Лекция+3. 3. 1 Средневековая западноевропейская культура v xv вв
Скачать 220 Kb.
|
3.3 Арабо-персидская культура средневековья В начале VII в. в Западной Аравии возникла еще одна мировая религия – ислам. Большинство населения Аравийского полуострова составляли кочевники-скотоводы (бедуины), переживавшие процесс разложения первобытного строя. Социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. Захват Южной Аравии эфиопами и персами перерезал караванные пути, пересекавшие полуостров, что наносило ущерб другим районам Аравии, в частности Хиджазу – району сравнительно развитого земледелия, ремесла, торговли. В одном из городов Хиджаза – Мекке – сложилась влиятельная знать племени курейш, экономически подчинившая окрестные бедуинские племена. Мекканский храм Кааба (араб. «куб») со вделанным в его стену «черным камнем» (метеоритом) стал местом паломничества многих племен. Стремление преодолеть племенную разобщенность и объединить арабские племена в едином государстве идеологически выражалось в ханифизме – проповеди единобожия. Ханифы, считавшиеся пророками, испытали влияние иудаизма, имевшего значительное распространение в Йемене (южная Аравия), и христианства, проникавшего из государства Аксум (Эфиопия), и призывали к упразднению местных божеств. В числе таких проповедников был мекканец Мухаммед (570-632) из рода хашимитов племени курейшитов, начавший свою деятельность около 610 г. Проповедовавшаяся им религия требовала веры в единого бога – Аллаха (от араб. «илах» – божество) и беспрекословной покорности ему, что и послужило основанием для наименования ее исламом (от араб. «покорность»). Приверженцы ислама назвались мусульманами (от араб. «муслим» – верный, преданный). Мекканская знать не поддержала новую религию, опасаясь падения культа Каабы, что могло повредить влиянию Мекки, и немногочисленные тогда последователи Мухаммеда в 622 г. переселились в Ясриб (Медину). Это переселение (хиджра) стало началом мусульманского летосчисления. Мединцы были настроены враждебно по отношению к верхушке мекканских курейшитов, т.к. многие из них находились в долгу у мекканских ростовщиков и купцов, а потому во главе с Мухаммедом, объявившим себя единственным посредником между Аллахом и верующими и сосредоточившим в своих руках как религиозную, так и светскую власть, начали вооруженную борьбу с Меккой, закончившуюся соглашением 630 г., по которому мекканцы признавали власть Мухаммеда и принимали его учение, выговорив себе выгодные уступки: Мекка становилась религиозным центром, и главным святилищем ислама объявлялась Кааба. Ислам явился фактором, ускорившим объединение Аравии. Объединенные арабские племена вскоре вступили на путь завоеваний, в результате которых халифат (правители этого теократического государства получали титул халифов, «заместителей» пророка) разросся до гигантских размеров. Мухаммед, считавшийся «посланцем бога» на земле, высказывал свои суждения как «откровения», полученные им от самого Аллаха через ангела Джабраила (библейский архангел Гавриил). Речи пророка записывались его учениками, заучивались наизусть и декламировались нараспев. Уже после смерти Мухаммеда, в начале VIII в. был окончательно отредактирован Коран («чтение вслух», «декламация») – священная книга мусульман, представляющая собой компилятивный сборник, состоящий из изречений, поучений, заповедей и пророчеств Мухаммеда, заимствований из иудейской и христианской мифологии, заклинаний, материалов древнеарабского фольклора, предписаний, регулирующих гражданскую и личную жизнь мусульман. Коран состоит из 114 сур (глав), расположенных в порядке убывания количества аятов (стихов). Рассказы (хадисы), излагающие действия и высказывания Мухаммеда, вошли в Сунну (от араб. «обыкновение») – добавление к Корану, сочиненное после его написания. На догматику и культ мусульманства оказали влияние иудаизм и христианство. Так, пророками, предшествующими Мухаммеду, считались ветхозаветные и новозаветные персонажи Адам, Ной (Нух), Авраам, Моисей (Муса) и Иисус (Иса). Священным городом мусульмане, так же как евреи и христиане, считали Иерусалим. Регулярные праздничные дни (по