Главная страница

Лекция+3. 3. 1 Средневековая западноевропейская культура v xv вв


Скачать 220 Kb.
Название3. 1 Средневековая западноевропейская культура v xv вв
Дата08.11.2022
Размер220 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекция+3.doc
ТипЛитература
#777414
страница2 из 4
1   2   3   4

3.2 Средневековая русская культура (IX – XV вв.)
Культура образовавшегося в IX в. Древнерусского государства унаследовала культуру восточнославянских племен, но испытала влияние Византии, через которую Русь приобщалась к наследию античности, а также Скандинавии, ряда европейских и восточных стран, кочевых народов Степи. Древние славяне были язычниками, обожествляли силы природы. Важнейшие божества: бог неба и земли Род, бог солнца Ярило (Даждьбог), бог грома, молнии, войны Перун, бог огня Сварог, бог ветра Стрибог, «скотий бог» Велес, божество женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага Мокошь, бог подземного мира Симаргл и др. Языческие культы отправлялись в капищах, где помещались идолы; жрецы именовались волхвами, кудесниками.

Многобожие не отвечало интересам укрепления складывавшегося феодального строя, усиления княжеской власти и не приближало Русь к общеевропейским политическим реалиям и духовно-культурным ценностям, поэтому в 988 г. князь Владимир Святославич, его дружина, затем киевляне крестились по византийскому обряду. Таким образом, официальной религией Руси стало христианство в православной традиции. Окончательное разделение (схизма) христианской церкви на православную (греко-кафолическую) и римско-католическую происходит в 1054 г. Отличительной чертой православия стали традиционализм, верность церковной старине. В первые века существования русская православная церковь полностью зависела в религиозном отношении от Византии и возглавлялась византийскими митрополитами. Христианизация Руси – внутренне противоречивый процесс. С одной стороны, для распространения нововведенной религии нужны были служители культа, переписчики церковных книг, строители храмов и монастырей, иконописцы и пр., поэтому княжеская власть и поместная церковь поощряли распространение грамотности, книжное и строительное дело, искусство живописи и хорового пения и т.д. С другой стороны, церковь содействовала развитию грамотности и культуры лишь в той мере, в какой это отвечало ее интересам, духовенство чинило препятствия развитию гражданской архитектуры, ваяния, инструментальной музыки, запрещало использовать в живописи нерелигиозные сюжеты, осуждало устное народное творчество, противодействовало становлению светской литературы.

Крещение Руси зачастую встречало сопротивление и проходило медленно. Пережитки язычества сказывались еше несколько веков, а некоторые его черты были усвоены христианством. Например, праздник коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением, праздник масленица гуляется перед Великим постом, Яблочный спас – Преображение Господне, день Ивана Купала – рождение Иоанна Крестителя и т.д. Ограниченное влияние христианства прослеживалось в живучести дохристианских имен: двуосновных (Всеволод, Святослав, Ярослав и т.п.) либо имен, которыми становились любые существительные, прилагательные и их сочетания (Добрыня, Сновид, Волчий Хвост и т.д.). Иногда даже священники имели мирские и не всегда благозвучные имена, например, Упырь Лихой. Церковь тщетно выступала против «играния и бесовского пения» скоморохов на пирах-братчинах. В народных сказках, легендах фигурировали такие персонажи как лешие, русалки, водяные, кикиморы, домовые, банники.

Письменность на Руси возникла в дохристианский период. Черноризец Храбр сообщал, что славяне до появления книг читали и гадали с помощью «черт и резов». Такое письмо отдельные исследователи называют славянскими рунами (руницей). Славянский просветитель Кирилл в 60-х гг. IX в. видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами». Однако создателями славянской азбуки считаются именно Кирилл и его брат Мефодий, византийские монахи-миссионеры из Солуни (Салоники, Греция), причем предполагается, что «солунские братья» создали глаголический алфавит (глаголицу), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения (у восточных славян они лично не проповедовали), а на рубеже IX-Х вв. глаголица переработана с использованием греческого письма, в результате чего появился более легкий и удобный алфавит – кириллица. Первая русская кириллическая надпись (гнёздовская) на глиняном кувшине датируется 2-й четвертью Х в. Грамотность в Киевской Руси была распространена намного шире, чем в Западной Европе того времени. Известны надписи городских ремесленников на различных изделиях: гончара – на корчаге, сапожников – на колодках; подписывались пряслица, надевавшиеся на веретена. Огромное количество граффити обнаружено на стенах церквей. Сотни берестяных грамот, исходивших из разных социальных слоев, были найдены в Новгороде. Князь Владимир (980-1015) собирал детей своих дружинников «на учение книжное» для подготовки церковных иерархов. При Ярославе Мудром (1019-1054) открывались школы и мастерские по переписыванию книг. Его дочь Анна, ставшая королевой Франции, умела читать и писать в отличие от своего царственного супруга. Книги писали на пергаменте (харатье); буквы не столько выписывались, сколько вырисовывались по строгим правилам – уставу. Текст начинали писать с заглавной красной буквы. Сшитые листы переплетали, закладывая между двумя досками, обтягиваемыми кожей.

