26,27,28 вопросы Сов.Ист.Каз Жанылсын. 26. Насильственная коллективизация сельского хозяйства методы и темпы коллективизации
Скачать 19.56 Kb.
|
26. Насильственная коллективизация сельского хозяйства: методы и темпы коллективизации. XV съезд Коммунистической партии который состоялся в 1927 году, объявил курс на коллективизацию сельского хозяйства. В процессе осуществления данной задачи, важное значение играл уровень развития материальной базы, на которую основывается коллективное хозяйство. Принимая во внимание различные факторы, ЦК партии рассчитывал, что к весне 1932 г завершится коллективизация в Казахской АССР. В республике с 1929 года, началось активное становление колхозного строительства. Была создана первая машинно-тракторная станция. Также для реализации коллективизации вместе с коренными «коллективизаторами» Казкрайкомом были привлечены 8 тыс. рабочих и в Казахстан было отправлено более 1000 представителей рабочих из России. «Задумка коллективизации сельского хозяйства была скомпрометирована с самого начала жестоким тотальным терроризированием». Коллективизация происходила независимо от местных условий, в которой требовались предварительные подготовки, в основном административными методами. Были инструкции по ускорению темпов полной коллективизации кочевников. При этом было просто провозглашено создание экономических баз, обустройство жилья, объектов бытового предназначения. Коллективизация и заселение одновременно начали разрушать древний образ жизни аула. Был уничтожен не только угнетательский класс казахского общества, но и рухнули все устои, заложенные тысячелетиями кочевой цивилизации. Все это привело к великому бедствию. С самого начала распространились нарушения принципов добровольности и элементарной закономерности. В наибольшей степени были распространенными принудительные методы, такие как лишение преимущественных прав, угроза экспатриации или досудебный арест в «образовательных целях». Популярным средством особо прилежных «коллективизаторов» было включение колебаний в подкулачников. Самым тяжелым последствием было раскулачивание. Численность людей которые подверглись раскулачиванию была высокой. Подобные результаты объяснялись тем что вместе с угнетательским классом раскулачивались и средние, и зажиточные хозяйства. Чтобы попасть в разряд кулаков, достаточно было иметь, например, дом под железной крышей или две лошади. Также многие люди, которые не хотели вступать в колхозы осуждались без доказательств, у них отбирали скот, лишали их прав на собственность, насильственно выселяли с собственных домов и угрожали переселением их за пределы страны. Сталинская модель коллективизации сельского хозяйства вызвала ожесточенное сопротивление крестьян. Они уходи в города и на стройки, откочевывали в другие регионы, убивали активистов колхозного движения, создали вооруженные отряды самообороны, организовывали восстания. ЦК Компартии, в сентябре 1932 г. принял постановление о сельском хозяйстве Казахстана. Центральный комитет партии в области животноводства Казахстана предложил создать товарищества по совместному земледелию и сенокосу в качестве переходного этапа к сельскохозяйственному картелю. Однако этот указ был принят, когда деструктивные процессы зашли слишком далеко. Ни слова о голоде, обездоленности людей, катастрофическом положении животноводства и причинах их возникновения. В результате определенных мер которые были приняты в период второй пятилетки, казахстанские колхозы и совхозы начали свое восстановление, новейшей отечественной сельхозтехникой. Особое внимание было уделено обучению трактористов и комбайнеров. В годы второй пятилетки увеличилась посевная площадь и поголовье скота. При этом практически завершился переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому. 27. Сталинские репрессии, их масштаб и тяжелые последствия. Репрессии против национальной интеллигенции. Сталинские репрессии— массовые репрессии, которые осуществлялись в СССР в 1930-1950-е годы и были связаны с именем И.В.Сталина, руководивший государством в этот период. После завершения Октябрьской революции 1917 года, начались политические репрессии. Пострадавшими от этих репрессий были не только активные политические деятели которые были против большевиков, но и простолюдины которые выражали свое несогласие. Эти наказания проводились по социальным признакам. Репрессии не прекращались даже после Гражданской войны. В связи с началом индустриализации и коллективизации, сталинские репрессии приобрели более глобальный характер. Естественным результатом развития тоталитарной власти стало создание репрессивной машины. Усилилось политическое преследование членов Алаша, выразивших сомнения в правильности политики центра.