Главная страница

Лекция+3. 3. 1 Средневековая западноевропейская культура v xv вв


Скачать 220 Kb.
Название3. 1 Средневековая западноевропейская культура v xv вв
Дата08.11.2022
Размер220 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекция+3.doc
ТипЛитература
#777414
страница1 из 4
  1   2   3   4

3 КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
3.1 Средневековая западноевропейская культура V – XV вв.
Неотторжимая часть общемирового культурного развития – культура западноевропейского средневековья, культура феодального общества, когда зародилась национальная культура современных европейских стран, сложилась богатая литература на национальных языках, созданы замечательные образцы изобразительного искусства и архитектуры. Средневековая европейская культура произросла на основе взаимодействия античного наследия, унаследованного от Римской империи христианства и культур варваров, сокрушивших Рим. Для нее было характерно господство теологического мировоззрения. Но несмотря на старания церкви подчинить всю духовную жизнь общества христианскому вероучению, облачить ее в религиозную форму, что во многом тормозило развитие культуры, человеческая мысль и творчество продолжали развиваться. Античные традиции были достаточно сильны на территории бывшей Римской империи и сохранились в Византии. В Италии, Южной Галлии, Испании сохранялись развитая агрикультура и города, умели сооружать двух- и трехэтажные дома. Использовались водяные мельницы. При помощи сыродутного процесса, использовавшегося с V в., делали железо и бронзу. Появились колокола. В VII в. возобновилось применение гончарного круга.

Тем не мнее, начало средневековья (конец V – VII вв.) ознаменовано общим упадком и варваризацией, вырождением культуры. В результате «варварских» завоеваний повсеместно нарушались экономические, политические, культурные связи, огрублялись орудия труда, ухудшилась породность скота, опростился быт, разрушены многие города, где была сосредоточена культурная жизнь, дороги, ирригационные сооружения, памятники искусства, библиотеки, закрывались школы, грамотность стала редкостью, вследствие чего огра­ничивался кругозор людей, создавалась почва для всевозможных суеверий, для устойчивости религиозных умонастроений. Тяжелая жизнь народных масс вселяла надежду, что за страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире. Христианство, ставшее в IV в. государственной религией Римской империи, оказывало все большее влияние на идейную жизнь общества. Носительницей церковно-феодальной идеологии выступила римско-католическая («вселенская») церковь – централизованная религиозная организация с концентрацией высшей церковной власти в руках римского первосвященника – папы, возвышающегося над светскими монархами. Стремясь сгладить социальные противоречия, католическая церковь воспитывала людей в духе аскетического мировоззрения, смирения, строгого исполнения церковных обрядов, рекомендовала посты, молитвы, покаяния, проповедовала, что человеческое тело есть темница души, противопоставляла земную «греховную» жизнь вечному потустороннему существованию, внушала мысль о тщетности человеческих дерзаний перед лицом неотвратимой судьбы. Для воспитания у верующих терпения, твердости в вере и т.п. использовались духовные гимны, литургические пьесы, рассказы о жизни и чудесных делах святых («жития») и канонизированных мучеников (агиография). Основой католицизма вплоть до XIII в. являлся августинизм – учение североафриканского теолога и мистика Августина Блаженного (354-430), представителя фидеизма («Без веры нет знания, нет истины»), противопоставившего светскому государству всемирное господство церкви («град божий»). Книги Священного писания, используемые для богослужения, сочинения отцов церкви переписывались в организованных при монастырях скрипториях. Их образцом послужила обитель Виварий (юг Италии), основанная Кассиодором. Рукописные книги делались на пергамене (выделанной телячьей или овечьей коже), листы которого сшивались и вделывались в дощаный переплет, обтянутый кожей, были очень дороги, их было мало, и в библиотеках они приковывались цепями.

