно (тема. Очень важно правильно дать установку ребенку, что играть тему нужно негромко, а именно плотно, поскольку это два совершенно разных понятия. Как говорит учитель, эти способы помогают в дальнейшем при исполнении произведений. Еще педагог советует играть гамму на легато с высоким подниманием пальцев. Данное упражнение способствует подвижности пальцев. Анализ анкетирования и беседы Для того чтобы глубже понять подходы педагогов по формированию у учащихся первоначальных навыков игры на фортепиано, мы провели анкетирование и беседу в которых содержались следующие вопросы. С чего на Ваш взгляд необходимо начинать техническое развитие ребенка

30 2. Какие способы наиболее эффективны при развитии первоначальных технических навыков
3. Какие трудности возникают при развитии различных способов звукоизвлечения (легато, стаккато
4. Какие учебники используете на уроках при развитии звукоизвлечения
5. Необходимо ли изучение гамм Почему
6. На какие учебно-методические пособия Вы опираетесь при работе с детьми младших классов Так, на первый вопрос Н.Н. Стряпшина ответила, что начинать техническое развитие ребенка нужно сформирования у учащегося навыков свободной игры, с постановки игрового аппарата, а также сформирования основных приемов звукоизвлечения разными штрихами путем нахождения комфортных, удобных, пианистически правильных ощущений в руках.
Н.В. Печерская считает, что развитие техники нужно начинать, прежде всего, с посадки и постановки руки на клавиатуре. В ответе на второй вопрос все педагоги сказали о том, что нет каких-то универсальных способов при развитии технических навыков, поскольку работа с каждым ребенком индивидуальна. В работе Н.Н. Стряпшиной при развитии способов звукоизвлечения встречаются трудности в исполнении игры легато. Как правило, они связаны стем, что учащиеся не контролируют процесс звукоизвлечения слухом (часто подталкивают кистью, не поднимают пальцы, играют скованной рукой, не интонируют. Немаловажную роль в процессе работы над качеством звука играет слуховой контроль и пластика в руках. При развитии навыка игры стаккато и нон легато – желательно акцентировать внимание учащегося на дыхание руки (снятие запястьем, сбрасывание напряжения.

31 На этот же вопрос Н.В. Печерская отвечает следующее плоские и прижатые друг к другу пальцы часто дети толкают пальцы в клавиши учащиеся дергают руки на стаккато. При развитии навыка звукоизвлечения Н.Н. Стряпшина использует следующие пособия Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова Новая школа игры на фортепиано С.А. Барсукова Лучшее для фортепиано (сборник пьес для учащихся ДМШ, учебно-методическое пособие Г.Г. Цыганова, И.С.
Королькова Альбом ученика-пианиста»; К. Черни (ред. Г. Гермер) Этюды
(I и II части О.А. Геталова, ИВ. Визная В музыку с радостью.
Н.В. Печерская использует при работе с детьми такие пособия, как
Б.Е. Милич Хрестоматия Маленькому пианисту Т.Р. Симонова Чудесные клавиши и Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для беглости пальцев ИВ. Ядова Не хочу играть гаммы АД. Артоболевская Первая встреча с музыкой А.А. Николаев Школа игры на фортепиано О.А.
Геталова, ИВ. Визная В музыку с радостью О.А. Геталова «Обученье без мученья. На пятый вопрос все преподаватели ответили, что изучение гамм, безусловно, необходимо поскольку
1) это позволяет учащимся лучше ориентироваться на клавиатуре
2) формирует умение играть позиционно
3) работая над гаммами возможно формирование правильных игровых ощущений, плюс ко всему идет работа над звуковедением;
4) регулярная работа над гаммами формирует навыки беглости и подвижности пальцев, которые необходимы в исполнении более сложных произведений
5) формируется навык синхронного звучания рук
6) исполнение гамм дает ученику представление о тональностях, что в дальнейшем создает условия свободного исполнения
7) в гаммах можно экспериментировать со звуком, штрихами, ритмом и темпом.

