Главная страница
Навигация по странице:

  • +0,5 +1 Кириллов Вадим 3+ 4 4 4+ +0,5

  • ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • общая характеристика фортепианной техники. 2 выявить изложенные в методической литературе методы и приемы формирования начальных навыков игры на фортепиано


    Скачать 0.69 Mb.
    Название2 выявить изложенные в методической литературе методы и приемы формирования начальных навыков игры на фортепиано
    Анкоробщая характеристика фортепианной техники
    Дата04.10.2022
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаProshutinskaya_vkr.pdf
    ТипРеферат
    #713058
    страница3 из 3
    1   2   3
    2.2. Ходи результат опытной работы (на базе ДМШ г. Краснокамска и ХКМ г. Перми) Изучение литературы по теме исследования, изучение и анализ опыта работы пермских педагогов-пианистов, а также собственные наблюдения позволяют сформулировать гипотезу исследования. Мы предположим, что формирование начальных навыков игры на фортепиано таких как легато и стаккато на начальном этапе обучения будет протекать успешнее, если применять сравнительные образы и выявлять ассоциации на собственном примере показать правильность исполнения ребенок будет тактильно ощущать показ учителя. Для проверки гипотезы мной была подготовлена программа опытной работы. Тема опытной работы – Формирование начальных навыков игры на фортепиано у учащихся ДМШ». Цель работы проверить эффективность положений, сформулированных в гипотезе. База МАУ ДО Детская музыкальная школа г. Краснокамска.
    МАО ДОД ДХШ Хоровая капелла мальчиков г. Перми. Участники Ксения Лундина, ученица 2 класса ДМШ г. Краснокамска. Девочка очень послушная и податливая. Несмотря на то, что она достаточно замкнутая, уже на втором нашем занятии Ксюша начала более активно себя проявлять в работе и это сыграло немалую роль. Ученица очень точно интонирует, нона данном этапе не может спеть мелодию связно. Именно это,

    35 отчасти, помешало в работе над легато, поскольку голос и руки тесно связаны. На уроки всегда приходила подготовленная, с четким пониманием того, зачем она пришла на занятие.
    Вадим Кириллов, ученик 4 класса ХКМ г. Перми. Работа с мальчиком проходила более эффективно, поскольку в силу своего возраста он уже многое умел. С Кириллом мы сразу же нашли общий языки это поспособствовало тому, что он понимал меня буквально с полуслова. Ученик не всегда приходил готовым на урок, что в большей степени осложняло нашу работу. На занятиях проявлял себя очень активно, но при этом часто халтурил. Однако при всем этом мы смогли добиться определенных результатов. Срок проведения опытной работы 06.02.2017 – 04.05.2017 гг. Этапы проведения
    1. Констатирующий этап. Целью данного этапа является установление исходного уровня сформированности у учащихся навыков игры легато и стаккато. Для проведения констатирующего этапа мы использовали метод наблюдения, результаты которого оценивались по 5 балльной шкале, где 5 – навык развит отлично, 4 – навык развит хорошо, 3 – навык развит плохо, 2 навык неразвит совсем. В качестве экспертов выступали педагог по фортепиано ХКМ
    Печерская Наталья Валерьевна и студентка 4 курса факультета музыки
    ПГГПУ Федосеева Ирина. Результаты констатирующего этапа исследования изложены в следующей таблице
    Таблица 1 Автор ВКР Педагог Студент Средний балл Л С Л С Л С Л С
    Лундина
    3 4
    4 4+
    4-
    4 3+
    4