Христианские теологи ставили веру выше разума и «мирской науки», изрекая: «Верую, ибо абсурдно». Однако полностью зачеркнуть античное наследие церковь не смогла и, более того, заимствовала его отдельные элементы при разработке догматов веры. Стремление согласовать христианскую идеологию с традициями античной культуры проявилось в деятельности магистров оффиций (первых министров) Остготского королевства Боэция (480-525), написавшего трактат «Об утешении философией», сохранивший сведения по астрономии, механике, геометрии, музыке, логике, и Кассиодора (490-583) – автора сборника «Варии», ставшего образцом латинской стилистики. За Исидором Севильским (570-636) из вестготской Испании – автором «Этимологий» в 20 книгах – закрепилась слава первого средневекового энциклопедиста. Но, монополизировав систему образования, церковь в школах, организуемых при монастырях для обучения духовенства, использовала светские знания античности односторонне, в обедненном, извращенном виде, увязывая их с христианскими догмами. В V в. Марциан Капелла дал сводное изложение предметов, преподаваемых в античной школе, – «семи свободных искусств», а в VI в. Боэций и Кассиодор разделили их на две ступени обучения: низшую – тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую – квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта классификация сохранилась до XV в. При этом риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика – как умение спорить и обосновывать догматы веры и т.д. Отброшена аристотелевская идея о вечности мира; вселенная (как и человек) рассматривалась как творение бога, обреченное на гибель в установленный им срок. Господствовала геоцентрическая теория. Вселенная представлялась как система концентрических сфер, в центре которой располагалась неподвижная Земля, а вокруг нее вращались Солнце, Луна, пять планет, затем следовала сфера неподвижных звезд (Зодиак) и кристальное небо, отождествляемое с перводвигателем. На верхнем этаже мироздания находилось местопребывание бога и ангелов. Картина мира включала также ад, символизирующий «грешность» Земли, и рай, куда попадали души добродетельных христиан. Центром Земли считался Иерусалим. Церковным мировоззрением были проникнуты и произведения, освещающие деяния вышедших на авансцену истории варваров: «Гетика» Иордана, «История о королях готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского, «История франков» Григория Турского, «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, «История лангобардов» Павла Диакона.

Искусство в раннее средневековье утратило утонченность и совершенство форм античного искусства. Почти полностью исчезла скульптура. Лишь в Южной Европе теплились позднеантичные традиции (каменное зодчество, мозаика). В VI-VII вв. по Рейну, а затем в Англии начали восстанавливать римские и сооружать новые дороги, возводить здания в несколько этажей. В центре и на севере Западной Европы преобладало деревянное зодчество. С завершением христианизации Западной Европы в VII в. возрождается антропоморфное искусство, в центре которого было изображение в человеческом облике бога и святых.

В средневековье наряду с господствующей церковной сохранялась народная культура, уходящая корнями в дофеодальные языческие представления и связанные с ними обычаи кельтов, германцев и других варваров, чуждые мрачному аскетизму христианства. Формы народного творчества были разнообразны (сказки, легенды, предания, лирические песни (любовные, застольные, трудовые, пастушеские), хоровые напевы, обрядовые песни, пляски). Сила народного воображения рождала богов, чародеев, волшебников, эльфов, троллей, гномов (карликов), оборотней и др. Народные сказания явились основой эпических произведений, особенно создаваемых в странах с замедленностью процесса феодализации (ирландские саги, исландская «Старшая Эдда», англосаксонский эпос «Беовульф»). Не имеет аналогов в мировой литературе поэзия скальдов – скандинавских поэтов-исполнителей и викингов. Народные культурные традиции оказали влияние на письменную художественную литературу. Выразителями музыкального и поэтического творчества народных масс были мимы, гистрионы (бродячие актеры), а также жонглеры во Франции, хуглары в Испании, шпильманы в Германии. Церковь преследовала носителей игрового творчества, т.к. их представления часто носили антицерковный характер.

Некоторое оживление культуры после «темных веков» наблюдалось в конце VIII – начале IX в. во Франкском государстве при Карле Великом («Каролингское возрождение»). Нуждаясь в грамотных чиновниках, Карл своими капитуляриями предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для клириков, а также и мирян. Император приглашал ученых из разных стран: Павла Диакона из Италии, гота Теодульфа из Испании, англосакса Алкуина, призывавшего не презирать «человеческие» (не богословские) науки. Сложилась историческая школа. Аббат Эйнгард написал «Жизнеописание» Карла Великого. Центром образованности стала придворная академия в Ахене. Истолковывались и переписывались произведения античных авторов, что сохранило их для будущих поколений. Переписчики выработали закругленный каллиграфический почерк (каролингский минускул); рукописи украшались миниатюрами и заставками. Возрастает интерес к агротехнике. Строились каменные дворцы и церкви, копировавшие византийскую архитектуру, но строительное искусство франков было несовершенным. «Каролингское возрождение» в основном свелось к внешнему подражанию античным образцам и оказалось недолговечным, кончившись с распадом державы Каролингов. Над уровнем богословия в IX в. поднялся только ирландец Эриугена, утверждавший превосходство разума над авторитетом отцов церкви. Радикальность его взглядов не была понята сразу, и лишь в XIII в. они осуждены как еретические.

Временный культурный подъем наблюдался в конце IX в. в англосаксонском государстве в правление короля Альфреда. Но к Х в. в большинстве стран Европы наступило «культурное безмолвие». Только в Германии в конце X в. при императорах Оттонах велась более активная культурная жизнь. В одной из епископальных школ в Реймсе преподавал монах Герберт, познакомивший Европу с арабскими цифрами, счетной доской (абаком), астролябией, построивший гидравлический орган, читавший лекции по астрономии и геометрии, создавший первое в средневековой Европе математическое исследование. «Оттоновское», как и «Каролингское», возрождение при всей их ограниченности способствовали развитию раннесредневековой культуры, но не сумели создать основы для широкого и стабильного ее подъема.

