Главная страница

Философия распечвтать. 23. Индивид, индивидуальность, личность


Скачать 215.46 Kb.
Название23. Индивид, индивидуальность, личность
Дата08.04.2023
Размер215.46 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаФилософия распечвтать.rtf
ТипДокументы
#1046828
страница1 из 4
  1   2   3   4

23.Индивид, индивидуальность, личность

Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Индивид, то это - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

24.Проблема смысла жизни в философии

Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно.Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

25.Философия истории:формационный подход

Основные подходы к изучению истории

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

– те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты);

– те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом. К данной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются:

– формационный подход;

– цивилизационный подход;

– культурологический подход.

Формационный подход

1. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.

Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

К.Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

– первобытнообщинная;

– рабовладельческая;

– феодальная;

– капиталистическая;

– коммунистическая (социалистическая).

2. Формационный подход широко распространен в мировой философии. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Достоинства:

– понимание истории как закономерного объективного процесса;

– глубокая разработка экономических механизмов развития;

– реалистичность, систематизация исторического процесса.

Недостатки:

– не учитываются другие факторы: культурные, национальные, спонтанные;

– излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами в своем развитии одной из формаций);

– нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз;

26.Цивилизационный подход к истории

1. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 – 1975).

Центральное понятие, используемое его сторонниками – цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют, особенно религиозно, на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

– шумерская;

– вавилонская;

– минойская;

– эллинская (греческая);

– китайская;

– индусская;

– исламская;

– христианская;

– некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).

2. Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

– вызов, брошенный цивилизации извне: невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия;

– ответ цивилизации на вызов;

– деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Развитие всей истории строится по схеме «вызов ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

– творческого меньшинства;

– инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

– зарождение;

– рост;

– надлом;

– смерть и полное исчезновение цивилизации.

27.Философское осмысление глобальных проблем современности

Глобальными называются общечеловеческие проблемы, которые проявляются в масштабах всей планеты .

Они имеют ряд общих существенных черт:

-во-первых, затрагивают интересы каждого человека, государства, региона и человечества в целом;

-во-вторых, решение глобальных проблем требует объединения усилий всех людей, всего мирового сообщества;

-в-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было;

-в-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, и даже непоправимым последствиям для всего человечества и в целом для сферы его обитания;

-в-пятых, все они находятся в такой сложной взаимосвязи, что решение одной из них обязательно предполагает учет влияния на нее других проблем.

Поэтому трудно даже теоретически вычислить и систематизировать, не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов по их решению.

Философское осмысление глобальных проблем связано с теми функциями, которые играет философия в жизни общества.

-Во-первых, она, формируя мировоззрение и ценностные ориентиры, определяет направленность человеческой деятельности.

-Во-вторых, обобщая теории, способствует интеграции научного знания.

-В-третьих, философия, объясняя общественные явления и процессы, формирует наиболее общие законы развития общества и природы и, тем самым, исследуя глобальные проблемы, нацеливает на понимание их закономерного явления, органически связанного с общественным прогрессом.

Таким образом, появление глобальных проблем рассматривается не как случайность, а как результат объективного процесса противоречивого развития человеческой истории.

-В-четвертых, философия осмысливает общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности.

-В-пятых, философия способствует более четкой ориентации в стремительно растущем мире научной информации по глобальным проблемам.

-В-шестых, более остро ставится проблема смысла жизни, смерти и бессмертия перед угрозой со стороны глобальных проблем.

28.Глобальные ,региональные,локальные проблемы современности

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Примером региональных экологических проблем может служить проблема Полесья - болотистого края с недавно проведенной масштабной мелиорацией. Неправильный, неэкологичный подход к выбору мелиорируемых объектов и ненаучные методы проведения мелиорации привели к тому, что южная часть Беларуси выведена из состояния экологического равновесия. Шли под сведения леса, спрямлялись реки, уничтожались гнездовья водоплавающих птиц. В результате пропали озера, уничтожен лес, постоянно распахиваются торфяники.

Завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промышленные стоки, вредные для здоровья людей, хищническая рубка векового лесного массива, ненормированные выбросы вредных веществ в атмосферу в результате работы промышленного предприятия - все это примеры локальных экологических проблем.

29.Общая характеричтика древнегреческой философии

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа: досократический - VII - Vвв. до н. э.; классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периодуотносится деятельность так называемых философов-«досократиков»: милетской школы – «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); Гераклита Эфесского; элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа); некоторых иных философов. Основные проблемы, которыми занимались досократики: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период- время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических школ»; философия Платона; философия Аристотеля.Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже досократиков: меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность сократических философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Для философии римского периода было характерно:

- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;

- влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

- расцвет этики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека)

30.Милетская школа

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

  1   2   3   4


написать администратору сайта