    36 2. Формирующий этап. Цель данного этапа заключается в формировании у учащихся начальных навыков игры на фортепиано в русле подходов, изложенных в гипотезе. Для работы с Ксенией мы выбрали произведения И. Стрибогга Вальс петушков и 2 этюда К. Черни из сборника Этюды (ред. Г. Гермера) Данные этюды одного типа, разница лишь в том, что в первом этюде мелодия находится в правой руке, а во втором находится в левой. В них, мыс Ксюшей пытались услышать скрытую мелодию. Сначала те ноты, которые изображают тему мы выделяли с помощью удара по клавише, а подголосок играть на легкое, тихое стаккато. Ксюше это давалось довольно непросто то главная нота пропадет, то подголосок получается громче темы. Чтобы справится с этой задачей, я предложила поставить первый палец на клавишу, и, держа ее играть пятым стаккато по нескольку раз, после встать на другой палец и проделать тоже самое. Данное упражнение было направлено на то, чтобы ученица могла приноровиться к правильному извлечению ноты пятым пальцем. После этого упражнения предпринималась попытка сыграть так, как написано. Далее возникла другая трудность. Сначала подголоски были в пятом пальце, а затем они переходили в первый. Ксюше было трудно переключиться, поэтому мы все играли в очень медленном темпе. Работали также – брали ноту мелодии и, держа ее играли подголосок на стаккато. Также стоило объяснить Ксюше, что аккорды, используемые в аккомпанементе не стоит передерживать, поскольку между ними имеются паузы, а также играть аккорды нужно на нон легато, для этого я показала по Ксения Кириллов Вадим
    4-
    4 4
    4 3
    4 3+
    4

    37 какому принципу действует рука исполняя данный штрих. Нужно немного приподнимая кисть мягко опуститься в клавишу, взять ноту и подняв кисть перенести руку наследующий аккорд. Для того чтобы отработать данное движение, я предложила поднимать и опускать руку на закрытую крышку фортепиано, далее мы упражнялись уже на клавиатуре. Иногда приходилось поправлять положение руки ученицы своей рукой. Поработав отдельно правой и отдельно левой руками, мы попытались соединить обе руки. Сначала получалось не очень хорошо, поскольку за каждой рукой все равно пока приходится следить. Во втором этюде мелодия переходила в левую руку, и это создало немало проблем, поскольку эта рука менее поворотлива вовремя игры на фортепиано. Пришлось изрядно постараться над приблизительно правильным исполнением. Работа проходила также, как и над правой рукой, но сложность заключалась в аппликатуре. Водном такте в теме при спуске вниз после 4 пальца должен играть 3 палец – это крайне неудобно, пришлось отрабатывать этот такт отдельно от всех, чтобы рука могла запомнить, как нужно правильно двигаться. Поиграв с открытыми глазами, я предложила Ксюше закрыть глаза, чтобы еще более точно прочувствовать этот момент. Далее мы отрабатывали всю левую руку также, как ив первом этюде правой рукой. Затем работали над аккордами в правой руке, потому же принципу, как ив первом этюде. После – соединили руки и попытались сыграть. Теперь же тема сама по себе не звучала как одна непрерывающаяся линия. Тут мы снова подключили голос, и вместе с девочкой играли и пропевали тему, которая должна быть осмыслена и сыграна с интонацией. Мы выяснили какая нота самая главная и пытались прийти к ней, а затем уйти. После работы над мелодией мы подключали стаккатные подголоски и пытались сыграть весь этюд двумя руками. Туже самую работы мы проделали и во втором этюде над левой рукой. В конечном итоге в работе над этюдами мы не смогли добиться легатов исполнении темы, ноу нас получилось связать ноты темы и подголоска.