В XI-XIII вв. возникают многие тысячи деревень и хуторов. Распространяются железный плуг, более совершенная система севооборота: двуполье и трехполье (хотя долго еще сохранялись подсечно-огневой, залежный и переложный методы). Расширяются посевы пшеницы, сменившей полбу, ржи, а также овса. Развиваются огородничество, садоводство, разведение масличных и технических культур (льна, красителей). Усилилось освоение недр: добыча руд, соли, строительного камня, удобрений, каменного угля, мергеля (глинистого известняка), торфа. Велись лесоразработки. Поваленный лес уже не сжигался; древесина использовалась для поделок, варки дегтя, смолокурения. С X в. в Западной Европе повсюду растут города как центры ремесла и торговли. Они застраиваются многоэтажными каменными и кирпичными жилыми домами. С XI-XII вв. повсеместно внедряется обожженный кирпич, появляются известковая штукатурка, облицовочный кафель и печные изразцы, черепица. Сооружается первый водопровод с элементами канализации (Труа, XIII в.). Возрастает число замков и мелких укреплений, монастырей и храмов. Более разнообразными становятся типы крестьянских жилищ. Еще в IX в. изобретен вертикальный ткацкий станок. Начинается взлет сукноделия. Из конопляной, льняной, шерстяной пряжи вырабатывались ткани для одежды, парусина, мешковина, канаты. В Европу попадают тутовое дерево и шелковичный червь. В металлургии появились кирпичные стационарные домницы. Специалисты овладели такими металлообрабатывающими методами как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка и штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, закрутка, шлифовка, чеканка, позже – строгание, сверление, обточка, полировка. Начинается производство зеркал в Венеции. Создаются новые механизмы: в водяных мельницах среднебойное, затем верхнебойное колесо вместо нижнебойного позволило использовать их во многих ведущих ремеслах. Стали распространяться ветряные мельницы. В шахтах используются вороты, домкраты, поршневые насосы. Появляются ручные и ножные (педальные) станки для токарных и точильных работ, пружинные приспособления. Сооружаются первые судоходные каналы, изобретены колеса со спицами. Расширилась практика дальнего плавания в открытом море, укрупнились и специализировались корабли.

Рост городов вызвал потребность в грамотных людях, умеющих писать, считать, оформлять документы. Горожанам были присущи трезвый расчет, деловитость, способствовавшие выработке рационалистического мышления, росту умственных запросов. Усилилось стремление к светскому образованию, нарушалась монополия церкви на образование. Кроме монастырских, кафедральных (при соборах), приходских школ по инициативе того или иного магистра (учителя) в городах возникали частные нецерковные, а также гильдейские и муниципальные школы, неподвластные прямому диктату церкви. В Болонье (Италия) уже в XI в. возникли юридические школы, в медицинских школах Салерно (Италия) и Монпелье (Франция) развивалась подсказанная опытом практическая медицина, в Орлеане изучалась античная поэзия, в Шартре – история, литература, испанские школы славились преподаванием математики, медицины, физики и астрономии, признанным центром философии был Париж и т.д. В XI в. зародилась «школьная наука» – схоластика, стремящаяся рационально осмыслить, обосновать, систематизировать догматику христианства с помощью логических суждений и умозаключений. Схоласты вели спор об универсалиях (общих понятиях), в ходе которого определились три направления: реализм, номинализм, концептуализм, выражающие борьбу идеалистической (реализм) и материалистической (номинализм, концептуализм) тенденций в философии. Реалисты (к ним относился один из основателей схоластики Ансельм Кентерберийский, утверждавший, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать») заявляли, что общие понятия извечно существуют реально и предшествуют существованию единичных вещей, рассматриваемых как порождение и несовершенное отражение этих понятий. Номиналисты (Иоанн Росцелин) утверждали, что реально существуют отдельные вещи, а общие понятия – это только названия, не отражающие качества вещей, «сотрясения воздуха». Концептуалисты признавали существование понятий (концептов) лишь в уме как формы познания действительности. Выдающийся представитель концептуализма, магистр Парижской школы Пьер Абеляр (1079-1142) считал разум главным источником познания, противопоставлял тезису «верую, чтобы понимать» тезис «понимаю, чтобы верить», настойчиво проводил мысль о пользе светских знаний. Учение Абеляра осуждено католической церковью, ему запретили писать и преподавать. Инициатор травли Абеляра – фанатичный гонитель еретиков, один из основоположников средневековой мистики Бернар Клервоский. Мистицизм отражал экзальтированное тяготение к богу-искупителю; пределом мистической медитации было слияние человека с ним, считалось, что религиозная доктрина познается путем интуиции, озарения, созерцания, молитв и бдений. Существовали и мистические секты демократического настроя, так, один из мистиков, Иоахим Флорский, предвещал наступление на земле «царства мира и правды», где не будет частной собственности, эксплуатации, неравенства.

