|
проблема справедливости. Философское эссе. 3. Августин считает, что время это некоторый неуловимый момент, который только что был в будущем и вот уже оказался в прошлом. Поэтому времени нет есть только настоящее, которое постоянно от нас ускользает
3. Августин считает, что время это некоторый неуловимый момент, который только что был в будущем и вот уже оказался в прошлом. Поэтому времени нет есть только настоящее, которое постоянно от нас ускользает. Но даже если бы время и было, то его нельзя измерить. Когда мы что-то измеряем, мы прикладываем некий эталон: так, мы измеряем длину предмета, прикладывая к нему эталон – метр. А как приложить эталон к промежутку времени? Начало этого эталона будет в прошлом, которого уже нет, конец этого эталона будет в будущем, которого еще нет. Поэтому времени, во-первых, нет, а во-вторых, если бы оно даже и было, то его нельзя измерить. Время полностью парадоксально. Нельзя представить себе, что оно существует объективно, независимо от человека, как некоторая текучесть, которую можно было бы измерить. Поэтому Августин приходит к единственно возможному выводу: время существует в душе. Будущее – это наше ожидание, прошлое – это наше воспоминание, и существует собственно все это только в настоящем, которое человек непосредственно переживает. Поэтому время – это изменчивость души. |
|
|