29. Место повестей А. Гайдара в школьном чтении
Скачать 20.39 Kb.
|
29. Место повестей А.Гайдара в школьном чтении Аркадий Петрович Гайдар является символом советской эпохи. Ему удалось раскрыть главное в человеческих отношениях: где добро, а где зло; где отвага, а где трусость, где подвиг, а где предательство. Для детей и подростков А. Гайдар ценен тем, что с героев его произведений они могут брать пример. К сожалению, большая часть школьников не знакома с его творчеством, так как гайдаровские произведения исключены из целого ряда школьных программ. Так, в программе по литературе Воюшиной имя Гайдара не упоминается; в программе Климановой-Горецкого с 2007 года имя Гайдара вычеркнуто; в программе Джежелей изучаются отдельные главы из «Горячего камня» И «Тимура и его команды»; в программе Кубасовой упоминаются рассказы: «Маруся», «На отдыхе», «Голубая чашка», «Это было недавно», «Горячий камень»; в программе «Литературное чтение ХХI века отрывок из рассказа «Чук и Гек»; в программе Занкова – «Чук и Гек», «Горячий камень»; в программе «2100» – фрагменты из «Тимур и его команда»; в программах Коровиной и Курдюмова (для средних классов) Гайдара не знают совсем. Таким образом, изучение творчества А.П. Гайдара в школе осталось лишь в формате внеклассного чтения. В советское время ценились качества как родина, семья, подвиг, поступок, дружба, а сегодня ценятся иные черты характера. Поэтому произведения Гайдара перестали быть актуальными. В настоящий момент наблюдается деформация духовно-этических и нравственных ценностей российского общества, рассказы и повести А. Гайдара являются действенным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому, обращаясь к творчеству писателя, можно посмотреть, какими средствами пользовался А. Гайдар, обучая школьников добру, коллективизму, справедливости и любви к своей Родине. Фундаментом художественной литературы является устное народное творчество. Сказка очень близка детям, А. Гайдар это чувствовал и вслед за классиками русской литературы и, прежде всего, опираясь на опыт М. Горького, наследует сказочную традицию, развивающуюся по двум направлениям. С одной стороны – по пути создания литературной сказки, с другой – по пути использования сказочной поэтики в реалистических произведениях. Народная сказка занимает ведущее место в нравственно-этическом и патриотическом воспитании. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. По мере взросления школьников меняется выбор сказочных текстов: простейшие детские сказки заменяются более сложными текстами. Все это учитывает А. Гайдар, создавая свои произведения для разных возрастных категорий. В результате сказочная традиция превращается в составную часть оригинального стиля детского писателя. Таким образом, успеха в нравственно-духовном и патриотическом воспитании школьников А. Гайдар достигает, благодаря использованию нравственно-патриотического потенциала народной сказки. С одной стороны, он создает свои авторские сказки, с другой, использует сказочную поэтику в своих реалистических детских произведениях. Гайдар успел написать не очень много. Однако такие книги, как «Р.В.С.», «Школа», «Четвертый блиндаж», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Чук и Гек», неоконченные повести «Бумбараш», «Синие звезды», сказки и другие произведения завоевали писателю всемирную известность. Чему учат произведения Гайдара, несколько примеров: 1) «Чук и Гек» - добрая, весёлая, поучительная история о двух братьях-шалунах, которые вместе с матерью отправились на далёкий север проведать отца-геолога. Рассказ учит быть честным и говорить даже самую неприятную правду, а также всегда отвечать за свои поступки. 2) «Р.В.С.» - в рассказе автор хотел показать, что каждый человек должен быть отзывчивым и милосердным, храбрым и отважным. Даже мальчишки могут совершить подвиг. Рассказ учит, что в непростое военное время нужно быть человечным, помогать раненым, быть смелым. Показывает, что такое настоящая дружба, долг и патриотизм. 3) «Школа» - основная мысль: всегда нужно отстаивать свое мнение. Нельзя стать настоящим героем, не победив собственные страхи и недостатки. Главное - это всегда идти до конца, ведь крепкий характер формируется при преодолении трудностей. 4) в рассказе «Четвертый блиндаж» автор показывает, как важно встретить в жизни хороших друзей, которые никогда не предадут и с которыми можно пройти огонь и воду. 5) повесть «Военная тайна» раскрывает тему патриотизма. Каждый человек, взрослый или ребенок, должен быть патриотом, должен любить свою Родину, и делать все, чтобы она жила лучше, становилась краше и сильнее. 6) «Голубая чашка» – поучительный рассказ об отношениях внутри семьи. Только искренняя любовь, доброта и желание идти на компромиссы способны укрепить семью, сделать её более дружной. Рассказ учит бережно относиться к близким людям, стараться не обижать их, не ссориться по пустякам. А. Гайдар опирается на детскую любовь к сказке, он создает хорошо понятные детям тексты, использует жанровые особенности сказки, учитывая ее роль наследницы «национального духовного опыта», достигает огромного успеха в нравственно этическом, духовном и патриотическом воспитании школьников. С одной стороны, он создает свои литературные сказки, с другой, использует поэтические приемы сказочного жанра, превращая их в один из инструментов своего авторского стиля. Можно также говорить о том, что все его произведения буквально пропитаны сказочной романтикой. Художественный талант Гайдара подтверждает тяга к форме народной сказки. Введение гайдаровских произведений необходимо в школьную программу по литературе для сохранения национальной идентичности. 