С городской культурой связано возрождение в XII в. более глубокого интереса к античному наследию. Крестовые походы и Реконкиста в Испании познакомили Запад с культурой стран Востока и Византии. Получили распространение сочинения арабского комментатора Аристотеля Аверроэса, преподававшего в Кордове (Испания), истолковывавшего учение Аристотеля с точки зрения, близкой к материализму. Развитие городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока способствовали складыванию высших школ – университетов (от латинского «совокупность, общность»). Ранее всего высшие школы появились в Италии (Болонья, Салерно). В конце XII – XIII вв. возникли университеты во Франции (Париж, Монпелье), Англии (Оксфорд, Кембридж), Испании (Саламанка), Португалии (Лиссабон), в XIV в. в Чехии (Прага), Польше (Краков), Австрии (Вена), Германии (Гейдельберг), в XV в. в Швеции (Упсала), Дании (Копенгаген) и т.д. В конце XV в. в Европе их насчитывалось 65. Устойчивого отделения высшего образования от среднего не было. «Школяр» поступал в университет после изучения латинского языка в начальной школе. Университет подразделялся на факультеты: младший, артистический (подготовительный), где преподавали семь свободных искусств, и старшие, специальные – медицинский, юридический, богословский (теологический). Преподавание велось на латыни. Процесс обучения состоял из слушания и записывания лекций и участия в диспутах. Студенты жили в общежитиях – коллегиях (коллежах, колледжах); здесь же проводились занятия. В состав типичного средневекового университета – парижского (позже названного Сорбонной по имени королевского духовника) входили учащиеся, преподаватели, а также книгопродавцы, переписчики, посыльные, аптекари и даже обслуживающие его трактирщики. Знакомство с натурфилософскими сочинениями Аристотеля способствовало распространению среди студентов и преподавателей в XIII в. рационализма и вольнодумства: магистры парижского университета Амори Бенский и Давид Динанский высказывали пантеистические идеи о том, что бог разлит во всей природе, а потому церковь с ее догматами и таинствами не нужна. Эти взгляды распространялись в еретическом движении амальрикан, жестоко подавленном церковью.

Подъем еретического движения в период развитого средневековья связан с возникновением и ростом городов. Сословно неполноправное положение горожан, эксплуатация городских низов со стороны светских и церковных феодалов, городского патрициата, острота социальных противоречий, относительно активная общественная жизнь делали города подлинными очагами ересей – религиозных учений, в той или иной степени отклоняющихся от догматов официальной церкви. По социальной направленности выделяется два основных типа ересей – бюргерская и крестьянско-плебейская. К бюргерской ереси принадлежало большинство еретических движений XII-XIII вв., предусматривавших ликвидацию особого положения духовенства, политических притязаний папства, земельных богатств церкви, стремившихся к упрощению и удешевлению обрядов и улучшению морального облика клира. Идеалом этих еретиков была раннехристианская «апостольская» церковь (простая, дешевая и «чистая»). Более радикальный характер имели крестьянско-плебейские ереси, отражавшие враждебное отношение обездоленных низов города и деревни не только к церкви и духовенству, но и к феодалам, богатому купечеству и городскому патрициату, требовавшие равенства между людьми. Из равенства перед богом выводилось гражданское равенство, отрицались сословные различия. Резким нападкам со стороны боль­шинства еретиков подвергались выдача индульгенций (квитанций, удостоверяющих факт продажи церковью «сверхдолжных добрых дел», т.е. отпущения грехов), требование присяги на Библии, раздельное причастие для мирян и клира. Еретики многих сект называли церковь «вавилонской блудницей», творением сатаны, а папу – его наместником, антихристом. Борьбу против еретических идей и антиклерикальных течений церковь вела с жестоким фанатизмом и непримиримостью. Церковные соборы XII-XIII вв. обязывали духовенство и светскую власть принимать активное участие в этой борьбе. На соборах в разное время были преданы анафеме катары, патарены, вальденсы, позднее – бегины. Признаны ересью и запрещены учения Иоахима Флорского, Амальрика Венского, позже Петра Оливи, в XV в. – Джона Виклифа и Яна Гуса. Осуждены и сожжены сотни руководителей еретических направлений, а рядовые еретики подвергались жестоким преследованиям. Наиболее кровавой формой расправы с еретиками были вдохновлявшиеся церковью и папством крестовые походы против альбигойцев (начался в 1209 г.), апостоликов (1306-1307), пять крестовых походов против гуситов (1420-1431) и т.д. Особую роль в борьбе с ересями играло зловещее церковное судилище – инквизиция (от лат. «розыск»), созданная в начале XIII в., сначала для борьбы с альбигойской ересью во Франции. Жестоко преследовавшая инакомыслящих, инквизиция свирепствовала до конца XIX в. Она широко ввела шпионаж и доносы, вырывала признания у своих жертв путем запутанных софистических ухищрений; к упорствующим же применялись изощренные пытки. Усердие инквизиторов и доносчиков награждалось разделом между ними части имущества, конфискованного у осужденных. Уже в XIII в. наряду с еретиками инквизиция стала преследовать ученых и философов, проявлявших свободомыслие. Инквизиция лицемерно провозглашала принцип «непролития крови», поэтому уличенные в ереси передавались для наказания светским властям. Наиболее распространенной карой было сожжение на костре, нередко групповое (аутодафе – от португальского «дело веры»).