    38 Главная тема в вальсе идет на стаккато, и поскольку пальцы девочки еще не до конца приспособлены к игре данного штриха, мы пытались отработать отдельно правой рукой. У Ксюши, в целом, неплохо получалось играть стаккато, но иногда оно получалось громоздким, прилипающими мы пытались от этого избавиться. Был приведен пример того, как царапается кошка, то есть пальчики должны быть цепкими и острыми как когти у кошки. В дальнейшем мы называли данное исполнение «царапками». Также я показала Ксюше как должна двигаться рука при исполнении стаккато – кисть всегда на одном уровне, поскольку в данном случае используется пальцевое стаккато, а также двигать локоть для того, чтобы каждый палец вставал правильно на клавишу и был продолжением руки. Для полного понимания я попросила ученицу положить свою руку намою, чтобы она могла прочувствовать те движения, которые нужно применять при игре данного штриха. Сложность заключалась, также, в том, что в первых двух тактах идут
    3 ноты на стаккато сдвижением вверх, их различие – это первый такт во второй октаве, а второй такт в третей октаве, то есть должен быть создан некий эффект эхо. Сама по себе тесситура создает данный эффект, оставалось лишь правильно это исполнить. Когда было сказано, что первый мотив должен звучать громче, а второй тише, то при исполнении все вышло очень утрированно, то есть сильные удары по первому мотиву, и почти не задевая клавиш прозвучал второй. Мы пытались добиться того звучания, которое должно быть в идеале. Ноты исполняемые на стаккато сменяются двумя нотами под лигой, которые должны играться по принципу взять, снять. У Ксюши получалось, что она как бы налетает на эту первую ноту, а вторая нота под лигой также выскакивает, что недопустимо. Чтобы лучше понять, как должен звучать данный мотив я спела имя ученицы, сделав сначала ударение на последнем слоге, и Ксюша мне сказала, что это неправильно, тогда я спела с ударением на нужный слог. После этого девочка попыталась повторить туже интонацию на фортепиано. Сначала с пропеванием своего имени, а затем опираясь на внутренний слух. Поработав

    39 отдельно над каждой интонацией, мы попробовали сыграть данный отрезок произведения целиком. Наследующем этапе мы пытались сделать тему более плавной и певучей. Для этого Ксюше предлагалось играть только тему, самое главное теми пальцами, которые указаны в нотах. Чтобы было проще понять, как движется мелодия, мы пробовали петь с названиями нот. Вначале я пела вместе с ней. Поскольку Ксюша не умеет на данный момент петь связно и ноты получаются отдельно друг от другая помогала своим голосом, чтобы она слышала правильное звучание. Я попросила Ксюшу сыграть столько, сколько она сможет. Прослушав, стало ясно, что в данный момент очень важно выучить левую руку, поскольку, плохо зная текст левой руки нельзя будет сделать музыки в целом, ведь все внимание обращено на аккомпанемента точнее на то какую клавишу нажать. Аккомпанемент очень простой, трехдольный, он как рази создает стиль вальса. Трудность еще состояла в том, что нужно было выделять баса гармонии играть чуть тише, к тому же все это играется на стаккато. Чтобы Ксюше было более понятно, как это нужно исполнять я привела ей пример с мячиком когда кидаешь мячик на пол, то он сначала ударяется сильно, а затем с каждым разом слабее, здесь был тот же принцип. Также, я проиграла сама аккомпанемент, чтобы ученица могла еще и услышать, как нужно исполнять. Сначала мы брали небольшие кусочки и играли в медленном темпе, так чтобы было время подумать. После, когда Ксюша уже не смотрела в ноты, а это было признаком того, что она выучила этот кусочек наизусть, мы играли с закрытыми глазами, также сначала очень медленно, чтобы прочувствовать каждую клавишу и понять, куда должна пойти рука. Работа длилась очень долго, иногда приходилось играть вместе, чтобы было на что опираться, но со временем у Ксюши стало получаться. Далее ускоряли темп. Поработав отдельно над каждым кусочком мы их соединяли и играли с закрытыми глазами. Когда цель была достигнута, мы подключили правую руку, в которой снова возникла проблема с двумя нотами под лигой, я снова начала петь ее имя, а она в свою очередь пыталась играть правильно.