32
Учебно-методические пособия, на которые опирается Н.Н. Стряпшина это А.А. Николаев Школа игры на фортепиано АО. Шмидт-Шкловская О воспитании пианистических навыков Б.Е. Милич Воспитание ученика- пианиста Т.Р. Смирнова Интенсивный курс обучения игре на фортепиано.
Н.В. Печерская использует такие пособия, как Ю.Я. Лихачёв Авторская школа Современная методика обучения детей музыке Б.Е.
Милич Воспитание ученика-пианиста»; Н.П. Корыхалова Играем гаммы МВ. Смирнова Из золотого фонда педагогического репертуара (Р. Шуман, ПИ. Чайковский, К. Дебюсси, С.С. Прокофьев); Сборник статей Как научить играть на рояле. Первые шаги СМ. Майкапар Музыкальное исполнительство и педагогика Сборник статей Как учить музыке одаренных детей АО. Шмидт-Шкловская О воспитании пианистических навыков О.А. Курнавина О первоначальном музыкальном воспитании. Входе беседы удалось выяснить, что ИЛ. Бояршинова начинает техническое развитие, прежде всего, сформирования игрового аппарата.
Трудности при развитии звукоизвлечения, по её мнению, могут быть лишь в том случае, если есть проблемы с координацией рук. Учебные пособия, которые Ирина Леонидовна использует при развитии звукоизвлечения К. Черни Этюды (ред. Г. Гермера); АД.
Артоболевская Первая встреча с музыкой А.А. Николаев Школа игры на фортепиано. Дополнительно педагог включает такие учебники А. Лешгорн Этюды Г. Беренс Этюды. Также, отвечая на наш вопрос какими учебно-методическими пособиями Ирина Леонидовна пользуется при обучении младших школьников она сказала, что не обращается к каким-то конкретным авторам, нов обязательном порядке посещает различные семинары и мастер-классы, которые связаны се профессией. В своей работе ИЛ. Бояршинова все методы и приемы придумывает и вырабатывает сама.

33 Анализ посещения уроков, а также материалы анкетирования и бесед позволяет сделать следующие выводы.
1. При работе над навыком звукоизвлечением педагоги-пианисты г. Перми предлагают следующие методы а) играя на стаккато нужно дышать рукой б) мыслить горизонтально и идти к вершинке в) производить правильные движения кистью г) когда мелодия идет вверх на легато, нужно поднимать каждый палец по нарастающей, а также одну ноту наслаивать на другую д) при исполнении мелодической линии нужно «пропевать» клавишами е) вовремя игры помогать себе голосом ж) метод сравнения.
2. При работе над гаммами педагоги используют следующие методы а) метод показа б) метод тактильного ощущения показа учителя в) играть гаммы по четыре звука, одновременно, просчитывая вслух один, два, три, четыре, а также отталкиваясь от первой доли интонируя двигаться к вершинке г) дать ребенку в каждую руку по игрушечной машинке, которые он в свою очередь должен покатать по клавиатуре, вверх, вниз, и одновременно в разные стороны д) поиграть гамму разными штрихами, то есть левая рука одним штрихом, а правая другим е) поиграть гамму пальцевым стаккато, а затем кистевым ж) заранее готовить первый палец з) начинать движение гаммы си к вершине приходить к ff; и) поиграть каждой рукой с разным весом к) играна легато с высоким подниманием пальцев.

34 Первоначально при развитии техники игры на фортепиано нужно формировать правильную посадку и постановку игрового аппарата изучение гамм необходимо, поскольку это позволяет лучше ориентироваться на клавиатуре, а также вовремя исполнения формируется умение играть позиционно, учащийся имеет представление о тональностях, формируются навыки беглости и подвижности пальцев и навык синхронного звучания рук.
1   2   3


написать администратору сайта