Хотя университеты и были питомниками знаний, но общий уровень образованности оставался низким, господствовало религиозное мировоззрение, что тормозило развитие подлинно научного знания. Набиравший силу аристотелизм церковь стремится теперь использовать для обоснования религиозных догм. Схоластика приобрела чисто церковный характер. Итальянский монах-доминиканец, католический ортодокс Фома Аквинский (1225-1274), выдвинув идею гармонии веры и разума, отвел философии роль служанки богословия. Он заявлял, что все созданное богом совершенно, доказывал вечность сословной организации общества, призывал к сотрудничеству сословий, прославлял теократическое государство. Его учение (томизм) стало официальной доктриной католической церкви. Его оппонент Сигер Брабантский, представитель аверроизма, утверждал безначальное и вечное существование мира, фактически отрицал сотворенность мира и человека богом. Церковь запретила учение аверроистов, Сигер Брабантский погиб в папских застенках. Томизм подвергли критике английские философы-номиналисты Дунс Скот и Уильям Оккам, стремящиеся отделить философию от теологии. Ортодоксальная схоластика стала препятствием для развития практических наук, основанных на опыте; преобладало знание, основанное на чистом умозрении, а зачастую и фантастических абстракциях, что ярко проявилось в алхимии. Алхимики пытались превратить в золото неблагородные металлы с помощью чудодейственного «философского камня», которому приписывалась способность излечивать все болезни и продлевать жизнь, хотя отдельные их опыты способствовали изучению свойств веществ, получению сплавов, кислот, щелочей, едких натрия и калия, соды; создана аппаратура для фильтрации и дистилляции, перегонный куб, химическая печь. Интерес к опытной науке зародился в Западной Европе в XIII в., ее провозвестником стал оксфордский профессор, монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), осуждавший схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетами, призывавший к самостоятельным исследованиям. Он достиг немалых результатов в оптике, физике, химии, предсказал возможность создания увеличивающих оптических приборов, объяснил радугу преломлением солнечных лучей в дождевых каплях, составил рецепт пороха, установил способы получения фосфора, магния, висмута, пытался изучать силу пара. В своем «Большом труде» он высказал замечательные догадки, мечтал о судах без гребцов, самодвижущихся повозках, летательных машинах, подъемных кранах. Сочинения Бэкона были преданы анафеме, а сам он просидел около 14 лет в заточении. Продолжателями его дела стали французские оккамисты Жан Буридан, Николай из Отрекура, близкий к атомизму, Николай Орем, развивший учение о суточном вращении Земли, попытавшийся сформулировать закон падения тел, выдвинувший идею применения координат. Учение оккамистов было последним взлетом схоластики. Противодействие церкви привело в конце XIV в. к ее окончательному упадку. На смену ей все более выдвигалась экспериментальная наука. С XIII в. в Англии и других странах создаются трактаты по агротехнике. Под протежированием сицилийских королей процветала медицинская школа в Салерно, откуда вышел «Салернский кодекс здоровья» Арнольда из Виллановы. В XV в. врачом Парацельсом созданы лекарства из неорганических соединений. Благодаря многочисленным путешествиям (одно из них совершено венецианцем Марко Поло) обогатились географические знания, совершенствовались карты. В конце XIII в. в Генуе появились первые морские карты – лоции.

Развитие образования, распространение грамотности повышало спрос на книги, в производстве которых с XIV в. широко применяется бумага. Производство книг удешевляется, упрощается и унифицируется с изобретением немецким мастером Иоганном Гутенбергом книгопечатного станка с подвижными литерами (около 1445 г.). Печатание книг повлекло за собой существенные перемены в культурной жизни Европы. В XII-XV вв. значительно растет число библиотек.

