1
| Название
| 2
| 1.История
2Источники по истории и врачеванию
3.Врачевание в Шумере
4.Врачевание в Вавилонии и Ассирии
5.Законы Хаммурапи
6Развитие врачевания
| 3
| Древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. (рис. 7).
С начала II. тысячелетия до н. э., после возвышения г. Вавилон в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского, царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий.(XX-XVI вв. до н. э. – старовавилонский период, XVI-XII вв. до н. э. – средневавилонский, или касситский, период и XI-VI вв. до н. э.- нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.
В верхней Месопотамии с XV по VII в. до н. э. существовала другая великая держава Месопотамии – Ассирийское царство, уничтоженное в 614-605 гг. до н. э. в результате нашествия мидян.
| 4
| Об истории и врачевании древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле , а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.
Термин «Месопотамия» (греч. Междуречье, или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, ок. 484-425 гг. до н. э.), который посетил страны бассейна Тигра и Евфрата в середине V в. до н. э.
| 5
| С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, городагосударства, и их северные соседи – племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения – г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э. Древнейший из дошедших до нас текст медицинского содержания составлен в Месопотамии в конце III тыс. до н.э. Он обнаружен при раскопках г. Ниппура (недалеко от современного Багдада). Текст состоит из 15 прописей лекарственных средств на глинянойтабличке. Он считается древнейшей фармакопеей в истории человечества.Что показало изучение прописей этой таблички? Врачеватели Шумера использовали всвоей практике лекарственные средства растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну,тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву и др. Применяли коноплю в качествелекарства от депрессии. В состав лекарств включались: нефть, природная смола, повареннаясоль (т.е. минералы), а также продукты животного происхождения: молоко, внутренние органыводяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Врачеватель, автор таблички из Ниппура,исходил из практического опыта. Одна из табличек сохранила оттиск печати шумерского врача, его инструменты и сосудыдля лекарств. Здесь же обозначено имя первого врачевателя, дошедшее до нас – некий Лулу,живший в Шумере ок. 2700 г. до н.э. Печати в Шумере имел каждый свободный человек, онислужили вместо подписи.
| 6
| Традиции Шумера стали основой для медицинских знаний в Вавилонии и Ассирии.Вавилонцы, чье государство достигло расцвета при царе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) считали,что земная жизнь является отражением небесной и воспринимали здоровье человека в единствес окружающим миром, т.е. Вселенной. Ассирия наивысшего расцвета достигла при цареАшурбанипале (VII в. до н.э.). Он собрал самое большое в те времена хранилище клинописныхтекстов (так наз. библиотека Ашурбанипала). Некоторую часть составляли тексты с описаниемболезней и методов их лечения.
| 7
| В своде законов царя Хаммурапи есть параграфы, касающиеся правовых аспектовдеятельности врачей. В случае успешного лечения врачи получали весьма высокоевознаграждение (сумму, на которую можно было целый год кормить семью из несколькихчеловек). В случае неблагоприятного лечения врач подвергался наказанию (отсечению руки илиштрафу). За лечение разных по социальному статусу больных врачу платили разноевознаграждение: большее – за свободных людей, меньшее – за рабов.В Месопотамии существовали строгие гигиенические правила:не пить воды из грязной посудыне простирать к богам немытые рукиограничивать себя в определенного рода пище.Особо строгие требования предъявлялись к жрецам: быть тщательно вымытым ивыбритым с головы до пят. Жрецы носили белые льняные одежды.
| 8
| К середине II тыс. до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания:асуту – искусство врачевателей;ашипуту – искусство заклинателей.Врачеванием занимались эмпирики – асу. Представители другого направления – ашипу– лечили с помощью магических заклинаний (заклинатели). Обе традиции сохранялись оченьдолго, позднее, в связи с укреплением религиозных культов, слились в одну – более близкую кашипуту.Врачевание асу направлялось на облегчение конкретных проявлений болезни. Целилечения вполне реальны: остановить лихорадку и жар, отвести отеки. Асу были знатокамифлоры и фауны. Они использовали лечебные травы, коренья, семена (около 50 видов), овощи(лук, чеснок), листья и плоды деревьев, минералы, продукты животного происхождения (рыбийжир, скорлупа мидий, кожа ягненка), экскременты птиц и зверей. Врачеватели сами собиралилекарственное сырье и составляли лекарства. В состав готового лекарства иногда входило до 20компонентов, его применяли в виде мазей, пилюль, порошков, свечей, тампонов.В отличие от асу в практике целителей ашипу главным было заклинание. В хранилищеАшурбанипала обнаружено собрание заклинаний и описаний магических обрядов из 40табличек под общим названием «Когда в дом больного заклинатель войдет». Его врачеваниебыло сродни сегодняшней психотерапии, но с применением лекарственных средств. Вокругбольного очерчивались магические круги и магические числа. Больному предсказывалиськритические дни болезни и день выздоровления. Все это сопровождалось обращением к богам идобрым духам.Строение тела человека в Месопотамии не изучали. О вскрытии тел умерших в текстахне упоминается. Рассечение жертвенных животных давало лишь самые общие представления окрупных внутренних органах. Родовспоможением занимались женщины. Согласноюридическим текстам, после смерти роженицы разрешалось рассечь живот, чтобы достатьмладенца. Ни в одном медицинском тексте Месопотамии нет упоминания об оперативномлечении, нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения илитрепанации черепа, распространенных в тот период в других регионах Востока иСредиземноморья.
|
|
|
|
| |