Распространилась переводная литература, как религиозного, так и светского содержания. Древнейшая из дошедших до нас книг – «Остромирово Евангелие» – написана в 1056-1057 гг. Среди древнейших рукописей – «Изборники» 1073 и 1076 гг., собранные для сына Ярослава Мудрого Святослава из разнообразных произведений (религиозных, философских, поучительных). В отличие от Европы, где литературным языком долгое время была латынь, на Руси писали на родном языке. Зародилось русское летописание. Самая знаменитая летопись «Повесть временных лет» составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. С переходом к феодальной раздробленности возникли новые центры летописания. Летописи каждой из земель отличались друг от друга. Другой распространенный жанр – житийная литература, например, «Чтение о житии и о погублении» князей Бориса и Глеба, принадлежащее тому же Нестору. Митрополитом Иларионом написано публицистическое сочинение «Слово о законе и благодати». В «Хождении» игумена Даниила описано его путешествие в Палестину, к «гробу господню». К периоду удельной раздробленности относятся «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» или «Слово» Даниила Заточника, сторонника сильной княжеской власти, с грустью и сарказмом писавшего об окружающей его действительности. Стремление к единению русских земель особенно ярко проявилось в бессмертном «Слове о полку Игореве», повествующем о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Автор «Слова» – первоклассный мастер поэтической метафоры и ритмической прозы. К лучшим страницам лирической поэзии относится плач жены Игоря Ярославны по своему мужу.

В IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, многие из которых существовали задолго до их первого упоминания в летописи. Недаром в Скандинавии Русь называли Гардарикой – страной городов. К моменту монгольского вторжения число городов приближалось к 300. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек. Центральная часть города, вокруг которой возводилась крепостная стена и где находились дворцы князей и дворы крупных феодалов, именовалась кремль, кром или детинец. К кремлю примыкал посад, где располагались торжища и ремесленные слободы. Каменное строительство началось в конце Х в.: в 989 г. греческие мастера начали возводить в Киеве многокупольный храм Успения богородицы, т.н. Десятинную церковь. В 30-х гг. XI в. в Киеве построены Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья. Во внутренних помещениях собора св. Софии сохранились великолепные мозаики (изображения из кусочков смальты – стекловидного материала). Мозаичным был и пол. Очень интересны и фрески (живопись водяными красками по сырой штукатурке), часть которых написана на русские сюжеты: изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т.д.).