В XII-XIII вв. в городах расцветает латиноязычная светская литература: приключенческая, автобиографическая («История моих бедствий» Абеляра), эпистолярная, городские хроники, стихотворения, басни. В некоторых произведениях слышатся фольклорные мотивы («Об утерянной лошади», «Словопрение весны с зимой»). Особое место в этой литературе занимает вольнодумная, озорная поэзия вагантов, или голиардов, основную часть которых составляли бродячие студенты, происходившие из разных социальных слоев. Ваганты проповедовали жизнеутверждающее отношение к бытию, воспевали земные радости, беспечное веселье («Бросим все премудрости, побоку ученье, наслаждаться в юности – наше назначенье»). Их жизненным кредо была свобода: «Жизнь на свете хороша, коль душа свободна, а свободная душа господу угодна». Резко обличали они католическую церковь, духовенство, монашество: «Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны полон он, и скверною все полно безмерно», «Рим и всех и каждого грабит безобразно, пресвятая курия – это рынок грязный! Там права сенаторов продают открыто, там всего добьешься ты при мошне набитой». Ваганты подвергали насмешкам и представителей других сословий: горожан за любовь к наживе, рыцарей за чванливость. Иногда ваганты жаловались на свою скитальческую, необеспеченную жизнь: «Не для суетной тщеты, не для развлечения – из-за горькой нищеты бросил я учение».

С развитием городов латинский язык перестает быть единственным языком письменности. С XII в. складываются национальные литературные языки. Окончательно оформился и был записан героический эпос. Героями народных сказаний, читавшихся нараспев сказителями, были обычно воины, защищавшие свою страну и народ. Но поскольку эпос записывался в условиях феодализма, его герои изображались как пре­данные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства. Крупнейшие эпические произведения: французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о Сиде», немецкая «Песнь о Нибелунгах». В XI-XII вв. с завершением формирования сословий феодального общества складывается идеология рыцарства, нашедшая отражение в светской рыцарской литературе, утверждавшей привилегированное положение рыцарей, прославлявшей их добродетели: доблесть, честь, верность королю и церкви. Куртуазная (галантная, изысканно вежливая) поэзия прославляла интимные чувства, культ служения «прекрасной даме». На юге Франции, в Провансе родилась поэзия трубадуров (Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн), в Северной Франции – труверов, в Германии – миннезингеров. Создавались стихотворные повести на любовно-авантюрные сюжеты («лэ»), заимствованные, в частности, из кельтских преданий о короле бриттов Артуре и рыцарях круглого стола. Большую роль в развитии куртуазного романа сыграл французский поэт Кретьен де Труа (XII в.); особую популярность приобрел роман о Тристане и Изольде. Демократическими тенденциями отличается повесть Гартмана фон дер Ауэ «Бедный Генрих». По мере уменьшения значения рыцарства куртуазный роман приходит в упадок. Попытка возродить рыцарский роман с его героическим пафосом в XV в. принадлежит английскому дворянину Томасу Мэлори, написавшему прозаический роман «Смерть Артура».

Особенно важную роль в развитии светских и реалистических мотивов в средневековой культуре сыграла городская литература. В XII в. возникли шуточные стихотворные новеллы (фаблио во Франции, шванки в Германии), в которых в сатирическом духе с грубоватым юмором изображались феодалы («О сером в яблоках коне»), обличалось корыстолюбие и распутство церковников («Завещание осла», «О буренке, поповской корове»), восхвалялись находчивость, здравый смысл и сметка горожан. Фаблио и сирвенты (стихотворения на политические темы) поэта Рютбефа (1230-1285) носили столь ярко выраженный антипапский характер, что его сочинения осуждены особой буллой на сожжение. Борьба против феодалов нашла отражение в городском сатирическом эпосе «Роман о Лисе», сложившемся во Франции и переведенном на многие европейские языки. Во Франции была написана и аллегорическая поэма «Роман о Розе». Ее вторая часть, созданная Жаном де Мёном, представляет собой яркий образец средневекового свободомыслия. Автор нападал на глупость и насилие, обличал мракобесие и невежество церковников, критиковал папу, отрицал божественное происхождение королевской власти, утверждал, что о достоинствах людей надо судить не по происхождению, а по личным качествам: «Все благородство в поведенье, а знатное происхожденье не стоит ровно ничего, коль сердце подло и черство!» В городской поэзии, драме и новом жанре – прозаической новелле горожане наделяются житейской мудростью, практической сметкой, жизнелюбием. Бюргерство противопоставляется дворянству и духовенству. Этими идеями проникнуто творчество поэтов Эсташа Дюшена и Алена Шартье, высказавших резкие обвинения в адрес французских феодалов за поражения в Столетней войне, осмеивавших королевских советников и духовенство, но осуждавших народ за мятежи.