    40 Затем мы сыграли отдельно правую руку отдельно несколько разубедившись, что Ксюша играет ее по всем правилам, попытались соединить руки. У Ксюши уже довольно неплохо получалось играть штрихи, которые мы отрабатывали на прошлых уроках, но теперь не хватало проинтонированной, целостной мелодической линии. Сначала я показала это на своем примере то, как это должно звучать. Несколько раз сыграв, а затем, пропев, я предложила Ксюше попробовать исполнить самой. Когда у нас получалась более-менее осмысленная мелодия, мы подключили левую руку. Тут возникла проблема – аккомпанемент перебивал по звуку мелодию. Стали работать нал левой рукой отдельно. После того, как Ксюша поиграла одной рукой, мы решили поиграть следующим образом – она мелодию, а я аккомпанемента затем мы поменялись. Сыграв несколько раз, Ксюша стала пытаться теперь сама изобразить то, что мы играли вместе. В работе над вальсом мы добились правильного исполнения стаккато и легато. Для работы с Кирилловым Вадимом мы выбрали следующие произведения И.С. Бах Инвенция a-moll», К. Черни Этюд из сборника Школа беглости. При работе над инвенцией для начала мы стали разбирать материал отдельно каждой рукой. Это очень важно, поскольку текст состоит практически из шестнадцатых нот и при разборе не всегда удается следить за обеими руками сразу. Поиграв несколько раз сначала одной рукой, а затем другой рукой, мы попытались их соединить. Игра производилась в очень медленном темпе, чтобы ученик успевал следить за происходящим. Теперь, когда Вадим уже знал текст, стало легче работать над выразительными моментами. И для начала я попросила сыграть отдельные фразы, которые сначала звучали очень скучно и однообразно. Чтобы было проще понять и сыграть фразы так, как этого требует произведение, я предложила Вадиму пропеть их, после чего игра стала намного лучше. Также в произведении есть скрытое двухголосие в левой руке, которое мы попытались показать.

    41 Предлагалось поиграть сначала второй голос и сделать из него одну линию, затем также сделать с первым голосом. Второй голос мы поставили на первый план, но и первый тоже не должен был оставаться в стороне. Поиграв отдельно каждый голос, мы соединили их, не сразу, но постепенно Вадим смог сыграть так, как это требуется, после чего мы добавили правую руку и попробовали сыграть все вместе и ученик справился с этим заданием. В произведении имеются ключевая нота, которая указывает на кульминацию. Сложность заключалась в том, что данная нота должна была исполняться пятым пальцем. Я показала ученику, как должен в этом случае себя вести пятый палец, то есть прежде чем нажать на клавишу нужно замахнуться пальцем и нажать на клавишу именно кончиком – именно такой способ позволит сыграть данную ноту, как это требуется. Вадиму не удавалось или поднять палец или он заваливался на него вследствие чего и звук получался тусклым. Тогда я положила руку ученика свою руку намою так, чтобы пятый палец лежал именно на пятом пальце моей руки и после я изобразила то, какое движение должно быть исполнено. Исходя из стилистики произведений И.С. Баха, стоит помнить о том, что не всегда в его музыке даже обозначенный штрих стаккато нужно играть именно стаккато. В разучиваемой нами инвенции восьмые ноты нужно исполнять штрихом, который обозначает что-то среднее между стаккато и нон легато. Большая сложность заключается в правильном исполнении этого штриха. В случае Вадима – это тусклый и очень вялый звук. Я же добивалась от ученика, чтобы пальчики вовремя игры были цепкими. Чтобы было более понятно, я провела аналогию с балетом, а точнее с балеринами, как они танцуют на своих пуантах стоя на носочках, очень легко и грациозно. В дополнении к ассоциации показывала на собственном примере. Для отработки данного навыка было предложено поиграть на закрытой крышке инструмента. Иногда приходилось выполнять данное упражнение одновременно вместе с учеником. После этого мы перешли на клавиатуру. В