Храмы строились и в других городах. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов образовывали в плане крест, над которым возвышался купол. Восточная (алтарная) часть здания, в которой совершались богослужения, имела выступы (апсиды) и отделялась иконостасом от церковного зала, где находились верующие. В западной части размещались хоры, подняться на которые можно было по винтовой лестнице. Самым замечательным из произведений архитектуры является Софийский собор в Новгороде (1045-1050). Этот храм значительно строже киевского. В нем всего пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Гораздо мощнее несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича (плинфы), а из известняка, слоившегося и легко затиравшегося раствором. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, опять-таки более суровые и спокойные. София стала символом Великого Новгорода. Временем расцвета архитектуры, фресковой живописи и иконописи явилась эпоха феодальной раздробленности. Выдающиеся памятники зодчества сохранились в Новгороде, городах Владимиро-Суздальской Руси и Смоленске. Отличительные черты новгородского архитектурного стиля: строгость и простота форм, скупость в украшениях. В XII в. мастером Петром воздвигнуты соборы в Антониеве и Юрьеве монастырях и, вероятно, церковь Николы на Ярославовом дворище, напротив детинца. Скромна и изящна церковь Спаса на Нередице. Этот храм, как и надвратную церковь Ризположения у Пречистенских ворот Новгородского детинца расписал выходец из Византии Олисей Гречин. Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был податливый белый камень, вырубавшийся блоками, промежутки между которыми заполнялись щебнем и заливались раствором. Характерные черты владимиро-суздальского зодчества (изысканность, стройность, ясность) сложились во время княжения Андрея Боголюбского, когда усиленно обстраивался Владимир, где были воздвигнуты величественный Успенский собор и Золотые ворота, а в Боголюбове построен княжеский замок, неподалеку от которого – шедевр архитектуры церковь Покрова на Нерли. В этих сооружениях есть немало элементов романского стиля; для них характерна четкость форм и линий. Гладь стены членилась выступающими пилястрами; обязателен резной аркатурно-колончатый пояс из рельефных арок на стенах и на подкупольных барабанах. Часто встречаются барельефы людей, животных и растений. В конце XII – начале XIII в. владимиро-суздальское зодчество становится значительно пышнее, декоративнее. Типичный образец архитектуры этого периода – Дмитриевский собор во Владимире, построенный при Всеволоде Большое Гнездо. Тонкая и затейливая резьба носит в большинстве своем светский характер. Могущество княжеской власти воспевал и построенный в Юрьеве-Польском Георгиевский собор (1234), от подножия до кровли покрытый резьбой, в которой причудливо сплелись церковные, античные и русские народные мотивы (вроде кентавра в русском кафтане). Монументальная скульптура не получила развития, т.к. церковь видела в ней напоминания о низвергнутых идолах. Необходимым украшением храмов помимо мозаик и фресок были иконы. Своеобразным символом Руси стала икона «Владимирская богоматерь» неизвестного автора (рубеж XI-XII вв.). Боярские и княжеские хоромы представляли собой комплексы срубных построек, соединенных затейливыми переходами, с галереями, крыльцами, теремом. Горожане жили в срубах, порой двухэтажных, а крестьяне – в полуземлянках с земляными полами (в лесостепной зоне) или в срубных избах с деревянными полами; печи топились по-черному. Основным видом одежды была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин, из дорогих тканей у знати, домотканая у простых людей, с вышивкой у женщин. Мужчины носили длинные штаны (порты), а женщины поверх рубахи – юбку. Верхней одеждой у простых людей была свита – плотно облегающее одеяние. Носили также разнообразные плащи. Плащи знати были из дорогих, часто восточных материй, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи (корзно) – застегивающиеся на одном плече золотыми застежками, часто с драгоценными камнями. Крестьяне и ремесленники носили простые шубы (кожухи), а знать – шубы из дорогих мехов. Крестьянской обувью были лапти из лыка. Горожане чаще носили кожаную обувь: сапоги или туфли – поршни. У знати были «черленые сапоги» из дорогой кожи, покрытые инкрустацией.

В древнерусских городах работали ремесленники более 60 специальностей. Кузнецы (ковали) из железа, варившегося в домницах, изготавливали всевозможные сельхозорудия, молоты, клещи, гвозди. Делали замки, славившиеся в Западной Европе, самозатачивающиеся ножи, мечи, сабли, кольчуги. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы. Высокого развития достигло гончарное искусство. Великолепные шиферные пряслица (грузики для веретен) распространяются по всей стране. Велики достижения ювелиров. Златокузнецы изготовляли разнообразные украшения – серьги, подвески-колты, кольца, ожерелья и т.д. Использовалась сложная техника зерни, скани, эмали. Прославились также литейщики колоколов, стеклоделы и др.

Процесс интенсивного культурного подъема, развития местных культурных центров был насильственно прерван монгольским нашествием 1237-1241 гг. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной керамики. На полстолетия прекратилось каменное строительство. Захватчиками разрушено множество архитектурных сооружений, прежде всего, городских соборов. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и прервалось почти во всех русских землях, кроме Новгорода. Однако высокий уровень русской культуры дал ей возможность устоять, несмотря на ужасы завоевания и золотоордынского ига. Большую роль в сохранении и передаче культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому (Псков, Новгород). В культуре XIII-XV вв. прослеживаются два этапа: первый (до Куликовской битвы 1380 г.) характеризуется стагнацией и падением; второй (после 1380 г.) связан с динамичным подъемом культуры, в котором прослеживается начало слияния культур княжеств-государств в «общемосковскую», общерусскую культуру.