«Отец английской поэзии» Джефри Чосер (1340-1400) в сборнике стихотворных новелл «Кентерберийские рассказы» нарисовал яркую картину современной ему Англии. Оптимизм, свободомыслие, высмеивание алчности духовенства и чванства феодалов делают его одним из предшественников английского гуманизма. Глубоко человечная поэзия французского поэта XV в. Франсуа Вийона вобрала в себя страдания обездоленных простых людей и бунтарские настроения того времени. Высмеивая в сатирических стихах представителей господствующего класса, монахов и богатых горожан, Вийон полон сочувствия к беднякам. Вызовом средневековому миросозерцанию явились антиаскетические мотивы, прославление земных радостей, интерес к человеку и его переживаниям, позволяющие характеризовать Вийона как одного из предшественников Возрождения во Франции.

В XIII-XIV вв. возникла крестьянская литература, представленная, прежде всего, народными песнями (любовными, эпическими, застольными, бытовыми), существовавшими долгое время в устной традиции. Борьба крестьянства, народные бедствия в годы войны и разрухи нашли отражение во Франции в песнях-жалобах, а также в балладах, возникающих с XIV в. во многих странах. Особенную известность получил цикл баллад о легендарном разбойнике Робин Гуде – любимце английского народа (записывались с XV в.). Он изображался вольным стрелком, живущим с дружиной в лесу, защитником бедных от произвола феодалов и чиновников. В творчестве выходцев из крестьянской среды труд крестьян воспевался как основа общественной жизни. В первой немецкой крестьянской поэме «Крестьянин Гельмбрехт», написанной Вернером Садовником, честный трудолюбивый крестьянин противопоставляется разбойнику-рыцарю. Аллегорическая поэма английского поэта Уильяма Ленгленда (1332-1377) «Видение Уильяма о Петре-Пахаре» проникнута сочувствием к крестьянам, составляющим, по мнению автора, здоровую основу всякого общества.

На городских площадях разыгрывались театрализованные постановки. Под влиянием новых веяний мистерии и литургические действа, представлявшие собой инсценировку библейских сюжетов, становятся более зрелищными, карнавальными, носят злободневный характер. В постановки включались народные игрища, пляски ряженых. Из них выросла игра о Робене и Марион, бесхитростная история любви пастушка и пастушки. В XIV-XV вв. широко распространились французские фарсы и немецкие фастнахт-шпили – юмористические сценки, выросшие из народных карнавальных игр. В них реалистически изображался быт горожан, затрагивались социально-политические проблемы. Большой популярностью пользовался фарс «Господин Пьер Пателен», обличавший корыстолюбие, нечестность и крючкотворство судейских чиновников. В городах возникла многоголосная полифоническая музыка, тесно связанная с народным хоровым пением. Изобразительное искусство развивалось под влиянием религиозного миросозерцания. От художника требовалось не столько реалистическое изображение образов распятого Христа, святых, сколько запечатление в них идей божества, святости, совершенства. С яркостью изображались картины бедствий и страданий, по учению церкви, очищающих и возвышающих душу. Впрочем, в убранство храмов вплеталось и народное творчество. С XIII в. нарастают реалистические тенденции в скульптуре. Сюжетами для рельефных изображений часто являлись жанровые сценки (например, крестьяне за уборкой урожая), сказки и предания, карикатурные фигуры монахов и клириков, например, осел, служащий мессу, с прислуживающими ему медведем и свиньей. Крупнейший скульптор средневековья – Слютер из Бургундии (XIV в.). В XIV в. во Франции и Англии появляется станковый портрет. Большого расцвета достигла миниатюра. При дворах французских королей, бургундских герцогов создаются роскошные рукописи, над украшением которых работали художники, съезжавшиеся со всех концов Европы. Значительных успехов достигло прикладное искусство: изготовление художественных ковров, бронзовое литье, эмали.