    42 дополнении к данному упражнению я добавила слог па, который произносился шепотом и очень точно. По окончании работы ученик хорошо интонировал мелодию, а засчет этого получалась связная игра. При работе над восьмыми нотами, которые исполняются промежуточным штрихом между стаккато и нон легато нам удалось добиться небольших успехов. Этюд, который был выбран для работы, основан на элементе арпеджио, где главной трудностью для нас стали связная игра и правильная аппликатура. Нужно было работать над звукоизвлечением. Для начала я показала Вадиму какие движения должна совершать рука при игре арпеджио, а это – дуговые движения от 1 пальца к 5 и от 5 кв правой руке, а также от
    5 к 1 и от 1 кв левой руке. Показав на собственном примере Вадиму было сложно выполнить это задание. Для полного понимания я положила его руку на свою и, поиграв в таком положении, ученик пытался повторить правильное исполнение самостоятельно, однако из-за того, что он не ставил пятый палец на кончик, рука постоянно заваливалась. Мне приходилось постоянно указывать на это, показывать самой, а также самой ставить его пяты палец. Я также играла параллельно игре Вадима, чтобы он постоянно видел, как должна двигаться рука. После нескольких попыток все же ученику удалось двигать кистью вовремя игры примерно так, как это требуется. Если впервой части этюда арпеджио играются правой рукой вверх, то во второй части правая рука, играющая арпеджио вниз сменяется левой играющей арпеджио вверх. Такая смена происходит три раза. Учащемуся было трудно быстро переключаться и я предложила поиграть друг за другом сначала арпеджио которые идут вниз начиная с медленного темпа и постепенно ускорять темп, затем тем же способом мы поиграли арпеджио, идущие вверх. После такой игры Вадиму было легче переключаться с одной руки на другую. Далее я указала на то, что должна быть прежде всего мелодическая линия, а непросто отчеканенные ноты, для этого нужно было мыслить

    43 фразой. После Вадим попытался изобразить то, о чем ему было сказано и у него даже с первого раза неплохо получилось. Чтобы активизировать кончики пальцев, ученику было предложено поиграть арпеджио на стаккато. Однако здесь мы столкнулись стой проблемой, что Вадим не может правильно исполнять стаккато. В этом случае я решила проводить аналогии с жизнью стаккато должно быть царапающим как когти у кошки, или как укол иголкой. Чтобы не навязывать свое мнение, Вадиму было предложено самому придумать аналогию к игре стаккато. Мы остановились на том, что клавиатура – это очень горячая поверхность, и ему так нужно было сыграть, чтобы не обжечься. Далее мы работали над тем, чтобы у этюда появилась мелодия, то есть Вадиму предлагалось мыслить длинными фразами начинать с пиано (p), идти к вершинке фразы, дойти до форте (f) и снова сойти на нет. Мыслив таким способом, ученик играл более плавно и певуче, а также ноты получились мягче по звучанию. Играя арпеджио, не удавалось добиться ровного исполнения, для этого было предложено сыграть их пунктирным ритмом на легато, а после на стаккато. После данного упражнения исполнение стало более гладким.
    3. Контрольный этап. Цель данного этапа – установить, насколько у учащихся оказались сформированы первоначальные навыки игры легато и стаккато. На этом этапе мы также использовали метод наблюдения, результаты которого изложены в следующей таблице
    Таблица 2 Автор ВКР Педагог Студент Средний балл Л С Л С Л С Л С
    Лундина Ксения
    3+
    5 4+
    5 4
    5 4
    5 Кириллов
    4 4+
    4+
    5-
    4-
    4 4
    4+

    44 Вадим
    Таблица 3 Таблица 1 Таблица 2 Итого Л С Л С Л С

    Лундина Ксения
    3+
    4 4
    5
    +0,5
    +1 Кириллов Вадим
    3+
    4 4
    4+
    +0,5
    +0,5 Данные таблицы 3 свидетельствуют, что произошли некоторые сдвиги в уровне сформированности навыков исполнения легато и стаккато у учащихся. Об этом свидетельствуют видеозапись. Опытная работа подтвердила, что при формировании технических навыков игры легато и стаккато следует активно использовать показ педагога, применять сравнительные образы и выявлять ассоциации, а также использовать специальные упражнения, направленные на отработку соответствующих навыков игры. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    1. Фортепианная техника – это совокупность умений, навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное художественное звучание. Есть различные виды фортепианной техники. Она разделяется на мелкую и крупную. К мелкой технике относятся группы, охватывающие не более пяти нот без перемены позиции, гаммы и гаммообразные пассажи,