пятницам) соответствовали религиозным дням недели иудаистов (суббота – шаббат) и христиан (воскресенье). Каждый мусульманин должен выполнять пять обязательств («столпов») ислама: 1) шахада – произнесение свидетельства веры в единого Аллаха; 2) намаз (салят) – обязательная ежедневная пятикратная молитва; 3) ураза (саум) – соблюдение в девятом месяце лунного календаря рамадане поста, в течение которого верующим запрещалось есть и пить от восхода до захода Солнца; 4) закят – очистительный налог (формально в пользу бедных и нуждающихся); 5) хадж – совершение паломничества в Мекку, хотя бы раз в жизни. В исламе наиболее полно и последовательно реализован принцип монотеизма. Главный догмат ислама – признание Аллаха единственным истинным богом, создавшим небо, землю и человека, безличным, вечным, вездесущим, невидимым и непознаваемым. Мусульмане обязаны верить в посредническую миссию Мухаммеда как единственного истолкователя воли Аллаха и передатчика его предначертаний. Через Коран проходит фаталистическая идея предопределения Аллахом судеб мира и человека. Требуется безоговорочная вера в загробную жизнь, где смиренным праведникам обещано райское блаженство, понимаемое как беззаботное ничегонеделание, а строптивым грешникам – адские муки. В шариате (своде юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульман) регламентирована вся повседневная жизнь мусульманина от пробуждения до отхода ко сну. Детально разработано право наследования, заключения браков и разводов, опекунства. Признавалась богоустановленность социального неравенства, законность рабства, священность частной собственности, санкционировано неравенство женщин, узаконено многоженство, женщинам предписано затворничество. Существовали различные запрещения – пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, колдовать и т.п. Обязательная милостыня и ограничение ростовщичества служили для некоторого утешения обездоленных. «Покорным Аллаху» предписывалось усердствовать в защите и распространении ислама (джихад), участвовать в вооруженной борьбе с неверующими (газават), что стало идеологическим обоснованием арабских завоеваний, но на первых порах в халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям, зороастрийцам. Важный мусульманский обряд – обрезание, совершаемое над мальчиками. Намазу предшествует ритуальное омовение. После изнурительного воздержания в рамазане следует праздник ураза-байрам, сопровождаемый обильными пиршествами. Через 70 дней после уразы празднуется курбан-байрам, когда мусульманин обязывался принести жертву Аллаху. Основные культовые действия совершаются в мечети (от араб. «место поклонения»). Ее стена, находящаяся напротив главного входа, ориентирована в сторону Мекки, к которой обращены лица молящихся. При мечети имеется башня – минарет (от араб. «светиться»), с которого верующих призывает к намазу муэдзин («приглашающий»). В результате борьбы за власть и влияние в халифате в середине VII в. оформились три течения в исламе. Ортодоксальным (правоверным) течением является суннизм. Сунниты наряду с Кораном почитают Сунну во всем ее объеме и признают святость первых четырех халифов. Мусульмане, считающие своим главой четвертого халифа Али, приемлют только те хадисы Сунны, в которых говорится об Али и его потомках. Их назвали шиитами, т.е. отщепенцами, раскольниками. Для шиизма характерен культ мучеников и изуверский обычай самоистязания в честь сына Али имама Хусейна – шахсей-вахсей (от восклицания «Шах Хусейн, вах, Хусейн!»). Внутри этих двух направлений возникли многочисленные секты. Самая ранняя религиозно-политическая группировка – хариджиты («ушедшие», т.