Появились новые приемы обработки стекла и камня (кладка из тесаных камней), что способствовало возрождению каменного зодчества. В Х в. вырабатывается новый архитектурный стиль, господствующий в двух последующих столетиях, – романский, опиравшийся на традиции римского и византийского зодчества и применявшийся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Соборы представляли собой приземистые массивные здания в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями, скрытым подвальным помещением (криптой), узкими, высоко расположенными оконными проемами в толстых каменных стенах, с небольшой световой площадью, со сводчатым перекрытием. Свод поддерживали полукруглые (полуциркульные) арки. Главный фасад и капители колонн украшались окрашенными скульптурами. Стены покрывались фресками. Романский стиль отличался большой выразительностью и способствовал усилению религиозного чувства и страха перед богом-триумфатором, как бы парившим над порталом собора, символизировавшим небесные врата. Из романских памятников известны соборы в Пуатье, Арле, Клюни, Отене, поражающий неприступностью комплекс замковых сооружений Каркассона (Франция), соборы в Вормсе и Майнце (Германия). Во второй половине XII в. появляется, прежде всего, в Северной Франции, иной стиль – готический. Его характерные черты: необозримость, часто асимметричность зданий, устремленность их ввысь, применение стрельчатых арок, выступающих нервюр, пучков легких колонн, расположенных снаружи контрфорсов (опорных ребер). Стены, украшенные кружевом каменной резьбы со множеством скульптурных изображений, восхищают ажурностью, легкостью (в интерьере католического храма (костела) доминируют не иконы, а скульптуры). Появились огромные окна, украшенные витражами. В XIV-XV вв. готический стиль продолжал господствовать в виде изощренной «пламенеющей» готики. Отличаясь большим единством, он имел свои особенности в разных странах. Страна классической готики – Франция. Для французской готики характерны четкость конструкции, богатство декора, яркость витражей, соразмерность и гармоничность пропорций, для немецкой – особенно заметная устремленность ввысь и отсутствие богатого внешнего декора (скульптуры находятся в основном внутри и отличаются сочетанием грубого реализма с мистической экзальтацией), для английской – растянутость в длину, большие размеры и массивность зданий, почти полное отсутствие скульптурной декорации. Образцы готики: собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре (Франция), Ульме (Германия), Кентербери, Линкольне, Лондонское Вестминстерское аббатство (Англия), Миланский собор (Италия). Постройка готического собора порой затягивалась на столетия. Сооружались гражданские здания для городского совета, отражавшие рост самосознания бюргерства, например, ратуша в Брюсселе. Один из лучших памятников готики – королевский замок в Амбуазе (Франция).

В XIV-XV вв. сделано значительное число изобретений: кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок для расточки водопроводных труб, колесный домкрат, подъемный кран, землеройная машина, плющильные молоты, первый автомат – механические часы (с гиревым механизмом, башенные, затем карманные часы). В прядении веретено и стоячую прялку заменила самопрялка с колесом. Появилась плотная и тонкая керамика – предшественница фарфора. Началась систематическая шлифовка драгоценных камней. Применяются шлифовальные линзы для очков, алмазные стеклорезы. В Лотарингии строятся домны, позволяющие варить чугун. Расширяется применение цветных металлов и их сплавов. Храмы увенчиваются огромными безопорными куполами. Появляются цемент, стальные иглы, кареты и современная телега, водолазный колокол для подводных работ, первый горный тоннель в Альпах (Сен-Готардский перевал), канализация в нескольких городах, паром с бортовыми колесами. Распространяется тряпичная бумага. В военном деле появились чешуйчатые латы, новые арбалеты и др., изобретено огнестрельное оружие (порох в Европу ранее принесли испанские арабы; арабы же изобрели личное огнестрельное оружие). В начале XIV в. в массовом масштабе впервые использованы примитивные пушки (при осаде кастильцами Гибралтара). Позже пушки поставили на подвижные лафеты, изобрели фитильный замок. В мореплавании возникает профессия лоцмана, в навигацию повсеместно внедряются компас и другие навигационные приборы, совершенствуются якоря, рулевое и парусное оснащение. В судостроении появился многомачтовый корабль со сложным снаряжением – каравелла, позволяющая совершать далекие океанские путешествия. Производятся опыты по взаимодействию химических веществ, их возгонке и очищению, заново открывают рецептуру мыла, утерянную в VI в. Умели изготовить соли, аммиак, скипидар, олифу, эфирные масла, составить краску для художников, стекловаров, кожевников, красильщиков тканей. Создаются руководства для ремесел, труды по механике. Зарождается систематическая наука, базировавшаяся на повседневном опыте.

Развитие культуры в феодальном обществе носило противоречивый характер, отражало идейную борьбу между феодально-церковным мировоззрением с его главным носителем – католической церковью – и народной, а позднее и городской культурой. Развитие городской, народной, отчасти светской рыцарской культуры уже в XI-XIII вв. исподволь подрывало церковную монополию в духовной жизни общества. В XIV-XV вв. церковь постепенно утрачивает господство в духовной жизни, чему способствовали распространение ересей, требовавших отмены крепостного права и барщины (отдельные крайние секты призывали к установлению имущественного равенства и общности имуществ; наиболее радикальные крестьянско-плебейские ереси нередко сочетались с народными восстаниями: апостолики, лолларды, табориты и др.). Происходит упадок схоластики, потеря ею ведущих позиций в области образования. Университеты частично освобождаются от папского влияния. Все более сужается сфера применения латинского языка. В отличие от Италии, где уже началась эпоха Возрождения, культура других стран Европы в XIV-XV вв. представляла собой переходное явление. На ее развитие уже оказывала известное влияние культура итальянского Возрождения, но ростки нового продолжали развиваться еще в рамках старого мировоззрения.
  1   2   3   4


написать администратору сайта