    45 арпеджио, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы, пальцевые репетиции. К крупной технике — тремоло, октавы, аккорды и скачки.
    2. При формировании навыка извлечения одной ноты авторами методических работ предлагаются следующие методы а) в основу первого прикосновения к клавише должно быть взято дыхание б) нота должна извлекаться плавным, свободным, а также мягким падением руки на клавишу.
    При формировании навыка исполнения легато рекомендуются такие методы а) нужно научить ребенка вслушиваться в переход одного звука в другой б) исполняя два звука на легато, первый должен извлекаться за счет плавного опускания руки и погружения пальца в клавишу, второй же вовремя подъема руки. Развивать навык исполнения стаккато предлагают так а) стоит обращать внимание на то, что стаккато исполняется от предплечья, а клавиша берется четким, активным кончиком пальца б) на начальном этапе развития данного навыка нужно научить ребенка играть только третьим пальцем в) непрерывно ударять мячик от пола, касаясь его одним пальцем. При развитии навыка исполнения гаммы авторы советуют следующее а) нужно как бы чертить рукой поверх первого пальца небольшую дугу б) подкладывание следует выполнять с самостоятельным движением целого пальца под кисть, не наваливаясь на него и не менять уровень кисти.
    3. Анализ посещения уроков педагогов-пианистов г. Перми, а также материалы анкетирования и бесед с педагогами показал, что при работе над навыком звукоизвлечения педагоги предлагают такие методы, как а) играя на стаккато нужно дышать рукой

    46 б) производить правильные движения кистью в) когда мелодия идет вверх на легато, нужно поднимать каждый палец по нарастающей, а также одну ноту наслаивать на другую г) при исполнении мелодической линии нужно «пропевать» клавишами д) вовремя игры помогать себе голосом е) метод сравнения. При работе над гаммами педагоги используют следующие методы а) метод показа б) метод тактильного ощущения показа учителя в) играть гаммы по четыре звука, одновременно, просчитывая вслух один, два, три, четыре г) дать ребенку в каждую руку по игрушечной машинке, которые он в свою очередь должен покатать по клавиатуре, вверх, вниз, и одновременно в разные стороны д) поиграть гамму разными штрихами е) поиграть гамму пальцевым стаккато, а затем кистевым ж) заранее готовить первый палец з) поиграть каждой рукой с разным весом
    4. Входе проведения опытной работы с учащимися-пианистами младших классов ДМШ нами установлено, что наиболее эффективными при формировании навыка исполнения легато являются следующие методы и приемы а) метод показа учителя б) метод применения сравнительных образов в) метод выявления ассоциаций г) использование голоса. При формировании навыка исполнения стаккато эффективны такие методы и приемы как а) метод показа учителя

    47 б) метод применения сравнительных образов в) метод выявления ассоциаций. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Абдуллина, А.А. Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано учебно-методическое пособие. – М МПГУ,
    2005. – 24 с. Алексеев, АД. Методика обучения игре на фортепиано. е издание. – М Музыка, 1978. – 289 с

    48 3. Артоболевская, АД. Первая встреча с музыкой учебное пособие. е издание. – М Советский композитор, 1992. – 105 с. Артоболевская, АД. Хрестоматия маленького пианиста учебное пособие. – М Советский композитор, 1991. – 138 с.
    5. Арчажникова, Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано учебное пособие. – М МГЗПИ, 1962. – 82 с. Баранова, Г, Четверухина, А. Первые шаги маленького пианиста. – М Музыка, 1992. – 125 с. Баренбойм, Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л Музыка, 1969. – 282 с. Баренбойм, Л. Путь к музыке. – Л Советский композитор, 1979. –
    168 с. Баринова, МН. Очерки по методике фортепиано. – Л Тритон, 1926.
    – 203 с.
    10. Беркман, Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. – М Просвещение, 1977. – 104 с. Бирмак, А.В. О художественной технике пианиста. – М Музыка,
    1973. – 139 с.
    12. Гат, Й. Техника фортепианной игры. – Будапешт Атэнэум, 1967. –
    244 с. Геталова, О.А., Визная, ИВ. В музыку – с радостью. – СПб.: Композитор, 1997. – 160 с. Гнесина, Е.Ф. Фортепианная азбука. – М МУЗГИЗ, 1956. – 20 с. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М Музгиз, 1961. – 222 с.
    16. Дельнова, В.В. Развитие фортепианной техники на начальной стадии обучения / Г. Балтер // Ребенок за роялем. – М Музыка, 1981. – С. 87-
    95.
    17. Исенко, АИ. Школа игры на фортепиано. Часть 2. – М Музгиз,
    1961. – 90 с