31. Литературная сказка и фэнтези как два самостоятельных жанра Фэнтези и сказка имеют множество схожих черт – магия, волшебные существа, заимствованные из мифов сюжетные ходы и многое другое, из-за чего эти жанры часто путают, а то и вовсе считают сказку детским фэнтези или русским названием этого жанра. Однако это не одно и то же, а разные вещи с разным подходом к сюжету, создаваемому миру и читателю. Жанр фэнтези начал формироваться тысячи лет назад. К нему можно отнести и древние эпосы, и средневековые рыцарские романы, и фольклорные байки. Однако своё название и чёткие границы фэнтези получило относительно недавно — в ХХ в. Сказка отделилась в самостоятельный жанр гораздо раньше и ныне делится на волшебную и бытовую. Фэнтези со временем поглотило волшебную сказку, и сейчас она считается его поджанром. Поэтому многие произведения по всем признакам являющиеся сказкой, вроде «Алисы в стране чудес», в западных источниках (англоязычной Википедии, например) относят к фэнтези. То есть волшебная сказка одновременно является фэнтези, но далеко не всякое фэнтези можно назвать сказкой. Целевая аудитория: За столетия своего существования жанр сказки существенно изменился. Сейчас под ним подразумеваются произведения, создаваемые по большей части для детей. Так что в относительно современных авторских сказках не встретишь детализированной жестокости, которые детям преподносить не принято. А фольклорные сказки из тех времён, когда их рассказывали взрослым, ныне адаптируют, чтобы не травмировать психику детей и их родителей излишними подробностями. По этой же причине сказки часто содержат какую-то поучительную мысль, которая должна объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо. В некоторых эта мысль подаётся прямо, словами автора или персонажей. Некоторые дают детям самостоятельно додуматься до правильных идей. Фэнтези не имеет таких возрастных ограничений и не обязано чему-то поучать. Оно может быть детским, как «Хроники Края» или «Часодеи», и взрослым, как «Песнь льда и пламени» или «Погребённый великан». И взрослость произведения зачастую определяется не наличием жестокости, а взрослостью суждений и взгляда на мир. Фэнтези может продвигать какие-либо идеи — так, например, «Хроники Нарнии» активно пропагандируют христианство. А может и не продвигать. А может оно не продвигало, но фанаты додумали и откопали в нём глубокий смысл. Сюжет: Сказка сосредотачивается на истории одного героя (или небольшой группы героев, которые крайне редко надолго разделяются) и содержит соответственно одну сюжетную линию. Второстепенные персонажи не обладают объёмными характерами. В фольклорной сказке и вовсе образы героев и злодеев переходят из одной истории в другую, так что Ивана-царевича, который искал себе жену, а нашёл лягушку, легко перепутать с царевичем, который сдружился с волком. Фэнтези, построенное на штампованных образах, конечно, встречается, но осуждается читателем. В фэнтези приветствуются проработанные характеры, а сюжет, даже если сосредотачивается на приключениях одного героя или неделимой группы героев, куда больше внимания уделяет проработке второстепенных линий и героев. Эпическое фэнтези и вовсе имеет несколько главных героев, которые могут никогда не встретиться друг с другом по ходу сюжета. Проработка мира: Сказка настраивает читателя на определённый уровень условности. Ей не нужно объяснять, как работают молодильные яблоки, что из себя представляет Жар-птица или почему Баранкин может превращаться в насекомых по своему желанию. Волшебные вещи в ней не требуют дополнительных объяснений. В фэнтези же волшебство имеет структуру, систему, которая видна даже если напрямую её существование не объясняется. Отчего расхожие сказочные образы и существа обретают индивидуальность. Единорог у Роулинг совсем не то же самое, что единорог у Бигля, эльфы Сапковского отличаются от эльфов Толкина. Произведение в этом жанре выстраивает собственный мир со своими законами и правилами существования, так что хорошее фэнтези обязательно эти правила объяснит или покажет. А в не очень хорошем отсутствие структуры мира часто превращается в дыру в сюжете, рояли в кустах, бога из машины и разочарование у читателя. По той же причине сказке не обязательно объяснять, где находится её тридевятое царство или в каком именно лесу обитает Винни-Пух и кто жил там до него. Тогда как фэнтези обычно объясняет устройство своего мира, географию и историю. Совместимость с другими жанрами: Фэнтези легко сочетается с другими жанрами. Бывает фэнтези-детектив, фэнтези-любовный роман, фэнтези-ужасы. Некоторые авторы даже совмещают фэнтези и фантастику, хотя не у всех это получается хорошо. Черты второго жанра в таких произведениях проявляются так же ярко и подробно, как и черты фэнтези. Часто второй жанр является сюжетной основой. Сказка крайне редко сочетается с другими жанрами. Большую часть сложно назвать чем-то другим, кроме как сказкой. Если же пересечение с другим жанром всё же случается — как правило в авторских сказках, то второй жанр значительно приглушён. |