В период борьбы с завоевателями второй жизнью зажили древние былины, славившие ратный подвиг народа. Появились новые легенды («Сказание о невидимом граде Китеже»). Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане Дудентьевиче»). В XIV в. вместо дорогого пергамента начинает использоваться бумага. На смену уставу приходит более беглое письмо – полуустав, а в XV в. появилась скоропись, близкая к современному письму. В конце XIII – начале XIV вв. возникли новые центры летописания. С 1325 г. стали вестись летописные записи в Москве. В 1408 г. составлен общерусский летописный свод – Троицкая летопись. В 1442 г. Пахомий Логофет составил первое сочинение по всемирной истории – хронограф. Частью летописного текста являлись исторические повести, рассказывающие о конкретных исторических событиях. Авторов XIII в. глубоко потрясло Батыево нашествие. Первыми откликами на страшное бедствие стали окрашенные в трагические тона «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли». В «Повести о Меркурии Смоленском» прослежена тема самопожертвования в борьбе с иноземным врагом. Чувством патриотизма и идеей объединения русских земель проникнуты произведения, посвященные победе Дмитрия Донского над Мамаем в Куликовской битве: патетическая поэма «Задонщина», предположительно созданная боярином Софонием, и «Сказание о Мамаеве побоище». Первое в европейской литературе описание Индии содержится в написанном простым безыскусным языком «Хожении за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина, совершившего свое путешествие за 30 лет до того, как португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию.

Во второй половине XIV в. уже известно религиозное вольнодумство, стремящееся к самостоятельному поиску истины без оглядки на авторитеты, не выходя за пределы религиозного мировоззрения. В 70-х гг. XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников (происхождение названия неясно), распространившаяся среди низшего духовенства и ремесленников. Стригольники не только с позиций разума критиковали Библию и сочинения отцов церкви, но и отвергали церковные обряды, заявляли, что «пастыри» (т.е. духовенство) «возволчились», а потому «овцам» (мирянам) приходится самим себя «паствить», т.е. пасти; они протестовали против тех, кто «свободных людей порабощает и продает». Церковь и государство преследовали стригольников, многие из них были казнены, но и в середине XV в. в Новгороде и Пскове встречались стригольники. В 1448 г. русская православная церковь обрела автокефалию (автокефальный – самовозглавляемый) от константинопольской патриархии.

В рассматриваемый период продолжало разиваться русское искусство. В XIV в. в Новгороде строится много посадских сравнительно небольших храмов, из которых наиболее известны церкви Федора Стратилата на Федоровом ручье и Спаса на Ильине улице. К началу XV в. относится церковь Василия на Горке в Пскове. В XIV-XV вв. появились первые каменные постройки в Московском княжестве, продолжавшие традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. При Дмитрии Донском в 1367 г. были возведены первые белокаменные стены Московского Кремля, но они сильно пострадали после нашествия Тохтамыша в 1382 г. Во второй половине XIV – первой половине XV в. работали замечательные художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, работал в Новгороде, а затем и в Москве. Для стиля фресковых росписей Феофана в новгородской церкви Спаса на Ильине улице и его икон характерна необычайная выразительная сила, экспрессивность, эмоциональность. Феофан не всегда тщательно прорисовывал свои изображения, но достигал огромного эмоционального напряжения, не используя иконописные образцы. Характеризуя темперамент живописца, рассказывали, что он во время работы никогда не стоял на месте, чтобы видеть, как смотрится мазок издали. Высший подъем русского иконописания связан с творчеством Андрея Рублева. Великолепный колорист, он создавал умиротворенные композиции, отражал народную мечту о мире, спокойствии, благополучии. Гармоничное, мягкое сочетание нежных красок создает впечатление цельности и законченности образов. Самое знаменитое его произведение – «Троица» изображает трех прекрасных юношей, ведущих неторопливую, дружескую и вместе с тем печальную беседу. Андрей Рублев работал и в области книжной миниатюры.
1   2   3   4


написать администратору сайта