    49 18. Коган, Г. Работа пианиста. – М Классика, 2004. – 204 с. Корто, А. Рациональные принципы фортепианной техники. – М Музыка, 1966. – 108 с. Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста. Тетради I и
    II. – Мс. Лещинская, И, Пороцкий В. Малыш за роялем учебное пособие. 2- е издание. – М Советский композитор, 1989. – 38 с. Либерман, Е.Я. Работа над фортепианной техникой. – М Классика, 2003. – 148 с. Лонг, М. Фортепиано. Школа упражнений. – Л Музгиз, 1963. – 125 с. Любомудрова, Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М Музыка, 1982. – 143 с. Макуренкова, Е.П. О педагогике В.В. Листовой. – М Музыка,
    1971. – 92 с. Мартинсен, КА. Индивидуальная фортепианная техника. – М Музыка, 1966. – 118 с. Милич,
    Б.Е. Воспитание ученика-пианиста: методическое пособие. – М Кифара, 2002. – 184 с. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры Записки педагога. е изд. – М Музыка, 1988. 240 с. Николаев, А.А. Школа игры на фортепиано / Э. Кисель, В.
    Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. – М Музыка, 1970. – 192 с. Ройзман, ЛИ, Натансон, В.А. Юный пианист. Выпуск 1. – М Советский композитор, 1987. – 165 с. Савшинский, СИ. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М Музыка, 1964. – 174 с. Сраджев, В.П. Развитие беглости в технической работе пианиста методическое пособие. – Елец Муза, 2003. – 32 с

    50 33. Тимакин, ЕМ. Воспитание пианиста методическое пособие. е издание. – М Советский композитор, 1989. – 144 с. Фейнберг, СЕ. Пианизм как искусство. е издание. – М Музыка,
    1969. – 595 с. Фукс З. Основы техники / Г. Балтер // Ребенок за роялем. – М Музыка, 1981. – С. 95-110.
    36. Цыганова, Г.Г., Королькова, И.С. Новая школа игры на фортепиано. е издание. – Ростов н/Д.: Феликс, 2009. – 206 с. Цыпин, ГМ. Обучение игре на фортепиано учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 Музыка и пение. – М Просвещение, 1984. – 176 с. Шендерович, ЕМ. О преодолении пианистических трудностей в клавирах Советы аккомпаниатора. е изд, испр. и доп. – М Музыка, 1987.
    – 60 с. Шипилова Л.Н. Формирование фортепианно-технических навыков Методическая разработка. – Уральск Издательский центр и СМИ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2009. – 13 с. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л Музыка, 1971. – 74 с. Штейнгаузен, ФА. Физиологические ошибки в технике фортепианной игры. Перевод с немецкого С. Малькиной – СПб.: Печатный труд, 1909. – 173 с. Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М Классика, 2002. – 176 с. Юдовина-Гальперина, Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. – СПб.: Союз художников, 2002. – 240 с.
    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
    44. http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/birmak/birmak.htm\

    51 45. http://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/rabota_nad_fortepiannoj_t ekhnikoj_v_starshikh_klassakh_dshi/1-1-0-723 46. http://bigenc.ru/
    47. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/04/08/ra zvitie-tekhnicheskikh-navykov-v-mladshikh
    48. http://knowledge.allbest.ru/music/2c0b65635a2bc68b5d53a89421306d3 6_0.html
    49. http://www.kindergenii.ru/for-teacher/pianist.htm
    50. https://studwood.ru/509669/kulturologiya/soderzhanie_konstatiruyusche go_formiruyuschego_etapov_eksperimenta
    51. http://student39.ru/lector/Metody-_priemy_i_formy_obucheniya/
    52. ПРИЛОЖЕНИЯ

    1. Видеозапись фрагментов опытной работы (диск)
    2. Презентация ВКР
    1   2   3


    написать администратору сайта