В республике началось беззаконие, не учитывались национальные особенности и интересы казахов. При Голощекине политические давления усилились. Репрессиям подверглись и местные партийные лидеры, так называемые национальные уклонисты. Некоторые из них мечтали о «переходе отсталых наций» к более развитым социалистическим народам. Среди них Т. Рыскулов, У. Исаев, С. Сейфуллин, У. Джандосов, Т. Жургенев, А. Токжанов, А. Икрамов, Г. Артыков, А. Каримов и другие. Другие искали более умеренные альтернативы. Они больше ориентировались на этническую идею, принимая во внимание реалии своих республик. Для них было характерно трагическое ощущение последствий насильственного вторжения государств. Таким образом, они выразили неприятие большевистской модели трансформации традиционного общества. Неизвестные люди в военной форме ворвались в дом и, сломав руки, уехали в неизвестном направлении, дома были сожжены. Позже поползли слухи, что несчастная жертва была «врагом народа». Они сразу перестали вести общение с детьми и женами «изменников Родины». Они избегали их, как прокаженных. Родственники угнетенных с трудом искали работу, ходили в школу. Куда бы они ни приезжали, за их спиной тихо звучали слова «его отец предал Родину». Все эти годы дети и внуки незаконно подавлялись правосудием. И только в наше время, в последние годы, многие узнали о горькой участи своих дедов и отцов. В Казахстане было два лагеря для заключенных - КарЛАГ в Караганде, и АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины) в Акмолинской области. Заключенных использовали как бесплатную рабочую силу. Широко признано, что прямого намерения уничтожать людей не было. В худшем положении, чем заключенные, часто депортировали людей, не имевших ни жилья, ни денег, ни работы. Немцы, корейцы, чеченцы были насильно переселены в нашу республику в годы сталинских репрессий. Селились в бараках совхоза, на чердаках и в прочих убежищах. Для многих эти места потом стали своеобразными. В Казахстане, по подсчетам ученых, число жертв политических репрессий за годы Советской власти составило более 3,5 миллиона человек. Тем временем в стране были реабилитированы более 300 тысяч незаконно репрессивных людей. Нужно было более 70 лет, чтобы вернуть честное имя, невинных жертв подвергшихся чудовищным репрессиям. О массовых репрессиях тех лет написано много книг, опубликованы воспоминания людей, прошедших через ад лагерей. Но пока что ученые называют все новые и новые имена ... Значит, эта сторона истории еще не закрыта. 28. Насильственная депортация народов в Казахстан. В 1920-х и 1940-х годах авторитарное правительство Советского Союза начало насильственное выселение неприязненных для него наций из оседлых и оседлых стран. Они были изгнаны из своих домов, которые затем заселили другие поселенцы. С 1928 по 1936 год 360 000 человек были депортированы в Казахстан из России, Украины и Белоруссии. С 1937 года корейское население было насильственно перемещено из районов Дальнего Востока в Среднюю Азию и Казахстан. Эти события положили начало насильственной депортации народов в Казахстан. Многие из первых десятков тысяч умерли в первые месяцы после депортации от голода и болезней, а оставшиеся в живых стали военными. Им запрещали покидать новый дом, а нарушение этого положения каралось тяжелым трудом на срок до 20 лет. Без поддержки и сочувствия местного населения было бы сложно выжить в условиях величайшего морального развала и физических лишений. Фактически каждый пятый человек в республике был особым поселенцем. Казахстан напоминал гигантский ГУЛАГ СССР. Положение людей, выселенных из домов, было очень тяжелым. Смертность резко выросла из-за голода и болезней, а также нехватки воды. Депортированные в новые страны находились под строжайшим контролем. Никто не мог никуда поехать без специального разрешения. Связь между соседями также строго контролировалась. В период массовых политических репрессий неоправданные репрессивные меры применялись не только по отношению к отдельным лицам, представителям социальных групп, классов, религий, но и к отдельным народам по принципу коллективной ответственности за национальность. Тоталитарный режим применяет к отдельным странам такой вид политических репрессий, как депортация - массовые принудительные выселения. В этих условиях стресса, вызванного принудительной массовой миграцией народов, описываемых как «ненадежные», под колоссальным давлением репрессивной политики тоталитарного режима, его неистовой пропаганды депортированные народы, которые прибыли в Казахстан без средств к существованию, могли выжить только благодаря братская помощь казахского народа. Казахский народ, который сам пережил величайшую трагедию голода (Голодомора) в своей истории, все невзгоды массовых политических репрессий, их жертвы, подверженность опасности оказали этим людям неоценимую помощь в самый критический момент их жизни. . Конечно, это был крайне тяжелый период для Казахстана, проблема еды стояла остро для всей страны. Не хватало не только денег, но и материальных средств, прежде всего жилья. Размещение депортированных осложнялось тем, что эвакуированные прибыли с запада страны с оккупированных нацистами территорий. Ситуация усугублялась тем, что у депортированных не было личных средств для покупки еды. Если учесть, что им дали всего один день на сбор при переезде, то они не могли взять с собой никаких материальных ценностей. Им пришлось оставить имущество и скот. Местное население сочувствовало и понимало их положение, а казахстанские семьи делились с приезжими своими недостатками и нуждами. Депортированные люди не только нашли в Казахстане место, где они могли пережить тяжелые времена, но и нашли вторую родину для себя и своих потомков. Они не только выжили, они выжили как этнические группы, но и заняли достойное место в сообществе многонационального Казахстана. Несмотря на все трудности, благодаря гостеприимству казахстанского народа все депортированные обрели новую жизнь в Казахстане. |