е. отошедшие от Али), не признающие ни суннитов, ни шиитов. Хариджиты выступали за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали строй социального равенства, общее владение землей, равный раздел военной добычи. Шиитские и хариджитские лозунги впоследствии были восприняты многими народными движениями. В середине VIII в. в шиизме возникло движение исмаилитов. В конце VIII – начале IX вв. в Ираке и Сирии, возникло мистико-аскетическое течение – суфизм. Суфистам свойственны эсхатологические настроения о конечных судьбах мира и человечества, равнодушие к богатству и лишениям, самоотречение, отказ от социальной активности. Они проповедовали мистическую бескорыстную любовь к Аллаху, желание сблизиться с ним, участвовали в бдениях, соблюдали дополнительные посты. В учении суфиев (факиров, дервишей) отразился протест против социального гнета, хотя и в пассивной форме. В ходе арабских завоеваний в ряде мест (Ирак, Сирия, Египет, Северная Африка) активно шла арабизация местного населения, и хотя в других местах (Иран, Средняя Азия, Закавказье) поселившиеся здесь арабы были ассимилированы местным населением, арабский язык в VII-X вв. стал международным языком для огромного региона Западной Азии, Северной Африки и арабской Испании. Арабская лексика проникала в другие языки. Создается арабоязычная культура, впитавшая в себя помимо арабского элемента многое от культурного наследства неарабских народов. Сказывалось греко-сирийское (византийское), иранское (персидское), среднеазиатское (таджики, хорезмийцы и др.), индийское, закавказское (азербайджанское), коптское, иудейское культурное влияние. Усвоено и переработано наследие эллинистическо-римской культуры. Арабы, как и византийцы, продолжили античную традицию, усердно изучая и переводя на арабский язык греческих классиков. Еще в древности в Аравии созданы три вида алфавитного письма. Позже всех, в 328 г. складывается североаравийская, собственно арабская письменность, совершенствовавшаяся с записью и редактированием Корана. В доисламский период появились устные связные исторические повествования, предания («Дни арабов»), высокоразвитая устная поэзия. В VIII-IX вв. осуществлено письменное фиксирование многих произведений доисламских поэтов. Старые традиции во многом продолжала поэзия VII-VIII и последующих веков, сохранившая жизнерадостный тон и воспевавшая воинские подвиги, любовь, веселье, вино. Сохранились доисламские поэтические жанры: элегии, панегирики, осмеяния, поношения. Замечательный поэт и вольнодумец Абу Нувас (756-810) писал: «Я хотел бы, чтобы мне было разрешено делать все то, что запрещает религия и закон». За вольнодумные стихи он был заточен в темницу, но и там писал о тщете бытия и земных наслаждений. Обличителем распущенности, царившей при дворе халифа Харуна ар-Рашида, был Абу-аль-Атахия (748-825). Аль-Мутанабби (915-965), одно время примыкавший к движению карматов, призывавших к установлению социальной справедливости, за что был прозван лжепророком, проникся любовью к бедуинскому характеру. Выдающийся сирийский поэт, философ и ученый аль-Маари (973-1057), знаток арабского стихосложения, права и богословия, высмеивал схоластические схемы арабских грамматиков, издевался над представлениями о рае, осмеивал упование на мессию (махди), который все уладит, презирал ханжество богословов-ортодоксов и нетерпимость сектантов, считал единственно достойной человека миссией служение людям, отвергал учение о предопределении и объявлял разум единственным источником познания. Его отношение к религии было противоречивым: «Каждый славит свою веру, и не поймешь, кто из них прав?» Распространяются различные прозаические жанры: эпистолярный жанр, любовно-приключенческие и плутовские новеллы (прославленным стилистом был аль-Хафири (1054-1122) из Басры), рыцарские романы, бытовые анекдоты. В X-XV вв. сложился грандиозный сборник «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, египетских, греческих сказок. На персидском языке написана героическая поэма Абулькасима Фирдоуси (935-1020) «Шахнаме» («Книга царей»). Персидский поэт, философ, ученый Омар Хайям (1048-1131) – автор проникнутых пафосом свободы четверостиший (рубаи), в одном из которых он писал: «Лучше впасть в нищету, голодать или красть, Чем в число блюдолизов презренных попасть. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями За столом у мерзавцев, имеющих власть». Омар Хайям поднялся до идеи богоборчества. Как математик он изобрел решение уравнений третьей степени. На развитие мировой литературы оказали влияние и такие персидские поэты как Рудаки (858-941), Саади (1203-1291), Хафиз (1325-1389), Джами (1414-1492) и др. Первое историческое сочинение – «Жизнеописание пророка» ибн Исхака. Жизнеописанием Мухаммеда занимались и другие историки. В IX в. возникла светская историография, появляются «всемирные истории». Крупнейший представитель этого жанра историописания – ат-Табари (839-923). В его «Истории пророков и царей» процитированы многие отрывки из письменных источников; его манеру изложения отличают подробность и беспристрастность. Правдивое описание событий, хотя и с явной склонностью к астрологии, свойственно варианту всемирной истории, созданному Якуби (ум. в 897 или 905 г.). Крупным путешественником, историком и географом был Масуди (ум. в 956 г.). Результаты своих путешествий он описал в книгах под общим заглавием «Золотые луга». Особое место занимают исторические взгляды выдающегося мыслителя ибн Халдуна (1332-1406), впервые в истории признавшего материальную жизнь людей основной силой, создающей общество. По ибн Халдуну основу исторического процесса составляют не деяния пророков и царей, а деятельность человеческого общества. Философская мысль складывалась под влиянием древнегреческих философов и мусульманской теологии (калама), одним из направлений которой был мутазилизм. Мутазилиты отрицали всемогущество бога и другие божественные атрибуты (знания, волю, вездесущность), выдвинули тезис о фактическом равенстве бога и человека, отстаивали принцип сотворенности Корана, отвергали предопределенность всех явлений. К мутазилитским кругам был близок аль-Кинди (800-870), пытавшийся согласовать взгляды греческих мыслителей с догмами ислама. Он был широко образованным человеком, сведущим во многих областях знания. За медицинские и фармакологические открытия он в XVI в. был причислен европейскими учеными к двенадцати самым выдающимся умам человечества. В IX в. близкий к карматам кружок «Братья чистоты» составил энциклопедию философских и научных достижений своего времени. Выдающийся философ ибн Рушд (в латинской транскрипции Аверроэс, 1126-1198), живший в Кордовском халифате, доказывал извечность и несотворенность материи и движения, их «совечность» богу, отрицал бессмертие души и загробную жизнь, утверждал, что истина постигается философами (учеными), а не теологами. Аверроисты преследовались как мусульманской, так и христианской ортодоксией. Начиная с VIII в. делались переводы с греческого и сирийского языков трудов по философии, математике, астрономии, медицине. Многое переводилось с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийцев в области математики и астрономии. В VIII в. предпринята, хотя и фантастичная, попытка определить «возраст мира» от сотворения. В IX в. создан небесный глобус. Значительных успехов достигла картография. В X в. измерены высоты летнего солнцестояния и осеннего равноденствия. Установлена длина меридиана. Начиная с IX в., в ряде городов строятся обсерватории. Много арабских названий звезд вошло в европейскую астрономию. О совокупности многих знаний свидетельствовали судостроение и судовождение. От кормчих требовались точный учет воздушных и водных течений, лотовые промеры фарватера, осведомленность в законах парусного и рулевого управления и др. В IX в. возникла, как особая отрасль знаний, экономическая география. Арабами были впервые получены многие химические соединения. Измерялся удельный вес драгоценных и полудрагоценных камней. В артиллерии арабы применили китайский порох. В своих опытах арабы прибегали к вивисекции и тщательно изучали анатомию. Арабские врачи делали сложные хирургические операции. Знаменитый медик, физиолог, философ и поэт Ибн Сина (Авиценна; 980-1037) жил в Бухаре и Иране. Его «Канон врачебной науки», переведенный на латынь, служил настольной книгой европейских врачей почти до XVI в. Универсальностью знаний отличался ученый-рационалист Бируни (973-1048), родившийся в Хорезме. Он сделал первый в Средней Азии глобус, позволявший определять координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью, конструировал различные астрономические инструменты, высказывал идею о вращении Земли вокруг Солнца, сыграл большую роль в распространении знаний об Индии, проповедовал равенство всех народов. Ученый-энциклопедист Насираддин Туси (1201-1272) изложил идею об эволюционном развитии мира, выдвинув тезис о происхождении живой материи от неживой, а высокоорганизованных животных – от примитивных. Научные и технические достижения Туси и его учеников, полученные в обсерватории в Мераге, использовались при открытии обсерваторий в Пекине, Самарканде и в Дании. Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В 20-е гг. IX в. халифом ал-Мамуном в Багдаде основан «Дом мудрости», представлявший собой соединение своего рода академии, библиотеки, обсерватории и коллегии переводчиков. В Багдаде были собраны выдающиеся ученые изо всех областей халифата. Многие из них были уроженцами Средней Азии и Ирана. С VII в. существуют начальные мусульманские школы (мактаб), в Х в. сложился тип среднего и высшего мусульманского учебного заведения (мадраса). В столицах разных халифатов (Багдаде, Кордове, Каире) существовали высшие школы наподобие европейских университетов, где наряду с богословием изучались и светские науки. В IX в. во многих городах появились публичные библиотеки. Крупные библиотеки с сотнями тысяч книг (в Кордове, Каире и др.) таили в себе несметные сокровища знаний. Искусство, прежде всего, было представлено архитектурой религиозного и светского характера (мечети, мавзолеи, дворцы, бани и др.). Из наиболее древних памятников арабской архитектуры сохранилась восьмиугольная и тяжеловесная мечеть Омара в Иерусалиме, построенная в 688 г. под влиянием византийского монументального стиля. Но обычно строились более легкие и стройные здания с красивыми башенками, тонкими колоннами, несложными капителями. Наиболее известны культовые и дворцовые здания: мечеть Амра в Фустате, соборная мечеть в Куфе, «Купол скалы» в Дамаске и др. Большую прелесть зданиям с Х в. придавали арабески – причудливый тончайший орнамент на всевозможные мотивы с включением стилизованных надписей.. Подобный орнамент, поражающий тонкой ажурностью, украшал рукописи, переплеты книг, заставки, концовки, буквицы. Другим украшением рукописей с XII в. была миниатюрная живопись на разнообразные темы. Крупная станковая живопись развита слабо, т.к. Коран запрещал изображать живые существа из боязни возвращения к «идолопоклонству». Высоко ценилось искусство каллиграфии. Культура Арабского Востока проникала в Европу в процессе общения европейцев с арабами Испании (маврами) и Сицилии, развития торговли с мусульманскими странами и, особенно, в результате крестовых походов. Были усвоены многие восточные приемы текстильного и металлургического производств, красильного дела, парфюмерии, приготовления лекарственных препаратов, познания в математике, анатомии, медицине и др. Испанские арабы создали первые теоретические труды по химии, обосновали теорию химического состояния веществ, умели приготовлять кислоты, щелочи, купоросы. Европейцы научились изготовлять некоторые дорогие ткани, закаливать металлы. В Европу принесены такие сельхозкультуры как греча, рис, шафран, арбузы, хлопок, сахарный тростник, абрикосы и др. Рыцари усвоили утонченные восточные манеры, правила придворной вежливости («куртуазность»), начали более тщательно ухаживать за своим телом и волосами. В моду входят ванны и комфортабельные бани, частая смена нательной и верхней одежды. Появилась новая захватывающая игра – шахматы. С XIV-XV вв. начался неуклонно углубляющийся кризис всей арабо-мусульманской культуры. «Отлаженность, монолитность феодализма на Востоке выросла в препятствие его дальнейшему развитию и потенциальному преобразованию». Мусульманский мир не сумел вовремя перестроиться на новые условия, как это произойдет в Европе. Феодальный уклад освящался ортодоксальным, традиционалистским исламом, оставшимся в средневековых догмах, продолжившим торную дорогу схоластического теоретизирования, затерявшимся в абстракциях и оторвавшимся от реальности. Застыли и закостенели догматика и шариат, наступила долгая и тягостная интеллектуальная летаргия. В то время как Европа начинала освобождаться от власти церкви, то исламский мир, напротив, все больше и больше подпадал под власть духовенства, подминавшего под себя образование, науку, духовную жизнь. |