Главная страница
Навигация по странице:

  • Городская культура эпохи Средневековья

  • 28 сентября Хореографическое искусство Средневековья


    Скачать 39 Kb.
    Название28 сентября Хореографическое искусство Средневековья
    Дата25.07.2022
    Размер39 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаurok_4.doc
    ТипЗанятие
    #635770

    28 сентября

    Хореографическое искусство Средневековья

    Если римляне относились к танцу неодобрительно, то в Средние века церковь стала преследовать танец, объявив его бесовским занятием, а исполнителей танца - слугами дьявола.

    Господство церкви в Средние века в странах Западной Европы было абсолютным, т.е. королевская власть в те времена была слаба. Каждый крупный феодал считал себя способным возглавить государство, одним словом, была феодальная раздробленность,

    Церковь же, во главе с Римским папой долгое время была едина и крепка, пока протестанты в Англии и Франции не поколебали власть и влияние церкви.

    Основная идеологическая идея Церкви того времени, что человеческая жизнь на земле временна, проходяща, т.е. идея бренности человеческого бытия, а главное - это загробная жизнь. Вот к ней-то и необходимо готовиться, просить у церкви прощения грехов, покупая прощение - (индульгенции) .

    Как бы не казалось это наивным и даже смешным, эта идея была основной (генеральной) в то время.

    Во всей Европе пылали костры инквизиции. Особенно зверствовала она в Испании, вспомним борьбу с «ведьмами», которых просто топили в воде, бесконечные крестовые походы рыцарей, кровожадные и бесчеловечные.. И понятно, насколько сильна была эта идея в Средневековье!!!!

    И танец как вид искусства не мог в связи с этим не преследоваться, но простой народ не может не танцевать!!!!

    Несмотря на преследование церкви, народ танцевал, и горожане и сельские жители любили и музыку и танец, и церковь, поняв, что с этим ничего не поделаешь - ведь нельзя же сжечь на кострах весь народ - поменяла тактику--- церковь стала использовать танец в религиозных праздниках и шествиях.

    Есть упоминание о целом воздушном балете внутри средневекового храма:

    Как известно, католики поют молитвы под аккомпанемент органа, а в это время 12 ангелов летали со свечами в руках под куполом церкви. Летая, они – а это были дети, делали движения на пение хора верующих. По сути - это форма танца, конечно же, цирковая, но сам факт признания церковью танца в храме -- дал тот самый, необходимый толчок для развития танца.

    В Средневековье образ Богоматери (матери Христа) был наиболее почитаемым среди народа, к ней обращались, ища защиты от бед, болезней, нищеты.

    Есть упоминание о неизвестном танцоре, который посвятил свои трюки и танцы Богоматери. Это был революционный подход к исполнительству. Никогда еще до того танцоры не делали такого, это всегда был танец ради куска хлеба. Это взлет средневековой мысли!!!

    Отметим, что все это происходило в стенах церкви и призналось властью церкви!!

    По всей видимости, именно в эпоху Средневековья произошло разделение на городской фольклор и деревенскую - сельскую культуру.

    В раннее Средневековье чрезвычайно распространен был танец смерти, изображения танцующих сохранились на игральных картах того времени, на страницах различных трактатов.

    Смерть была изображена с косой в руках. Вспомним эпидемию чумы, которая буквально косила целые города и села.

    Церковь поддерживала исполнителей этого распространенного танца, т.к. этот танец держал народ в богобоязненности, тем самым укрепляя власть церкви, ее влияние на умы людей.

    Танец смерти дошел и до наших дней, но преображенный. Вспомним «Умирающий лебедь» Фокина и К. Сен-Санса, «Остров мертвых» С. Рахманинова, «Весь этот джаз» Б. Фосса и т.д.

    Городская культура эпохи Средневековья

    В эпоху позднего средневековья, когда рыцари - феодалы постепенно объединялись вокруг единой королевской власти, и произошло развитие бальной хореографии. Рыцари устраивали балы, на которых танцевали узаконенные танцы, следовательно, к тому времени уже существовали профессиональные учителя танцев.

    Это были те самые мимы, перекочевавшие в страны Западной Европы.

    Есть упоминание о первом танцевальном трактате - это Италия, начало 15 века.

    Гульельмо Эбрио - автор трактата, в котором он дал описание шагов, фигур танца и список мелодий для танцев.

    Это была, по сути бытовая хореография, необходимая для балов аристократов.

    В эпоху Средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Этиперемены происходили в разных европейских странах.

    В XV веке придворные балы превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов придворных, последовательность танцев организовывал «мастер бала» - балетмейстер. А ряд танцев, объединённых в единое целое, получил название балета.

    На протяжении XV-XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом – интермедии, «выходы» придворных, дивертисменты – ряд танцев, не связанных между собой общим сюжетом.

    В XVI веке был сделан большой шаг вперёд в развитии техники танца. Носителями профессионального танца были жонглёры-сказители эпоса, первые лирические поэты, кроме всего этого жонглёр танцевал. Танцевал сам как профессионал, руководил танцами, «заводил каролы» (хоровод) то в замке, то на селе, организовывал шествия при дворце и на церковных торжествах, наконец, обучал танцам знатную молодёжь.

    Танец жонглёров представляется виртуозным, технически проработанным, с сильной примесью акробатических движений. Ноги выворотны, часто вытянут носок. Руки тщательно проработаны, группировка пальцев иногда приближается к принятой в классике. Постановка корпуса с подчёркнуто вогнутой поясницей. Характер движений – резкий, порывистый.

    Для танцев раннего Средневековья характерна композиция, состоящая из кругов. В «хороводах» держались за руки, или у мужчин руки были на бедрах, а дамы поддерживали юбку. Основу движений составляли шаги и скачки. Исполнялись танцы под пение. Танцы были мужские, женские и смешанные. Танцевали в основном – кароль, бранль, фарандолу и ригодон.

    Для композиции позднего Средневековья характерно парное исполнение. Композиционный рисунок стал более разнообразным. Помимо кругов появляются линия и шеренга. Композиция рисунка носит более острый характер. Появляются высокие прыжки, добавляются покачивания корпуса. Сопровождались танцы пением или игрой оркестра (труба, рожок, барабан, тарелки). В некоторых танцах предполагалась игра и пантомима.

    Все танцы Средневековья отличало обилие поклонов в начале и конце танца.

    Все народные танцы, переработанные для вкусов и манер рыцарского общества мимами – гистрионами и трубадурами и танцевались на этих балах.

    Со временем в эпоху Возрождения мимы объединялись в особые цеха, т е организации.


    написать администратору сайта